Научная статья на тему '95. 02. 029. Кларк Б. Р. Научные основы последипломного обучения. {1)}{{)}}Clark В. R. The research foundations of post-graduate education // higher education Quart. - Oxford; N. Y. , 1993. - Vol. 47, № 4. - P. 301-315. {2)}'

95. 02. 029. Кларк Б. Р. Научные основы последипломного обучения. {1)}{{)}}Clark В. R. The research foundations of post-graduate education // higher education Quart. - Oxford; N. Y. , 1993. - Vol. 47, № 4. - P. 301-315. {2)} Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ -США / НАУЧНЫЕ КАДРЫ {{-}}ПОДГОТОВКА США / ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ КАДРОВ США / УНИВЕРСИТЕТЫ ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / УНИВЕРСИТЕТЫ -ГЕРМАНИЯ / УНИВЕРСИТЕТЫ -США
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Можаева Л. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «95. 02. 029. Кларк Б. Р. Научные основы последипломного обучения. {1)}{{)}}Clark В. R. The research foundations of post-graduate education // higher education Quart. - Oxford; N. Y. , 1993. - Vol. 47, № 4. - P. 301-315. {2)}»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

0}М 1 (£)

КАЯ АН АДЕЛИ.'*', /

НАУК /

* ШЗМ МФ.Г'Ш? i J л

з* »зшм«м имя ' Ч/

СОЦИАЛЬНБ1ЕТТТТМЖНИТАРНЬ1Е

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8

НАУКОВЕДЕНИЕ

2

издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,8 рефераты 95.02.001-95.02.033

МОСКВА 1995

навыков у основного контингента работников. Для того чтобы расширить объем внутрифирменной подготовки рабочей силы, которая могла бы дать возможность американским фирмам перейти к новым технологиям производства, необходимо, прежде всего, считают авторы, улучшить качество общего образования и повысить внутреннюю эффективность учебных заведений.

Учитывая: усиливающийся рост численности поступающих на старшую ступень средней школы и особенно в вузы, а также происходящий одновременно перенос начальной профессиональной подготовки от предпринимателей в систему образования, актуальной проблемой становится обновление связей между образованием и занятостью, между учебными заведениями и бизнесом. Наиболее важными моментами в этой связи участники дискуссии назвали: координацию программ средних школ и вузов с ожидаемыми потребностями предпринимателей в специалистах; облегчение перехода молодежи от учебы к труду путем непосредственного сотрудничества между учебными заведениями и местными предпринимателями; в более общем плане — создание или расширение “дуалистической системы”, включающей в качестве альтернативы обучение на базе школьного образования и на рабочем месте.

Растущее стремление к получению высшего образования ставит серьезные проблемы и перед самими системами высшего образования, которые, в условиях расширяющегося контингента студентов и одновременного сокращения государственных ассигнований должны сохранить качество образования. Проведенные в последние годы в ряде европейских стран реформы направлены на укрепление автономии вузов в вопросах распределения внутренних бюджетных ассигнований и отбора студентов, а также замены бюрократического контроля созданием квазирыночных условий для образования. Однако увеличение отсева студентов из вузов показывает, что для удовлетворения разнообразных потребностей обучающихся и повышения качества подготовки необходимы дальнейшая разработка наиболее эффективных структур системы образования.

Л. Г. Можаева

95.02.029. КЛАРК Б. Р. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБУЧЕНИЯ.

CLARK В. R. The research foundations of post-graduate education // Higher education quart.— Oxford; N. Y., 1993 .— Vol. 47, № 4 .— P. 301-315.

В работе профессора городского университета Лос-Анджелеса Б. Кларка рассматривается проблема комплексной связи между ис-

следовательской, преподавательской и учебной деятельностью, исследуются корни этой связи, заложенные В. Гумбольдтом при создании Берлинского университета в начале XIX в.; дается системный анализ ситуации, сложившейся в ведущих университетах США и Великобритании к концу XX в.

В современных университетах академическая деятельность осуществляется главным образом в трех видах: ИР —преподавание — обучение. Расширение между ними связей дает существенные положительные результаты, при этом ИР становятся неотъемлемой частью как преподавания, так и обучения.

О необходимости объединения научной и учебной деятельности говорил еще Гумбольдт в 1810 г. Согласно его доктрине, и преподаватель, и студент оправдывают свое существование в университете общим делом развития знаний. В идеале профессора и студенты становятся коллегами по ИР, вовлекаясь в совместные поиски в форме получения новых знаний (с. 302).

Практическую реализацию доктрины Гумбольдта осуществил немецкий ученый-химик Ю. Либих (I. Ш^); который создал в 1826 г. при небольшом университете в Гисене учебно-исследовательскую лабораторию, где получали образование преподаватели и исследователи из университетов страны. Впоследствии они создавали небольшие научные сообщества преподавателей и студентов в своих университетах. Эти сообщества, находившиеся на самообеспечении, обладали значительной автономией, что придавало особый смысл доктрине свободы научной, преподавательской и учебной деятельности.

В XIX и начале XX столетия именно Германия стала примером установления тесных связей между научной, преподавательской и учебной деятельностью, в то время как США подошли к этой идее лишь после второй мировой войны. В современной системе высшего образования США представлен широкий спектр организационной структуры вузов, как способствующей укреплению этих связей, так и нарушающей их. Автор данной статьи концентрирует свое внимание на деятельности тех учебных заведений, где связь между научной, преподавательской и учебной деятельностью интенсивно развивается. Он рассматривает условия, благоприятствующие развитию этих связей на трех уровнях: на национальном, на уровне отдельного учебного заведения и на уровне базовой научной единицы внутри университета.

Американская система высшего образования чрезвычайно дифференцирована по типам вузов. Среди 3,5 тыс. вузов страны доминируют учебные заведения, в которых ведется главным образом лишь обучение студентов. К ним относятся все общинные колледжи, большинство четырехлетних колледжей, как государственных, так и частных; большая часть университетов. Высшая присуждаема? степень в

этих образовательных учреждениях — магистр. Количество университетов, проводящих ИР и присуждающих степень доктора наук, достигает 200. В этих университетах, как в государственных, так и в частных, сосредоточены высококвалифицированные кадры, они располагают современным оборудованием и способны привлекать научные гранты и контракты федерального правительства.

Существующие в США различные классификации типов вузов, например классификация Карнеги, показывают, что многие вузы перемещаются из одной категории в другую. Академическая тенденция идет на повышение: количество университетов, относящихся к исследовательским, неуклонно возрастает. Возникают новые научные лаборатории, все большее число преподавателей вовлекается в исследовательскую деятельность и т. д.

Среди 200 университетов, присуждающих степень доктора наук, в свою очередь, происходит весьма острая конкуренция за обладание большей исследовательской базой и более высоким статусом. Они стремятся получить исследовательские фонды, активно привлекают преподавателей, способных к ИР, и студентов, интересующихся исследовательской работой, расширяют количество научных публикаций и число подготовленных докторов наук. Эффект Матфея здесь присутствует нередко: тому, кто много имеет, много и дается. Однако можно говорить и об эффекте инициативы или мобильности: тот, кто упорно стремится (и делает правильный выбор, особенно относительно научной специализации), также получает больше благ. Ежегодно некоторые вузы, в частности университет Северной Каролины, претендуют на то, чтобы войти в число 50 лучших, как университет Южной Каролины или частный университет Лос-Анджелеса в число 20 лучших; или в 10 лучших — государственный университет Лос-Анджелеса. Эта упорная конкуренция обусловлена рядом правил и норм, определяемых национальными добровольными ассоциациями — Американской ассоциацией университетов (American association of Universities) и Советом по высшему образованию (Council of graduate schools) (с. 307).

Дифференциация и конкуренция являются, как отмечает автор, ключевыми стимулирующими условиями установления связи между исследовательской, преподавательской и учебной деятельностью американской системы высшего образования в целом. Это, в свою очередь, оказывает влияние и на функционирование отдельного вуза. Острая конкуренция предопределяет высокий уровень вузовских инициатив: все больше средств предоставляется для проведения ИР, создаются новые возможности для подготовки и привлечения научных кадров и т. п.

Во многих ведущих частных университетах: Чикагском, Колумбийском, Гарвардском (включая и высшие специализированные учебные

заведения) — число желающих продолжать обучение для получения степени магистра и доктора наух превысило количество поступающих в вузы после окончания средней школы. В крупных государственных университетах, где отмечается массовый прием студентов, доля продолжающих обучение после получения степени бакалавра относительно меньше, однако их общее число может насчитывать, как, например, в Мичиганском университете, 10 тыс. человек. Такие крупномасштабные центры подготовки кадров характерны не для университетов в целом, а лишь для таких научных подразделений в них, которые специализируются в основном на научно-исследовательской деятельности. Именно они составляют основу мощной академической системы, создавшей в последние десятилетия громадный объем продукции мировой научной литературы (с. 308).

Обращаясь к базовым научным единицам американских университетов, автор выделяет два типа организации — целевые исследовательские группы, и группы, сконцентрированные на обучении студентов. Оба типа этих организаций тесно связаны между собой, и именно в них разрабатываются методы комплексной исследовательской и учебной деятельности, и именно эти группы становятся источником знаний и их распространения.

Для британской же системы высшего образования характерен прежде всего строгий контроль со стороны государства. В настоящее время оно выступает за создание раздельных подразделений (департаментов) для исследовательской и учебной деятельности и соответственно раздельного их финансирования. Другой отличительной особенностью британской системы высшего образования является слабая дифференциация вузов, обусловленная выделением в течение длительного периода единых ресурсов на ИР и обучение студентов и зависимостью академических стандартов от численности учебных групп. Третья особенность — минимальная конкуренций между вузами, отсутствие мобильности персонала, что в значительной степени связано с существованием единой шкалы оплаты. Лишь один из 50 английских преподавателей переходит в течение года из одного университета в другой.

Британские вузы невелики по своим размерам: в конце 30-х годов в университетах, в среднем, училось не более чем по 1 тыс. студентов; в начале 60-х годов — от 1 до 2 тыс.; в начале 80-х — от 3 до 6 тыс. Когда в 50-60-х годах были созданы десять новых университетов, каждый из них насчитывал от 2 до 8 тыс. студентов. Традиционное соотношение университетских преподавателей и студентов — 1:8. Согласно последним подсчетам, в среднем британском университете (всего в стране 46 университетов) в 1990 г. училось 6 тыс. студентов (с. 311). Традиционный же размер вуза в Британии — 3-4 тыс., следовательно,

17-1-822

экспансия высшего образования в последние десятилетия серьезно не нарушила привычных представлений о размерах университета.

Положительные и отрицательные стороны британской системы высшего образования тесно связаны с существующим в стране представлением о высшем образовании. Строгий отбор, проживание по месту учебы, тьютерство и небольшие по размерам группы способствуют установлению тесных взаимоотношений между преподавателями и студентами. Ранняя специализация налагает свой отпечаток на отношение студентов к научной работе. Менторская (наставническая) роль преподавателя продолжает означать больше, чем приобщение к самостоятельной исследовательской работе. Доля продолжающих учебу на последипломном уровне при наличии тщательного отбора остается постоянной. Школярские традиции в процессе подготовки научных кадров также относительно сильны.

Небольшие размеры британских университетов предопределяют характер исследовательской деятельности, — как правило, ИР в них носят узкоспециализированный характер, связь между департаментами ограничена. Отсутствие в небольших по размерам департаментах необходимого количества высококомпетентных преподавателей и ученых ограничивает возможности подготовки научных кадров.

Британский университет демонстрирует, как отмечает автор, достоинства мелкоструктурной организации, способствующей усилению традиционных взаимоотношений между преподавателем-наставником и студентом. Передача конкретных знаний представляется в этом случае достаточно эффективной. Однако требования к подготовке высококвалифицированных специалистов в условиях массового высшего образования меняются как в отношении содержания, так и качества, которое приобретает новое измерение.

Подводя итоги проведенного исследования, автор утверждает, что в условиях увеличения численности студентов и расширения объема знаний базовые научные единицы университетов должны быть реорганизованы. Направляющей в этой реорганизации должна стать идея неразрывной связи исследовательской, преподавательской и учебной деятельности, что предполагает одновременное участие студентов и преподавателей в работе двух групп — продвинутого обучения и одного или нескольких исследовательских подразделений. Во взаимодействии этих звеньев автор видит организационную базу для сохранения связи между ИР, преподаванием и обучением.

Л. Г. Можаева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.