Научная статья на тему '2009. 02. 027. Система послешкольного образования США. The U. S. higher education system // science and Engineering indicators 2008 / Nat. Science Board. - Vol. 1. , Chapt. 2. - p. 2-7 - 2-12. - pdf version. - mode of access: http://www. NSF. Gov/statistics/seind08/pdfstart. Htm'

2009. 02. 027. Система послешкольного образования США. The U. S. higher education system // science and Engineering indicators 2008 / Nat. Science Board. - Vol. 1. , Chapt. 2. - p. 2-7 - 2-12. - pdf version. - mode of access: http://www. NSF. Gov/statistics/seind08/pdfstart. Htm Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
334
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПОСЛЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ США / УЧРЕЖДЕНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ИНСТИТУТЫ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ КОЛЛЕДЖИ (ТЕХНИКУМЫ) / ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Авдулов А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2009. 02. 027. Система послешкольного образования США. The U. S. higher education system // science and Engineering indicators 2008 / Nat. Science Board. - Vol. 1. , Chapt. 2. - p. 2-7 - 2-12. - pdf version. - mode of access: http://www. NSF. Gov/statistics/seind08/pdfstart. Htm»

2009.02.027. СИСТЕМА ПОСЛЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ США.

The U.S. higher education system // Science and engineering indicators 2008 / Nat. science board. - Vol. 1., Chapt. 2. - P. 2-7 - 2-121. - PDF version. - Mode of access:

http://www.nsf.gov/statistics/seind08/pdfstart.htm

Ключевые слова: система послешкольного образования США; учреждения научно-технического образования; исследовательские институты; муниципальные колледжи (техникумы); преподавательский состав.

Реферируемый материал - часть доклада о состоянии науки и техники в мире, который раз в два года президент США представляет Конгрессу.

В последнее время в США все больше внимания привлекается к послешкольному образованию в области естественных, технических наук и математики (ЕТМ) как к одному из факторов поддержания сильных экономических позиций страны на мировой арене. Целый ряд докладов подчеркивает необходимость расширения масштабов обучения перечисленным выше наукам, повышения качества этого образования, расширения номенклатуры дисциплин, изучаемых студентами и аспирантами.

Система, обеспечивающая послешкольное образование, состоит из разнокалиберных учреждений - от двухгодичных муниципальных колледжей (аналогов российских техникумов) до крупных исследовательских университетов с мощной исследовательской базой, бакалавриатом, магистратурой, докторантурой и постдокторантурой. В общей сложности учреждений, присуждающих различные степени, в 2005/06 уч. г. насчитывалось 4300. 71% из них присуждали степень бакалавра и выше, а 29% - степень не выше ассистента. В 2005 г. всего было присуждено более 2 млн. степеней от бакалавра и выше (около 614 тыс. из них в области ЕТМ) и около 614 тыс. степеней ассистента (46 тыс. в области ЕТМ).

1 В источнике страницы нумеруются по главам двумя цифрами: первая означает номер главы, вторая - страницу.

Исследовательские институты, хотя число их невелико, являются основными «поставщиками» бакалавров, магистров и докторов. В 2005 г. они присудили в области ЕТМ 69% докторских степеней, 42% магистерских и 36% степеней бакалавра. Колледжи (с магистратурой) и университеты выпустили 28% бакалавров и 24% магистров ЕТМ. Колледжи с бакалавриатом добавили к этому числу 13% бакалавров.

Муниципальные колледжи удовлетворяют потребность страны в специалистах уровня техника. Это образовательные учреждения для тех, кто первый в семье стремится получить образование выше школьного, а также для тех, кому финансовое положение не позволяет уехать на учебу в другой штат или город. Эти колледжи (их называют также ассистентскими - associate's colleges, или двухгодичными) составляют самый крупный сегмент американской системы послешкольного образования. В 2004 г. в них поступило 6,3 млн. студентов, при этом 60% - на неполный учебный день. Особенно много в муниципальных колледжах испаноязычных студентов, в 2004 г. среди поступивших их было 53%, а белых - 41%. В университете штата Аризона, где особенно многочисленное ис-паноязычное население, 67% всех студентов латиноамериканского происхождения, и 73% таковых, получивших степень бакалавра, в свое время (2002-2003) учились в муниципальных колледжах (с. 28). Важно отметить, что в таких колледжах изучают дисциплины, часть которых совпадает с дисциплинами первых курсов четырехлетних колледжей; программы схожи, и выпускник двухлетнего колледжа, поступивший в четырехлетний колледж, может рассчитывать на зачет соответствующих кредитов. «Хотя муниципальные колледжи не являются главными поставщиками специалистов с научными степенями естественных и технических наук, они создают своего рода доступный мост, позволяющий доработать то, что было упущено в школе, мост к более высоким ступеням образования. Кроме того, они повышают научную грамотность довольно широких слоев населения» (там же).

В последние годы предпринимаются шаги с целью облегчить переход студентов двухлетних колледжей в четырехлетние, которые резервируют (с помощью частных фондов) часть мест и стипендий целевым назначением для выпускников муниципальных учебных заведений. Опыт показывает, что перешедшие в четырех-

летний колледж студенты двухлетних колледжей учатся хорошо и за четыре-шесть лет получают степень бакалавра. Среди программ обучения, предлагаемых муниципальными колледжами, особой популярностью пользуются программы по математике и статистике. Осенью 2005 г. на эти программы поступили 1,7 млн. абитуриентов - на 26% больше, чем в 2000 г. Среди них 42 тыс., будучи учениками старших классов средней школы, одновременно проходили программу двухлетнего колледжа, связь которых со средней школой становится все теснее. В целом в двухлетних колледжах учатся математике 47% всех студентов США, специализирующихся в этой дисциплине. Количество поступивших на курсы статистики в четырехлетние колледжи выросло за 2000-2005 гг. на 9%, а в двухлетние - на 48%.

Некоторые муниципальные колледжи стали предлагать четырехлетние программы, объединенные с программами старших классов средних школ и дающие право на получение степени бакалавра прикладных наук. Наконец, большую роль эти колледжи играют в подготовке учителей начальной и восьмилетней школы. Соответствующие программы имеют 30% муниципальных двухлетних колледжей. Ранее учителей, имеющих право преподавать в 8-х классах средних школ, готовили только университеты и четырехлетние колледжи. Таким образом, муниципальные колледжи связаны и с четырехлетними колледжами, и со средней школой (контакты, вплоть до перехода на общие учебники).

Преподавательский состав послешкольных учебных заведений США в 2003 г. насчитывал приблизительно 1,1 млн. человек (см. табл. на с. 156). Из них около половины - преподавали ЕТМ. Большинство имели степень доктора или первую профессиональную степень, и количество преподавателей со степенью ЕТМ растет. Около 305 тыс. докторов, т.е. 60% всех преподавателей ЕТМ, работают в университетах, в 1992 г. их было 249 тыс. Большая часть докторов ЕТМ (43%) преподают сельскохозяйственные, биологические и медицинские дисциплины; треть (34%) - физические науки (о Земле, атмосфере, океане), компьютерные и технические (инжиниринг), и оставшиеся 33% докторов преподают социальные и поведенческие науки.

Около 40% преподавателей ЕТ-дисциплин имеют степени магистра или бакалавра. Их количество с 1992 по 2003 г. выросло

со 174 тыс. до 202 тыс. человек. Около половины преподают физические, компьютерные науки, математику и инжиниринг. В отличие от преподавателей ЕТМ, среди преподавателей других дисциплин (586 тыс. человек - 2003 г.) 60% имеют степень бакалавра или магистра.

Большинство преподавателей с докторской степенью работают на полной ставке, 80% из них имеют полный рабочий день, процент совместителей за 1992-2003 гг. не менялся. Большинство же обладателей степени магистра или бакалавра всех специальностей используются не на полной ставке. Примерно половина (47%) докторов ЕТМ, работающих полный рабочий день, и больше половины таких же докторов других специальностей преподают в исследовательских университетах. А большинство обладателей иных степеней ЕТМ - в двухгодичных муниципальных колледжах. Там же работают и половина тех специалистов ЕТМ, которые не имеют полной нагрузки в исследовательских университетах.

В 2003 г. 62% преподавателей ЕТМ, работавших с полной нагрузкой, обучали только студентов, научных степеней не имевших, 25% - только бакалавров и магистров, остальные - и тех и других. Часто и доктора, и преподаватели, имеющие другие степени, прибегают к помощи ассистентов, которые их заменяют, особенно это характерно для докторов ЕТМ (54%). У других категорий преподавателей это практикуется реже, например среди преподавателей ЕТМ такой заменой пользуются только 16%.

Таблица (с. 2-10)

Состав преподавателей послешкольных учреждений

Категории преподавателей Количество В исследовательских университетах (%) В других вузах (%) В двухлетних муниципальных колледжах (%)

ЕТМ 505 300 29,3 42,1 28,7

С полной нагрузкой 322 500 38,1 44,3 17,6

С неполной нагрузкой 182 700 13,6 38,2 48,3

Имеющие степень доктора или 1-ю профессио- 304 600 43,3 48,3 8,5

нальную степень

Имеющие другие степени 200 700 18,0 32,6 59,4

Другие дисциплины 587 800 16,7 53,1 30,2

С полной нагрузкой 297 300 23,4 56,9 19,7

С неполной нагрузкой 290 500 9,9 49,1 41,0

Имеющие степень доктора или 1-ю профессиональную степень 236 100 26,5 63,0 10,5

Имеющие другие степени 351 700 10,2 46,4 43,5

Преподаватели послешкольного образования применяют разнообразные методы обучения, чаще всего (83%) - это лекции и обсуждения (дискуссии). Многое зависит от преподаваемого предмета. Более половины преподавателей ЕТМ практикуют выполнение групповых проектов и 60% ведут лабораторные занятия. Те, кто изучает социальные и поведенческие науки, чаще пишут письменные семестровые работы (85%); на ЕТМ-факультетах письменные задания требуются реже; на биологическом факультете - 76%, а по физике, математике, компьютерным и технологическим наукам - 57% (с. 2-10).

Говоря о современных направлениях развития послешколь-ного образования, авторы, помимо традиционных мероприятий (углубление курсов, более широкое использование технических средств в методиках и т.п.), особо выделяют междисциплинарность ряда курсов. Она достигается совмещением двух дисциплин, как, например, это сделано в Калифорнийском университете (Санта-Барбара), где докторская программа предусматривает изучение экономики и какой-либо естественной дисциплины. Разрабатываемые учебные проекты и экзаменационные тесты охватывают оба предмета, а в качестве консультантов выступают специалисты по каждому из них. Другой вариант заключается в том, что выбирается междисциплинарная по сути специальность, например биоинформатика или нанотехнология. Третий вариант - это создание кооперированной образовательной сети (как на биологическом и физическом факультетах Университета штата Нью-Мексико), где совместно разрабатываются комплексные, междисциплинарные программы обучения студентов обоих факультетов. Еще одно новшество заслуживает упоминания - это создание Национальной циф-

ровой библиотеки естественных наук, доступной через Интернет всему студенческому контингенту и преподавателям ЕТМ-наук.

Следует отметить, что совершенствованием программ и методов обучения, исследованием состояния и опыта всех ступеней послешкольного естественного и технического образования в США занимается множество различных организаций: профессиональные общества, Национальная инженерная академия, АВЕТ (орган, занимающийся аккредитацией программ, дающих ученую степень в инжиниринге, разрабатывающий стандарты на программы по техническим дисциплинам), Математическая ассоциация Америки и т.д. В области биологических наук в последние годы появился ряд новых педагогических журналов: «Преподавание наук о жизни» (СВЕ life sciences education), «Преподавание микробиологии» (Microbiology education), «Преподавание биохимии и молекулярной биологии» (Biochemistry and molecular biology education). Во всемирно известном журнале «Сайнс» (Science) организован специальный раздел «Образовательный форум» (Educational forum). Образованием, подготовкой кадров вплотную занимаются федеральные ведомства, которые возглавляет Совет по академической конкурентоспособности. Девять федеральных ведомств ведут 43 программы, направленные на улучшение содержания образования и повышение эффективности преподавания ЕТМ. _

А.Н. Авдулов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.