РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2
ЭКОНОМИКА
2
издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,2 рефераты 96.02.001-96.02.091
МОСКВА 1996
121
96.02.049
После достижения независимости,в Зимбабве остро стоят проблемы преодоления традиционных подходов в вопросах брака, наследования и прав женщин, которым следует 90% населения страны. Одной из острых проблем является распространение нелегальных абортов (70-80 тыс в год), приводящее к увеличению материнской смертности. Средствами ПС пользуются почти 50% населения. Угрожающе растет распространение СПИДа. Все это обусловливает необходимость осуществления активной демографической политики и ПС.
Наконец, последней среди стран, добившихся успехов в ПС, отмечается Тунис. В середине 60-х годов эта страна ощутила необходимость осуществления ПС из-за высокого уровня фертильности (до 7 детей) и прироста населения более 3% в год (с. 274). Средством осуществления ПС стали центры матери и ребенка под эгидой органов здравоохранения, а позднее — Национальная служба по вопросам семьи и народонаселения. Реализация программ ПС позволила расширить использование методов регулирования рождаемости. Фертиль-ность снизилась до трех детей, а темпы прироста населения — до 1,8% в настоящее время (с. 275). В программах ПС участвует частный сектор, а также Агентство международного развития США и органы ООН.
В. Г. Былов
96.02.049. УССОН М. ОБЩИЙ ОБЪЕМ ТРУДА И ЕГО РАЗДЕЛЕНИЕ: СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМИ КРУПНЫХ СТРАН.
HUSSON M. Le volume de travail et son partage: étude comparative de sept grande paye // Problèmes écon.— P., 1994 .— H 2365 .— P. 24-30.
Французский экономист рассматривает разделение труда или метод распределения рабочего времени между определенным числом индивидов, имеющих занятость.
Автор исследует изменения в области разделения труда, происшедшие в 1979-1989 гг. в США, Японии, ФРГ, Франции, Италии, Великобритании и Швеции по трем показателям: продолжительность рабочего времени, доля частичной занятости ■ распределение занятости между мужчинами и женщинами.
Объем рабочего времени, определяемый как общее число отработанных часов, возросло незначительно во всех семи странах. В то время как прирост ВВП составлял в 1979-1989 гг. 2,7% ежегодно, объем рабо чего времени за этот период увеличился только на C,R% - с 469 млрл часов в 1979 г. до 512 млрд. в 1990 г. Численность занятых, выполнявших этот объем работы, росла немного быстрее, на 1,1% гжггодно (с 251 млн. до 284 млн. человек), (с. 24).
16 - 619
96.02.049
122
Однако показатели производства, объема работы и численности занятых изменились в разных странах по-разному. В Японии ВВП рос быстрее — на 4% ежегодно, но объем работы и численность работающих не увеличивалась быстрее, чем общие показатели. Это говорит о том, что экономические успехи Японии опираются на более высокую производительность труда, чем у ее конкурентов.
В США наблюдалась другая ситуация. Темпы роста ВВП соответствовали средним показателям по семи странам, но в американской экономике ускоренными темпами создавались новые рабочие места. Общий объем работы и численность работающих росли примерно одинаковыми темпами. Доля США в ВВП семи стран за рассматриваемый период сократилась на 1,5%, но в общем объеме работы она возросла на 3%.
По сравнению с Японией и США европейские страны характеризуются довольно неблагополучными показателями. В 1979-1989 гг. темпы экономического роста на 0,5% отставали от средних показателей. Общий объем работы в указанных странах (за исключением Швеции) сократился, особенно во Франции. В целом рост ВВП обеспечивался за счет роста производительности труда, а новые рабочие места создавались только за счет сокращения продолжительности рабочего времени.
Общая продолжительность рабочего времени оставалась очень высокой в Японии — около 2300 часов в год, что на 1/4 превышает среднюю продолжительность рабочего времени в Западной Европе — 1800 часов. В США этот показатель колеблется от 1950 до 2000 часов. Помимо этого в западноевропейских странах наблюдалась тенденция к сокращению рабочего времени: на 4,2% ежегодно против 1,9% в США и 0,4% в Японии (с. 25).
Продолжительность рабочего времени в Швеции оставалась практически неизменной, составляя 1628 часов в 1990 г. в ФРГ она сократилась с 1875 часов в 1979 г. до 1784 часов в 1990 г. Во Франции переход на 39-часовую рабочую неделю и пятинедельный оплачиваемый отпуск также привел к сокращению продолжительности рабочего времени до 1784 часов в 1990 г. В Италии этот показатель составил лишь 1765 часов, а в Великобритании, где не существует законодательства о продолжительности рабочего времени, он выше среднего 1900 часов. Это близко к уровню США — 1963 часа в 1990 г. (с. 26).
Частичная занятость, по мнению автора, является методом сокращения продолжительности рабочего времени. В тех странах, где отмечалось значительное сокращение продолжительности рабочего времени — ФРГ, Франции и Великобритании, значительно возросла и частичная занятость. В то же время в США, Японии и Швеции, где общий объем рабочего времени рос, частичная занятость не получила развития. Швеция представляет собой особый случай: здесь доля
123
96.02.049
частичной занятости оставалась, так же как и продолжительность рабочего времени, постоянной, недовольно высокой (1/4 всей занятости).
За исключением Швеции частичная занятость расширилась во всех странах довольно значительно. В 1979-1989 гг. ежегодный ее прирост составил в среднем для всех стран 2,4%, в то время как прирост общей занятости не превышал 1,1% (с. 27).
Частичная занятость в основном касается женщин. Из 46 млн. рабочих мест с неполным рабочим днем 3/4 заняты женщинамй. Но эта доля значительно колеблется — от 68% в США до 92% в ФРГ (с. 27). В странах Южной Европы отмечается одновременно низкий уровень развития частичной занятости в целом, но и относительно низкий уровень ее феминизации (до 70% рабочих мест с неполным рабочим днем). В таких странах, как Великобритания, Швеция, Дания и особенно Нидерланды, показатель частичной занятости довольно высок, но уровень феминизации имеет тенденцию к снижению. Промежуточное положение занимают Франция, ФРГ и Бельгия, где показатели частичной занятости средние, а феминизации — максимальные.
В среднем женщины занимают 42,7% общего количества рабочих мест в рассматриваемых странах. Эта доля выше в Швеции и англосаксонских странах, близка к средней во Франции, ниже средней — в Японии и Италии. Доля женской занятости росла во всех странах почти пропорционально росту общей занятости. В целом женщины в большей степени, чем мужчины, охвачены частичной занятостью, и поэтому их вклад в экономику значительно ниже, чем мужчин. Так, во Франции женщины занимают 42,3% рабочих мест, но их рабочее время составляет 36,7% от общего рабочего времени. В других европейских странах этот показатель колеблется от 40,7 до 33,2%.
В период 1979-1989 гг. быстрее росла занятость женщин, чем занятость мужчин. Так, из 100 новых рабочих мест в США 36 предназначались для мужчин, в Японии 45. В европейских странах за этот период было сокращено 700 тыс. рабочих мест для мужчин и создано 4700 тыс. рабочих мест для женщин. В основном эта тенденция прослеживалась во Франции и Великобритании. Для мужчин рабочие места создавались только в ФРГ. Сокращение мужской занятости сопровождалось сокращением полной занятости за исключением Великобритании, где происходил также рост частичной занятости среди мужчин. 83% новых рабочих мест в Западной Европе были с неполным рабочим днем В Японии и США соответствующие цифры ниже — 36 и 21%.
С точки зрения разделения объема работы между мужчинами и жен щинами в США и Японии объем работы возрастал ежегодно соответ ственно на 1,6 и 1,0% (с. 29). Это происходило в основном за счег увеличения женской занятости на 2/3 в США и на 1/2 в Японии, при довольно незначительном увеличении частичной занятости.
1в*
96 02.050
124
В западноевропейских странах, наоборот, объем работы ежегодно сокращался на 0,2%, при этом в основном сокращалась занятость мужчин с полным рабочим днем. Однако занятость женщин возросла, причем на 2/3 за счет неполной занятости. Эта тенденция довольно сильнЬ проявилась в Великобритании и во Франции, где сокращение объема рабочего времени произошло в основном за счет ликвидации занятости мужчин.
Если предположить, что общий объем работы будет распределяться между всем экономически активным населением (что предполагает ликвидацию безработицы и частичной занятости), то это приведет, например, во Франции к снижению годовой продолжительности рабочего времени на одного человека до 1544 часов. Это соответствует 34-часовой рабочей неделе вместо нынешней 39-часовой. К 2000 г. продолжительность рабочей недели, обеспечивающей полную занятость, должна будет составлять 32 часа (с. 30).
С. Н. Куликова
96.02.050. ВЭНСТОН Н. ВЛИЯНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ НА РАБОЧИЕ МЕСТА.
VANSTON N. How trabe affecte jobs // OECD observer.— P., 1995 .— M 195 .— P. 11-14.
Захватившее весь земной шар расширение международной торговли после второй мировой войны, отмечает сотрудник ОЭСР, обычно считают фактором, способствующим развитию экономики. Однако недавно международную торговлю стали обвинять в негативном влиянии на занятость, количество рабочих мест и уровень заработной платы, особенно у малоквалифицированных работников в странах — членах ОЭСР.
Как и внутренняя торговля, указывает автор, внешняя торговля представляет собой спонтанную реакцию на различия в издержках производства и цен и на изменения в уровне доходов в каждой стране. В зависимости от конкретных характеристик рынка и макроэкономических условий изменения в торговле могут вызывать значительные или небольшие изменения в занятости, а порой вообще не влиять на нее.
Например, если экономика работает на полную мощность и внутренний спрос возрастает, превышение спроса над внутренним производством может покрываться исключительно расширением импорта, без ущерба для занятости. Так, в период 1982-1984 гг. импорт в США вырос более чем на 40% в реальном выражении, тогда как экспорт увеличился лишь слегка, однако безработица сократилась на 2 процентных пункта (с. 11).