НАУЧНЫЕ И ИНЖЕНЕРНЫЕ КАДРЫ. ПРОБЛЕМЫ ИХ ВОСПРОИЗВОДСТВА
2013.02.030. ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЕСТЕСТВЕННЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ НАУКАХ.
Higher education in science and engineering // Science and engineering indicators, 2012 / Nat. science board. - Wash., 2012. - Chapter 2. -P. 2-4 - 2-361.
Ключевые слова: высшее образование; естественные и технические науки; научные кадры.
Реферируемая вторая глава доклада «Индикаторы науки и техники, 2012», подготовленного экспертами Национального научного совета (при Национальном научном фонде США - ННФ), посвящена подготовке кадров по таким важным дисциплинам, как естественные и технические науки (Science and Engineering - S&E). В ней представлены наиболее важные показатели S&E в США с точки зрения общих данных, типов вузов, рассмотрения численности контингента, количества присужденных степеней, получаемых бакалаврами, магистрами и докторами наук, финансирования и платы за обучение; кроме того, осуществлено сопоставление достижений в этой области в США с международными показателями.
Как известно, высшее образование (ВО) выполняет ряд важных социально ориентированных функций, включая формирование человеческого капитала, создание, распространение, сохранение и приумножение базы знаний. ВО в сфере S&E обеспечивает формирование конкурентной среды и способствует повышению квалификации выпускников колледжей и вузов.
1 В реферируемом издании страницы нумеруются по главам: первая цифра обозначает главу, вторая - страницу.
Система ВО в США состоит из большого числа различных научных учреждений, имеющих свою миссию, количество учащихся, отбор, религиозные предпочтения, типы студенческих служб, типы степеней и сфер (общественная, частная некоммерческая, частная коммерческая). В реферируемой главе подробно рассмотрены роль и значение каждого типа образовательного учреждения в развитии естественнонаучного образования. Большой популярностью пользуются муниципальные двухгодичные колледжи, значимость которых выросла в период мировых экономических кризисов. Статистика демонстрирует перманентный рост числа выпускников, имеющих степень бакалавра в области 8&Б. Среди студентов этого типа колледжей растет доля женщин, представителей азиатской и латиноамериканской общин, а также тех, чьи родители в свое время тоже заканчивали муниципальные колледжи. По-прежнему наиболее важной причиной выбора двухгодичного образования остается доступная система предоставляемых кредитов.
Двухгодичные платные вузы в США имеют меньший контингент, чем муниципальные колледжи. Тем не менее число таких вузов быстро растет и количество присуждаемых ими степеней выросло за последнее десятилетие вдвое. В 2009 г. 2900 таких вузов перешли на платные услуги. Они выдали от 1 до 5% дипломов бакалавров, магистров и докторов в области 8&Б и 31% дипломов младших специалистов по стране. В области компьютерных наук дипломов младших специалистов ими было выдано уже около 91%, а 67% выпускников получили дипломы бакалавров (с. 2-9). При этом число присуждаемых докторских степеней в платных вузах сравнительно невелико, за исключением психологии.
Немаловажное значение в индикаторах стали отводить дистанционному обучению и показателям в данной области. Цель этой формы обучения - широкий охват учащихся и доступность образования для населения из отдаленных регионов, гибкость в обучении для студентов, которые имеют иждивенцев на своем попечении или проблемы со здоровьем, для тех студентов, у которых нет возможности обучаться в кампусе, и т.д. «Онлайн-обучение - относительно новый феномен, численность онлайн-обучающихся в последние годы постоянно растет. В 2007-2008 гг. около 4,3 млн. выпускников (20% от общего числа учащихся) выбирали дистанционные курсы, в отличие от 2,9 млн. (16% от общего числа) в 2003-2004 гг.
Около 800 тыс. (22%) всех магистрантов и докторантов выбрали дистанционные курсы обучения в 2007-2008 гг.» (с. 2-10). Следует отметить, что в частных платных вузах студенты чаще выбирают дистанционное обучение, чем в государственных и частных бесплатных. Многие платные вузы онлайн-обучение объявили своей долгосрочной стратегией. В последние годы многие академические институты открыли онлайн-курсы для общего доступа, например проект «Open Learning Initiative» в Университете Карнеги-Меллон и «OpenCourseWare» в Массачусетском технологическом институте.
Среди примерно 4500 американских вузов в 2009/10 уч. г. 62% присудили выпускникам степень бакалавра или магистра, 32 -младшего специалиста и 8% - диплом специалиста, имеющего не менее двух лет образования, но не окончившего четырехлетний колледж. В 2009 г. всего вузы США присудили более 3,1 млн. дипломов бакалавра, магистра и доктора; 23% из них были присуждены в области S&E (с. 2-7). Лидерами здесь традиционно являются учебные заведения, имеющие право присуждать степень доктора и активно занимающиеся научно-исследовательской работой, что не умаляет важности и других типов вузов, например колледжей, которые выпускают не так много бакалавров в области S&E, но, безусловно, выступают важным поставщиком кадров для подготовки будущих докторов наук. 2009 год оказался наиболее результативным за последние 15 лет в части получения степеней в области S&E. В сфере компьютерных наук число присужденных степеней уменьшалось с 2004 по 2007 г. и стабилизировалось лишь к 2009 г. В 2009 г. колледжи и университеты присудили 1/3 научных степеней по естественным и техническим наукам (с. 2-7).
Важный индикатор экономического развития - расходы на ВО. «Все больше стран в мире приходят к выводу, что экономика знаний - ключ к экономическому прогрессу в целом. Понимая, что им требуется хорошо обученная рабочая сила (профессионалы), они вложили дополнительные средства в образование и увеличили свое присутствие в нем, рассматривая это как шаг к модернизации» (с. 2-32). Одним из важнейших показателей являются расходы на ВО от ВВП. У США, Канады и Южной Кореи этот показатель самый высокий. Другой показатель растущей важности ВО - увеличение расходов на него в течение длительного времени. С 1995 по 2000 г. США тратили средств больше, чем страны ОЭСР, однако
меньше, чем эти же страны с 2000 по 2007 г. Необходимо также учитывать многие другие показатели, как, например, критерии измерения, финансирование частных и государственных вузов, типы и уровни финансирования и их соответствие типам и уровням образовательных учреждений.
Плата за обучение постоянно растет: среднегодовое обучение, сборы, проживание и плата за четырехлетний бакалавриат (государственный образец) с 2000 по 2010 г. выросли на 15%. Оплата в частных вузах выросла на 35%; в среднем этот показатель вырос на 30% по стране. Так, в 2009 г. 45% докторов в области S&E имели задолженность за обучение. Тем не менее по сравнению с данными пятилетней давности плата и сборы снизились за счет многообразных финансовых вложений государства и благотворительных организаций. Государство остается самым главным «кредитором», частично финансируя обучение студентов. В 2009 г. государство профинансировало 63% стажировок для выпускников S&E, 49% из них были ассистентами на неполной ставке (аспирантами) и 23% -младшими научными сотрудниками (с. 2-14). При этом, учитывая специфику областей, следует отметить, что магистранты (аспиранты) в области биологических наук, физики, технических исследований получают большую поддержку от государства, чем аспиранты в компьютерных науках, математике, психологии и социальных науках. Финансовая помощь оказывается в разных формах: в виде грантов, кредитов, финансирования исследований.
Один из важных показателей развития ВО - анализ способов формирования человеческого капитала. Рассматриваемые индикаторы обсуждаются в контексте национальных и глобальных событий, включая демографические, гендерные, расовые изменения, рост числа зарубежных учащихся и сравнение с мировыми показателями в ВО. Население «студенческого возраста» растет, и эта тенденция будет сохраняться в течение следующих десяти лет, при этом будет меняться этнический состав учащихся; основной прирост будет обеспечиваться за счет представителей азиатских и ла-тиноамериканких меньшинств. Довольно плачевный прогноз дан по количеству «белых» студентов. При этом общая численность учащихся выросла с 14,5 млн. в 2004 г. до 20,7 млн. в 2009 г. и к 2019 г. достигнет максимума (с. 2-16).
Для США важнейшими показателями являются не только расовые, но и гендерные характеристики. С конца 90-х годов 57% степеней бакалавра в области S&E принадлежит женщинам, которых примерно половина в отрасли. Хотя присутствие женщин в S&E медленно, но непрерывно возрастает, в пропорциональном отношении их по-прежнему гораздо меньше в технических, компьютерных науках, физике и экономике. «Женские» области - химия, биология, сельское хозяйство, социальные науки и психология.
В целом по сравнению с 2000 г. выросло число представителей расовых / этнических меньшинств, обучающихся на получение степеней в области S&E. Это связано как с демографией, так и с ростом посещаемости курсов STEM (естественные, технические, инженерные науки и математика) данными категориями учащихся. Выпускники в S&E имеют больший процент окончания бакалавриата, чем выпускники других специальностей. При этом стоит отметить, что около 10% студентов инженерных специальностей не заканчивают курса и переходят изучать математику, физику или компьютерные науки. Выпускников, исключенных из специальностей S&E, немного больше, чем в любой другой области. Гораздо больше здесь и количество студентов, переводящихся на другие специальности.
Далее представлено сопоставление основных тенденций в системах ВО в США и в других странах мира, учитывающее приток иностранных студентов и специфику демографической ситуации в мире. Затем представлены международные индикаторы в S&E и показана зависимость современной мировой индустрии от доли выпускников в области S&E, в том числе и иностранных. Данные взяты из опросов различных государственных и негосударственных фондов: Национальный научный фонд (NSF), Национальный центр статистики по науке и техники (NCSES) и Национальный центр статистики в сфере образования (NCES) Министерства образования США. Использованы также данные международных организаций (например, ОЭСР и ЮНЕСКО) и отдельных стран.
Так как мир становится глобальным, все больше студентов могут учиться в любой стране и все больше стран активно инвестируют в свои системы ВО. США постоянно увеличивают вложения в обучение иностранных студентов, и все большее число иностранцев составляют численность бакалавров и магистров во всех
областях естественных и технических наук. Следует отметить, что исторически США всегда были лидером в образовательных услугах для иностранцев; многие страны следуют по их пути: принимают иностранных студентов и отправляют своих студентов на учебу за границу. «В 2009/10 уч. г. численность зарубежных студентов, обучающихся по программам бакалавриата в государственных вузах США, выросла на 5% по сравнению с предыдущим годом и составила 206 тыс. человек. Этот тренд сохраняется уже в течение трех лет... Среди стран с наибольшим числом студентов, учащихся в американских вузах, можно назвать Китай (около 40 тыс.), Южная Корея (36 200), Индия (15 200), Канада (13 600) и Япония (13 100). Количество китайских выпускников в США выросло на 52% по сравнению с 2009 г., а количество студентов из Южной Кореи и Индии снизилось на 2 и 3% соответственно. Среди всех зарубежных учащихся и выпускников американских вузов количество изучающих сельскохозяйственные науки выросло на 15%; технические науки - на 7; математические и компьютерные науки -на 8%. Изучающих физику и науки о жизни стало на 1% меньше по сравнению с предыдущим учебным годом» (с. 2-18). При общем непрерывном росте числа зарубежных студентов в 8&Б областях он наиболее низкий.
В докладе приведены сравнения разных стран по показателям в области 8&Б. В 2008 г. в этой области в мире было получено около 194 тыс. докторских степеней. Больше всех имели докторов наук в области 8&Б США (около 33 тыс.), за ними следует Китай (около 28 тыс.), Россия (около 15 тыс.), Германия (около 11 тыс.) и Великобритания (около 9500). Около 55 тыс. докторских степеней было получено в ЕС. 41% докторских степеней в 8&Б в США в 2008 г. получили женщины, примерно столько же докторских степеней получили женщины в Австралии, Канаде, ЕС и Мексике (с. 2-34).
В конце главы сделаны обобщающие выводы и пояснения.
С.М. Климова