Научная статья на тему '95. 02. 010. Б. В. Савинков (1879-1925)'

95. 02. 010. Б. В. Савинков (1879-1925) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
398
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САВИНКОВ Б В
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «95. 02. 010. Б. В. Савинков (1879-1925)»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 7

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

2

издается с 1973г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 1 индекс серии 1,7 рефераты 95.02.001-95.02.018

МОСКВА 1995

СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ ДЕЯТЕЛЕЙ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ

95.02.010. Б. В. САВИНКОВ (1879-1925).

Политический деятель, публицист, беллетрист, поэт Борис Викторович Савинков (псевдоним В. Ропшин) родился в 1879 г. в дворянской семье. Отец был судьей, мать — писательницей (под псевдонимом С. А. Шевиль она издала историческую драму "Анна Иоановна"). Б. Савинков учился в Петербургском университете, но первый арест за социал-демократическую деятельность в январе 1897 г. прервал его обучение. Продолжил образование в Германии. В 1899 г., по возвращении в Петербург, он был внось арестован. В тюрьме начал литературную деятельность: написал небольшое произведение "Теням умер"-ших" (издано в 1902 г. иждивением тверского Красного Креста). В 1899-1990 гг. Б. Савинков работал как социал-демократ плехановского толка в группах "Социалист" и "Рабочее знамя", в связи с чем был арестован в третий раз в 1901 г. В начале 1902 г. до вынесения приговора был выслан административным порядком в Вологду. В 1903 г. он бежит из ссылки в Женеву. Там весной 1903 г. после свидания с Е. К. Брешко-Брешковской примыкает к партии эсеров. В мае 1903 г. решает принять участие в терроре.

Первому эсеровскому периоду своей деятельности Б. Савинков посвятил книгу "Воспоминания террориста" (Харьков, 1926), явившуюся и ценным источником по истории эсеровского движения. Писатель рассказывает о подготовке покушений на министра внутренних дел В. К. Плеве (15 июля 1904 г.) и на московского генерал-губернатора в. кн. Сергея Александровича (февраль 1905 г.). Приводятся важные биографические сведения о Е. Созонове (Сазонове) и И. Каляеве, совершивших эти террористические акты; раскрывается роль и самого Савинкова. В книге рассказано об участии эсеров в подготовке вооруженного восстания в Петербурге в 1905 г., о внутренней жизни Боевой организации эсеров и подготовке покушений на московского генерал-губернатора, адмирала Дубасова, на министра внутренних дел Дурново и других царских чиновников. Описано несостоявшееся покушение на Николая II в 1907 г Значительное внимание уделено тому впечатлению, которое произвело на лидеров эсеровского движения разоблачение провокатора Азефа. Савинков также приводит подробности о

своем аресте в Севастополе в мае 1908 г., о побеге в Румынию, благодаря чему он спасся от исполнения вынесенного ему смертного приговора. В целом произведение представляет собой особый тип мемуарной литературы, в котором автобиографические сведения перерастают в своеобразное художественное произведение. Во многих случаях, предупреждал Ф. Кони, писатель "наделяет описываемых им лиц своими личными чертами" (7, с. 20).

Окончательно эмигрировал Б. Савинков в начале 1911 г., поселившись сначала в Италии, потом во Франции.

Литературную известность ему принесла книга "Конь бледный" (впервые вышла отдельным изданием в феврале 1912 г. в СПб., в "Товариществе Н. О. Вольф" по инициативе Д. С. Мережковского; до этого печаталась в журнале "Русская мысль".— М., 1909 .— № 1). Стиль произведения красочен, много описаний природы, тонких психологических наблюдений; язык живой, разговорный.

Россия предстает в книге как страна великой неустроенности и неприкаянных, странных людей, что нашло выражение и в характере основного героя — главаря боевиков Жоржа, занятого подготовкой покушения на губернатора. В повествовании много ситуаций, узнаваемых по описанию слежек и убийств, прошедших чередой в жизни Савинкова. Однако героя повести (написанной в форме дневника) не следует отождествлять с автором.

Псевдоним "В. Ропшин", название книги и эпиграф к ней подобрала 3. Гиппиус, высоко оценившая литературный талант Б. Савинкова. О романе "Конь бледный" она писала в своих дневниках: "Все мы помним этот роман. Можно находить в нем недостатки, критиковать "манеру" письма, но манера была, своя собственная, и уже никто не назвал бы Ропшина писателем "начинающим".

Роман "То, чего не было", опубликованный в журнале "Заветы" (М., 1912 .— № № 1-8; 1913 .— № № 1-2, 4, с подзаг. "Три брата"; отд. изд.— М., 1992), — многоплановая книга, где писатель подверг анализу революцию 3 905 г. Это роман о трех братьях, дворянах Болотовых, которые идут на террор и гибнут один за другим. Б. Савинков понимает революционную ситуацию прежде всего как духовный кризис. Здесь он придерживался убеждения, что во имя террора позволено все — даже служить в охранном отделении. Таким образом, история с Азефом трактуется в книге иначе, чем раннее. Роман вызвал бурную, неоднозначную реакцию критики.

Первая мировая война застала Б. Савинкова на юге Франции. С удостоверением военного корреспондента он последовал за войсками. Его очерки, объединенные позже в книгу "Во Франции во время войны" (М., 1916-1917 .— Ч. 1-2), соответствовали по духу пропагандистской кампании, которую вела русская печать. Б. Савинков находил сходство

в характерах французов и русских, описывал "зверства тевтонов", передавал рассказы солдат, стараясь вселить ужас перед войной. Его страшила возможность "экономического рабства России" в случае победы немцев. На родине книга не имела успеха, так как в то время там господствовали пораженческие настроения.

В феврале 1917 г. Б. Савинков вернулся на родину. Находился на крайнем правом фланге эсеров, группировавшихся вокруг газеты "Голос народа". Однако не будучи профессиональным военным, он отошел от программных установок своей партии и твердо вел борьбу с дезорганизацией армии. А. И. Деникин писал о его позиции и деятельности между двух революций: "... Савинков мог идти с Керенским против Корнилова и с Корниловым против Керенского, холодно взвешивая соотношение сил и степень соответствия их той цели, которую он преследовал. Он называл эту цель спасением Родины; другие считали ее личным стремлением его к власти. Последнего мнения придерживались и Корнилов, и Керенский" (Очерки русской смуты: Борьба генерала Корнилова.— М., 1991 .— С. 10-11).

В начале сентября 1917 г. Б. Савинков был уволен Керенским в отставку и заочно исключен из партии эсеров по обвинению в участии в корниловском восстании, что не соответствовало действительности. В 1919 г. в Париже он опубликовал книгу "К делу Корнилова", где дал свою трактовку событий. Первоначальный, более полный вариант этой работы, носивший название "О генерале Л. Г. Корнилове", никогда не публиковался.

После прихода к власти большевиков Б. Савинков активно боролся против них, поддерживая белогвардейскую Добровольческую армию. В июле 1918 г. в день убийства германского посла графа Мирбаха эсером Блюмкиным, Б. Савинков поднял восстание в Ярославле (подавлено 21 июля). Он поднимал восстание в Муроме и Рыбинске; действовал и на северо-востоке от Москвы, в организованном им Народном союзе защиты родины и свободы (НСЗР и С).

Б. Савинков блокировался с политическими направлениями любого оттенка, при условии их антибольшевистской направленности. Был готов признать любую диктатуру, кроме большевистской, исходя из убеждений, что любой победитель, кроме большевиков, реанимирует Учредительное собрание. 1

Этот период деятельности Б. Савинков отразил в книге "Борьба с большевиками" (Варшава, 1920), которая завершается словами: "В своих страданиях Россия становится чище и тверже. И я не только верю, знаю, что когда минует смутное время, Россия... будет во много раз сильнее, свободнее и богаче, чем та ... которой правил Распутин и Царь. Но сколько крови еще прольется".

После неудачи восстаний, поднятых в центральной России, Б. Са-

винков скрывался в Казани, некоторое время жил в Сибири, затем через Владивосток и Японию добирался до Парижа. Он заседал и в "Русской политической делегации" — своего рода эмигрантском правительстве, защищал интересы России при обсуждении Версальского договора.

Советско-польская война привела Б. Савинкова в Варшаву (янв. 1920 г.). В это время он был самой заметной русской фигурой в Польше, пользовался доверием маршала М. Пилсудского; руководил Русским политическим комитетом в Варшаве и после неудачи кронштадского восстания (март 1921 г.) при поддержке польского Генштаба начал формировать вооруженные отряды, которые засылались на советскую территорию.

Постепенно Б. Савинков отходит от "белого движения", обратив главное внимание на "зеленых" (анархически настроенные партизанские отряды, выступавшие как против "белых", так и против "красных"). "Мысль моя была такова, — писал Савинков, — чтобы попытаться придать более или менее организованную форму зеленому движению, попытаться вызвать большое массовое крестьянское восстание, посылать в Россию людей именно с этими задачами" (Борис Савинков перед Военной коллегией Верховного Суда СССР; Полный отчет по стенограмме суда.— М., 1924 .— С. 118).

В 1920 г. в Варшаве он основал газету "Свобода" (с 1921 г. — "За Свободу", в 1921-1933 гг. под ред. Д. В. Философова). Всю первую половину 1921 г. Б. Савинков печатал в ней политические статьи.

После окончания советско-польской войны (март 1921 г.) русская Народная добровольческая армия перешла в наступление на Мозырь. В этом походе, окончившемся неудачей, Б. Савинков участвовал как доброволец конного полка. По возвращении в Варшаву он вновь на подпольной работе. Летом 1921 г. возродил НСЗР и С. В Союз вошли Д. С. Мережковский, 3. Гиппиус, Д. В. Философов. 13-16 июня 1921 г. в Варшаве проходил съезд Союза, который вынес решение об окончательном разрыве с "белым движением", о борьбе за "третью, новую Россию" с истинно русским, демократическим строем, беспартийными советами.

После ноты Советского правительства правительству Польши от 4 июля 1921 г., в котором на основании ст. 5-й Рижского договора требовалось ликвидировать на территории Польши все антисоветские организации, Б. Савинков вынужден был временно покинуть Варшаву. Он прибыл в Прагу для переговоров с правительством Чехословакии, затем в Париж, откуда осуществлял руководство деятельностью Союза. 26 октября (после подписания представителями РСФСР и Польши протокола о высылке Б. Савинкова и др.) он без визы возвратился в Варшаву.

В 1923 г. в Париже вышла его повесть "Конь вороной", написанная как дневник полковника Юрия Николаевича (Жоржа). Судя по содержанию и дневниковым датам, первая ее часть относилась к ноябрю 1920 г., когда Б. Савинков в составе Народной добровольческой армии ходил на Мозырь. Вторая часть повести охватывает период с июля 1921 г. по март 1922 г., когда Б. Савинков делал ставку на "зеленых". По своей тональности, по выражению отношения к жизни и людям (отчаяние, переходящее в крайнюю жестокость) повесть перекликается с романом "Конь бледный". Это подчеркивается повторением многих строк, евангельским эпиграфом, именем главного героя. Эта повесть, по определению самого автора, "не биография, но она и не измышление". Б. Савинков "описывал либо то, что пережил сам, либо то, что... рассказывали другие". Прототипом Жоржа, скорее всего, послужил соратник Б. Савинкова— полковник С. Э. Павловский.

Но если Жорж из романа "Конь бледный" "вызывал хаос своей террористической деятельностью", то Жорж из повести "Конь вороной" "стоит по горло в крови", — пишет Д. Жуков. Но "только сегодня, в наплыве правды о гражданской войне и ее последствиях, мы можем оценить художественную силу произведения В. Ропшина и, потрясенные, вдруг ощутить в нем предостережение обществу, вновь ступившему на путь распада..." (Жуков Д. Б. Савинков и В. Ропшин: Террорист и писатель // Наш современник.— 1990 .— № 10 .— С. 140).

У. Черчилль, лично знавший Б. В. Савинкова, писал о нем в своей книге "Великие современники" (1937) как о человеке, который сочетал в себе мудрость государственного деятеля, качества полководца, отвагу героя и стойкость мученика.

В 1923-1924 гг. ОГПУ проводила операцию "Синдикат-2", задуманную специально для привлечения Савинкова на советскую территорию. Была разработана легенда о новой контрреволюционной организации "Либеральные демократы" ("ЛД"), якобы существующей в СССР. По замыслу, "ЛД" сумели объединить большое число единомышленников, но не хватало опытного политического лидера. Им должен был стать Б. В. Савинков. В августе 1924 г. он нелегально перешел советско-польскую границу и был немедленно арестован в Минске. 27 августа в Москве Военная коллегия Верховного суда СССР начала слушание дела Савинкова. Он был приговорен к высшей мере наказания. 29 августа постановлением ЦИК СССР высшая мера была заменена десятью годами лишения свободы.

Последовавшая вслед за этим гласная капитуляция Савинкова перед Советами отразилась в письмах из внутренней тюрьмы ("Почему я признал Советскую власть" // Дело Бориса Савинкова.— М., 1924). Политический лидер призывал бывших соратников прекратить борьбу с русским народом и российской компартией, возрождающими страну

"на путях новой экономической политики". Перейдя на сторону своих бывших врагов, он помог им нанести ощутимый психологический удар по антибольшевистскому движению.

В мае 1925 г. Б. Савинков ходатайствовал об освобождении, после чего-газеты сообщили о его самоубийстве. Согласно другой версии, это было спланированное убийство.

В 1931 г. в Париже по инициативе и с предисловием 3. Гиппиус вышла "Книга стихов. Посмертное издание" Б. Савинкова. 3. Гиппиус писала, что в своих стихах он "сумел как-то отразиться весь: со всей жизнью, с ее центральным трагическим острием. Это острие почти всегда обнажено, лишь порой бывает прикрыто сложностями жизни и души, а в ней было, кажется, от всего, что только бывает в человеческой душе, но всего в непомерностях: тьмы и света, слабости и силы".

Пронзительно звучат строки стихов В. Ропшина:

"Никогда не свершится божье чудо, Никогда не простится мой грех Исава..."

Список литературы

1. АЛЕШКОВСКИЙ П. Трагический и кощунственный балаган // Юность,— М., 1989 .— № 3 .— С. 64-65.

2. ГАВРИЛОВ Б. На путях, хранимых волей звезд // Кодры.— Кишинев, 1990 .— № 7 .— С. 195-196.

3. ГОРБУНОВ М., КОЛОСОВ Е. Савинков как мемуарист // Савинков Б. В. Воспоминания террориста.— Л., 1990 .— С. 338-440.

4. ДАВЫДОВ Ю. Борис Савинков, он же В. Ропшин и другие // Огонек.— М., 1989 .— № 30 .— С. 25-28.

5. ЖУКОВ Д. А. Прозрение: Россия на Голгофе,— М., 1991 .— 428 с.

6. ЖУКОВ Д. А. Савинков и В. Ропшин: Террорист и писатель // Савинков Б. В. То, чего не было.— М., 1992 С. 3-119.

7. КОНИ Ф. Предисловие к изданию "Воспоминания террориста" 1928 года // Савинков Б. В. Избранное.— Л., 1990 .— С. 19-23.

8. КОСТИН Н. Супертеррорист Савинков // Герои и антигерои Отечества,— М., 1992 .— С. 295-324.

9. КРЫЛОВ Г. Загадка поэта-террориста // Поэзия.— М., 1990 .— № 55 .— С. 190-194.

10. ЛОГИНОВ В. Апокалипсис Савинкова: Полемические заметки на полях повести "Конь вороной" / Лит. Россия.— М., 1989 .— 3 нояб. .— № 44 .— С. 16-17.

11. НИКОЛАЕВСКИЙ Б. История одного предателя.— Нью-Йорк, 1980 .— 293 с.

12. Проза террориста [П. К.] // Рус. мысль.— Париж, 1991 .— 21 февр.— С. 12.

13. СЕДЕЛЬНИКОВ В. Литературный архив Бориса Савинкова // Наше наследие,— М., 1990 .— № 6 .— С. 144.

14. Суд над Савинковым.— Л., 1942 .— 110 с.

Ю. С. Цурганов

95.02.011. М. П. АРЦЫБАШЕВ ПИСЬМА БОРИСУ САВИНКОВУ: К истории русской эмиграции в Варшаве.

Под таким названием в журнале "De visu" (Де визу.— М., 1993 .— № 4 .— С. 49-69) напечатаны семь писем М. П. Арцыбашева по автографам, хранящимся в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ.— Ф. 5831, оп. 1) и его воспоминания о Б. В. Савинкове ("За свободу!" — Варшава, 1925 .— 15 март.). Подготовка текстов, предисловие и развернутые комментарии принадлежат Д. И. Зубареву. В реферате использованы все эти материалы. Письма Арцыбашева охватывают период с августа 1923 г. по август 1924 г.

Известный русский прозаик и драматург Михаил Петрович Ар-цыбашев, покинувший Россию с разрешения властей (воспользовавшись происхождением матери, он оптировался в польское гражданство), приехал в Варшаву 20 августа 1923 г. с намерением там поселиться. Позднее он напишет: "... Я очень бедствовал в России, а мог бы жить припеваючи, так как большевики, по некоторым соображениям, очень желали бы моего перехода в их стан и делали мне весьма заманчивые предложения" (14 октября 1923 г.).

Вскоре по приезде в Варшаву Арцыбашев стал печататься в газете "За свободу!"1.

Русская газета "Свобода" начала выходить в Варшаве 17 июля 1920 г., название предложено Ф. И. Родичевым, с 4 ноября 1921 г. —

1 Далее в названии газеты "За свободу!" принята аббревиатура ЗС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.