РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2
ЭКОНОМИКА
1
издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,2 рефераты 95.01.001-95.01.100
МОСКВА 1995
систему выводов и общих прогнозов относительно динамики мирового населения и экономического роста.
Хотя правительства PC признают необходимость включения программ планирования семьи в свои общие планы развития, существует опасность, что подобные программы, начатые с иностранной помощью, будут свернуты, если иностранные доноры прекратят их финансирование, поскольку посчитают нецелесообразным продолжать его. Поэтому необходимы четкие экономические обоснования программ ограничения рождаемости, учитывающие вместе с тем то обстоятельство, что быстрое сокращение прироста населения может иметь и отрицательные последствия — снижение качества рабочей силы из-за постарения населения, закрытие школ из-за сокращения числа детей школьного возраста, увеличение затрат времени и средств на более длительные поездки учащихся в образовательные учреждения, ухудшение качества питания детей из-за невозможности обеспечить их домашним питанием и т. п. (с. 18-19).
При реализации программ ограничения семьи большее внимание следует уделять анализу соответствующих затрат и выгод. Инвестиции в эти программы дадут чистую экономическую выгоду, о чем свидетельствует опыт ряда PC. Инвестиции иностранных доноров в программы, хотя их размер значительно уступает внутренним капиталовложениям и ассигнованиям, следует рассматривать как фактор увеличения государственной поддержки программ планирования семьи. Планирование деторождения участники встречи признают частным делом супружеских пар, однако роль государства должна проявляться должным образом через создание соответствующей инфраструктуры. При этом особое внимание следует обратить на устранение отставания в создании сети соответствующих центров в сельских районах.
В заключение встречи были приняты резолюции и рекомендации по расширению и углублению научных исследований для создания базы демографической политики, особенно в странах с многочисленным населением. Большое значение в них придается пропаганде положительного опыта стран, достигших экономического прогресса при замедлении прироста населения (с. 89). В. Г. Былов
95.01.067. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ.
Special issue on the Expert Group Meetings convened as part of the subatantive preparations for the International Conference on population and development // Population bull, of the U.N .— N.Y., 1993 .— Hi 34/35.— VI, 153 p .
139
95.01.067
Специальная группа экспертов под эгидой ООН подготовила материалы к Международной конференции по проблемам народонаселения и развития, в частности, проект рекомендаций относительно демографического роста, изменения структуры населения, взаимодействия демографических процессов и социально-экономического развития, политики в области народонаселения, изменения в размещении населения, роли и социально-экономического положения женщин, планирования деторождения и размеров семьи и другие вопросы.
Эксперты отмечают, что в ряде развивающихся стран (РС) рост и размещение населения оказали отрицательное влияние на обеспеченность жизненно важными природными ресурсами (водой, пахотными землями, лесами) и их использование, характер потребления и производства в глобальном масштабе, природные ландшафты, климат, биологическое многообразие. Разрушительное воздействие на окружающую среду может быть уменьшено, если будут приняты меры по замедлению прироста населения и рационализации его размещения, устранению нищеты, сокращению чрезмерных масштабов потребления природных ресурсов, стимулированию использования современной технологии и методов управления. Необходимо также обеспечить переход на прогрессивные источники энергии, в частности, возобновляемые, и экономное и рациональное использование воды, учитывая возрастающую ее дефицитность. Политика правительств должна строиться с учетом сохранения интересов охраны окружающей среды, т. е. включать меры, направленные на рациональное ведение земледелия и скотоводства, защиту лесных насаждений, облесение открытых пространств, улучшение планировки и землеустройства, ирригации и дренажной системы. Указанные меры должны сочетаться с созданием рабочих мест для бедняков, особенно в периоды кризисного состоя-иия экономики, развитием образования и здравоохранения. Улучшение условий жизни бедняков позволит ускорить процесс демографического перехода: более богатые и образованные супружеские пары, вероятно, захотят иметь меньшее число детей в семье.
Поскольку быстрые темпы роста населения остро сказываются на природных условиях, в ряде находящихся в критическом состоянии экологических зон (аридные районы, тропические леса, водоразделы, прибрежные территории) правительства были вынуждены определить районы, испытывающие "демографическое давление", и выработать для них политику, позволяющую снять чрезмерные нагрузки на окружающую среду.
За победнее десятилетие (с 1984 г.) отношение государственных властей к проблеме планирования численности населения стало более единообразным, произошла конвергенция точек зрения на национальном уровне. Значительно больше правительств ¿тран сейчас склоня
ется к включению в демографическую политику задачи скорейшего сокращения темпов прироста и последующей стабилизации населения. Важно обеспечить сотрудничество правительств, международных организаций с частным сектором в деле реализации этих целей. На период 1990-2000 гг. предложено удвоить помощь со стороны промышленно развитых стран на демографические программы, а РС рекомендовано сделать все возможное для мобилизации собственных ресурсов.
По мнению экспертов, следует увеличить представительство женщин на всех уровнях планирования, управления и реализации демографических программ; шире стимулировать получение женщинами формального и неформального образования, развитие их занятости; защищать женщин от дискриминации в сфере экономики; ликвидировать все юридические и социальные барьеры на пути к их экономической независимости, в том числе в сфере социального обеспечения здравоохранения.
Необходимо стимулировать активное вовлечение мужчин во все сферы семейной жизни, повысить их ответственность за воспитание детей, планирование разумных и экономически обоснованных размеров семьи; дети должны пользоваться материальной и психологической поддержкой со стороны обоих родителей; государство и частные предприниматели должны создать условия, исключающие дискриминацию женщин в сфере занятости. Следует обеспечить семейным парам и женщинам возможность выбора времени рождения своих детей, безопасных средств регулирования рождаемости, защиту от инфицирования вирусом СПИДа, а также прекратить практику стерилизации.
Политика в отношении молодежи предполагает ужесточение законов о минимальном возрасте для вступления в брак, защите здоровья молодых женщин, праве молодежи на образование и занятость. Для защиты здоровья женщин в период беременности правительства должны принять меры по развитию системы сексуального образования, в том числе для юношей и девушек.
Программы ограничения рождаемости, осуществляемые во многих странах земного шара, могут оказать непредсказуемое воздействие на динамику фертильности. Их эффективность возрастает в благоприятных социально-экономических условиях. Программы планирования семьи могут рассматриваться как средство экономии на издержках в рамках более широкой стратегии развития. Демографические показатели должны включаться в государственную политику и программы обеспечения устойчивого экономического развития.
По мнению экспертов, следует улучшить качество услуг по ограничению рождаемости, поддерживать семью посредством государственной политики и специальных программ. Аборт определяется как основная проблема государственного здравоохранения из-за его отрицатель-
141
95.01.067
ного влияния на здоровье и жизнь женщины. Особое внимание обращено на опасность инфицирования вирусом СПИД при абортах и переливании крови. К 2000 г. стоимость применяемых противозачаточных средств достигнет 627.xлн. долл., а с учетом затрат на рекламу, административные расходы и распространение затраты на них возрастают в 10 раз (с. 10).
Особенности половозрастной структуры населения РС, доминирующих по численности на земном шаре в XXI в., станут базой для постоянного роста мирового населения (к 2025 г. последнее достигнет, по оценкам, 7,9-9,1 млрд. человек). Это вынуждает мировое сообщество обратить самое серьезное внимание на проблему снижения фертиль-ности именно в РС и в самые ближайшие годы.
Широкое распространение бедности и нищеты как результат быстрого роста населения является главным препятствием сокращению, фертильности и смертности. Напротив, повышение образовательного уровня может стать главным фактором сокращения смертности и фертильности и повышения доходов. Отмечается важная роль женщин в успешном прохождении этапа демографического перехода.
По мнению экспертов, пожилые люди, доля которых в мировом населении растет, являются важным резервом трудовых ресурсов в условиях ускорения экономического развития. Необходимо изыскать государственные и частные ресурсы для обеспечения благоприятных условий жизни для престарелых.
Миграция представляет собой рациональную реакцию индивидов и семей на пространственные различия в условиях и возможностях, а также средство улучшения условий жизни для значительного контингента мирового населения. Совершенствование средств транспорта и связи, рост мобильности капитала и расширение социальной базы способствуют развитию временной миграции и переселению на постоянное место жительства.
Урбанизация рассматривается экспертами как неотъемлемый элемент развития, а потому соответствующая политика должна быть включена в стратегию национального развития. Сельская модернизация и урбанизация — две стороны одной медали. Очень важно сохранять равновесие в развитии этих тенденций, иначе стратегию перераспределения населения постигнет неудача. Следует учитывать тесные взаимосвязи, существующие между городами и сельскими районами. В" сельской местности необходимо улучшить экономические возможности и инфраструктуру, создавать кредитные и производственные кооперативы, бороться с бедностью.
Стимулом для развития экономики является формирование комплексных городских агломераций, в которых несколько городов выступают в роли узловых центров системы, которая, в свою очередь,
связана с аналогичными системами мировой экономики посредством обмена товарами и информацией, финансовыми услугами и трудовой миграцией. В странах с многочисленным населением и высокими темпами его прироста следует контролировать рост городских поселений.
Для уменьшения "пресса", создаваемого международной миграцией, по мнению экспертов, следует устранить торговые барьеры и увеличить капиталовложения в странах происхождения мигрантов. Одновременно следует защищать права мигрантов и устранять всякого рода дискриминацию, в том числе в отношении мигрантов-женщин. В странах-реципиентах должны приниматься меры, обеспечивающие воссоединение семей и облегчающие натурализацию иностранцев, а также позволяющие устранить ксенофобию я расизм, предпринять эффективные санкции против организаторов нелегальной иммиграции и предпринимателей, использующих труд нелегалов. Страны эмиграции должны защищать права всех своих граждан-мигрантов за рубежом, облегчить денежные переводы и использование денежных средств путем развития банковской структуры, системы обмена валюты и изменения общей кредитно-финансовой политики.
Особую проблему представляет растущее число беженцев и ищущих политического убежища. Среди путей ее решения — четкое определение причин миграции, разрешение конфликтов, обеспечение мира, соблюдение гражданских прав, устранение бедности, предотвращение деградации природной среды и т. п.
По мнению экспертов, ряд проблем приобрели всеобщий характер. В их числе — обеспечение устойчивого развития и неуклонного экономического роста; взаимосвязь бедности и деградации окружающей среды,'социальное неравенство; роль здравоохранения и образования в процессе развития; соблюдение гражданских прав; статус женщин; семья как краеугольный камень общества; доступность и качество услуг; положение дискриминируемых категорий — детей, подростков, пожилых людей, женщин, мигрантов; СПИД; роль государственных и неправительственных организаций и общин; развитие международного сотрудничества.
В. Г. Былов
95.01.068. КАКИМИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ?
Quels principes de justice? // Problèmes ¿con .— P., 1993 .— 31 mars .— 7 avr .— M 2319/2320 — P. 54-56.
Статья представляет собой отрывок из рабочего документа, под готовленного Генеральным комиссариатом плана (Франция), в котором рассматриваются некоторые современные концепции социальной