2001.03.024. ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ЕСТЕСТВЕННЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК.
Higher Education in Science and Engineering/Science and Engineering Indicators - 2000rep./Nat.science boards. - Wash., 2000. - P. 4-1 - 4-40.
В реферате представлены материалы четвертой главы юбилейного выпуска американского статистического справочника Национального научного фонда (ННФ) "Индикаторы (показатели) науки и техники". Справочник широко известен в международных научных кругах.
Четвертая глава справочника посвящена проблемам высшего образования в области естественных и технических наук и имеет следующие большие разделы: данные об учреждениях высшего образования США; студенты, получившие высшее образование на факультетах естественных и технических наук и научные звания в США; международное сравнение первого университетского диплома в области естественных и технических наук; учащиеся, получившие ученую степень в области естественных и технических наук, и ученые звания в США; международное сравнение степени доктора в области естественных и технических наук
Данные об учреждениях высшего образования США
Первые данные о высшем образовании США появились еще в начале 50-х годов. К 1953 г. в стране насчитывалось более чем 1870 учреждений высшего образования, в крупнейших университетах обучалось примерно по 10 тыс. студентов, тогда как в 1996 г. число студентов колеблется от 25 до 50 тыс. человек. С 50-х годов до наших дней число университетов в Америке выросло вдвое, а двухгодичных образовательных учреждений - втрое (131 - 260 и 521 - 1569 соответственно). В 1996 г. в США действовали 3660 (1580 государственных и 2080 частных) двух- и четырехгодичных учреждений высшего образования, где обучались 14,5 млн. студентов, 2,2 млн. получили ученую степень (1/4 часть из них - в области естественных и технических наук).
Для более удобной классификации учреждений высшего образования Фонд Карнеги предложил сгруппировать их в 10 основных подразделений:
1. Исследовательские университеты - I. Эти учреждения предлагают полный комплекс программ для получения высшего образования, а затем получения степени доктора наук, а также
предоставляют приоритет в научных исследованиях. Каждый год они присуждают более 50 званий доктора наук и получают федеральную поддержку в 40 или более млн. долл.
2. Исследовательские университеты - II. Их практически можно отнести к типу I. Единственное отличие - они получают меньшую федеральную поддержку - от 15,5 до 40 млн. долл. ежегодно.
3. Учреждения, занимающиеся подготовкой докторов наук I. Помимо предоставления полного высшего образования, миссия этих учреждений состоит в ежегодном присуждении докторских степеней (40 или более) по меньшей мере в пяти академических дисциплинах.
4. Учреждения, занимающиеся подготовкой докторов наук II. Почти то же, что учреждения 1, но они присуждают ежегодно около 20 докторских степеней в одной дисциплине или 10 или более докторских степеней в трех дисциплинах.
5. Университеты и колледжи, присуждающие звание магистра I. Эти учреждения предлагают полное высшее образование и, кроме того, в них можно получить звание магистра. Более половины всех дипломов выдается в области инжиниринга и административного управления. Все учреждения этого подразделения насчитывают, как минимум, 2500 студентов.
6. Университеты и колледжи, присуждающие звание магистра II -отличаются от типа I количеством студентов - от 1500 до 2500.
7. Гуманитарные колледжи, присваивающие звание бакалавра I. Более 40% присвоенных по окончании этих заведений степеней бакалавра - в области гуманитарных наук.
8. Гуманитарные колледжи, присваивающие звание бакалавра II. Они отличаются от колледжей I практически только тем, что в них не такой строгий отбор.
9. Художественные колледжи, присваивающие ассоциированную степень. В основном они предлагают программы, по окончании которых учащиеся получают ассоциированную степень, и только за очень редким исключением - степень бакалавра.
10. Профессиональные школы и другие специализированные учреждения. Эти учреждения присуждают степени от бакалавра до доктора. Сюда входят различные религиозные образовательные учреждения, медицинские школы и центры, юридические школы, инженерно-технологические школы, школы бизнеса и управления, художественные, музыкальные и школы дизайна, педагогические колледжи.
Студенты, получившие высшее образование на факультетах естественных и технических наук, и ученые звания в США
Согласно данным, в 1998 г. 47% студентов-первокурсников факультетов естественных и технических наук были женского пола, 53% - мужского, национальные меньшинства были представлены 19% (8% - в 1971 г.). Последние цифры показывают, что наметился рост числа студентов из национальных меньшинств, желающих получить высшее образование (особенно следует выделить афроамериканцев и испанцев).
В отношении инженерных наук наметился некоторый спад в количестве поступающих на соответствующие факультеты: если в 1983 г. было зарегистрировано 441 200 студентов, то в 1996 г. их было 356 000, т.е. на 19% меньше.
После окончания двухлетних общинных (community) колледжей студенты получают ассоциированную степень. Общинные колледжи можно охарактеризовать как "гибкие, доступные, тесно связанные с промышленностью и не требующие высокой платы за учебу" (с.4-13). Многие учащиеся сначала предпочитают закончить их, а затем уже перейти в 4-летние колледжи. Так, например, в течение 1989/90 уч. г. около 22% учащихся перешли после 2-летних в 4-летние колледжи. Большинство общинных колледжей связаны с промышленными предприятиями, которым требуются квалифицированные работники. Половина всех учащихся посещают отдельные курсы колледжей. Однако несмотря на то, что за последние годы количество учащихся 2-летних колледжей возрастало, число получивших ученую степень по их окончании снижалось. Так, в 1996 г. из 15 млн. студентов, посещавших все высшие учебные заведения США, 38% учились в 2-летних колледжах. Однако ассоциированную степень получили только 500 выпускников. Эти цифры в какой-то мере отражают специфику обучения в данных колледжах - очень многие посещают их не с целью получения научной степени, а с целью приобретения необходимых знаний и навыков для трудовой деятельности.
Среди общего количества полученных ассоциированных степеней всего 11% занимают естественные и технические науки. За период 19861996 гг. из приблизительно 450-540 тыс. только 20-25 тыс. получили образование в области естественных и технических наук. И только в области инженерных технологических программ, включающих в себя электронику, компьютерную технологию, графику, было отмечено наи-
большее число полученных ассоциированных степеней (приблизительно 36 тыс. в 1996 г.).
Что касается степени бакалавра, то наибольшее количество студентов, получивших ее, пришлось на период 50-60-х годов и на 90-е годы. С 1990 по 1996 г. число получивших степень в области естественных и технических наук ежегодно увеличивалось на 2,6%.
Международное сравнение первого университетского диплома в области естественных и технических наук
Самое большое число студентов, получивших первый университетский диплом, приходится на страны Европы, Азии и Америки.
В 1997 г. более 2,7 млн. студентов из этих стран получили первый университетский диплом в области инжиниринга. В это число входит более чем 1 млн. студентов из университетов стран Азии. Более 750 тыс. дипломов получили студенты из Европы (включая Восточную Европу и Россию), а студенты из Северной Америки получили около 500 тыс.
Отдельно следовало бы отметить страны Азии, где за последние 20 лет резко выросло число студентов, получивших степень бакалавра в области естественных и технических наук. Особенно большой рост наблюдался в области инжиниринга - если в 1976 г. степень бакалавра по этой специальности подучили примерно 90 тыс. студентов, то в 1995 г. их было уже 824 600. Количество получивших степень доктора по этой же специальности тоже значительно выросло - с 1 тыс. в 1975 г. до 8 тыс. в 1997 г. В дополнение к этим данным можно сказать, что в настоящее время страны Азии пересматривают соотношение различных наук, преподаваемых в университетах, например физических наук и инжиниринга. Япония намерена расширить преподавание биологических наук и биотехнологии с целью получения новых открытий в области медицины и развития индустрии биоинжиниринга в будущем.
В Европе сейчас также происходят положительные изменения в области высшего образования, включающие увеличение миграции студентов и преподавательского состава в странах Европейского союза, а также реформирование системы высшего образования. Традиционные университеты увеличивают время обучения - с 6 до 7 лет, по окончании же студенты будут получать дипломы, эквивалентные степени магистра.
Что касается естественных и технических наук, то вырисовывается следующая картина: из общего числа студентов, получивших высшее образование, около 42% имеют дипломы в области естественных и технических наук. Однако некоторые страны находятся далеко впереди: так, в Японии, России и Бразилии более 60% студентов получают дипломы в этой области, в Китае - 72%. В противоположность этому, в США только около 80% студентов получают дипломы в этой области.
Согласно данным обзора регионов около 14% студентов получают первый университетский диплом в области естественных, социальных наук и инжиниринга. Здесь, однако, нужно обратить особое внимание на большие различия между странами. Например, инжиниринг представлен 46% степени бакалавра в Китае, 80% в Швеции и России и примерно 20% в Японии и Южной Корее, а в США - только 5%. Наибольшее количество университетских дипломов в области естественных наук отмечено в Ирландии (34%), Франции и Индии (20%) и в Объединенном Королевстве (18%). В целом, большое количество дипломов, полученных после окончания университетов, говорит о том, что в общественном сознании все больше утверждается понимание огромного значения науки и научных исследований для жизни.
Учащиеся, получившие ученую степень в области естественных и технических наук, и ученые звания в США
Одним из главных индикаторов национальной способности к инновациям и потенциальной конкурентоспособности с другими странами является развитие программ получения ученых степеней в области естественных и технических наук. Признание важности качественного образования для экономического развития побуждает страны реформировать и развивать высшее образование.
В США первая волна студентов, получивших ученые степени, прошла в начале 50 - 60-х годов при значительной федеральной поддержке в области физики, инжиниринга и научных исследований. Вторая волна прошла в конце 80-х годов, тогда же произошел большой наплыв в США иностранных студентов, желающих получить высшее образование в области естественных и технических наук. Вообще количество студентов в этой области за последние тридцать лет выросло более чем в три раза - с 140 600 человек в 1963 г. до 435 900 в 1993 г. Ученую степень магистра в 1954 г. получили 13 500 человек, а в 1996 г. - более 95 000. Число докторских степеней в США, полученных в
области естественных и технических наук, было наиболее высоким в конце 50-х и в 60-х годах (что явилось отражением "холодной войны" и начала освоения космоса), а также в 80-х годах. А в период 1986-1992 гг. наибольшее количество докторских званий было получено в других областях науки, в основном благодаря возросшему числу студентов-иностранцев.
Международное сравнение степени доктора в области естественных и
технических наук
Количество учебных программ, дающих ученое звание доктора, выросло в различных регионах мира, особенно в Европе, Азии и Америке. В основном это связано с национальной политикой развития естественно-научной и технической инфраструктуры. Сравнение количества званий доктора в области естественных и технических наук, полученных в разных странах, показывает, что Западная Европа производит гораздо больше докторов, чем Северная и Южная Америка и Азия, например, в 1997 г. в Западной Европе степень доктора была присуждена 40 тыс. человек, что на 1/5 выше, чем в американском регионе, и в 2 раза больше, чем в азиатском.
В США наибольшее количество степеней доктора было получено в области естественных и технических наук. Например, в 1997 г. эту степень получили 27 тыс. человек. В Германии ежегодный прирост получаемых степеней за период 1975-1997 гг. составлял 4,3%. Во Франции благодаря удачно проведенным реформам в системе докторантуры число докторских степеней в области естественных и технических наук выросло с 5 тыс. в 1989 г. до 9 тыс. в 1997 г.
В Объединенном Королевстве ежегодный прирост получаемых степеней в области естественных и технических наук небольшой - всего 2,6%.
В Японии после реформ высшего образования, проведенных в 1989 г., количество ученых, получивших звание доктора в области естественных и технических наук, за период 1975-1997 гг. выросло втрое - с 2 тыс. до 6 тыс.
В Китае, Тайване и Южной Корее также были проведены реформы высшего образования и расширены программы докторантуры. В 1997 г. в основных азиатских странах (Китае, Индии, Японии, Южной Корее и Тайване) докторские степени в области естественных и технических наук были присуждены более чем 18 тыс. человек.
Последний раздел главы посвящен реформам высшего образования в странах Европы, Азии и Латинской Америки. В то время, когда различные страны строят экономику, основанную на знаниях, и пытаются создать национальные инновационные системы, интерес к высшему образованию на уровне доктора - особенно в естественных и технических науках - возрастает. Реформы в программах докторантуры в Азии, Европе и Латинской Америке имеют общие цели - усилить и расширить докторантуру и развить возможность "прорыва" в исследованиях, что повлечет за собой технологические инновации. Основными критериями развития науки и технологии здесь могут служить: вклад в мировую научную литературу, наличие патентов и торговля высокими технологиями. Движущими силами для развития и реформирования высшего образования являются демографические, экономические, технологические и социальные изменения.
а) Демографические изменения. К ним относятся прежде всего увеличение числа учащихся, получивших законченное высшее образование. В Европе, например, количество студентов, получивших первые университетские дипломы, за последние 20 лет увеличилось больше чем вдвое - с 7 до 17%. В Японии более чем 1/4 всех молодых людей имеют степень бакалавра, а в США - более 1/3.
б) Экономические изменения. В настоящее время в США и Западной Европе имеются определенные трудности в государственном финансировании обучения студентов, которые могли в дальнейшем внести вклад в экономическое развитие своей страны. Кроме того, студентам не хватает полной информации о профессиональной карьере и навыков для работы по специальности. Азиатские же страны, признавая, что экономический рост полностью зависит от научных и технологических знаний, стремятся увеличить количество квалифицированных инженеров и ученых, имеющих докторскую степень.
в) Технологические изменения. Особенно быстро технологические изменения происходят в индустриально развитых странах, на первом месте среди которых стоит Япония. Когда произведенные продукты и технологические процессы морально устаревают, производители начинают искать контакты со своими партнерами и исследовательскими программами ученых. Многие изобретения вышли из университетов и национальных лабораторий, и поэтому промышленность заинтересована в инвестициях в научные исследования, проводимые в университетах.
г) Социальные изменения. Необходимо увеличение вложений в учреждения высшего образования, которые будут направлены прежде всего на улучшение качества научных исследований и преподавания.
Помимо общих сторон есть и различия в проведении реформ высшего образования в разных странах мира. К примеру, в Латинской Америке (в Мексике, Чили и Аргентине) лишь недавно начала расширяться система докторантуры. Главной целью этих стран является увеличение количества университетских факультетов, дающих докторскую степень. В настоящий момент в Мексике свыше 80% всех вузовских факультетов выдают только первый университетский диплом. В Европе и США ведутся дискуссии о расширении программ докторантуры, включающих возможность проведения междисциплинарных исследований.
В азиатских развивающихся странах основной смысл проводимых реформ сводится к тому, что университеты являются основным источником экономического роста благодаря научным исследованиям и инновациям в высокие технологии. Поэтому реформы направлены на создание качественных высших школ, улучшение оборудования и исследовательской инфраструктуры, привлечение к работе высокопрофессиональных преподавателей, в том числе из-за рубежа. В Гонконге и Южной Корее создание новых естественно-научных и технических университетов поддерживается главным образом частными предприятиями. В Японии основной упор делается на базовые научные исследования, поэтому в стране сейчас идет реформирование университетов. В 1997 г. около 1/3 всех студентов в стране после получения степени бакалавра продолжили свое обучение с целью получить ученые степени. Япония также привлекает в свои университеты исследователей из-за рубежа.
В заключение отмечается, что доступ к высшему образованию стал более открытым практически в любой стране. Особенно высокая концентрация вузов в Европе, Азии и Америке. Многие страны посылают своих студентов на учебу в американские исследовательские университеты, где можно получить ученые звания и приобрести опыт в промышленных исследованиях.
Е.Н.Рачкова