Научная статья на тему 'Актуальность внедрения системы управления ресурсосберегающими процессами на промышленных предприятиях РФ'

Актуальность внедрения системы управления ресурсосберегающими процессами на промышленных предприятиях РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
128
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наймушина Елена Анатольевна

В статье дана оценка экономическому механизму политики природопользования РФ, состоянию природно-ресурсного потенциала страны, ее регионов, в том числе Омской области; работа отражает актуальность и значимость управления ресурсосберегающими процессами в отечественной промышленности. Рассматривается необходимость формирования и внедрения системы управления ресурсосберегающими процессами на промышленных предприятиях как неотъемлемый элемент и инструмент реализации политики природопользования РФ и как фактор сокращения экономических затрат на возмещение экологического ущерба природно-ресурсному потенциалу РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальность внедрения системы управления ресурсосберегающими процессами на промышленных предприятиях РФ»

УДК 338.45

Е. Л. НАЙМУШИН А

Омский государственный технический университет

АКТУАЛЬНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩИМИ ПРОЦЕССАМИ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ РФ_

В статье дана оценка экономическому механизму политики природопользования РФ, состоянию природно-ресурсного потенциала страны, ее регионов, в том числе Омской области; работа отражает актуальность и значимость управления ресурсосберегающими процессами в отечественной промышленности. Рассматривается необходимость формирования и внедрения системы управления ресурсосберегающими процессами на промышленных предприятиях как неотъемлемый элемент и инструмент реализации политики природопользования РФ и как фактор сокращения экономических затрат на возмещение экологического ущерба природно-ресурсному потенциалу РФ.

Управление природопользованием — это совокупность мер регулирования состояния природно-ресурсного потенциала страны в целях обеспечения достижения экологически безопасного и устойчивого (сбалансированного) его развития. При этом экополитика представляет собой политику по отношению к окружающей природной среде, целями которой являются:

1. учет экологических и природно- географических условий конкретных территорий при решении проблем развития экономики страны;

2. сохранение генетического здоровья населения;

3. рациональное использование природно-ресурсного потенциала России;

4. сохранение биоразнообразия.

Ее экономический механизм включает совокупность плановых, финансовых, товарно-рыночных, организационно-административных и иных мер, воздействующих на поведение людей в сфере производства товарной продукции, способных создать материальную заинтересованность товаропроизводителей и иных участников процесса материального производства в соблюдении экологических требований. Он может быть представлен следующим образом (рис.1).

Рассматривая эколого-экономическое стимулирование рационального ресурсопользования и природоохранной деятельности как составную часть экономического механизма управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды (ООС), можно особенно выделить наиболее привлекательные для отечественных производителей следующие мероприятия:

1. льготное и специальное налогообложение;

2. ценовую политику (использование поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию, регулирование цен на первичные ресурсы и конечную продукцию);

3. государственную поддержку предприятий, производящих природоохранное оборудование и контрольно-измерительные приборы, атакже фирм, выполняющих работы и оказывающих услуги экологического назначения;

4. создание системы экологического сертифицирования;

5. формирование рынка экологических работ и услуг;

6. проведение политики торговли правами на загрязнение;

7. введение ускоренной амортизации основных фондов природоохранного назначения;

8. лицензирование использования природных ресурсов.

В финансово-кредитном механизме природоохранной деятельности такими мероприятиями являются: льготное кредитование, субсидирование, субвенцирование и пр.

Также могут быть использованы и другие экономические методы регулирования рационального природопользования: планирование, финансирование мероприятий по ООС; установление лимитов, платы за природные ресурсы, загрязнения; лицензирование; страхование; экологический аудит.

Одной из главных задач на современном этапе развития России является формирование системы мер по обеспечению устойчивого социально-экономического развития, базирующихся на разработке и внедрении новых и максимальном использовании имеющихся экологически безопасных, энерго- и ресурсосберегающих, мало- и безотходных технологий. При этом особое внимание необходимо уделять созданию правовых, организационных и экономических условий экологической переориентации экономики, социальной сферы и систем жизнеобеспечения в соответствии с требованиями рационального использования всех видов ресурсов, сохранения и улучшения состояния окружающей среды, обеспечения экологической безопасности производства и продукции.

Следует отметить, что для охраны атмосферного воздуха, прежде всего необходимы мероприятия:

1. сокращение в технологических процессах выбросов специфических токсичных веществ (соединений хлора, фтора, сероуглерода, сероводорода, ртути, свинца, и др.);

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ И РОС

Финансов ме? о-кредитный санизм

1 г

-система бюджетного финансирования -система экологических фондов

-система экологических банков

-фонды экологического страхования -иностранные инвестиции -собственные средства предприятия -система льготных экологических инвестиционных фондов

Эколог страх ическое звание

-фонды страхования техногенных аварий -фонды страхования стихийных бедствий -фонды перестрахования

Экономическое стимулирование

-льготы (налог, кредит и т.д.)

-специальное налогообложение экологически вредной продукции и технологий -поощрительные цены и надбавки на экологически чистую продукцию -механизм купли-продажи разрешений на право выброса, сброса загрязняющих веществ -государственная поддержка предприятий, производящих природоохранное оборудование -экологическая сертификация -экологические субсидии

Рис. 1. Экономический механизм политики природопользования РФ.

2. перевод автотранспорта на менее токсичные виды топлива, создание и внедрение различных присадок и добавок, улучшающих экологические характеристики двигателей автомобилей; внедрение специальных нейтрализаторов отработавших газов и двигателей автомобилей, создание диагностических постов и пунктов контроля выбросов автомобилей при государственном техническом осмотре;

3. увеличение производства малозольных и малосернистых видов топлива;

4. увеличение серийного производства газоочистных и пылеулавливающих установок, приборов контроля за загрязнением атмосферного воздуха;

5. сокращение выбросов оксидов серы и азота, также парниковых газов и озоноразрушающих веществ.

В области охраны водных ресурсов:

1. создание и внедрение новых технологий и комбинированных методов обеззараживания питьевой воды, также ее кондиционирование, в том числе опреснение, обезжелезивание и т.д.;

2.организация производства

водоизмерительной аппаратуры для учета водопотребления и водо-отведения;

3. создание и развитие оборотных и повторно последовательных систем водоснабжения, систем локальной очистки и повторного использования производственных сточных вод, замкнутых систем водообеспечения отдельных предприятий и производств;

4. создание систем очистки и использования сбросных вод, в т.ч. шахтно-рудничных, дренажных и промывных, а также дочищенных и обеззараженных городских сточных вод;

5. создание и внедрение технологий и эффек-I тивного оборудования по очистке морских аквато-

рий от разливов нефти, донных отложений на шельфе, от тяжелых фракций нефтяных загрязнений.

В области использования, обезвреживания и размещения отходов:

1. расширение мощностей по сбору и использованию (утилизации) различных видов вторичного сырья;

2. создание систем сбора и переработки (обезвреживания) токсичных отходов, как производственных, так и образующихся в жилом секторе;

3. создание полигонов для экологически безопасного захоронения твердых отходов;

4. создание мощностей по переработке и использованию осадков городских сточных вод и локальных очистных сооружений.

Например, для реализации поставленной задачи рационального ресурсопользования в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК) можно считать следующие мероприятия:

— очистка ископаемых топлив от серы с получением серопродуктов и создание технологий глубокой очистки дымовых газов от оксидов серы, азота и оксида углерода;

— доведение до 100% степени использования зол и шлаков в производстве строительных и других материалов;

— извлечение редкоземельных химических элементов из продуктов сжигания ископаемых топлив;

— утилизация теплых вод в рыбоводном и тепличном хозяйствах;

— создание агропромышленных агрегатов для выработки энергии за счет ветра, солнца, тепла земных недр и других экологически чистых и возобновляемых источников энергии.

Учитывая то обстоятельство, что, начиная с 1999 года, в РФ наблюдается рост объемов промышленного производства (после падения производства в период с 1990-1998гг.), уже в 2000-2001 гг. в среднем

за год выбросы вредных веществ в атмосферный воздух от стационарных источников в федеральных округах составили, млн т: в Центральном — 1,6; Северо-Западном — 2,3; Южном - 0,9; Приволжском - 2,9; Уральском — 4,8; Сибирском - 5,6; Дальневосточном — 0,9.

При этом, сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водоемы в ЦФО составил 4,7 млн куб. м, СЗФО - 3,5; ЮФО - 2,3; ПФО - 3,7; УФО - 1,8; СФО — 2,9; ДФО — 1,0. Увеличивающиеся объемы образования токсичных отходов приходятся ежегодно наФО; Сибирский — 32%, Приволжский — 16%, Северо-Западный и Уральский — по 15%, Центральный — 12%, Южный — 7%, Дальневосточный — 3%.

Можно отметить, что в динамике рост выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух продолжается, а объем использования воды и, соответственно, сброс сточных вод постепенно сокращается.

По Сибирскому округу, Омской области экологическая обстановка сложилась следующим образом: город Омск определяет в области загрязнение атмосферного воздуха и водного бассейна, поскольку дает 90% выбросов вредных веществ и 97% объема сточных вод, сбрасываемых в водные объекты. Показатель улавливания загрязняющих веществ высок (89%). Несмотря на то, что доля транспорта в загрязнении велика, она постепенно снижается из-за перевода части автотранспорта на газовое топливо. В.Омске основной объем выбросов вредных веществ дают предприятия электроэнергетики (59%), нефтепереработки (27%), химической и нефтехимической промышленности (4%), ЖКХ (3%), машиностроения (3%), производства стройматериалов (2%). Среди наиболее крупных загрязнителей воздуха - ОАО «Омский НПЗ», ТЭЦ-4.-ТЭЦ-5.

Велик объем сброса загрязненных сточных вод: только 1% составляют нормативно-очищенные сточные воды, 99% - загрязненные сточные воды. В Омске основной объем сброса загрязненных сточных вод дают ЖКХ (91%), химическая и Нефтехимическая промышленность (3%), электроэнергетика (2%), машиностроение (2%). Наблюдается дефицит воды в сельских районах, особенно на юге области, где население превышает 0,5 млн чел. Из ежегодно образующихся в области токсичных отходов 16% используются на производстве или обезвреживаются.

Увеличивается площадь нарушенных и деградированных земель из-за загрязнений и захламлений, происходит повышение уровня грунтовых вод и подтопление сельскохозяйственных угодий и населенных пунктов. Падает плодородие почвы. На 40% сельхозугодий необходимо изменить вид землепользования, до 10% подлежит консервации.

Исходя из сложившейся ситуации, для промышленных предприятий Омской области актуальны государственные и региональные программы, поддерживающие рациональное и эффективное ресурсопользование.

Тем не менее производители промышленной продукции сами должны быть заинтересованы во внедрении системы управления ресурсосберегающими процессами (СУРП) на собственных предприятиях. Помимо экономического стимулирования со стороны правительства и местной администрации: льготное налогообложение, кредитование, субсидирование, предприятия, использующие СУРП, получают возможность снижения экономических затрат на возмещение экологического ущерба, наносимого природно-ресурсному потен-

циалу региона и страны в целом, повышать экономическую и экологическую эффективность производства, экологически безопасную продукцию высокого качества, осуществлять мало- и безотходное производство.

Следует помнить, что все виды хозяйственной деятельности обычно сопровождаются не только получением желаемых результатов (эффектов), но и непреднамеренными (внешними) последствиями (как положительными, так и отрицательными).

Плата за загрязнения по своей экономической сущности представляет собой форму возмещения экономического ущерба от загрязнения компонентов природной среды. Размер платы должен базироваться на принципе компенсации нанесенного ущерба, при этом необходимо ориентироваться на показатели качества окружающей среды:

— норматив предельно допустимой концентрации отдельных загрязнителей (ПДК)

— рассчитанная на основе ПДК величина предельно допустимых выбросов (ПДВ) как допустимый уровень загрязнения.

Поскольку на государственном уровне (макроуровне) природоохранная деятельность - комплекс целевых мер по предотвращению ущерба охране природной среде, по ликвидации последствий нанесенного ранее ущерба, а также управление, контроль, просветительская работа, образование в области охраны окружающей среды, то ее эффективность, как и любой другой деятельности, определяется отношением полученного результата к размерам произведенных затрат.

Различают 2 категории затрат природоохранного назначения: капитальные и текущие.

Капитальные затраты — средства, овеществленные в основных фондах и материальных оборотных средствах экологического назначения (государственные капитальные вложения в строительство объектов и сооружений по охране ресурсов). Их величина зависит от отраслевой особенности производства (например, в стройиндустрии они составляют 0,9% кап.затрат общего назначения, в черной металлургии — 4,6%).

Текущие затраты — расходы на содержание и обслуживание основных фондов природоохранного назначения (затраты на оплату труда обслуживающего персонала, текущий и капитальный ремонт, амортизационные отчисления, энергетические расходы и пр.), а также расходы на оплату сторонних услуг, связанных с ООС (экологический аудит, привлечение экспертов и т.д). Например, доля природоохранных текущих затрат в общих затратах на производство колеблется в пределах 0,2-3%.

Таким образом, в составе природоохранных затрат выделяют следующие:

— собственно экологические издержки общественного производства:

а) затраты на мероприятия, снижающие выброс вредных веществ в окружающую среду (на совершенствование технологий, изменение состава используемых ресурсов, строительство очистных сооружений, более комплексное использование сырья и т.д.);

б) затраты, не снижающие выброс, но влияющие на степень распространения вредных веществ в среде (разбавление, нейтрализация, захоронение отходов, их консервация, установление санитарно-защитных зон вокруг предприятия и т.п.);

— издержки, связанные с поддержанием природ-но-ресурсного потенциала (создание особо охраня-

ПРЕДЗАТРАТЫ -экосовместимая техника и технология -экологическая регламентация хозяйственной деятельности -экологическое образование -создание объектов экологической инфраструктуры -экологическая модернизация производства

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗДЕРЖКИ ЭКОНОМИЧЕСКИМ УЩЕРБ -население -материальные ценности

-экосистема

ПОСЛЕЗАТРАТЫ -медико-экологическое страхование -возмещение по экологическим искам населению -техническая ликвидация последствий аварий на

предприятиях -восстановление природных комплексов

Рис.2. Структура экологических издержек.

емых природных территорий, обеспечение воспроизводства возобновимых природных ресурсов, в том же количестве и качестве, что и потребленные «порции» ресурсов, использование вторичных ресурсов — отходов производства и потребления — в качестве сырья, разработка и внедрение ресурсосберегающих технологий).

— издержки общественного развития, к которым относятся затраты на воспроизводство человека, его биологических и социальных качеств.

С экономической точки зрения, все общественные издержки, обусловленные влиянием человеческой деятельности на окружающую среду, можно подразделить на:

1. предупреждающие затраты или издержки (предзатраты),

2. экономический ущерб,

3. затраты на ликвидацию, нейтрализацию и компенсацию допущенных экологических нарушений (постзатраты)

Структура экологических издержек может быть представлена в следующем виде (рис.2).

Согласно типовой методике расчета расчет экономической эффективности природоохранных мероприятий основывается на сопоставлении затрат на их осуществление с экономическим результатом, достигнутом в результате проведения природоохранных мероприятий. Природоохранные затраты в размере 1-2% ВНП предотвращают ущерб 3-5% объема ВНП. Оценка экономической эффективности природоохранных затрат имеет особенности, которые проявляются в различиях видов эффекта, а также в методах их определения. При этом необходимо учитывать следующие обстоятельства:

1) если природоохранные затраты обеспечивают прирост прибыли, то эффект от затрат выражается в виде предотвращенных потерь и дополнительных затрат, возникающих в результате загрязнения.

2) региональный характер эффекта природоохранных мероприятий требует сопоставления затрат всех природопользователей данной территории.

3) большая часть социальных результатов трудно поддается стоимостной оценке.

Таким образом, различают первичный и конечный комплексный социально-экономический эффект от мероприятий по ООС.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Первичный эффект — снижение загрязнения окружающей среды и улучшение ее состояния, который проявляется в снижении объемов загрязне-

ний и концентрации вредных примесей в атмосфере, водной среде и почве. Первичный эффект следует выражать непосредственно в виде приращения продукции, выпущенной без нарушения экологических норм.

Конечный экономический эффект — повышение эффективности производства, который выражается в приросте чистой продукции, снижение потерь сы-рья и материальных ресурсов, экономия затрат в непроизводственной сфере, снижение затрат из личных средств.

Конечный социальный эффект — снижение заболеваемости населения, улучшение условий отдыха, сохранение природных ресурсов.

Экономическая оценка природопользования необходима для:

1. определение стоимости природных ресурсов в денежном выражении;

2. выбора оптимальных параметров их эксплуатации (использования);

3. оценки экономической эффективности инвестиций в природно-ресурсный потенциал;

4. определения убытков от нерационального и некомплексного использования природных ресурсов;

5. отражения оценки доли природных ресурсов в структуре национального богатства;

6. установления платежей и акцизов за использование природных ресурсов;

7. установления штрафов за нарушение условий пользования природными ресурсами и за нанесение ущерба другим природным ресурсам;

8. определения залоговой стоимости природных объектов и ресурсов;

9. прогнозирование и планирование использования природных ресурсов;

10. определения величины компенсационных платежей, связанных с выбытием или изменением целевого назначения природных ресурсов;

11. обоснования наиболее рациональных форм собственности на определенные природные ресурсы.

Таким образом, на уровне промышленных предприятий (микроуровне) для оценки экономической эффективности производства, помимо результатов комплексного производственно-финансового анализа хозяйственной деятельности с определением себестоимости продукции, фондо-, материало- и капиталоемкости производства, ликвидности и платежеспособности предприятия, необходима определенная методика экономической оценки ресурсо-

пользования, разработка мероприятий по ресурсосбережению, которые будут составляющими комплексной системы управления ресурсосберегающими процессами, что позволит в дальнейшем формировать и использовать «портфель» технологий, повышающих благосостояние не только предприятия, но и окружающей среды, природно-ре-сурсного потенциала региона, страны в целом.

Библиографический список

I. Астапов К. Реформирование топливно-энергетического комплекса // Экономист. - 2004. - № 2. — С. 21-29.

2. Драгульский С.А. Энергоэффективность — основа устойчивого развития экономики России. // Экономические стратегии. - 2003. - № 6. - С. 28-29.

3. Глушкова В.Г., Макар C.B. Экономика природопользования: учеб.пособие. — М.: Гардарики, 2003. — 448 с.

4. Салир Ж. Необходимость энергоэффективности // Экономические стратегии. — 2004. — №3. — С. 22-25.

НАЙМУШИНА Елена Анатольевна, аспирант кафедры маркетинга и предпринимательства.

УДК 65.01:681.3 в< в ЦАПИНСКИЙ

Омский государственный технический университет

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ.

БАЛАНС ПРЕДПРИЯТИЯ В Е1?Р-СИСТЕМАХ

Статья посвящена исследованию систем управления с точки зрения финансового анализа на основе информации, представленной в балансе, отчете о прибылях и убытках. Рассмотрено формирование данных форм в интегрированных системах управления предприятиями.

Экономические исследования систем управления на основе финансового анализа, бюджетирования, данных бухгалтерского учета и аудита могут следовать за общенаучными и системными. Они носят частнонаучный характер и играют все большую роль. Это объясняется тем, что: усложняются процессы проектирования, производства, продвижения, эксплуатации товаров и использования услуг, возрастает число рыночных ситуаций и целей действий, обостряется конкуренция как на внешних, так и на внутренних рынках, растут темпы морального старения товаров и услуг. Некоторую степень оптимизации производственных процессов, повышение качества финансового анализа могут дать интегрированные информационные системы. Процесс внедрения таких систем в производственный процесс предприятия сложен и достаточно дорог, но позволяет привести финансовые потоки в соответствие с требованиями как внешних, так и внутренних пользователей.

Усложнение процессов проектирования, производства, продвижения, эксплуатации товаров и использования услуг приводит к дифференциации и выделению новых методов управления (маркетинговое, конструкторско-технологическое, производственное, финансовое) и т.д. В свою очередь такая дифференциация обостряет проблему системного использования этих методов управления для обеспечения максимизации финансового результата, завоевания конкурентных преимуществ, что повышает роль экономических исследований,

финансового управления деятельностью предприятия. В связи с наметившейся тенденцией использования средними и крупными промышленными предприятиями комплексных информационных систем целесообразно использовать потенциал финансового анализа, заложенный в эти системы. Кроме того, специализированные пакеты, например Project-Expert, позволяют производить более глубокий финансовый анализ деятельности предприятия.

Экономическое исследование систем управления проводят с использованием параметров эффекта, отражающих целевую эффективность (доход, прибыль), затраты и риск, а также ликвидность. Экономический и финансовый анализ могут рассматриваться как основа исследования системы управления предприятием на этапе подготовки решения об их разработке или внедрении. В процессе такого анализа в системном единстве исследуют показатели прибыли или дохода, затрат, рисков, которые формируют финансовый результат предприятия.

Финансовый результат - это разность между финансовыми доходами и расходами ( 1 ]. Этот результат показывает взаимодействие управленческих, финансовых решений на чистый результат предприятия.

При исследовании системы управления сложной производственной системой нужно учитывать, что причины и элементы полученного финансового результата настолько разнородны, что иногда в про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.