Научная статья на тему '95. 02. 011. М. П. Арцыбашев письма Борису Савинкову: к истории русской эмиграции в Варшаве'

95. 02. 011. М. П. Арцыбашев письма Борису Савинкову: к истории русской эмиграции в Варшаве Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
167
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРЦЫБАШЕВ М П / ЭМИГРАЦИЯ / РУССКАЯ В ВАРШАВЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «95. 02. 011. М. П. Арцыбашев письма Борису Савинкову: к истории русской эмиграции в Варшаве»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 7

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

2

издается с 1973г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 1 индекс серии 1,7 рефераты 95.02.001-95.02.018

МОСКВА 1995

9. КРЫЛОВ Г. Загадка поэта-террориста // Поэзия.— М., 1990 .— № 55 .— С. 190-194.

10. ЛОГИНОВ В. Апокалипсис Савинкова: Полемические заметки на полях повести "Конь вороной" / Лит. Россия.— М., 1989 .— 3 нояб. .— № 44 .— С. 16-17.

11. НИКОЛАЕВСКИЙ Б. История одного предателя.— Нью-Йорк, 1980 .— 293 с.

12. Проза террориста [П. К.] // Рус. мысль.— Париж, 1991 .— 21 февр.— С. 12.

13. СЕДЕЛЬНИКОВ В. Литературный архив Бориса Савинкова // Наше наследие,— М., 1990 .— № 6 .— С. 144.

14. Суд над Савинковым.— Л., 1942 .— 110 с.

Ю. С. Цурганов

95.02.011. М. П. АРЦЫБАШЕВ ПИСЬМА БОРИСУ САВИНКОВУ: К истории русской эмиграции в Варшаве.

Под таким названием в журнале "De visu" (Де визу.— М., 1993 .— № 4 .— С. 49-69) напечатаны семь писем М. П. Арцыбашева по автографам, хранящимся в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ.— Ф. 5831, оп. 1) и его воспоминания о Б. В. Савинкове ("За свободу!" — Варшава, 1925 .— 15 март.). Подготовка текстов, предисловие и развернутые комментарии принадлежат Д. И. Зубареву. В реферате использованы все эти материалы. Письма Арцыбашева охватывают период с августа 1923 г. по август 1924 г.

Известный русский прозаик и драматург Михаил Петрович Ар-цыбашев, покинувший Россию с разрешения властей (воспользовавшись происхождением матери, он оптировался в польское гражданство), приехал в Варшаву 20 августа 1923 г. с намерением там поселиться. Позднее он напишет: "... Я очень бедствовал в России, а мог бы жить припеваючи, так как большевики, по некоторым соображениям, очень желали бы моего перехода в их стан и делали мне весьма заманчивые предложения" (14 октября 1923 г.).

Вскоре по приезде в Варшаву Арцыбашев стал печататься в газете "За свободу!"1.

Русская газета "Свобода" начала выходить в Варшаве 17 июля 1920 г., название предложено Ф. И. Родичевым, с 4 ноября 1921 г. —

1 Далее в названии газеты "За свободу!" принята аббревиатура ЗС

"За свободу!" Первый официальный редактор-издатель — В. А. Зло-бин, затем — В. Н. Рымер, М. И. Мацеевский, А. Н. Домбровский, Е. С. Шевченко. Девиз газеты — "За Родину и Свободу!" Постоянные сотрудники в 1920-1921 гг. Б. В. Савинков, 3. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковский, Д. В. Философов (гл. ред.), А. А. Дикгоф-Деренталь, А. Л. Бем, В. В. Зеньковский, Леон Козловский (будущий премьер-министр Польши). Фактическими редакторами были А. И. Гзовский (июль-декабрь 1920 г.) и В. В. Португалов (декабрь 1920 г. — декабрь 1923 г.). В 1926-1931 гг. "ЗС" тесно сотрудничала с парижским органом "непримиримой" эмиграции — журналом "Борьба за Россию" . Среди постоянных сотрудников во второй половине 20-х годов — А. В. Амфитеатров, В. Л. Бурцев, поэты А. Кондратьев, И. Северянин. Газета прекратила выход 5 апреля 1932 г. в результате соглашения с варшавскими монархистами (группой С. Л. Войцевского) и была преобразована в газету "Молва" (1932-1934).

В 1923-1927 гг. в "ЗС" было опубликовано 112 статей Арцыбашева из цикла "Записки писателя". Непосредственным поводом для переписки с Б. Савинковым послужили две первых статьи из этого цикла: "Или-или" и "Суд" (ЗС. — 1923 .— 26 и 30 сент.). С их появлением стало ясно, что в стане непримиримой антикоммунистической эмиграции резко выделился публицист неслыханного "набатного" темперамента и блеска, к тому же досконально знающий советскую жизнь (в отличие от большинства журналистов "белого лагеря", покинувших Россию в годы гражданской войны).

До революции Арцыбашев и Савинков не были знакомы и, судя по всему, к этому не стремились. Их разделяли и внутренняя чуждость, и внешние обстоятельства. Арцыбашева (с его антиутопическим сознанием), по-видимому, отталкивал культ революционного долга и "организации", пропитывавший сочинения Савинкова-Ропшина. Вождь русской политической эмиграции Б. В. Савинков тоже не проявил особого интереса к беллетристу, имевшему сомнительную популярность (автора романа "Санин" называли "проповедником аморализма"). Тем более не могли они познакомиться и в бурное пятилетие 1917-1922 гг. В эти годы Савинков — весь в борьбе и движении (Петроград — Новочеркасск — Москва — Рыбинск — Казань — Омск — Владивосток — Париж — Варшава — снова Париж), его имя не сходит с первых страниц газет. Арцыбашев безвыездно живет в Москве, а после закрытия летом 1918 г. неправительственной прессы его имя совсем исчезает со страниц печати (мемуаристы сообщают о его неудачах в коммерции).

В эмиграции их взгляды сошлись на основе непримиримости к большевикам. Арцыбашев писал Савинкову: "... Я ненавижу большевиков (кои и выучили меня ненавидеть!), но так же, как и Вы, не возлагаю никаких надежд на существующие зарубежные политиче-

ские партии. Как видите, ничто не мешает нашему сотрудничеству, и я желал бы одного: чтобы это сотрудничество было возможно теснее и привело к реальным результатам" (14 октября 1923 г.). Смысл газеты Арцыбашев видел в том, что она "Савинковская"; именно потому он и вошел в нее. Арцыбашев писал: "Зная свою непримиримость и оголтелую литературную смелость, я еще в России наметил "Свободу" как единственный орган, в котором я могу выступать" (из письма от 22 февраля 1924 г.). Он убеждал Савинкова "держать шефство твёрдо и определенно", дабы ограничить самодержавие гл. ред. Д. В. Фило-софова (1872-1940), который, по его мнению, совершенно не отдавал отчета в действительных потребностях читателя, загромождая газету "высокой политикой" и "невозможной скучищей церковной трухи". "Последнее, впрочем, естественно, — замечал Арцыбашев, — ибо он плоть от плоти "святой троицы" Мережковских" (22 февраля 1924 г.). В письмах Арцыбашева обсуждался конфликт в редакции "ЗС", вызванный неготовностью большинства ее членов идти на полный разрыв с "примиренческой" частью эмиграции.

Особый аспект писем — поразительная интуиция, с которой он разгадывает провокационную игру по завлечению Савинкова в СССР. В письме от 25 апреля 1924 г. Арцыбашев призывает Савинкова: "Будьте осторожны" в связи с приездом Андрея Павловича Федорова (1888-1937), оказавшегося сотрудником ОГПУ. Но изменить ход событий он не мог — Савинков не прислушился к его предостережениям.

Арцыбашев тяжело переживал провал Савинкова и после его ареста посвятил ему ряд статей в "ЗС". 5 сентября 1924 г. он писал: "Савинков завлечен в Россию и предан с помощью беспримерно подлой, сложной и давно подготавливавшейся интриги". Это было первое в печати правильное объяснение неожиданного "возвращения" Савинкова в СССР, "сдачи" органам Советской власти и суда над ним 27-29 августа 1924 г. в Москве, — событий, ставших мировой сенсацией.

Весь ход событий Арцыбашев затем описал в "Воспоминаниях", вышедших в "ЗС" в цикле "Записки писателя" (ЗС. — 1925 .— 15 марта). Мемуарист оставил один из "портретов" Савинкова: "... тихой походкой входит невысокий, худощавый человек с бритым лицом не то актера, не то иезуита... Савинков улыбается, и эта улыбка оживляет его лицо: оно становится нежным, тонким и привлекательным".

В ту же ночь Савинков хотел выехать в Советскую Россию. И Арцыбашев успел еще раз (как и ранее — в письме) высказать свои подозрения против "Андрея Павловича". Этот человек произвел на Арцыбашева "гнуснейшее впечатление" — он определенно подозревал в нем провокатора. Был назначен прощальный ужин, но присутствовавшие на нем, вспоминал Арцыбашев, "смотрели на всю эту компанию, как на людей, идущих на смерть, а потому ужин наш сильно смахивал

на какую-то новую "тайную вечерю" перед почти неизбежной Голгофой" . Тут же оказался и предполагаемый Иуда. Тот самый Андрей Павлович: "Это был маленький, коренастый человечек, с бритым и безобразным лицом, с оттопыренными ушами и беспокойными глазками. Он был единственный, кто сделал честь ужину и жрал, как истый хам, раздирая цыпленка и зубами, и руками. Пил, впрочем, мало". У провожавших было ощущение, как на похоронах, а "приговоренные" вели, себя>как "истые герои". Савинков "живо и образно описывал свою последнюю встречу с Муссолини... Сквозь напускную веселость... ясно звучала скрытая смертельная обида и ненависть к Муссолини".

После суда и "покаяния" Савинкова супруги Мягковы (сестра Савинкова и ее муж) оказались практически единственными близкими ему людьми в эмиграции, не порвавшими с ним отношения и переписку. К тому же они оказались хранителями и распорядителями его архива, привезенного-из Парижа (август 1924 г.). Двое других душеприказчиков — Философов и русско-британский коммерсант и авантюрист С. Дж. Рейли — публично отреклись от дружбы с Савинковым и не пожелали иметь с ним и его архивом никаких дел.

Письма Арцыбашева Савинкову были переданы Мягковым вместе со всем архивом в конце 20-х годов в Русский заграничный исторический архив (РЗИА) в Праге, который в 1945 г. был передан Чехословакией правительству СССР. До 1989 г. письма находились на секретном хранении в ЦГАОР СССР (ныне — ГАРФ).

Арцыбашев прожил в Варшаве три с половиной года. Последняя его статья, опубликованная незадолго до смерти (он умер 3 марта 1927 г. от менингита, осложненного туберкулезом), также посвящена провокации ОГПУ — йоездке Шульгина в СССР, описанной в книге "Три столицы" (см.: Записки писателя: Обманутые ожидания // ЗС.— 1927 .— 11 февр.). Материалы о похоронах Арцыбашева и об откликах на его смерть см.: ЗС.— 1927 5, 6, 8-11 марта.

А. Р. Андреева

95.02.012 Д. В. ФИЛОСОФОВ (1872-1940).

Литературный критик, публицист Дмитрий Владимирович Философов родился 26 марта (7 апреля) 1872 г. в Петербурге. Его отец, Владимир Дмитриевич (1820-1894), был прокурором Военного суда, членом Государственного совета (с 1881). Мать, Анна Павловна (урожденная Дягилева) (1837-1912), — известная общественная деятельница, сочувствовала революционному движению, была в числе учредителей петербургских Высших (Бестужевских) курсов (1878). С 1882 г. Философов учился в гимназии К. И. Мая, где его товарищами были

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.