А.Г.Машкова
Слово о людовите штуре
(200 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ И 160 ЛЕТ С ДНЯ СМЕРТИ)
2015 год объявлен в Словакии ГодомЛюдовита Штура.
Одновременно этот юбилей стал памятной датой культуры ЮНЕСКО - 2015.
В статье речь идет о жизни и деятельности выдающегося деятеля культуры Словакии XIX в., писателя, журналиста, кодификатора словацкого языка Людовита Штура, два юбилея которого отмечает в 2015 г. словацкая общественность. Особое внимание обращено на его трактат «Славянство и мир будущего», который в 1867 г. был опубликован в России (в переводе В. Ла-манского) и только в 1993 г. в Словакии.
Ключевые слова: словацкий писатель, кодификатор языка, политик, трактат, словацко-русские литературные связи.
The article is concerned with the life and activity of an outstanding XIX century cultural luminary from Slovakia - a writer and journalist who codified the standard Slovak language - Hudovft Stur whose two jubilees are celebrated by the Slovak public. Special attention is paid to his treatise 'Slavdom and the Future World' which was published in Russia in V. Lamansky's translation in 1867 and in Slovakia only in 1993.
Key words: Slovak writer, language codifier, politician, treatise, Slovak-Russian literary connections.
Как известно, у каждого народа есть свои герои, свои выдающиеся личности, которые оказали решающее воздействие на формирование культурного кода нации. Есть такие люди и у словацкого народа. Среди них Ян Коллар, Павол Йозеф Шафарик, Андрей Сладкович, Павол Орсаг Гве-здослав и многие другие. Особое место в этом ряду занимает страстный патриот, кодификатор языка, философ, поэт, педагог, журналист, депутат Людовит Штур. Своим авторитетом, организационным талантом, хариз-матичностью он сумел объединить вокруг себя молодежь, целое поколение романтиков, которых стали называть штуровцами.
Как и все выдающиеся личности, Л. Штур прожил как бы две жизни: одну жизнь - реальную, земную, повседневную, другую - жизнь после смерти, жизнь тех достижений, которые он оставил после себя, жизнь, воплощенную и реализованную в других поколениях. При этом каждое поколение пытается по-своему оценить его творческое наследие, вклад в историю и национальную культуру. Таким образом, Штур не принад-
лежит ни истории, ни современности. Он живет вне времени и пространства.
Реальная, земная жизнь Штура такова: он родился 28 октября 1815 г. в местечке Угровец в семье учителя. Начальное образование получил под руководством отца, затем учился в гимназии в г. Дьёре, а в 1829 г. поступил в самое престижное учебное заведение тогдашней Словакии -Братиславский лицей. При лицее функционировало «Чешско-славянское общество». Штур стал членом этого общества, позже - его секретарем и заместителем председателя. Целью общества, по его выражению, было «благо и прославление народа своего», воспитание его национального самосознания. Члены общества разделяли идею единения славян. Одной из наиболее значительных акций, предпринятой ими, была знаменитая прогулка к развалинам старинной крепости Девин в апреле 1836 г., которая вошла в историю как «национальное крещение». Молодежь пела там патриотические песни, читала стихи, клялась, что будет жить и умрет за правду и за свой народ. Именно там члены общества, вслед за Штуром, который за два года до этого стал Людовитом Велиславом Штуром, к своим именами добавили имена славянские.
По воспоминаниям современников, преподаватели Братиславского лицея любили Штура за его одаренность, трудолюбие и добрый нрав. А один из его друзей вспоминал, что он был красивый, стройный, с горящими глазами, голос имел звонкий, мощный, способный и на пение, и на речи, и на угрозы, походку стремительную, а его облик был настолько гармоничен, привлекателен, что никого не оставлял равнодушным.
Завершив свое образование в Братиславском лицее, Штур в 1838 г. отправился на учебу в Германию, в университет города Галле, где он не только изучал языковедческие дисциплины, историю, философию, право, но и расширил свои познания о славянском мире. Он посетил места, которые прежде населял онемеченный народ серболужичан, познакомился с его представителями, помог им организовать свое общество и установить контакты с другими славянскими народами. Историческую судьбу лужицких сербов он воспринял сквозь призму судьбы собственного народа. Именно в Галле сформировались его взгляды, произошло окончательное становление личности.
После возвращения на родину Штур активно включается в общественную и культурную жизнь Братиславы, преподает в Братиславском лицее. У него были большие планы, связанные с работой в лицее, изданием газеты, участием в работе венгерского сейма. Однако на пути осуществ-
ления этих планов его ожидало немало трудностей, связанных с политикой венгерских властей, которые стремились осуществить мадьяриза-цию словацкого населения. Действия Штура расценивались ими как панславистские, а сама кафедра - как рассадник панславизма. В итоге ему было запрещено преподавать. Студенты, относившиеся к своему учителю с глубоким уважением, любившие и почитавшие его, в знак протеста покинули стены лицея, перейдя учиться в Левочу.
Одной из главных проблем, которые волновали Штура, была проблема национального языка. Именно язык Штур считал важнейшим атрибутом нации, решающим фактором для ее дальнейшего развития. До этого времени католическая интеллигенция, главным образом священнослужители, в качестве литературного языка использовала язык, который по имени ее создателя Антона Бернолака получил название бернолачина. В то же время евангелическая интеллигенция в качестве литературного языка пользовалась чешским языком, малопонятным для простого люда. Поэтому необходимо было создать язык, который бы объединил всех словаков, стал понятен и доступен всему населению. И Штур вместе со своими единомышленниками - Йозефом Милославом Гурбаном и Михалом Годжей - в 1843 г. осуществил эту реформу, взяв за основу кодификации диалекты центральной части Словакии и закрепив ее в соответствующих трудах. В основу новой реформы был положен принцип естественности: «как слышим, так и пишем». Отныне вся словацкая литература, все книги и периодические издания стали выходить на новом литературном языке. Однако дискуссии по вопросу новой реформы продолжались еще очень долго, в 1840-е, в 1850-е гг., а противниками Штура по этому вопросу были такие маститые писатели, как Ян Коллар и Йонаш Заборский. Тем не менее это была большая победа Штура и огромный успех национально ориентированной интеллигенции.
Вскоре Людовит Штур получил разрешение на издание своей газеты. Она стала выходить под названием «Словенске народне новины» («Словацкая национальная газета»). У нее было литературное приложение - «Орол татранский» («Орел татранский»). Штуру удалось объединить вокруг газеты увлеченных, талантливых людей. Это было чрезвычайно прогрессивное по тем временам издание, которое имело большое значение для развития национальной и социальной жизни словаков. Это издание стало ценнейшим памятником в истории национальной журналистики. Поэтому по праву можно считать Штура основателем современной словацкой журналистики, которая создавалась уже на новом литературном языке.
Велика заслуга Штура и в деле обновления художественного творчества. Считая фольклор важнейшей частью национальной культуры, фундаментом, на котором должно возводиться здание словацкой литературы, он призывал взять за образец народное творчество, ратовал за создание искусства, которое было бы основано на словацких темах, на народной поэтической образности, на стихотворных размерах, характерных для строя народной песни. По сути, он сформулировал программу художественного творчества молодых писателей, стал создателем концепции романтизма на словацкой почве. Именно этим путем шел он в своих поэтических произведениях - поэмах, думах, в лирике, проложив пути от классицизма к романтизму. Объединенные программой Штура молодые писатели-романтики создали немало высоко художественных произведений, которые позволяют соотнести словацкую литературу тех лет с европейским романтизмом.
Заслуживает внимания и страница биографии Штура, связанная с его деятельностью как политика. Избранный депутатом в октябре 1847 г. в венгерский сейм от г. Зволена, он выполнял эти функции вплоть до начала революционных событий 1848 г. У Штура были все основания для получения депутатского мандата: он прекрасно ориентировался в политике и вопросах права, был блестящим оратором, умел смело и точно формулировать свои мысли. Как депутат Штур выступал в защиту прав словацкого народа, против его насильственной мадьяризации. В своих речах он говорит о свободе и образовании простого люда, обличает дворянство, ратует за развитие национальной промышленности, отстаивает право народа на свой язык. Выступая в Вене и на Славянском съезде в Праге (1848), он разоблачает политику венгерских властей, направленную на разъединение славянских народов, отстаивает мысль о славянской общности, о путях радикального изменения положения славян в австрийской империи.
После революционных событий в Пеште в марте 1848 г. Штур принимает самое активное участие в составлении и принятии документа под названием «Требования словацкого народа», который был адресован Императору и венгерскому правительству и в котором излагались основные социальные и национальные требования словацкого народа. Ответом на эти «Требования» стало решение венгерских властей об аресте Штура и его ближайших друзей.
После подавления революции всеми представителями штуровского поколения овладевает настроение разочарования и подавленности, ощу-
щение крушения всех надежд. Не избежал этих настроений и сам Штур. В своем письме к И. Д. Срезневскому от 23 января 1851 г. он писал: «Чем дальше, тем более тяжелые времена наступают для нас. До сих пор, хоть и под венгерским ярмом, у нас все-таки какая-никакая была жизнь и какие-никакие связи, а теперь... у нас нет ничего... Печально, но факт. Немцы после победы обещали нам национальное равноправие, венгры потерпели поражение, однако равноправие получилось курам на смех. Вместо господствующего ранее венгерского языка у нас теперь все языки равны, но только не словацкий, который остается достоянием лишь низших слоев общества.»1
Однако надежды не покидают Штура. Он верит в наступление лучших времен. Верит в победу правды и справедливости. Именно эта вера побуждает его к созданию его последнего произведения - философского трактата «Славянство и мир будущего», который он пишет в середине 1850-х гг., буквально в последние дни своей жизни. Известный русский славист Ламанский назвал его «завещанием славянскому миру».
0 чем идет речь в этом произведении? Штур выражает в нем мысли, которые и прежде он неоднократно высказывал и которые по сей день не утратили своей актуальности. Сетуя на разобщенность славянских народов, он призывает их заключить «взаимное соглашение». В этом видит он основную задачу своего труда. Он анализирует причины тогдашнего трагического положения славян, которые, по его выражению, «страдают от своих злосчастных разделений и раздоров», от отсутствия «объединяющих возвышенных идей». С болью пишет он о том, что славяне «забыли о своем общем происхождении и тем самым погрузили в глубокую тьму забвения все узы родства и братства»2. Значительную часть трактата Штур посвятил России, восприятие которой не лишено романтизма. Показательно, что свою рукопись Штур передал русским друзьям, и именно в России произведение было впервые опубликовано сначала в 1867, а затем в 1909 г. В свое время трактат Штура пользовался в России большой популярностью. И только почти 150 лет спустя - в 1993 г. - он был издан в Словакии.
К моменту издания рукописи на русском языке имя его создателя было уже хорошо известно в России. Еще в 1861 г. журнал «Русская беседа» опубликовал подробную биографию Штура, поддерживавшим активные
1 StrelingerP., Winkler T. Kto proti osudu. Bratislava, 1976. S. 23.
2 Штур Л. Славянство и мир будущего. Послание славянам с берегов Дуная. СПб., 1909. С. 3.
отношения с русскими славистами, с некоторыми из них он встречался, со многими переписывался, обменивался литературой. О нем писали известные ученые.
Из всего сказанного может создаться впечатление, что Штур был аскетом, человеком, лишенным простых и естественных человеческих чувств, что ему не свойственны были человеческие слабости. Его фигура окутана мифами, не имеющими под собой реальной почвы. В частности, самые распространенные мифы связаны с его личной жизнью. Известно, что он негативно относился к любовным романам своих друзей и единомышленников, полагая, что это отвлекает их от основной деятельности во имя блага народного. Однако все они были молоды, и вопреки его настоятельному требованию у многих были любовные истории, многие женились и писали о своей любви. Да и сам Штур не избежал увлечений и страданий на любовной почве. Впервые, как он писал в одном из своих писем, «он познал боль любви» летом 1840 г., когда по пути из Германии остановился в чешском городе Градец Кралове, где познакомился с Марией Поспишиловой. Он утверждал, что боялся полюбить, ибо любовь, с его точки зрения, могла помешать ему работать, отдавать все силы осуществлению единственной цели - делу народа. Но Мария, по его словам, нарушила покой его сердца. Он даже на некоторое время впал в депрессию, устранился от дел, и друзья объявили тревогу по поводу того, что он женится. Однако это была преждевременная тревога: долг победил.
Еще один миф связан с чувствами Штура к Аделке Остролуцкой. Это была очень образованная девушка. Она оказывала Штуру знаки внимания, он этому не противился, все больше и больше попадая под ее чары. Однако Аделка умерла от тифа в возрасте 18 лет. Это событие потрясло Штура. Как он писал, она своим уходом ранила его и без того истерзанное сердце. Тяжелым ударом для Штура была кончина близких ему людей - отца, матери, брата, оставившего сиротами семерых детей. После смерти брата Людовит взял все заботы о детях на себя.
Немало домыслов было высказано по поводу последних дней жизни Штура и его ухода. Известно, что морозным утром 22 декабря 1855 г. Штур вместе со своими приятелями отправился на охоту. Сначала он охотился в виноградниках, потом направился в поле. Перепрыгивая через канаву, он поскользнулся, ружье уперлось в землю, и раздался выстрел. Раненый Штур пролежал больше трех недель. Понемногу рана заживала, он был уже почти здоров. Но, обнаружив, что одна его нога короче другой и что отныне он будет хромать, попросил доктора потя-
нуть ногу. Доктор сопротивлялся, а затем уступил настоятельным просьбам пациента. Из раны хлынула кровь, и Штура не стало.
Такова была реальная, земная жизнь Штура. Жизнь Штура после смерти - это, как уже отмечалось, жизнь того наследия, которое он оставил после себя. Еще в XIX в. началось обсуждение значимости его трудов и самой фигуры. Это обсуждение было продолжено в XX столетии, продолжается оно и по сей день. В разные периоды истории труды Шту-ра оценивались по-разному. В частности, остро критиковался и даже искажался смысл его трактата «Славянство и мир будущего». Штура упрекали в языковом отлучении от чехов, в неоправданном национализме и т. п. Однако вся эта критика не может умалить значимость этой фигуры для национальной истории.
Видный словацкий общественный деятель, классик современной литературы Владимир Минач писал: «Штур для словацкого народа - это начало всех начал. Это начало не только в языковом, литературном, но и в социальном, экономическом, политическом смысле. Все, что происходило в нашей (т. е. словацкой. - А. М.) жизни после него, было реакцией на него, отрицанием его или ссылкой на него. Первая программа, первая концепция, первые возвышенные пробуждающие слова, первая напряженная деятельность, первая объединительная работа, боевое братство, дружба не на жизнь, а на смерть; и вместе с тем - первая ностальгия, первое бездействие, первое одиночество. Словно бы в фигуре Штура было зашифровано все наше (словацкое. - А. М.) будущее».1
Лучше, чем Вл. Минач, не скажешь. Именно таково значение и роль Людовита Штура в истории и культуре Словакии.
Список литературы
Штур Л. Славянство и мир будущего. Послание славянам с берегов Дуная. СПб., 1909.
Minac Vl. DUchanie do pahieb. Bratislava. 1970 // www.litcentrum.sk/63603 Strelinger P., Winkler T. Kto proti osudu. Bratislava. 1976. S. 23.
Сведения об авторе: Машкова Алла Германовна, доктор филол. наук, профессор, зав. секцией славянских литератур кафедры славянской филологии филологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова. E-mail: allamashkova@ yandex.ru
1 Minac Vl. Duchanie do pahieb. Bratislava. 1970 // www.litcentrum.sk/63603