Научная статья на тему '96. 02. 048. Сингх Р. Успех политики планирования семьи в некоторых развивающихся странах. Singh R. family planning success stories: (Asia, Latin America, Africa). - new Delhi: ubspd, 1994. - 302 p. - bibliogr. : p. 295-302'

96. 02. 048. Сингх Р. Успех политики планирования семьи в некоторых развивающихся странах. Singh R. family planning success stories: (Asia, Latin America, Africa). - new Delhi: ubspd, 1994. - 302 p. - bibliogr. : p. 295-302 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
81
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ / РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ -СЕМЬИ ПЛАНИРОВАНИЕ / СЕМЬИ ПЛАНИРОВАНИЕ -РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «96. 02. 048. Сингх Р. Успех политики планирования семьи в некоторых развивающихся странах. Singh R. family planning success stories: (Asia, Latin America, Africa). - new Delhi: ubspd, 1994. - 302 p. - bibliogr. : p. 295-302»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

2

издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,2 рефераты 96.02.001-96.02.091

МОСКВА 1996

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

96.02.048. СИНГХ Р. УСПЕХ ПОЛИТИКИ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЬИ В НЕКОТОРЫХ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ. SINGH R. Family planning success stories: (Asia, Latin America, Africa).— New Delhi: UBSPD, 1994 .— 302 p.— Bibliogr.: p. 295-302.

Журналист, сотрудник Института народонаселения в Вашингтоне (США), рассматривает причины и результаты политики ограничения рождаемости и планирования семьи (ПС) в ряде развивающихся стран (PC) Азии, Латинской Америки и Африки.

Продолжающееся лавинообразное увеличение населения земного шара (на 90 млн. человек в год) преимущественно связано с высокими темпами демографического роста в беднейших PC. Численность мирового населения на протяжении длительного исторического периода отличалась высокой стабильностью и незначительными общими темпами прироста. Так, во времена Г. Ю. Цезаря численность жителей земного шара не превышала 250 млн. человек, при X. Колумбе — 500 млн., при завоевании США независимости — 1 млрд., а после второй мировой войны — 2,5 млрд. В настоящее время на Земле проживают более 5,5 млрд. человек. По прогнозам, эта цифра удвоится примерно через 50 лет. Для достижения численности в 2,5 млрд. человек потребовалось 10 тыс. поколений, а для утроения численности — всего одна человеческая жизнь (с. VIII).

Автор выступает против запугивания общественности "взрывом населения", "бомбой народонаселения", что было особенно характерно для средств массовой информации в 50-60-е годы. По его мнению, успехи ПС в таких различных по численности населения странах, как Индонезия и Бразилия, на одном полюсе, и Шри Ланка и Тунис — на другом, а также стран-"середнячков" типа Мексики, Таиланда и Колумбии, свидетельствуют о том, что демографические проблемы могут решаться. Снижение темпов прироста населения только в некоторых PC было обусловлено успехами в социально-экономическом развитии: в основном успехи на демографическом поприще и в развитии экономики достигались параллельно.

Впечатляющий прогресс в ПС в указанных PC не может затушевать нерешенные проблемы типа распространения СПИДа, нелегальных

криминальных абортов, распространения беременности среди девочек-подростков и т. п. Вплоть до 60-х годов правительства некоторых из рассматриваемых РС проводили пронаталистскую политику, считая большое население с его трудовыми ресурсами залогом могущества и богатства страны. Однако позднее подобная политика была признана ими ошибочной и уступила место более прагматической и рациональной.

Успеху политики ПС способствовал ряд факторов: включение соответствующих положений в политические программы партий и правительств; активное привлечение общественных организаций и частного сектора при слабом участии государства; участие общин, органов местного самоуправления и добровольцев; обеспечение поддержки ПС со стороны церкви и др. Велика роль феминистских движений, участники которых рассматривали ПС как часть политики по улучшению положения, эмансипации женщин и стимулированию устойчивого социально-экономического развития. В ряде РС под давлением требований женщин ПС было включено в общую программу развития здравоохранения. Это позволило женщинам играть более активную роль в общественной жизни, шире пользоваться основными правами человека на труд, здоровье, образование, рождение детей. Феминистские группы выступают за более активное вовлечение мужчин в реализацию программ ПС.

При всех различиях в подходе для ПС в указанных РС характерно наличие общих предпосылок: высокая грамотность, в том числе женская, развитая система здравоохранения. В каждой из РС были произведены крупные инвестиции в начальное образование и медицинское обслуживание населения. Это способствовало повышению грамотности, росту ожидаемой продолжительности жизни, падению младенческой и материнской смертности, увеличению выживаемости детей. Осознание супружескими парами возможности сохранить здоровыми своих детей вплоть до их совершеннолетия, уверенность в получении своевременной медицинской помощи привели к ломке старых стереотипов, согласно которым необходимо иметь много детей для безбедной и обеспеченной старости, поскольку дети будут заботиться о своих престарелых родителях.

Анализируя успех ПС в ряде азиатских стран, автор отмечает, что в Таиланде на начальном этапе успеху ПС способствовали высокий уровень грамотности, особенно женской, и активное участие женщин в трудовой деятельности, а на последующих этапах — сохранение высоких темпов увеличения грамотности, создание здравпунктов в глубокой провинции. Улучшение санитарного состояния городов и деревень, успешные мероприятия по контролю за здоровьем будущих матерей и рожениц, общий рост продолжительности жизни, сокращение удель-

ного веса жителей, живущих ниже черты бедности, с 40 до 20% населения в период с 1960 по 1990 г. — этому способствовали высокие темпы экономического роста — 7-12% й год (с. 4).

В итоге осуществления в Таиланде программы ПС уровень фер-тильности за период 1970-1990 гг. понизился с шести до двух детей на замужнюю женщину детородного возраста, а удельный вес супружеских пар, практикующих методы ПС, возрос с 15 до 70%. В начале 90-х годов отмечалась определенная стабилизация численности населения, что нашло проявление в повышении жизненного уровня. Однако страна столкнулась с проблемой распространения СПИДа, и по-прежнему сохранялось предубеждение мусульман против ПС. По мнению автора, из всех рассматриваемых РС Таиланд преподнес наиболее впечатляющий урок снижения темпов прироста населения за 25 лет — с 3,3 до 1,3% в год (с. 41).

В Индонезии, несмотря на противодействие сторонников религиозного фундаментализма, политика в области народонаселения изменилась с пронаталистской на политику сокращения фертильности. Для обеспечения ПС была создана эффективная инфраструктура начального образования, в том числе для женщин, и здравоохранения. На ее развитие были ассигнованы значительные средства. Грамотность повысилась с 12% населения в 50-е годы до 80% в настоящее время. Брачный возраст индонезийских женщин повысился в период 1971-1990 гг. с 19,6 до 21,6 лет, а доля женщин в составе рабочей силы только за 1980-1990 гг. — с 32,4 до 39,2%.

Все это оказало значительное влияние на ПС и сокращение размеров семьи. Программа ПС была начата в 1970 г. и привела к сокращению темпов прироста населения с 2,32 до 1,65% в год, фертильность женщин снизилась с 5,5 до трех детей, детская смертность — с 20 до 13%о, в том числе младенческая — с 160 до 70%о. Ожидаемая продолжительность жизни за 1971-1990 гг. выросла с 46,5 до 61 года. Даже в период экономического спада страна сохранила высокий уровень расходов на здравоохранение. В стране создано 300 тыс. здравпунктов и достигнут консенсус с мусульманскими лидерами общин по вопросам ПС.

По мнению правительства Шри Ланки, рост населения страны стабилизируется при уровне фертильности 2,1 ребенка на женщину репродуктивного возраста к 2000 г., а нулевой прирост на уровне 25 млн. человек будет достигнут к середине XXI в. В 50-60-е годы ежегодные темпы прироста населения составляли 2,8%, а в 90-е годы — 1,4% (с. 86). Уже к 1948 г. в стране существовали предпосылки для ПС, в том числе высокий уровень грамотности, хорошо поставленное здравоохранение и развитая система коммуникаций. С тех пор внимание правительства было сконцентрировано на распространении информации по ПС среди населения.

В отличие от других РС в Шри Ланке был довольно высок средний брачный возраст юношей (28 лет) и девушек (25 лет) (с. 95). 90% наг селения грамотно, средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении составляла 70 лет. Однако одновременно 35% детей страдало от хронического недоедания и 1/4 всех семей проживала в условиях абсолютной бедности. Среднедушевой доход в стране достиг примерно 470 долл. в год (с. 120).

В Шри Ланке не отмечалась характерная для других РС корреляция между замедлением демографического роста и экономическим развитием: прогресс в экономике не стал следствием успехов в ПС. Это было, в частности, вызвано зависимостью развития экономики от экспорта ланкийских товаров.

Рассматривая ПС в странах Латинской Америки, автор отмечает, что в Бразилии на протяжении длительного времени не проводились активная демографическая политика и ПС (с. 130). Потребность в освоении природных ресурсов стимулировала ввоз дешевой рабочей силы, поскольку местные индейские племена не могли быть использованы для подобных целей. Первоначальную массовую иммиграцию африканских рабов сменила иммиграция из стран Европы и в меньшей степени из Японии. Это устраивало правящие круги страны, ориентированные на пронаталистскую политику. Обширность территории, низкая плотность населения и длительная традиция ввоза рабочей силы, а также экономический бум 50-60-х годов способствовали выработке особой позиции Бразилии в вопросах демографической политики, в том числе отказу от ПС. В конце 60-х годов фертильность внезапно понизилась. Развитие образования и здравоохранения создало основу для ПС. Эта политика стала острой необходимостью в условиях распространения абортов и беременности среди девочек-подростков, уличной проституции, сохранения острых региональных различий в социально-экономическом развитии и т. д.

В 1970 г. фертильность бразильских женщин составляла 5,7 детей на женщину репродуктивного возраста, в 1985 г. она снизилась до 3,3. Темпы прироста населения упали с 3% в 60-х годах до 1,8% в конце 80-х годов при продолжительности жизни 66 лет. Все это имело место при отсутствии официальной демографической политики. В условиях модернизации, охватившей экономику, дети стали слишком обременительными для супружеских пар. При найме на работу некоторые предприниматели стали незаконно требовать от женщин "сертификат о стерилизации", чтобы не платить в случае их беременности шестимесячные пособия по материнству (с. 133). Стерилизация, признанная незаконной, стала самым распространенным средством ПС. "Мыльные оперы" пропагандировали маленькие семьи.

Колумбия — единственная страна в мире, где программа ПС осуществляется преимущественно одной организацией "Профамилиа": она предоставляет более 65% используемых противозачаточных средств. В стране сломлено противодействие католической церкви, а священники активно участвуют в пропаганде ПС. Трудности реализации ПС связаны с сильной зависимостью от иностранной финансовой помощи и партизанской войной в ряде районов. С середины 60-х годов темпы прироста населения Колумбии сократились к 1993 г. с 3,4 до 1,8%; фертильность женщин — с 7 до 2,6 детей; продолжительность жизни возросла с 50 лет в начале 50-х годов до 70 лет, а грамотность — с 60 до 90% населения (с. 175). Основной метод ПС — стерилизация женщин (32%). Причем 72% соответствующих услуг оказывает организация "Профамилиа" (с. 182).

В Мексике 37% населения составляют дети моложе 15 лет. Потеря Мексикой "северных территорий" (нынешние американские штаты Техас, Аризона, Нью-Мексико и Калифорния) в середине XIX в. сократила численность населения вдвое и отчасти повинна в проната-листской политике правительства, проводившейся вплоть до середины 70-х годов XX в. Мексиканская революция начала XX в. ослабила влияние католические церкви и также привела к значительным потерям населения. Все это в дальнейшем определяло отношение к ПС.

ПС в Мексике нацелено на сокращение нелегальных абортов, устранение существенных различий в фертильности между сельскими районами (до 6 детей) и городами {около двух детей), снижение темпов прироста населения (с 1,8 до 1,0% в год), различий в плотности населения и притока сельских жителей в города. Предпосылками успешной реализации программ ПС являются высокая общая грамотность (около 90% населения), развитая система социального обеспечения и медицинских учреждений в сельских районах. Достаточно высокая рождаемость в послевоенные годы (только к 1994 г. прирост удалось снизить до 1,4%) и низкая смертность предопределили переход от про-наталистской политики к реализации программ ПС.

Далее автор анализирует ПС в двух малонаселенных африканских странах. В Зимбабве значительное влияние на демографическую политику, особенно в последние годы после прихода к власти черного большинства, оказывает многонациональный и многорасовый состав населения. Из 10,4 млн. жителей 100 тыс. составляют белые и примерно ,12 тыс. — индийцы, а средний размер семьи — пять человек (с. 245). Детская смертность в 80-е годы снизилась до 45%, грамотность достигла 90%, а темпы прироста населения — 3,13%. Это позволило начать широкую программу ПС через Национальный совет планирования семьи Зимбабве, систему органов здравоохранения, муниципальные и окружные советы.

После достижения независимости,в Зимбабве остро стоят проблемы преодоления традиционных подходов в вопросах брака, наследования и прав женщин, которым следует 90% населения страны. Одной из острых проблем является распространение нелегальных абортов (70-80 тыс в год), приводящее к увеличению материнской смертности. Средствами ПС пользуются почти 50% населения. Угрожающе растет распространение СПИДа. Все это обусловливает необходимость осуществления активной демографической политики и ПС.

Наконец, последней среди стран, добившихся успехов в ПС, отмечается Тунис. В середине 60-х годов эта страна ощутила необходимость осуществления ПС из-за высокого уровня фертильности (до 7 детей) и прироста населения более 3% в год (с. 274). Средством осуществления ПС стали центры матери и ребенка под эгидой органов здравоохранения, а позднее — Национальная служба по вопросам семьи и народонаселения. Реализация программ ПС позволила расширить использование методов регулирования рождаемости. Фертиль-ность снизилась до трех детей, а темпы прироста населения — до 1,8% в настоящее время (с. 275). В программах ПС участвует частный сектор, а также Агентство международного развития США и органы ООН.

В. Г. Былов

96.02.049. УССОН М. ОБЩИЙ ОБЪЕМ ТРУДА И ЕГО РАЗДЕЛЕНИЕ: СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМИ КРУПНЫХ СТРАН.

HUSSON M. Le volume de travail et son partage: étude comparative de sept grande paye // Problèmes écon.— P., 1994 .— H 2365 .— P. 24-30.

Французский экономист рассматривает разделение труда или метод распределения рабочего времени между определенным числом индивидов, имеющих занятость.

Автор исследует изменения в области разделения труда, происшедшие в 1979-1989 гг. в США, Японии, ФРГ, Франции, Италии, Великобритании и Швеции по трем показателям: продолжительность рабочего времени, доля частичной занятости ■ распределение занятости между мужчинами и женщинами.

Объем рабочего времени, определяемый как общее число отработанных часов, возросло незначительно во всех семи странах. В то время как прирост ВВП составлял в 1979-1989 гг. 2,7% ежегодно, объем рабо чего времени за этот период увеличился только на C,R% - с 469 млрл часов в 1979 г. до 512 млрд. в 1990 г. Численность занятых, выполнявших этот объем работы, росла немного быстрее, на 1,1% гжггодно (с 251 млн. до 284 млн. человек), (с. 24).

16 - 619

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.