РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 5
ИСТОРИЯ
1
издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 3 индекс серии 3.5 рефераты 95.01.001 - 95.01.045
МОСКВА 1995
французское сближение, приведшее к оформлению в 1891-1982 гг. военно-политического союза между этими государствами.
В.М.Фомин
95.01.024. ЛЮДОВИТ ШТУР И ЕГО ВРЕМЯ : (К 175-летию со дня рождения). - М.: Ин-т славяноведения и балканистики РАН, 1992. -119 с.
В основу сборника статей положены материалы научной сессии, посвященной 175-летию со дня рождения выдающегося деятеля словацкого национально-освободительного движения середины XIX я. - Людовита Штура (1815-1856). /
Как отмечается в кратком предисловии, Людовит Штур, идеолог и политик, поэт и журналист, ученый-языковед, является одной из самых ярких личностей в истории Словакии. Политическая, научная и литературная деятельность Штура проходила в эпоху революционных потрясений в Европе, приведших к краху феодального строя и становлению новой капиталистической общественно-экономической формации. Несмотря на свою недолгую жизнь, Штур сыграл важнейшую роль в развитии словацкого национально-освободительного движения, органически связанного с. ключевым этапом истории словацкого народа - кульминационным периодом формирования словацкой нации. Он внес большой вклад в становление национальной идеологии словаков. Штуру были свойственны высокий интеллектуальный уровень, широкая образованность, чистота и благородство помыслов, романтический пафос, самоотверженное служение своему народу. Он оказывал поистине харизматическое влияние на современников, особенно на молодежь. Как ученый-языковед, основоположник общенационального литературного словацкого языка, поэт, критик и журналист, собиратель -и исследователь устного народного творчества, создатель и редактор первой политической газеты на
словацком языке, Людовит Штур внес неоценимый вклад в развитие словацкой национальной культуры.
Л.Штур много сделал и для укрепления межславянских связей (в частности словацко-русских культурных и научных контактов), для пробуждения взаимного интереса к духовной жизни, литературе и языкам славянских народов. Творчески развивая концепцию Я.Коллара о славянской взаимности, Штур горячо отстаивал идею диалектического сочетания единства и многообразия, подчеркивая, что расцвет культуры отдельных славянских народов будет способствовать процветанию славянства в целом" (с.4). Штур рассматривал культуру славянских народов как неотъемлемую часть мировой культуры, отмечал существенный вклад славян в развитие европейской цивилизации.
В статьях, публикуемых в сборнике, раскрываются характерные особенности эпохи, в которой зарождалось и развивалось словацкое национально-освободительное движение, и освещаются различные аспекты общественно-политической, научной и литературной деятельности Люд овита Штура.
Т.М.Исламов в статье "Исторические условия и предпосылки зарождения национальных движений в Венгерском королевстве" отмечает, что во всемирно-историческом масштабе содержание и течение XVIII в. предопределяли три эпохальных события: европейское Просвещение, американская революция и Великая французская революция, оказавшая наиболее существеное влияние на ход исторического процесса на протяжении всего XIX столетия. Для стран и народов Центральной, Юго-Восточной и Восточной Европы "Век Просвещения" начался позднее, чем в Западной Европе. Так, в восточной части Центральной Европы "плоды европейского Просвещения" по-настоящему стали созревать лишь в последнюю треть XVIII в., накануне и во время Великой французской революции, в ряде случаев даже несколько десятилетий спустя. Для всех трех упомянутых регионов в целом было характерно значительное отставание от передовых стран в темпах развития
производительных сил, рост которых сковывали феодальная реакция и длительное господство системы так называемого "вторичного издания крепостничества". "Новые веяния, стимулировавшиеся подъемом индустриальной цивилизации на западе континента, в восточноевропейских регионах находили свое проявление прежде всего в культурно-идеологической сфере, в общественной мысли, во взглядах передовых мыслителей, писателей - людей, по праву носивших в некоторых странах гордое имя "будителей" (с.б).
В статье Л.Н.Смирнова "Вклад Людовита Штура в формирование литературного словацкого языка" отмечается, что в середине XIX в. в общественно-культурную жизнь Словакии вошел новый вариант литературного словацкого языка, названный по имени его кодификатора (Штур) "штуровщиной". Впоследствии на его основе сформировался единый словацкий литературный язык. В статье раскрывается активная творческая роль Людовита Штура в создании литературного словацкого языка, в обеспечении его реального функционарования.
1. "В условиях подъема национально-освободительного движения словаков и нарастающей угрозы мадьяризации (в частности, в связи с провозглашением венгерского языка государственным) Штур дал идеологическое и научное обоснование необходимости и целесообразности нового литературного языка словаков" (с.44). Формирование литературного словацкого языка Штур рассматривал как важную составную часть широкой программы демократических преобразований в словацком обществе, национально-культурного пробуждения словаков, их борьбы за свои национальные и социальные права. Говоря о необходимости языковой реформы Штур учитывал национальные, социально-политические, культурные и лингвистические факторы. При этом основным исходным доводом была идея национальной самобытности словаков и самостоятельности их языка. Штур и его сторонники творчески переосмыслили учение Я.Коллара о славянской взаимности и отказались от понимания славянского народа как 23-325
целого, состоящего из четырех "племен". В рамках славянского народа Штур выделял одиннадцать "племен", среди которых словаки выступают как отдельное славянское "племя". Все эти "племена" имеют право на самостоятельное культурное развитие, которое предполагает развитие их языков и литературы. Тем самым Штур, не отрицая идею славянского единства, переносил акцент с абстрактного целого на реально существующие, пробуждающиеся к самостоятельной духовной жизни компоненты, составляющие это целое. "Органическое сочетание единства и многообразия было характерно для штуровского понимания славянской взаимности,-подчеркивает автор. - Из такого понимания логически вытекало, что развитие и расцвет отдельных славянских "племен" как национально-этнических индивидуальностей будет способствовать укреплению и процветанию славянского народа в целом" (с.44-45). Штур постоянно подчеркивал важное социальное назначение нового словацкого литературного языка, который призван был стать одним из решающих факторов национальной консолидации словаков, объединения всех словацких патриотических сил.
2, "Л .Штур явился также кодификатором продуманной системы литературно-языковых форм, базирующихся на живой народно-разговорной речи, автором научного описания грамматического строя словацкого литературного языка" (с.47). Штуровская кодификация опиралась на основные среднесловацкие и общесловацкие языковые признаки. Узаконенные им нормы по многим параметрам полностью совпадают с нормами современного словацкого литературного языка. В статье характеризуются некоторые типичные черты штуровской кодификации.
3. "Велики заслуги Штура в борьбе за внедрение нового литературного языка в жизнь, за обеспечение его реального функционирования в различных коммуникативных сферах", за обретение им статуса "общенационального литературного языка словаков" (с.54). Современники относились к языковой реформе Штура далеко неоднозначно: и крайне отрицательно и восторженно,
поскольку реформа затрагивала сложные вопросы словацко-венгерских и словацко-чешских отношений, а также национально-идеологические и конфессиональные противоречия в самом словацком национальном движении. На первых порах введение нового литературного языка существенно осложнялось отсутствием единства среди словацких национально-политических сил. Штуровцы путём целенаправленной и разносторонней практической деятельности обеспечивали введение нового литературного языка в жизнь. Они добивались применения его в школах и при богослужении; значительные усилия прилагались для введения словацкого языка в административно-правовую сфёру (суд, делопроизводство и т.п.). Большое значение имело применение штуровщины в художественной литературе. Штур способствовал развитию словацкого литературного языка не только как лингвист-кодификатор, но и как писатель, поэт, журналист и оратор. Для распространения литературного языка среди широких слоев словацкого населения большую роль сыграло издание Штуром первой политической газеты на словацком языке "Словацкая национальная газета", которая предназначалась для массового читателя из различных социальных слоев. Усилия штуровцев увенчались успехом. Благодаря введению нового литературного языка в школах, а также его широкому использованию в газете, журналах и других популярных в народе изданиях (альманахи, календари и т.п.) его носителями наряду с интеллигенцией становились и представители других социальных слоев и групп. "Это означало, что узаконенный Штуром литературный язык действительно стал важным культурным достоянием всего словацкого народа, обрел статус общенационального литературного языка" (с.57-58).
В статье В.В.Усачевой "Вклад Людовита Штура в славянскую фольклористику" отмечается, что возникновение словацкой фольклористики в период перехода от классицизма к романтизму было связано с интенсивным собиранием народной словесности, с 23*
первыми попытками теоретического осмысления народного творчества, с утверждением значения фольклора в жизни и культуре народа. Основоположником словацкой фольклористики стал П.Й.Шафарик. Идеи романтизма и славянской взаимности побудили его заняться собиранием и обработкой песен, другого фольклорного материала. Научные труды, собственные художественные произведения П.Й.Шафарика, а также Я.Коллара, изданные ими сборники песен "пробудили интерес не только к словацкому народному творчеству, но и к словацкому языку и существенным образом повлияли на культурную жизнь Словакии" (с.90).
Следующий этап развития словацкой фольклористики связан с именем Л.Штура. Его интерес к народной словесности и народной культуре был обусловлен прежде всего стремлением обосновать идею самобытности словацкого народа. Автор отмечает, что стремление к познанию и пониманию словесного фольклора у Штура разрасталось в культ народной поэзии вообще. Штур, как и многие его современники, абсолютизировал фольклор, видел в нем выражение национального духа и национальной культурной традиции. "Именно фольклору отводилось главное место в национально-будительской программе штуровцев, они использовали его как один из политических аргументов при выработке новых принципов мышления, способствовавших становлению национально-освободительных стремлений славянских народов, при решении вопросов об их исторической миссии в Европе" (с.90). Развитие национального самосознания, познание и освоение национальных культур через фольклор - один из основных тезисов этой программы. В статье анализируются основные работы Л.Штура о песенном и прозаическом фольклоре и отмечается, что они "проникнуты идеей славянского единства, верой в будущее славянских народов, в будущее, к которому придет и словацкий народ в результате национального и социального возрождения, через раскрепощение и освобождение от духовного гнета" (с.96).
Г.Ю.Харциева в статье "Л.Штур и газета "Словенске народне новини" (1845-1848 гг.) в контексте словацкого национального движения 40-х гг. XIX в." пишет, что стремление штуровцев издавать политическую газету определялось насущными потребностями словацкого национального движения. Призывы к созданию собственной политической газеты особенно участились в конце 30-х -начале 40-х годов XIX в., когда разгорелась полемика по вопросу о способности словаков к самостоятельному политическому развитию. Однако разрешение на издание газеты Л.Штур и его сторонники получили только в январе 1845 г. Первый номер "Словацкой национальной газеты" ("Словенске народне новини") вышел в свет 1 августа 1845 г. С самого начала газета была ориентирована на народные массы. Л.Штур придавал газете чрезвычайно важное значение, называл ее "важнейшим органом нашей жизни", "высшим органом национальной жизни". По тематике весь публиковавшийся материал можно условно разделить на три основные проблемные группы: социально-экономические, национально-политические и образовательно-просветительские статьи и материалы. К осени
1847 г. на страницах газеты и литературного приложения к ней "Орла Татранского" сформировалась национально-политическая программа словацкой интеллигенции. В дальнейшем эта программа демократизировалась и получила организационное оформление в "Микулашских требованиях словацкого народа", приняты* 10 мая
1848 г. на собрании 28 деятелей словацкого национального движения во главе со Штуром, Гурбаном и др. "Микулашские требования" стали "первой государственно-правовой программой словаков в их истории" (с.116).
В сборнике публикуются также статья Н.В.Шведовой "Л.Штур и развитие словацкой поэзии" и статья Е.Н.Масленниковой "Л.Штур
и венгерская романтическая поэзия".
В.М.Фомин