Научная статья на тему '95. 04. 023. Юн. Т. И. К. , Гэмсон З. Ф. Рынок труда для профессорско-преподавательского персонала объединенных колледжей и университетов США Youn Т. I. К. , Gamson Z. F. organizational responses to the labor market: a study of Faculty searches in comprehensive colleges and universities // higher education. - Dordrecht ITC. , 1994. - Vol. 28, № 2. - P. 189-205'

95. 04. 023. Юн. Т. И. К. , Гэмсон З. Ф. Рынок труда для профессорско-преподавательского персонала объединенных колледжей и университетов США Youn Т. I. К. , Gamson Z. F. organizational responses to the labor market: a study of Faculty searches in comprehensive colleges and universities // higher education. - Dordrecht ITC. , 1994. - Vol. 28, № 2. - P. 189-205 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ США / НАУЧНЫЕ КАДРЫ ВЫСШЕЙ {{-}}ПРОГНОЗИРОВАНИЕ -США / ПРЕПОДАВАТЕЛИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ -США / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ США
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «95. 04. 023. Юн. Т. И. К. , Гэмсон З. Ф. Рынок труда для профессорско-преподавательского персонала объединенных колледжей и университетов США Youn Т. I. К. , Gamson Z. F. organizational responses to the labor market: a study of Faculty searches in comprehensive colleges and universities // higher education. - Dordrecht ITC. , 1994. - Vol. 28, № 2. - P. 189-205»

РОССИЙСКАЯ АКОДЕМИЯ-НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧН0ЙЙНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННВТМ-НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8

НАУКОВЕДЕНИЕ

4

издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,8 рефераты 95.04.001-95.04.028

МОСКВА 1995

в 29,3 млн. долл. и 52,7 млн. долл. Типичными являются лицензии, предоставляющие эксклюзивные права малым предприятиям США на коммерциализацию результатов исследований, осуществляемых на ассигнования из федеральных источников. Наибольшее количество эксклюзивных лицензий были предоставлены фармацевтическим, биотехнологическим или другим медицинским компаниям.

Большинство исследовательских университетов значительно расширили свои программы трансфера технологии в бизнес в течение 80-х годов. Двенадцать университетов учредили офисы для лицензирования технологий, а многие другие расширили и реорганизовали свою деятельность в области лицензирования технологии. Например, Гарвардский университет, выдавший первую лицензию в декабре 1980 г., в 1989-1990 гг. предоставил уже 39 лицензий (с. 153).

Л. Г. Можаева

95.04.023. ЮН. Т. И. К., ГЭМСОН .3. Ф. РЫНОК ТРУДА ДЛЯ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО ПЕРСОНАЛА ОБЪЕДИНЕННЫХ КОЛЛЕДЖЕЙ И УНИВЕРСИТЕТОВ США YOUN Т. I. К., GAMSON Z. F. Organizational responses to the labor market: a study of faculty searches in comprehensive colleges and universities // Higher education.— Dordrecht itc., 1994 .— Vol. 28, № 2

P. 189-205.

Изменения на рынке труда сопровождаются определенной реакцией со стороны различных официальных органов. В реферируемой работе профессоров Т. И. К. Юна (Бостонский колледж) и 3. Ф. Гэмсон (Массачусетский университет, Бостон) рассматриваются изменения стратегии вузовской администрации по вопросу найма на работу профессорского состава на примере объединенных колледжей и университетов, занимающих особое место в вузовской иерархии США. Исследование быяо проведено в течение 1989-1992 гг. на 20 отделениях четырех учебных заведений, как частных, так и государственных.

В настоящее время в США насчитывается около 600 колледжей и университетов, определяемых как объединенные. Эти учебные заведения предоставляют значительное количество программ как профессиональных, так и академических, однако присваивают степени не выше, чем магистр. Исторически эти учебные заведения выросли из обычных школ, педагогических, технических и муниципальных, а также из менее привилегированных колледжей свободных искусств, которые предоставляли более профессионально-ориентированные программы.

Сам термин “объединенный” (comprehensive) предполагает расширенную сеть программ, по которым осуществляется подготовка в этих учебных заведениях. Однако он указывает также и на трудность 13*

определения места этих учебных заведений в системе американского высшего образования. Зачастую в литературе, посвященной высшему образованию, указывают на “путаный характер” этих учреждений, рассматривая их как ‘Неопределенный институциональный гибрид, нередко пытающийся изменить свое место” в иерархии учебных заведений. Некоторые даже наклеивают на них ярлык “гадкого утенка” в высшем образовании (с. 190).

Будучи созданными в большом количестве в период расширения системы высшего образования, эти учебные заведения прошли период быстрого роста и увеличения количества академических программ, что породило еще большие колебания относительно целей этих учреждений. В ответ на постоянно возрастающий поток студентов учебные планы распространялись за пределы ранее избранных ими областей обучения. Преподаватели часто были вынуждены вести дисциплины, находящиеся вне их профессиональной компетенции. Нередко к преподаванию привлекались даже студенты старших курсов.

Изменения на рынке труда могут иметь для объединенных колледжей и университетов два следствия. Во-первых, в результате возрастных особенностей преподавательского состава возникнет нехватка преподавателей из-за массового ухода их на пенсию. Если, как предсказывают ученые, такая ситуация будет отмечаться во всех высших учебных заведениях, то острота конкуренции между ними в поисках кадров будет зависеть от их престижа. Объединенные колледжи и университеты, являясь средним звеном в иерархии вузов, будут конкурировать за кадры с исследовательскими университетами и избранными колледжами свободных искусств и, как полагают авторы, рискуют проиграть это соревнование.

Во-вторых, длительный период преобладания предложений над спросом на рынке труда докторов наук правел к повышению нормативных требований к их квалификации при приеме на работу и замедлению продвижения по служебной лестнице. Более суровые условия на рынке труда для докторов паук, сложившиеся в настоящий момент во всех вузах, затруднят повышение стандарте» обучения в объединенных колледжах и университетах.

Для проведения опроса были отобраны по пять отделений от каждого из четырех участвующих в опросе учебных заведений: Два — свободных искусств, английского языка и математики, два — профессиональных — бизнеса и педагогический, и одно отделение с наибольшей текучестью преподавательского состава. Были собраны интервью с 19 главными администраторами, 28 руководителями отделений, 20 председателями комиссий по отбору кадров, 8 заведующими отделами кадров и 84 преподавателями (всего 159 человек). Вопросы касались процедур принятая решений по отбору и приему кадров на работу.

Какие критерии определяли прием на работу преподавателей? Как использовалась и интерпретировалась информация о каждой кандидатуре? Какими правилами руководствовались в процессе принятия решения о выборе той или иной кандидатуры?

Авторы выделили две группы отделений, с точки зрения их активности в вопросе отбора преподавательского состава. Первая, которую можно назвать более активной в поисках кандидатур на общенациональном рынке труда преподавателей, конкурировала с ведущими исследовательскими университетами и колледжами свободных искусств. При этом данная группа более, чем другая, применяла такие критерии, как результативность научной работы и преподавания. Для этой группы способности к преподавательской работе имели подчиненное значение.

Вторую группу составляли отделения менее активные, набиравшие обычно новых преподавателей на региональном и местном рынках труда. Они оценивали прежде всего педагогические способности кандидатов и были меньше озабочены результатами их научной деятельности. Характеризуя наиболее подходящих кандидатов, они часто употребляли такие выражения, как “здоровая коллегиальность” или “соответствие требованиям”. Важными индикаторами пригодности кандидата к работе считались его связи с данным учреждением: рекомендации коллег и личностные характеристики работающих в этом учебном заведении.

В работе анализируются некоторые факторы, влияющие на процесс отбора кандидатур;

1) инфляция целей и конфликты по поводу стандартов обучения;

2) снижение требований к квалификации и усиление акцента на способности к адаптации;

3) потеря наиболее подходящих кандидатов вследствие их поиска в масштабе всей страны;

4) поиск кандидатов преимущественно на местном рынке труда;

5) отказ от услуг штатных сотрудников в пользу адъюнктов и внештатных (с. 193-197).

Авторы рассматривают трансформацию стратегии отбора кандидатов в ответ на изменения рынка труда. В частности, может быть повышена зарплата и разрешено получать доходы другими путями, уменьшена преподавательская нагрузка, упрощены процедуры и правила отбора, а также расширен прием адъюнктов и внештатных преподавателей.

Подводя итоги проведенного опроса, авторы констатируют, что переход от экспансии высшего образования к периоду постепенного спада потребовал от объединенных университетов и колледжей поиск а механизмов приспособления к современной ситуации. И хотя эти объеди-

ненные учебные заведения сталкиваются с серьезными финансовыми трудностями, они пытаются сохранить свои стандарты и требования, предъявляемые к преподавателям в период их перепроизводства, особенно в отношении научной деятельности и ее отдачи в виде публика-ций.

Не обходят вниманием авторы и идею “культурного рынка” (cultural markets), означающую, что развитие системы образования обусловливается не только состоянием экономики, но и наличием культурных, политических и организационных ресурсов. В этом контексте понятно, что основной ценностью для академического рынка труда был и остается престиж. Для объединенных университете» и колледжей престиж становится необходимым условием для обеспечения признания и выживаемости в существующей системе статусов вузов.

JI. Г. Можаева

95.04.024. БЕЙКЕР Дж. РЫНОК ТРУДА ДЛЯ ДОКТОРОВ НАУК В

2000 г.

BAKER J. The Ph. D. labor market in the year 2000: technical requirements and public policy // Technological forecasting a. social change.— N. Y., 1992 .— Vol. 42, № 3, P. 261-272.

В работе Дж. Бейкера, экономиста, участника Программы исследований по вопросам труда и политики в области науки, техники и образования, разрабатываемой в Институте науки и образования (Оук Ридж, США), оценивается рынок труда для докторов наук. Все оценки отражают, хотя и в различной степени, дисбаланс между числом лиц, получающих степени докторе» наук, и открывающимися вакансиями к 2000 г.

Ключевым критерием анализа служит уровень ассигнований на ИР в предстоящие годы.

Автор выделяют две основные проблемы для докторов наук, занимающихся преимущественно исследовательской деятельностью. Первая — это озабоченность руководителей сфер образования и ИР по поводу того, что в 90-е и последующие гоны США будут испытывать общую нехватку ученых со степенью доктора наук. Автор объясняет это воздействием следующих факторов:

1. Изменившимся спросом на докторов наук, предложение которых сдерживалось в последние годы вследствие снижения интереса американских студентов к научной работе, общего уменьшения федеральной поддержки и увеличения срока подготовки докторов наук.

2. Повышением спроса на докторов наук в таких областях, как элек-троника, контроль за окружающей средой и биотехнология.

3 Повышением спроса на квалифицированные кадры после не-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.