Научная статья на тему '2007. 01. 023. Высшее образование и кадры в естественных науках и инжиниринге. Science and engineering indicators / nat. Science Board. - Wash. , 2006. - mode of access: htpp://www. NSF. Gov/statistics/seind06/ из содерж. : chapter 2: higher education in science and engineering. - pdf version. - P. 2-1 - 2-39. Chapter 3: science and engineering labor force. - pdf version. - P. 3-1 - 3-40'

2007. 01. 023. Высшее образование и кадры в естественных науках и инжиниринге. Science and engineering indicators / nat. Science Board. - Wash. , 2006. - mode of access: htpp://www. NSF. Gov/statistics/seind06/ из содерж. : chapter 2: higher education in science and engineering. - pdf version. - P. 2-1 - 2-39. Chapter 3: science and engineering labor force. - pdf version. - P. 3-1 - 3-40 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
48
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ / ИНЖИНИРИНГ / КАДРЫ УЧЕНЫХ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Рачкова Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2007. 01. 023. Высшее образование и кадры в естественных науках и инжиниринге. Science and engineering indicators / nat. Science Board. - Wash. , 2006. - mode of access: htpp://www. NSF. Gov/statistics/seind06/ из содерж. : chapter 2: higher education in science and engineering. - pdf version. - P. 2-1 - 2-39. Chapter 3: science and engineering labor force. - pdf version. - P. 3-1 - 3-40»

НАУЧНЫЕ И ИНЖЕНЕРНЫЕ КАДРЫ.ПРОБЛЕМЫ ИХ ВОСПРОИЗВОДСТВА

2007.01.023. ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ И КАДРЫ В

ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУКАХ И ИНЖИНИРИНГЕ.

SCIENCE and engineering indicators / Nat. science board. - Wash.,

2006. - Mode of access: htpp://www.nsf.gov/statistics/seind06/

Из содерж.: Chapter 2: Higher education in science and engineering. -

PDF VERSION. - P. 2-1 - 2-39.

CHAPTER 3: Science and engineering labor force. - PDF version. -P. 3-1 - 3-40.

Ключевые слова: высшее образование; естественные науки; инжиниринг; кадры ученых и преподавателей.

Реферируемый материал - две главы из доклада «Индикаторы науки и техники», который президент США раз в два года представляет Конгрессу. В них приведены сведения о состоянии высшего образования и кадров в естественных науках и инжиниринге в США в сравнении с другими странами.

Вторая глава доклада посвящена теме высшего образования в сфере естественных наук и инжиниринга. В современном мире давно уже признана роль высшего образования как одного из самых главных факторов экономического развития стран. Именно благодаря успехам в естественных науках и инжиниринге (S&E) США занимают лидирующее место в мировой экономике.

В последние годы демографические изменения и мировые события повлекли за собой перемены и в сфере высшего образования в США, прежде всего в области S&E. После спада 1990-х годов число студентов американских вузов неуклонно возрастает и, по прогнозам, будет дальше увеличиваться. Постепенно меняется соотношение студентов разных национальностей: в вузах все больше становится учащихся из Азии и с островов Тихого океана, а также

из Латинской Америки. Однако на число учащихся вузов могут оказывать влияние политические события. Так, после террористического акта 11 сентября 2001 г. число иностранных студентов, желающих получить высшее образование в вузах США, уменьшилось на 8% , что составляет около 2700 человек.

Не последнюю роль в развитии высшего образования в сфере S&E играет конкурентная борьба. Серьезными соперниками США стали Великобритания, Япония, Канада, Австралия и Германия, всеми силами старающиеся привлечь в свои вузы как можно больше студентов из-за границы.

Далее представлены более конкретные данные по состоянию высшего образования США в сфере естественных наук и инжиниринга.

В 2002 г. 2500 учреждений высшего образования США, расположенные во всех 50 штатах, выпустили более 1,8 млн. молодых специалистов, из них 540 тыс. - в области S&E. Продолжает повышаться роль двухгодичных вузов, которые уже на сегодняшний день составляют 41% от всех академических институтов. Они представляют собой «мост» для студентов, которые потом хотят продолжить свою учебу и идут в четырехгодичные вузы.

Исследовательские институты, которых, к сожалению, пока немного, являются основными «поставщиками» бакалавров, магистров и докторов в области S&E. Так, в 2002 г. 81% докторов наук в области S&E были выпускниками исследовательских институтов.

Все большую роль в развитии американского высшего образования играют частные институты. В 2002 г., например, 2500 частных вузов обучали 5% всех студентов в стране. Некоторые вузы уже сумели получить заслуженное признание. Так, Nova Southeastern University выпускает лучших докторов в области психологии и педагогики; технологический институт DeVry, колледж Strayer и университет Phoenix являются одними из лидеров среди вузов, присуждающих степени бакалавров в области компьютерных наук. Кроме того, университет Phoenix является одним из ведущих частных вузов, выпускающих магистров высокого класса в области бизнеса.

Еще одной сравнительно новой формой высшего образования являются учебные центры, включающие в себя корпоративные университеты и некоммерческие вузы. В период с 1988 по 2001 г. число корпоративных университетов выросло с 400 до 2 тыс.

Их задача - подготовить необходимые кадры, учитывая нужды компаний. Однако некоторые такие учреждения поднялись до уровня вузов высокого класса и выпускают прекрасных специалистов в области инжиниринга и дизайна. Примером таких вузов может послужить университет фирмы Motorola.

В целом же по академическим институтам и колледжам представлены следующие данные: в период с 1983 по 2002 г. число выпускников в области S&E выросло с 4126 до 22 266 соответственно; в области сельского хозяйства - с 943 до 1174; в области компьютерных наук - с 2657 до 17 138; в области инжиниринга - с 94 до 706; в области физических, биологических и математических наук - со 136 до 659; в области социальных наук - с 296 до 2589.

Далее приводятся данные по количеству студентов, получающих высшее образование в вузах США. Как уже говорилось выше, число желающих получить высшее образование растет из года в год: если в 1983 г. их было 12,6 млн., то к 2001 г. число студентов выросло до 15,7 млн. Из них более 6 млн., или 38%, учились в двухгодичных вузах. В исследовательских университетах и вузах, присуждающих степень магистра, в 2001 г. учились 5,3 млн. человек, или 34%.

Данные, касающиеся роста населения в США (Census Bureau), позволяют предположить, что количество молодежи, способной получить высшее образование, вырастет с 18,5 млн. в 2000 г. до 21,7 млн. в 2015 г. В основном прирост ожидается за счет выходцев из азиатских стран, с островов Тихого океана и из Латинской Америки. К 2015 г. их численность может увеличиться более чем на 50%, в то время как число афроамериканцев, индейцев и коренных жителей Аляски может увеличиться лишь на 15-19%.

В области S&E в 2004 г. из всех абитуриентов более 1/3 составили белые, афроамериканцы, испаноязычные, американские индейцы и коренные жители Аляски, а 46% - выходцы из Азии и жители островов Тихого океана. В каждой этнической группе в основном преобладали студенты мужского пола. Число студентов женского пола в области S&E выросло незначительно - с 38% в 1983 г. до 45% в 2004 г.

Что касается студентов-иностранцев, получающих образование в американских вузах, то в 2002-2004 гг. их численность сократилась более чем на 5%. Это снижение прежде всего может быть связано с появляющимися возможностями получить качест-

венное образование в своей стране, а также с конкуренцией среди вузов других стран, которые делают все, чтобы привлечь как можно больше студентов-иностранцев. Кроме того, в последние годы поднялась плата за обучение и стало труднее получить визу в США. Вследствие вышеперечисленных факторов число иностранных студентов, обучающихся на факультетах инжиниринга, снизилось на 1%, на факультетах компьютерных наук - на 7%, на факультетах социальных наук - более чем на 18%. Самыми многочисленными студентами из других стран продолжают оставаться китайцы, японцы и тайваньцы.

Далее в докладе говорится о плате за обучение в американских вузах. Несмотря на то, что в последние годы плата за обучение значительно возросла, непосредственно на материальное положение учащихся это повлияло не очень сильно, так как размер платы продолжает зависеть от доходов семьи студента. Как правило, студенты выплачивают сумму не целиком и не сразу, а могут растянуть оплату на определенный период времени, к этому следует прибавить различные льготы и систему кредитования. В среднем обучение в четырехгодичном государственном вузе стоит 5132 долл. США в год, в частном четырехгодичном вузе - около 20 тыс. долл. в год.

Аспирантура является основным «поставщиком» высококвалифицированных специалистов в экономику, основанную на знаниях. В 2003 г. количество аспирантов в вузах США достигло своего пика - 566 800 человек на факультетах S&E. Рост в основном шел за счет аспирантов, специализирующихся в физических науках, науках о Земле и атмосфере, в математике и океанологии. В этот же период прирост числа аспирантов, занимающихся компьютерными науками, был очень небольшой - всего 3%.

Среди аспирантов, получающих образование в области S&E, в 2003 г. было 48% женщин, в области биологических наук - около 60%, больше всего женщин-аспирантов было в этот период на медицинских факультетах - около 80%, чуть меньше - на факультетах психологии.

Что касается национальных меньшинств, то они составляли в 1983 г. 6% от общего количества аспирантов, получающих образование в области S&E, к 2003 г. их число выросло до 11%. В области социальных наук они занимали 17%, в области психологии - 19%.

Число аспирантов-иностранцев в области S&E составляло в 1983 г. 73 200 человек, а к 2003 г. их уже было 154 400. Их доля была самой большой в области инжиниринга - 47%, компьютерных наук - 45, физических наук - 41 и математических наук - 38%.

Что касается материального положения учащихся-аспирантов, следует отметить, что примерно 1/3 из них в состоянии полностью оплачивать свою учебу. Остальные 2/3 получают финансовую помощь в том или ином объеме из различных источников - от федерального правительства; из бюджета университетов; от предприятий, заинтересованных в квалифицированных кадрах; от некоммерческих организаций и от иностранных спонсоров.

Следующий раздел доклада приводит данные о научных степенях, присужденных в различное время вузами США. Наиболее распространенной научной степенью в области S&E является степень бакалавра. Из всех присужденных научных степеней она составляет около 77%. В 1983 г. было выпущено 317 тыс. бакалавров, а в 2002 г. их число выросло уже до 415 600. Значительный прирост бакалавров наблюдался и в области социальных и психологических наук: в 1983 г. их число было около 126 тыс. человек, а к 2002 г. оно составило почти 200 тыс. В области биологических наук пик пришелся на 1998 г. - бакалавров тогда было выпущено около 70 тыс. В области инжиниринга больше всего выпускников получили дипломы бакалавров в 1985 г. - примерно 76 тыс. человек, а затем их число пошло на снижение и к 2002 г. составило не более 60 тыс. В области компьютерных наук наблюдалось два пика - в 1986 г. 48 тыс. выпускников получили диплом бакалавра, затем в 1990-1998 гг. наблюдался спад - 26 тыс., очередной пик пришелся на 2002 г., когда число бакалавров достигло 50 тыс.

С 1982 г. женщины прочно занимают лидирующее место в вузах. В 2002 г. они получили 58% от всех выданных дипломов бакалавра. Основные специальности - психология, биологические науки, социальные науки. Мужчины держали первенство в инжиниринге, компьютерных науках и в физике.

Что касается национального состава студентов, следует отметить, что в период с 1983 по 2002 г. число выпускников - выходцев из стран Азии и с островов Тихого океана - выросло с 4 до 9%, а представителей национальных меньшинств, получивших дипломы бакалавра, в этот же период увеличилось с 9 до 16%. Количест-

во бакалавров - белых уменьшилось с 82% в 1983 г. до 66% в 2002 г. Число бакалавров - чернокожих в этот же период увеличилось с 13 до 18%, число испаноязычных сохранялось на одном уровне - около 10%.

Дипломы магистров в области Б&Е в 1983 г. были выданы 67 700 выпускникам, а в 2002 г. их число достигло 99 200. Самой популярной дисциплиной в этот период были компьютерные науки.

С 1983 г. число женщин, получивших степень магистра в области Б&Е, увеличилось более чем в 2 раза: если в 1983 г. их было 21 тыс., то к 2003 г. - 43 500. В этот же период число мужчин-магистров увеличилось с 46 700 до 55 700. Больше всего женщин, получивших диплом магистра, специализировалось в области психологии (76%), биологических наук (58), социальных наук (54); меньше всего - в области инжиниринга (21%).

Выходцы из Азии и с островов Тихого океана составили от 5% в 1983 г. до 7% в 2002 г., национальные меньшинства - от 5 до 11%. Численность учащихся - белых, получивших диплом магистра в период с 1985 по 2002 г., снизилась с 68 до 49% соответственно. Число же учащихся других национальностей, наоборот, выросло.

Число выпускников вузов США, получивших диплом доктора наук, росло с середины 80-х до середины 90-х годов и достигло своего пика в 1998 г. - около 8 тыс. В 2001 г. произошло снижение до 7,2 тыс. К 2002 г. их количество вновь стало постепенно нарастать.

Доля женщин, получивших степень доктора наук в области Б&Е, достигло рекордной отметки в 45% в 2003 г. Число женщин -граждан США, получивших звание доктора наук в период с 1983 по 2003 г., выросло с 4325 до 7131. В этот же период число мужчин - докторов наук снизилось с 9808 до 8605 человек. Женщины распределились равномерно по всем основным специализациям Б&Е, мужчины - примерно так же, за исключением биологических наук, где их оказалось меньше.

Количество докторов наук - белых достигло своего пика в 1995 г. - 14 166. В основном дипломы получили специалисты в области инжиниринга, физических наук, математики и компьютерных наук. Афроамериканцы, испаноязычные, американские индейцы и коренные жители Аляски получили в общей сложности около 1,1 тыс. дипломов доктора наук в 2003 г., что составило 1% от всех дипломов, выданных докторам наук в этом году.

Далее перечисляются страны, выходцы из которых получили наибольшее количество американских дипломов доктора наук. Из азиатских стран можно выделить прежде всего Китай, Тайвань, Индию и Южную Корею. Затем следуют Канада и Мексика. Из европейских стран больше всего дипломов доктора наук в области S&E получили уроженцы Германии, Великобритании, Греции, Италии и Франции.

Свыше 3 тыс. человек - выходцев из стран Азии получили степень доктора наук в области S&E в 1996 г. Основная специализация - инжиниринг, биологические и физические науки. С 1983 по 2003 г. учащиеся из этих стран получили дипломов доктора наук почти в 4 раза больше, чем студенты из других стран - 89 700 и 23 тыс. соответственно. Больше всего дипломов получили китайцы -35 300 (биологические, физические науки, инжиниринг). На втором месте после Китая - Тайвань, уроженцы которого получили в тот же период более 19 700 дипломов доктора наук. А в 1983 г. они получили дипломов доктора наук больше, чем Индия и Китай, вместе взятые, - около 740. Далее следуют выходцы из Индии, получившие с 1983 по 2003 г. более 17 500 дипломов в американских университетах. В основном их специализация - биологические и физические науки. На последнем месте - южные корейцы, получившие более 17 тыс. дипломов (инжиниринг, биологические, социальные и физические науки). В период с 1983 по 1994 г. число выпускников с дипломом доктора наук в области S&E - выходцев из Южной Кореи выросло с 250 до 1200.

Число выпускников со степенью доктора наук из Европы увеличилось с 50 человек в 1983 г. до 700 человек в 2003 г. Представители стран Западной Европы больше интересуются психологией и социальными науками, а представители стран Восточной Европы - физическими науками и математикой.

Меньше всего в американских университетах стали докторами наук в области S&E уроженцы Канады и Мексики. В 1983 г. число канадцев - докторов наук составило 200 человек, в 2003 г. их стало 350. В основном это специалисты в области социальных и биологических наук. Число представителей Мексики за этот же период увеличилось на 100 человек (100 - в 1983 г. и 200 - в 2003 г.).

90-е годы прошлого века отмечены значительным увеличением интернациональной миграции студентов и высококвалифицированных рабочих. В основном отток происходил из развивающихся стран в более развитые и из Европы и Азии - в США. Основными причинами миграции можно назвать лучшие экономические условия и возможности научно-исследовательской работы. Больше всего иностранных студентов мигрируют в США. В 2002 г. 33,9% от общего количества бакалавров получили дипломы в американских вузах. После американцев наибольшее количество дипломов бакалавра получили выпускники университетов Коста-Рики, Дании, Франции, Финляндии, Исландии, Португалии, Нидерландов, Швеции, Великобритании, Болгарии, Латвии, Литвы, Монголии, Австралии, Новой Зеландии и Тайваня. В большинстве этих стран основное количество дипломов было традиционно присуждено в области инжиниринга.

Относительно высокий процент получивших диплом бакалавра в области Б&Е составляют женщины. В большинстве азиатских стран - свыше 1/3 от всех бакалавров. В 2002 г. женщины-бакалавры составили больше половины от всех выпускников в области Б&Е в таких странах, как США, Канада, Португалия, Албания, Болгария, Эстония, Латвия, Польша, Словения, Монголия, Бахрейн, Израиль, Ливан и Катар.

В 2003 г. 39% женщин в США получили дипломы доктора наук в области Б&Е. В Западной Европе женщины - доктора наук составили 27% в Германии, 45% - в Италии, в Азии - 1/5 от всех докторов наук.

Что касается миграции студентов и высококвалифицированных специалистов, то в 2004 г. из общего числа студентов, получающих образование не в родной стране, 40% учились в вузах США, 18 - Великобритании, 15 - Германии, 12 - Франции, 6% -Австралии. В период с 1994 по 2004 г. произошло значительное увеличение числа студентов-иностранцев в вузах Великобритании на факультетах Б&Е - с 29 до 41% соответственно. Число иностранных аспирантов - специалистов в области инжиниринга за это время увеличилось более чем в 2 раза - с 9300 до 20 500 человек. В вузах Великобритании также училось много студентов из Китая, Греции, Индии и Малайзии. Во Франции в 2003 г. в аспирантуре на факультетах Б&Е учились свыше 27% иностранцев. Из них больше

всего было выходцев из Африки и Азии. Из стран Европейского содружества во Франции на факультетах S&E учились менее 10% человек. В университетах Японии в 2004 г. училось иностранных студентов и аспирантов более 84 тыс. человек. В основном это были уроженцы Азии. Более 50 тыс. человек учились на факультетах S&E. Аспиранты в японских вузах в основном были представителями Китая и Южной Кореи. В Канаде в 2001 г. студентов-иностранцев было 6%, а аспирантов-иностранцев в области S&E -свыше 21%. Преимущественно учащиеся специализировались в области математики, компьютерных наук и инжиниринга. В основном в канадских вузах учились выходцы из Азии.

Что касается дипломов доктора наук в области S&E, то в 2003 г. иностранцы получили в Великобритании 39%, в США -37%. В обеих странах примерно половина иностранцев-докторов наук получили дипломы в области инжиниринга. В Японии и Германии число выходцев из других стран, получивших степень доктора наук, составило по 14%.

В заключение второй главы отмечается, что США продолжают оставаться мировым лидером в предоставлении высшего образования в области S&E. Количество дипломов бакалавра в области S&E составляет 1/3 от всех дипломов бакалавра, полученных в американских вузах. И их число продолжает расти с каждым годом. Половину выданных дипломов получают женщины. Количество молодых специалистов - представителей национальных меньшинств растет небольшими темпами, но неуклонно. Продолжает увеличиваться число молодых людей из зарубежных стран, получающих в США дипломы доктора наук в области S&E. Студенты из других стран, находящиеся в США по временным учебным визам, составили в 2003 г. более 1/3 от всех будущих докторов наук в области S&E, и более половины из них - специалисты в области инжиниринга.

Третья глава «Индикаторов науки и техники» носит название «Трудовые ресурсы в области естественных наук и инжиниринга». В ней освещены все стороны трудовой деятельности специалистов, получивших высшее образование в вузах США в области естественных наук и инжиниринга.

Согласно данным, количество специалистов, работающих в области S&E, в 2003 г. колебалось от 4 до 15 млн. человек. В этом

же году 15,7 млн. человек имели на руках по меньшей мере один диплом об окончании вуза в области Б&Е; 12,9 млн. рабочих заявили о своем желании получить образование хотя бы на уровне бакалавра; 9,2 млн. человек нуждались в знаниях в области естественных наук и инжиниринга и 5,3 млн. - в области социальных наук.

Согласно долговременному прогнозу, занятость в области Б&Е должна возрасти примерно на 26% в период с 2002 по 2012 г., в то время как в других профессиях прирост будет не более 15%. Наибольшее увеличение (78%) будет в профессиях, связанных с информационными технологиями, социологическими науками, а также в профессиях, связанных с управлением наукой. Прирост специалистов в области инжиниринга ожидается не более чем 7% в год.

Далее приводятся данные, касающиеся заработной платы специалистов, работающих в области Б&Е, в сравнении с зарплатами в других областях. Данные охватывают период с 1993 по 2003 г. В области инжиниринга средняя зарплата бакалавров выросла за этот период на 33%, магистров - на 49, докторов наук - на 19%. В области биологических наук средняя зарплата бакалавров выросла на 25%,, магистров - на 42%, докторов наук - данных нет. В области математических и компьютерных наук зарплата бакалавров увеличилась на 27%, магистров - на 58, докторов наук - на 19,5%. В области физических наук зарплата бакалавров увеличилась на 10%, магистров и докторов наук - на 32%. В области социальных наук: зарплата бакалавров - на 15%, магистров - на 52, докторов наук - на 2,5%. По другим профессиям, не связанным с 8&Е, данные следующие: средняя зарплата бакалавров поднялась на 8%, магистров - на 54, докторов наук - на 4,5%. Данные показывают, что наибольший прирост в зарплате пришелся на долю магистров, что объясняется высокими потребностями американской экономики в специалистах именно такого уровня.

Что касается выражения средней зарплаты специалистов в области 8&Е в долларах, картина вырисовывается следующая: бакалавры, например, получали в 2003 г. 65 тыс. долл. в год (в других областях зарплата бакалавров не превышала 49 тыс. долл.). Немного выше была зарплата у специалистов, занятых в области технологии, архитектуры, медицины, - около 52 тыс. долл. в год со стажем работы 25-29 лет.

Далее освещается вопрос занятости по своей специальности выпускников, получивших дипломы в области S&E. Особо подчеркивается, что, даже если человек не работает по своей специальности, это не означает, что он теряет свою квалификацию. В 2003 г. из всех специалистов с дипломом S&E 6 млн. не работали по приобретенной специальности, однако 66% из них, согласно статистическим данным, применяли в своей работе знания, полученные в вузе. 96% докторов наук сообщали (через 1-4 года после получения степени), что их работа полностью или в большой степени соответствует полученной степени (магистры - 91%; бакалавры - 73%). Только 11% докторов наук сообщали (через 30-34 года после окончания вуза), что их работа не соответствует полученной степени.

По теме безработицы в «Индикаторах науки и техники» даются следующие сведения. За 22 года (в период с 1983 по 2004 г.) количество безработных с дипломом S&E увеличилось с 1,4 до 4,6%. Однако эти показатели ниже, чем общий уровень безработицы по стране в эти же годы - 3,9 и 9,9%. Для бакалавров, закончивших факультеты S&E, уровень безработицы с 1999 по 2003 г. вырос с 1,6 до 3,5%, для докторов наук - с 3 до 5%.

В следующем разделе доклада показано, какой процент молодых специалистов, закончивших факультеты S&E, смогли устроиться на работу по специальности. Среди тех, кто нашел работу, -выпускники частных платных вузов (59%); выпускники четырехгодичных колледжей или университетов (9%); закончившие государственные вузы (13%); остальные закончили другие виды учреждений высшего образования.

Образовательный уровень специалистов, работающих в сфере S&E, характеризуется следующими цифрами: 45% - бакалавры; 20 - магистры; 10% - доктора наук. У 1/4 всех работников сферы S&E нет даже дипломов бакалавра. Однако следует признать, что они обладают всеми необходимыми знаниями для своей работы.

Выше уже говорилось о средней зарплате специалистов с дипломом в области S&E. Далее в докладе приводятся следующие данные. В 2003 г. 11% бакалавров получали зарплату свыше 100 тыс. долл. в год в сравнении с 28% докторов наук. 22% бакалавров получали зарплату менее 30 тыс. долл. в год в сравнении с 8% докторов наук.

Далее говорится о занятости в сфере Б&Е женщин и представителей национальных меньшинств, степень их занятости в обществе различна. На 2000 г. ситуация сложилась следующим образом: из всех специалистов с дипломом в области Б&Е женщины составили 24,7% и 48,6% получили в этом году дипломы; афроамери-канцы составили 6,9%, из них 7,4% получили дипломы; испаноя-зычных было 3,2%, и 4,3% от общего количества получили дипломы о высшем образовании в области Б&Е. За 20 лет (с 1980 по 2000 г.) количество специалистов в области Б&Е женского пола и относящихся к нацменьшинствам выросло следующим образом: афроамериканцы - с 2,6 до 6,9%; женщины - с 11,6 до 24,7%; испаноязычные - с 2 до 3,2%. Число американских специалистов, родившихся за рубежом и работающих в США, увеличилось с 1980 по 2000 г. с 11,2 до 19,3%.

Далее в докладе более подробно освещено участие женщин в сфере Б&Е. В 2003 г. из всех ученых и инженеров, занятых в сфере Б&Е, дипломы доктора наук получили 31% мужчин и 46% женщин. В том же году женщины составили 52% от всех ученых, занятых в области социальных наук, 29% - от ученых-физиков и 11% от всех инженеров. С 1993 г. общий процент женщин - специалистов в области Б&Е увеличился не намного - с 23 до 27%. В математических науках прирост был еще меньше - всего 2%.

Среди безработных в области Б&Е в 2003 г. было 3,7% мужчин и 4,2% женщин. Для сравнения - в 1993 г. безработных мужчин было 2,7% и безработных женщин - 2,1%.

Зарплаты в 2003 г. в области Б&Е выглядели следующим образом: средняя зарплата женщин-ученых составляла 53 тыс. долл. в год, а мужчин - на 24% больше (70 тыс. долл. в год). Такое различие объясняется тем, что женщины чаще работают в образовательных учреждениях, заняты социальными науками и не занимают должности менеджеров.

За исключением представителей стран Азии и островов Тихого океана, национальные меньшинства составляют очень небольшой процент от всех специалистов, занятых в области Б&Е в США. В общей сложности афроамериканцы, испаноязычные и другие этнические группы составляют около 24% всего населения США. Из них 13% имеют высшее образование и 10% - дипломы о высшем образовании в области Б&Е. Хотя уроженцы азиатских

стран и островов Тихого океана составляют всего 5% от общего количества американцев, 7% из них закончили колледжи, 14% в 2003 г. работали в области S&E.

Так же как и в случае с учеными-женщинами, представители национальных меньшинств, работающие в области S&E, по возрасту намного моложе своих коллег с белым цветом кожи. И по роду деятельности они выбирают несколько иные направления, чем их белые коллеги. Меньше всего представителей национальных меньшинств работает в области социальных наук - в 1999 г. всего 4% от всех ученых, зато в инженерных науках было занято 11%, а в математических и компьютерных науках - 13%.

Уровень заработной платы также различается среди представителей разных национальностей США. В 2003 г. - выходцы из Азии и уроженцы островов Тихого океана, работающие в области S&E, зарабатывали в год в среднем 67-70 тыс. долл., их коллеги -испаноязычные - 60 тыс. долл., афроамериканцы - 58 тыс. долл.

Далее в «Индикаторах науки и техники» приведены сведения об условиях на рынке труда для специалистов, имеющих дипломы в сфере S&E. Бакалавры и магистры с дипломами S&E составляют примерно половину всех новых сотрудников, ежегодно пополняющих ряды специалистов в этой сфере. На всей территории США спрос на них остается всегда весьма высоким. Особенно охотно таких специалистов принимают на работу частные компании. Так, в 2003 г. в них были приняты 57% бакалавров и 49% магистров. На государственные предприятия поступают работать примерно 12% бакалавров и 12% магистров. В сравнении с бакалаврами большая часть магистров с дипломами S&E находят работу с возможностями карьерного роста. В 1999 г. хорошую работу нашли 2/3 от всех магистров и 1/3 от всех бакалавров - специалистов в области S&E. Наибольшим спросом пользовались профессии, связанные с компьютерными науками и инжинирингом. В том же году бакалавры, получившие диплом в области компьютерных наук, получали в среднем 44 тыс. долл. в год, в области электроники и коммуникационного инжиниринга - около 46 тыс. долл. в год. Магистры в этих же областях науки получали немного больше - 58-60 тыс. долл. в год.

Женщины-бакалавры и представители национальных меньшинств, занятые в сфере S&E, получали в 1999 г. на 35,1% меньше,

чем их коллеги-мужчины, афроамериканцы и испаноязычные - на 21,9% меньше. Для сравнения - специалисты-иностранцы с образованием того же уровня получают в США зарплату большую, чем уроженцы страны.

Анализ рынка рабочей силы для ученых и инженеров показывает, что, несмотря на открывающиеся условия для карьерного роста, не все в конечном итоге устраиваются работать по специальности. Причина - довольно низкая зарплата в первые годы. Однако правительство старается приложить все усилия, чтобы заинтересовать ученых научно-исследовательской работой, новыми научными разработками. И все же в период с 2001 по 2003 г. уровень безработицы среди докторов наук в области S&E вырос с 1,3 до 2,1%, хотя в сравнении с общим уровнем безработицы в тот период (6%) он довольно низкий. Больше всего безработных (из специалистов с дипломами доктора наук в области S&E) было среди социологов и антропологов - 7,7% , специалистов в области машиностроения - 6,7, математиков - 4%.

Что касается среднего возраста кадров в области S&E, следует отметить: на сегодняшний день в этой сфере трудятся в основном специалисты, получившие дипломы в 60-х - начале 70-х годов. В среднем бакалавры и магистры переходят на неполный рабочий день в возрасте 62 лет (около 50%), доктора наук - примерно в 66 лет; окончательно же уходят с работы на пенсию бакалавры и магистры в возрасте 65 лет, доктора наук - около 70 лет. Тем не менее есть в области S&E и «старожилы»: работают полный или неполный рабочий день в возрасте от 71 до 75 лет около 12% бакалавров, 17% магистров и 19% докторов наук.

В последних разделах доклада приведены сравнительные данные, касающиеся глобального рынка рабочей силы и рынка США в области S&E. Несмотря на то что количество специалистов, занятых проведением научно-исследовательских работ, неуклонно растет, США пока находятся на третьем месте среди стран ОЭСР по количеству ученых-исследователей. Количество ученых-иностранцев в США составляет больше 1/4, и большинство из них трудятся в области физических наук, инжиниринга и компьютерных наук.

В общей сложности количество ученых-исследователей в странах ОЭСР увеличилось с 1993 по 1999 г. с 2,46 млн. до 3,3 млн.

человек (на 33,9%). В этот же период количество ученых-исследователей, работающих в США, выросло с 965 тыс. до 1,26 млн. (на 30,7%).

В настоящее время в США значительно возрос уровень миграции ученых, работающих в области Б&Е, что благотворно сказывается на развитии науки США - обогащает ее новыми идеями и опытом. В 1999 г. 15% выпускников американских вузов, закончивших факультеты Б&Е, были уроженцами других стран. В 2000 г. их число составило уже 22,4%. Количество таких докторов наук в области Б&Е увеличилось в период с 1999 по 2000 г. с 28,7 до 37,6%. 42,5% всех выпускников-иностранцев прибыли на жительство в США после 1990 г. В эти же годы приехало из других стран больше всего докторов наук - 62,4%.

С 1999 по 2003 г. число ученых и инженеров в области Б&Е, приехавших в США из-за границы, выросло на 3,1 млн.: из них 300 тыс. - доктора наук. 14% ученых родом из Индии, 9% -из Китая. Многие из них, оформив сначала временные визы, остаются затем в США на постоянное проживание. Многие студенты-иностранцы также остаются жить в Америке. Ежегодно от 4,5 до 5 тыс. выпускников вузов - иностранцев пополняют ряды американских служащих и рабочих в профессиях, связанных с Б&Е. 36% из них - специалисты в области экономических наук, 70% - в области компьютерных наук и инжиниринга (согласно данным на 2003 г.).

В заключение отмечается, что волна миграции ученых, работающих в области Б&Е, усилилась в 90-е годы XX в., когда в США в значительной степени улучшились условия для труда и проведения научно-исследовательских работ.

Е.Н. Рачкова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.