Научная статья на тему 'Организационные аспекты предупреждения рисков в банковской деятельности'

Организационные аспекты предупреждения рисков в банковской деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
128
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационные аспекты предупреждения рисков в банковской деятельности»

щим фактором надежности КБ, так как качество управления банком находит непосредственное выражение в четырех других критериях надежности банка, т.е. грамотная система управления объективно является важнейшей составляющей успеха любого банка.

Казаватов А.Г.

Организационные аспекты предупреждения рисков в банковской деятельности

В условиях рыночной экономики основным побудительным мотивом в деятельности коммерческих банков является прибыль. Стремление к максимизации прибыли подталкивает банки к проведению рискованной коммерческой политики, которая может принести банку вместо ожидаемой прибыли значительные убытки, а в отдельных случаях довести до банкротства.

В условиях стран с переходной экономикой, к каковым относится и Россия, формирование банковских систем находится в стадии процесса, а следовательно и риск неполучения банками прибыли достаточно велик. При этом банковские риски в зависимости от сферы возникновения и воздействия принято делить на внешние по отношению к банкам и внутренние.

В практике российских банков накопился определенный опыт расчета рисков по отдельным видам банковских операций и их страхованию. Вместе с тем по мере дальнейшего врастания российской экономики в мировую круг банковских рисков, сопровождающих этот процесс, расширяется. Для их расчета и страхования необходимо изучать и использовать зарубежный опыт в адаптированном для российских условий виде.

В данной статье раскрываются некоторые организационные аспекты деятельности зарубежных банков в области регулирования и смягчения рисков.

Проблемы оценки надежности предприятий-клиентов

Основной недостаток традиционных критериев оценки рисков заключается в том, что эта оценка основана на экстраполяции прошлых или нынешних тенденций. В стабильных условиях и на стабильном рынке всегда была возможность определить факторы, влияющие на результаты деятельности предприятий, кроме того, цена вложений и основной капитал не менялись во времени, что позволяло банкам надеяться на возврат ссуженных средств. Чаще всего использовались следующие критерии оценки риска:

1) качества руководителя;

2) отношение между величиной капитала и объемом задолженности; до недавнего времени равенство этих величин банки считали вполне приемлемым показателем, хотя для предприятий отдельных отраслей (например, текстильной) применялись более жесткие показатели.

3) отношение валовых прибылей к годовой сумме погашения займов.

В современных условиях усиления неопределенности традиционный анализ возможных рисков должен быть дополнен анализом новых факторов. Теоретическое обоснование такого анализа содержится в работах американского экономиста М.Портера, который предложил учитывать деятельность не только предприятия и его конкурентов, но и будущих конкурентов и предприятий, способных производить продукты-субституты, а также факторы экономического, геополитического, юридического, технологического и социокультурного характера.

После выделения факторов успешной деятельности предприятия их следует сравнить с фактическим положением данного предприятия и его конкурентов, чтобы выяснить, может ли предприятие использовать эти факторы и в какой мере. Важно также проанализировать гибкость предприятия, т.е. возможность его реакции на различные случайности. Руководитель предприятия должен ответить на вопросы: какие события могут вызвать резкое падение оборотов и прибылей предприятия, сколько времени потребуется на реагирование, каков может быть план выхода из трудного положения.

Перед лицом внезапных трудностей возможно принятие трех типов мер:

1) сокращение закупок и заказов у подрядчиков;

2) уменьшение численности занятых;

3) снижение объемов выплачиваемой заработной платы. Анализ гибкости предприятия в ответ на различные случайности позволяет верно судить о его способностях к выживанию. Однако сегодня финансовый анализ недостаточен, его необходимо дополнить стратегическим анализом, поскольку наличие у предприятия плана выхода из чрезвычайного положения часто оказывается гораздо более важным, чем наличие достаточных финансовых резервов. Такой подход может вызвать настоящую революцию в подготовке банковских специалистов, которые должны уметь принимать решения о предоставлении займов на основе серьезного стратегического анализа.

В развитых странах, существует сеть обществ, занимающихся предоставлением информации по предприятиям. Например, во Франции одним из лидеров в этой области стала компания "Инфогрефф", которая за 90 франков в квартал дает своему абоненту сведения об одном предприятии. Эти сведения касаются изменений в регистрации данного предприятия, эволюции его счетов, проведении мер по оздоровлению или ликвидации всех или части активов. По заказу клиентов компания может провести финансовый анализ деятельности интересующего его предприятия и оценить возможный риск его деятельности и партнерства с ним.

Руководители департамента маркетинга ведущих зарубежных банков рассматривают проблему оценки рентабельности предприятий-клиентов банков, что особенно важно в условиях обострения международной конкуренции, снижения банковской маржи и повышения рисков.

В последнее время банки осуществляют для предприятий многочисленные и разнообразные операции: финансирование и/или размещение средств, управление финансовыми потоками (национальными или международными), предоставление информационных услуг, финансирование проектов развития, участия в капитале и т д. Все эти операции могут быть разделены на два больших блока "банковские продукты" и "банковские услуги".

К банковским продуктам относятся: кратко-, средне- и долгосрочные ресурсы в национальной валюте или в валюте иностранного государства; использование их в стране или за границей в форме кратко-, средне- и долгосрочных размещений, финансовые операции за комиссионные (обязательства, гарантии), другие финансовые продукты: коллективные сбережения, страхование и т д.

К банковским услугам относятся услуги, связанные с торговыми операциями, информационным обслуживанием, валютными операциями и т.д.

Существуют два способа оценки результатов. Первый способ предполагает, что по каждому блоку определяются результаты деятельности, которые при сложении дают общий результат деятельности, включающий издержки и премии за риск. Второй способ позволяет рассчитывать будущие результаты по такой схеме: сумма полученных процентов - сумма выплаченных процентов + комиссионные + доходы от размещения акций или займов - издержки - провизии = чистые результаты деятельности (до уплаты налога у источника). Такой подход не позволяет идентифицировать факторы рентабельности и разработать необходимые меры. Идеальным было бы объединение обоих способов.

Подсчет маржи учетной ставки банка следует начинать с определения справочной ставки, которую каждый банк определяет самостоятельно с учетом множества критериев и в зависимости от преследуемых целей, структуры ресурсов и их использования. Доход банка зависит от периодичности перечислений на счет кредитора квот согласно условиям погашения кредита. Будущий доход должен определяться для каждой категории банковских операций на основе либо единой (справочной) ставки, либо по дифференцированным ставкам для разных клиентов с учетом структуры и характера их счетов (кредиторов или дебиторов). Во всех этих случаях банк сам определяет правила и методы оценки будущих доходов.

Анализ издержек проведения банковских операций включает анализ расходов на заработную плату персонала и управление, на структурные издержки самого банка и т.д. Следует определить сроки исполнения (продолжительность) и "стоимость" каждой операции с учетом расходов на средства информатики, бумагу, почтовые расходы и т.д. При этом целесообразно использовать данные о стандартных, а не о средних издержках. Стандартные издержки рассчитываются на основе точного хронометража основных банковских операций.

Наиболее сложной проблемой является оценка коммерческих издержек. В самом деле, как объективно оценить расходы на визиты к клиенту, телефонные переговоры, административные процедуры? В этом случае возможны два подхода:

1) учет коммерческих издержек отделения, занимающегося с данным клиентом; например, директор отделения может оценить время, которое его сотрудники тратят на управление счетами клиента в течение года или месяца;

2) учет средних издержек на операцию; в этом случае, однако, можно получить не всегда верные результаты, так как расходы на ведение счетов крупных предприятий несопоставимы с аналогичными расходами для малых предприятий.

При анализе рентабельности следует также учитывать объем обязательных резервов (сегодня они составляют 1% суммы вкладов до востребования и 0,5% срочных вкладов). Для анализа рентабельности банки могут создавать специальные подразделения, либо - если средства позволяют - использовать аналитические программы с использованием новейших средств информатики, как это делает "Креди лионне" (Франция). Результаты аналитических программ доводятся до исполнителей не только для ознакомления, но и для принятия необходимых мер по совершенствованию своей работы. Хотя добиться полной автоматизации анализа невозможно, такой анализ является важным подспорьем для исполнителей, ведущих то или иное досье.

Анализ рентабельности рациональнее всего вести при возобновлении кредита, проведении переговоров об изменении условий кредитования и т.д. Следует помнить, что, как правило, анализ валовых показателей имеет мало смысла, гораздо важнее определить их структуру и динамику Результаты анализа должны быть основой для переговоров между банками и их клиентами-предприятиями.

Отношения банков с малыми и средними предприятиями

В отношениях с предприятиями наибольшие трудности для банков связаны с кредитованием малых и средних предприятий (МСП). Часто банки выступают "козлами отпущения", обвиняемыми в том, что они не выполняют свою роль в отношении МСП. Следует отметить, что проблема финансирования и кредитования МСП во всех странах решается трудно, в том числе путем создания специализированных органов (например. Управления малого бизнеса в США) или банков (Германия).

Основные трудности финансирования МСП связаны с определением стоимости кредита. По данным недавних исследований, разрыв в ставках по кредитам для разных предприятий во Франции не отличается от разрыва в других странах: в среднем он составляет 1,7 процентных пунктов, тогда как в Великобритании - 1,6; в Италии -1,8; в Германии - 0,8. Этот разрыв не может быть объяснен только различиями в степени риска. Конечно, степень риска влияет на ставки по кредитам (при равных размерах более рискованное предприятие платит более высокий процент), но это влияние зависит и от размера предприятия: разрыв довольно существенен у предприятии с числом занятых до 200 человек и практически отсутствует у крупных предприятий. Иерархия ставок по кредитам в зависимости от степени риска не совпадает с иерархией ставок в зависимости от размера предприятий. Чтобы улучшить поступающую банкам информацию о предприятиях, некоторые банки создали свою систему сбора информации о рентабельности предприятий - получателей кредитов с целью оценки возможных рисков.

Банки пытаются дифференцировать свою политику в зависимости от размера МСП. Для самых мелких предприятий могут создаваться специальные службы. Для остальных МСП создаются гарантийные фонды. Во всех случаях важно добиваться надежной информации о предприятиях, чтобы не создавать риски, связанные с неплатежами или непогашением кредитов.

Более точная оценка рисков и использование более надежных источников информации о деятельности предприятий необходимы банкам, прежде всего для сокращения сроков платежа. Сегодня эта проблема является предметом переговоров с участием государственных властей, так во Франции межфирменный кредит оценивается в 1800 млрд. фр., что в три раза превышает сумму краткосрочных банковских кредитов, предоставленных всем предприятиям; это гораздо выше, чем у многих стран ЕС. Продолжительные сроки платежей являются фактором, снижающим конкурентоспособность предприятий, особенно МСП. Банки могут способствовать сокращению этих сроков, став посредником и в межфирменных расчетах с помощью кредитов на эксплуатацию и факторных операций (т.е. банковского кредита, когда фирма-клиент банка получает кредит, предоставляя в качестве гарантии долговые обязательства своих клиентов).

Эволюция МСП, в частности, утрата ими "семейного характера" и приход более профессиональных руководителей, а также рост их внешней задолженности, заставила банки внимательнее относиться к оценке рисков предоставления кредитов МСП. Существуют следующие главные правила кредитования МСП, используемых в международной практике:

1. Разумное использование результатов финансового анализа. Традиционный финансовый анализ не всегда применим к оценке риска МСП, так как стремление их руководителей сохранить свое имущество и налоговые соображения часто выхолащивают содержание баланса. Банкир должен придавать большее значение таким факторам, как качество, моральные устои и персональные возможности руководителя, длительность отношений с МСП и т.д. Вместе с тем и финансовый анализ позволяет выявить сильные и слабые стороны МСП. При этом важно не просто определить показатели платежеспособности, но и выявить сигналы возможной неплатежеспособности, памятуя о том, что информация о счетах не всегда объективна и нейтральна. Так, оценки запасов, незавершенного производства, стоимости оборудования и т.д. не всегда отражают их реальную стоимость, а руководитель МСП часто оценивает результаты деятельности своего предприятия с оглядкой на налоговое ведомство. Выявление скрытых трудностей предприятия возможно двумя путями:

а) некоторые статьи счета результатов могут маскировать убытки; в их числе: основные фонды, используемые в НИОКР; перевод издержек; остановленное производство; увеличение стоимости провизии;

б) в балансе скрытые убытки могут быть обнаружены в таких статьях, как период обращения продукции в процессе производства (анормально высокие запасы могут скрывать потери); сроки урегулирования расчетов с клиентами (большая продолжительность может маскировать сомнительные обязательства); объем участии и обязательств.

Финансовый анализ имеет свои границы, которые в первую очередь связаны с устареванием информации, а также с тем, что используемые для анализа самые совершенные эконометрические модели позволяют определить только вероятность провала, опираясь на достигнутые финансовые показатели. Между тем надежный прогноз требует

не только традиционного финансового анализа, но и учета экономического потенциала предприятия, эволюции отрасли, в которой оно действует, технологии и способности его руководителей противостоять трудностям, что требует проведения стратегического, технического и "человеческого" аудита предприятия.

2. Хорошее знание руководителей предприятия и их окружения. Следует хорошо изучить руководителей МСП: их способности в области технологии и управления, моральные качества, чтобы установить с ними отношения доверия. Одна из опасностей последнего времени - получение руководителями терпящих бедствие МСП займов через подставных лиц для начала нового дела. Это требует постоянного обращения к специализированным базам данных о руководителях (прошлых и настоящих) МСП. Особого внимания требуют те, кто получил займы через подставных лиц.

3. Требование гарантий для уменьшения риска, каковыми могут быть дополнительные подписи при предоставлении кредитов, использование ипотечных кредитов, персональные гарантии руководителей МСП.

4. Постоянный мониторинг деятельности предприятия, чтобы вовремя спрогнозировать его возможное банкротство или убытки. Возможны следующие способы мониторинга: внимательное слежение за состоянием счетов; за случаями злоупотреблений чеками, зарегистрированными во Французском банке; ежемесячное изучение объемов сделок и оборотов; выявление случаев перевода средств в другой банк или замораживания обязательств данному банку; ежемесячный контроль над получением кредитов у других банков; контроль за участием и приобретением акций и изменениями в торговом регистре; постоянный контроль за расчетами. При обнаружении негативных явлений или признаков представитель банка обращается к руководителю предприятия за информацией о возможных мерах и требованиями дополнительных гарантий.

5. Правильная организация потоков информации и принятие быстрых решений. Управление рисками организуется следующим образом: а) высшие административные службы банка оказывают содействие в контроле над рисками; б) исполнительная дирекция банка контролирует службы, принимающие решения о предоставлении кредитов и осуществляющие контроль за динамикой рисков; в) в каждом из отделений банка, связанных с исполнительной дирекцией факсом и телефоном, осуществляются прямые контакты с клиентами, оцениваются их коммерческие и финансовые риски, ведется ежедневный мониторинг рисков.

6. Роль исполнительного директора, принимающего решения о предоставлении займа, является определяющей. Как правило, он действует по следующей схеме: а) изучает состояние счетов клиента; б) анализирует основные показатели деятельности предприятия; в) изучает риск предоставления кредита; г) оценивает реальные гарантии, предлагаемые получателем займа; д) определяет процентные ставки и возможную рентабельность операции. При высоких рисках экономические и финансовые показатели изучаются более внимательно. В случае резкого ухудшения показателей исполнительный директор дает указания ближайшему к клиенту отделению связаться с руководителем предприятия за дополнительной информацией, чтобы сделать заключение о серьезности положения. В необходимых случаях проводится углубленный аудит, дополняемый технико-экономическим анализом.

7. Анализ риска осуществляет непосредственно руководитель отделения (агентства) и банковский сотрудник, имеющий дело с данным предприятием, который должен хорошо знать предприятие, его деятельность, производственный аппарат, главных клиентов и поставщиков; иметь частые контакты с его клиентами, поставщиками, конкурентами, обслуживающими его страховыми компаниями; уметь своевременно и быстро получать полную информацию о счетах, отчетах, налоговых документах и т.д.; внимательно следить за состоянием счетов, возможными событиями и переменами; получать информацию о реальном положении дел.

8. Оказание активной помощи в осуществлении административных функций предприятия, чтобы не допустить установления его связей с нежелательными клиентами, контролировать риски, проверять ипотечные гарантии и т.д.

В целом глобальное управление рисками со стороны банков является очень сложной и нестабильной деятельностью, в которой сталкиваются противоречивые интересы. Это требует постоянного совершенствования методов анализа и информационных систем, налаживания коммуникаций и координации всех, кто занят управлением рисками.

Адилова Б.Ш.

К вопросу о роли Центрального банка в платежных системах

Эффективность функционирования финансовых рынков и банковского сектора экономики во многом зависит от действующей в стране платежной системы. Критериями платежной системы, оптимально отвечающей потребностям экономики, является оперативность и скорость проведения платежей, степень автоматизации и надежность расчетов, а также уровень риска банковских операций.

Основой функционирования платежной системы являются услуги, предоставляемые банками своим клиентам, и сама инфраструктура банковской системы (Центральный банк, коммерческие банки, клиринговые учреждения и т.д.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.