Научная статья на тему '95. 01. 040. Мазелла А. Измерение рентабельности предприятий-клиентов. Mazzella H. mesurer la rentabilite d'un client entreprise // Banque. - P. , 1993. - № 539. - P. 36-40'

95. 01. 040. Мазелла А. Измерение рентабельности предприятий-клиентов. Mazzella H. mesurer la rentabilite d'un client entreprise // Banque. - P. , 1993. - № 539. - P. 36-40 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИРМА -ФРАНЦИЯ -БАНКОВСКОЕ ДЕЛО / БАНКОВСКИЕ ПРОДУКТЫ -ФРАНЦИЯ / БАНКОВСКИЕ УСЛУГИ -ФРАНЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «95. 01. 040. Мазелла А. Измерение рентабельности предприятий-клиентов. Mazzella H. mesurer la rentabilite d'un client entreprise // Banque. - P. , 1993. - № 539. - P. 36-40»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

1

издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,2 рефераты 95.01.001-95.01.100

МОСКВА 1995

73

95 01 040

фессионалов в области кредита. Эти федерации контролируют деятельность банков с точки зрения соблюдения правил игры, создают механизмы поддержки кредитных учреждений и предупреждения рисков.

Г. В. Семеко

95.01.040. МАЗЕЛЛА А. ИЗМЕРЕНИЕ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ-КЛИЕНТОВ.

MAZZELLA H. Mesurer la rentabilité d'un client entreprise // Banque .— P., 1993 .— № 539 .— P. 36-40.

В статье руководителя департамента маркетинга французского банка "Креди лионне" рассматривается проблема оценки рентабельности предприятий — клиентов банков, что особенно важно в условиях обострения международной конкуренции, снижения банковской марки и повышения рисков.

В последнее время банки осуществляют для предприятий многочисленные и разнообразные операции: финансирование и/или размещение средств, управление финансовыми потоками (национальными или международными), предоставление информационных услуг, лизинговые операции, финансирование проектов развития, участия в капитале и т. д. Все эти операции могут быть разделены на два больших блока: банковские продукты и банковские услуги.

К банковским продуктам относятся: кратко-, средне- и долгосрочные ресурсы во франках и валюте; использование их во Франции или за границей в форме кратко-, средне- и долгосрочных размещений; финансовые операции, за которые банк получает комиссионные (обязательства, гарантии); другие финансовые продукты — коллективные сбережения, страхование и т. д.

К банковским услугам относятся услуги, связанные с торговыми, валютными и иными операциями, информационное обслуживание и т. д.

Существует два способа оценки результатов. Первый способ предполагает, что по каждому блоку определяются результаты деятельности, которые при сложении дают общий результат, включающий издержки и премии за риск. Второй способ позволяет рассчитывать будущие результаты по такой схеме: сумма полученных процентов -сумма выплаченных процентов + комиссионные + доходы от размещения акций или займов - издержки - резервы по обеспечению мер предосторожности (провизии) = чистые результаты деятельности (до уплаты налога у источника). Такой подход не позволяет идентифицировать факторы рентабельности и разработать необходимые меры. Идеальным было бы объединение обоих способов.

10-3917

95.01.040

74

Подсчет маржи учетной ставки банка следует Начинать с определения справочной ставки, которую каждый банк определяет самостоятельно с учетом множества критериев и в зависимости от преследуемых целей, структуры ресурсов и их использования. Доход банка зависит от периодичности перечислений на счет кредитора квот согласно условиям погашения кредита. Будущий доход должен определяться для каждой категории банковских операций на основе либо единой (справочной) ставки, либо по дифференцированным ставкам для разных клиентов с учетом структуры и характера их счетов (кредиторов или дебиторов). Во всех этих случаях банк сам определяет правила и методы оценки будущих доходов.

Анализ издержек проведения банковских операций включает анализ расходов на заработную плату персонала и управление на структурные издержки самого банка и т. д. Следует определить сроки исполнения (продолжительность) и "стоимость" каждой операции с учетом расходов на средства информатики, бумагу, почтовые расходы и т. д. При этом целесообразно использовать данные о стандартных, а не о средних издержках. Стандартные издержки рассчитываются на основе точного хронометража основных банковских операций.

Наиболее сложной проблемой является оценка коммерческих издержек. Вопрос заключается в том, как объективно оценить расходы на визиты к клиенту, телефонные переговоры, административные процедуры. Здесь возможны два подхода: 1) учет коммерческих издержек банковского отделения, занимающегося с данным клиентом; например, директор отделения может оценить время, которое его сотрудники тратят на управление счетами клиента в течение года или месяца; 2) учет средних издержек на операцию; в этом случае, однако, можно получить не всегда верные результаты, так как расходы на ведение счетов крупных предприятий несопоставимы с аналогичными расходами для малых предприятий.

При анализе рентабельности следует также учитывать объем обязательных резервов (сегодня они составляют 1% суммы вкладов до востребования и 0,5% срочных вкладов), а также коэффициент Кука. Для анализа рентабельности банки могут создавать специальные подразделения, либо — если средства позволяют — использовать аналитические программы с применением новейших средств информатики, как это делает "Креди лионне". Результаты аналитических программ доводятся до исполнителей не только для ознакомления, но и для принятия необходимых мер по совершенствованию своей работы. Хотя добиться полной автоматизации анализа невозможно, такой анализ является важным подспорьем для исполнителей, ведущих то или иное досье.

Анализ рентабельности рациональнее всего вести при возобновле-

75

95.01.041

нии кредита, проведении переговоров об изменении условий кредитования и т. д. Следует помнить, что, как правило, анализ валовых показателей имеет мало смысла, гораздо важнее определить их структуру и динамику. Результаты анализа должны быть основой для переговоров между банками и их клиентами-предприятиями.

Л.А. Зубченко

95.0.1.041. КОРНЕЕВА М. В. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ // Налоги и приватизация в условиях перехода к рыночной экономике: (Пособия для предпринимателей) / РАН. Ин-т мировой экономики и между нар. отношений; Отв. ред. Назарев-ский В. А. — М., 1993. — С. 3-60.

Работа представляет собой информационно-аналитическое исследование действующей в России системы налогообложения юридических лиц и возможностей легальной минимизации налогов.

Неправильный учет налогового фактора, отмечает автор, может привести к неблагоприятным последствиям для финансовой и хозяйственной деятельности предприятия. Напротив, грамотное использование имеющихся налоговых льгот позволяет сэкономить на налогах и высвободить дополнительные финансовые ресурсы. Задача налогового планирования, которое широко практикуется на Западе, состоит в том, чтобы правильно использовать законные методы для максимального сокращения налоговых выплат. Крупные западные корпорации содержат специальные службы по налоговому планированию, а основная масса мелких и средних компаний широко пользуется соответствующими услугами частных консультантов и банков.

В условиях современной рыночной экономики налоговая система представляет собой сложную комбинацию разнообразных инструментов, затрагивающих все стороны экономической жизни. Ее воздействие на экономику можно рассматривать на двух уровнях — макро- и микроэкономическом. На микроуровне объектами налогового регулирования являются совокупный спрос и предложение, темпы накопления капитала и уровень потребления, структура экономики, бюджетный дефицит и т. д. Воздействие налогов на экономику и обратная связь выражаются статистически в пропорциональности прироста налоговых поступлений и прироста ВНП. Изменения в воспроизводственном процессе влекут за собой перемены в налоговой сфере и наоборот.

Система автоматических стабилизаторов, т. е. мер налоговой политики, действующих постоянно в соответствии с налоговым законодательством, состоит из шкалы ставок налогов, из систем определения базы налогообложения, из действующих льгот. Если эта система хорошо отрегулирована, то по мере роста национального продукта в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.