Научная статья на тему '95. 02. 032. Любимова Н. Г. Гуськов С. В. Экономика природопользования: учеб. Пособие для студентов спец. "менеджмент" - 0719. . . / гос. Акад. Упр. Им. С. Орджоникидзе. - М. , 1994. - 76 с. -- библиогр. : С. 75'

95. 02. 032. Любимова Н. Г. Гуськов С. В. Экономика природопользования: учеб. Пособие для студентов спец. "менеджмент" - 0719. . . / гос. Акад. Упр. Им. С. Орджоникидзе. - М. , 1994. - 76 с. -- библиогр. : С. 75 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «95. 02. 032. Любимова Н. Г. Гуськов С. В. Экономика природопользования: учеб. Пособие для студентов спец. "менеджмент" - 0719. . . / гос. Акад. Упр. Им. С. Орджоникидзе. - М. , 1994. - 76 с. -- библиогр. : С. 75»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

ьош I че

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ 3 -

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,2 рефераты 95.02.001-95.02.074

МОСКВА 1995

гии. Рост рыночных цен на нефть стимулировал стратегию сохранения энергии и структурные изменения, ведущие к экономии энергии. В то же время снижение цен на нефть может увеличить спрос на нее, а повышение эффективности превращения одного вида энергии в другой является фактором снижения спроса. Тем не менее, падение цен на энергоносители ведет, как правило, к реальному росту спроса на энергопродукты. Однако экологические -нормы поставят предприятия перед альтернативой: сократить производство или платить штрафы за загрязнение. Задача заключается в определении величины этих штрафов, т. е. компенсации за загрязнение, и механизма компенсации.

До 90-х годов экологическая политика в большинстве стран основывалась на административном контроле, включающем разработку стандартов, касающихся использования топлива и выбросов в атмосферу. В настоящее время более целесообразным в определенных случаях представляется включение расходов, связанных с экологическими стандартами и штрафами, в стоимость энергии путем продажи фирмам разрешений на выброс в атмосферу определенного количества отходов. Система штрафов предпочтительнее при наличии большого количества предприятий с низким уровнем загрязнения, продажа разрешений — при существовании небольшого количества предприятий с высоким уровнем загрязнения. Кроме того, разработаны специальные программы перевода налогов на покупку неэффективного оборудования в субсидии на покупку эффективного.

Стратегия управления спросом на энергоресурсы включает повышение эффективности превращения одного вида энергии в другой, что оказывается дешевле, чем создание новых энергетических мощностей.

Учет экологического фактора при разработке энергетической политики неизбежно приведет к росту цен на энергию. Поэтому важно решить два вопроса: окажет ли это обстоятельство отрицатепьное воздействие на экономику в краткосрочном плане и снизят ли односторонние действия, направленные на защиту ОС, конкурентные позиции региона или экономики в целом.

В заключение автор отмечает, что эффективная связь между развитием энергетики и защитой ОС, осуществляемая путем сопоставления расходов на ее защиту и выгод от нее, не будет сдерживать экономический прогресс.

Н. Н. Иванова

95.02.032. ЛЮБИМОВА Н. Г, ГУСЬКОВ С. В. ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ: Учеб. пособие для студентов спец. "Менеджмент" — 0719... / Гос. акад. упр. им. С. Орджоникидзе.— М., 1994 76 с .— Библиогр.: с. 75.

Пособие состоит из введения, семи разделов и приложения.

Предмет экономики природопользования, отмечается во введении, состоит в исследовании "механизма общественных отношений по поводу охраны окружающей среды и вовлечения природных ресурсов в процесс расширенного воспроизводства" (с. 3). К основным задачам экономики природопользования относятся: определение перспективных направлений развития общественного производства с учетом сохранения качества окружающей среды (ОС) и рационального использования природных ресурсов; прогнозирование состояния качества ОС; определение путей и методов повышения эффективности использования природных ресурсов; эколого-экономическая оценка производства, строительства и технического перевооружения предприятий и отраслей народного хозяйства; снижение материало- и энергоемкости производства и т. д.

В первом разделе дается определение понятий "природные ресурсы" и "природные условия", обосновывается необходимость экономической оценки природных ресурсов, представляющей собой денежное выражение долгосрочного эффекта от их эксплуатации. Предметами экономической оценки являются единичные природные ресурсы и объекты природопользования. При этом оценка объекта природопользования распадается на оценки образующих его единичных ресурсов, а не является результатом их арифметического суммирования. Исходя из этого, авторы понимают под экономической оценкой природных ресурсов экономическую оценку объектов природопользования (с. б). В настоящее время ресурсооценочные работы базируются на рентной концепции определения эффекта от эксплуатации природного ресурса, в соответствии с которой под экономической оценкой природных ресурсов понимают экономическую ренту — цену, уплачиваемую за использование земли и других природных ресурсов, количество которых ограничено.

Во втором разделе на основе многочисленных статистических данных рассматривается влияние промышленности в целом на ОС. Более подробно авторы останавливаются на социально-экономических и экологических последствиях функционирования различных энергетических объектов: тепловых станций (ТЭС), гидростанций, АЭС, высоковольтных линий передач.

В третьем разделе анализируются методические проблемы оценки эффективности природоохранной деятельности, к которой относится деятельность по сохранению качества ОС. Конкретными видами природоохранной деятельности являются: природоохранные мероприятия, научно-исследовательские и конструкторские разработки, текущая природоохранная работа. Существуют два основных направления природоохранной деятельности: очистка вредных выбросов предприя-

тий (этот путь малоэффективен) и разработка малоотходных и безот-, ходных технологий производства. В электроэнергетике второе направление включает создание электростанций на возобновляемых энергоресурсах, а на действующих станциях — применение принципиально новых технологических решений.

Предполагаемая природоохранная деятельность должна обеспечить соблюдение нормативных требований к качеству ОС и получение максимального экономического эффекта от улучшения ее состояния, сбережения и более полного использования природных ресурсов. О достижении указанных целей судят по экологическим и социально-экономическим результатам природоохранных мероприятий. Экологический результат выражается в снижении отрицательного воздействия на ОС и улучшении ее состояния; социально-экономический — в повышении уровня жизни населения, эффективности общественного производства и увеличении национального богатства страны.

При определении экономического результата природоохранных мероприятий учитываются: предотвращенный экономический ущерб от загрязнения ОС; затраты в материальном производстве, непроизводственной сфере и соответствующие расходы населения; прирост природных ресурсов.

Ч то касается социальных результатов, то в настоящее время возможна лишь их неполная денежная оценка в зависимости от их непосредственного воздействия на эффективность общественного производства и реальные доходы населения.

Далее авторы останавливаются на понятии экономического ущерба, который представляет собой сумму затрат, вызываемых отрицательным воздействием загрязненной среды на реципиентов, т. е. объекты, принимающие на себя вредное воздействие выбросов загрязнителей, и ' затрат на предупреждение этого воздействия. Экономический ущерб от загрязнения ОС является комплексной величиной и определяется как сумма ущербов, наносимых отдельным реципиентам в пределах загрязненной зоны. Приводятся примеры двух методов расчета экономического ущерба — прямой счет и аналитический метод, показываются их особенности.

До недавнего времени у промышленных предприятий в бывшем СССР практически не было экономических стимулов к снижению загрязнения ОС. Экологические затраты, как правило, повышали себестоимость продукции без каких-либо ощутимых выгод для предприятий. Авторы показывают, что такие выгоды между тем существуют и измеряются экономическим ущербом, которого можно избежать. Если эти выгоды определенным образом "передаются" предприятию, загрязняющему ОС, у него появляются стимулы к снижению загряз-

нения. Эту функцию может выполнять специальный налог (плата за природные ресурсы).

В четвертом разделе приводится характеристика природоохранных мер, направленных на защиту атмосферного воздуха от вредных выбросов ТЭС. Основное внимание уделяется техническим решениям, связанным с предотвращением и снижением образования выбросов вредных веществ, а также очисткой от них дымовых газов ТЭС.

В пятом разделе рассматривается структура затрат энергосистем и электростанций, связанных с природоохранной деятельностью, а также порядок расчета таких элементов затрат, как материальные затраты, амортизационные отчисления, ремонтные расходы, плата за пользование землей, расходы по страхованию имущества предприятий, расходы по оплате труда, отчисления от расходов по оплате труда и т. д.

В шестом разделе анализируется экономический механизм охраны ОС, создаваемый в настоящее время в РФ в соответствии с законом "Об охране окружающей среды". Для начала хозяйственной деятельности любому юридическому или физическому лииу необходимо заключить договор на комплексное природопользование с исполнительными органами власти области, города и т. д. Договор заключается на основе экологической экспертизы на предполагаемую деятельность и лицензии. Использование природных ресурсов осуществляется на платной основе. Существует плата за природные ресурсы и плата за загрязнение ОС и другие виды воздействия, которая взимается за выброс загрязняющих веществ в атмосферу, сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные воды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия (шум, вибрация и т. д.). При этом устанавливаются два вида базовых нормативов платы: за загрязнение ОС в пределах допустимых нормативов (за счет себестоимости продукции) и за их превышение (за счет прибыли предприятия). Такой механизм заставит предприятия-загрязнители серьезнее относиться к проблемам экологии.

Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы вредных веществ, размещение отходов перечисляется предприятиями в размере 90% на специальные счета внебюджетных экологических фондов и в размере 10% в доход республиканских бюджетов РФ для финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны ОС (с. 59). Указанные фонды формируются для решения неотложных природоохранных задач, восстановления ущерба для ОС, компенсации причиняемого вреда и других природоохранных задач. Наряду с экологическими территориальными фондами финансирование экологических программ и мероприятий по охране ОС производится за счет бюджетов всех уровней, средств пред-

приятий, кредитов банков, фондов экологического страхования, общественных фондов охраны природы.

Внесение платы за пользование природными ресурсами не освобождает предприятия от выполнения мероприятий по охране ОС и возмещению ущерба, причиненного экологическими правонарушениями. В этой связи возникает необходимость в выделении средств на охрану природы на самих предприятиях, источниками которых могут быть платежи за загрязнение, амортизационные отчисления по природоохранным сооружениям и объектам и прибыль от основной деятельности.

В седьмом разделе рассматриваются основные модели регулирования природоохранной деятельности за рубежом. Первая модель основывается на принципе действия "побудительного налога". В этом случае уровень платы должен заинтересовывать предприятие-загрязнитель в очистке производственных отходов в соответствии с установленными законодательством нормами. Вторая модель использует принцип "перераспределительных налогов". Их функции — мобилизовать средства для финансирования природоохранных программ. Кроме того, они способствуют снижению суммарных издержек близлежащих предприятий на очистку выбросов вредных веществ. При этом собранные средства перераспределяются от предприятий с высоким уровнем издержек на природоохранные мероприятия к предприятиям с низкими издержками. Чаще всего такой метод используется для борьбы с загрязнением вод.

В приложении рассматривается опыт Японии по регулированию состояния ОС.

И. Ю. Жилина

95.02.033. КОСАРИКОВ А. Н. КРИТИЧНОСТЬ ЭКОСИСТЕМЫ ГОРОДА, ПРОГНОЗ И ВОЗМОЖНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ,— Ниж. Новгород: Волго-Вят. кн. изд-во, 1994 .— 122. с .— Библиогр.: с. 119-121.

Монография, состоящая из введения, трех глав и заключения, посвящена анализу экологического состояния г. Нижний Новгород. Разработаны рекомендации по практическому решению экологических проблем технологическими и экологическими средствами и методами.

В первой главе представлены общая характеристика экосистемы города, структура занятости, поведенческие и демографические факторы, сложившиеся целевые установки промышленного развития.

Экосистему города, по мнению автора, невозможно рассматривать как закрытую. Становление Н. Новгорода как крупнейшего промышленного центра государства и всей промышленной Нижегородской агломерации прошло ряд этапов. Начало милитаризации промышленности города связано с первой мировой войной. В годы первых пятиле-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.