Научная статья на тему '75-летие исторического образования в Республике Мордовия. 15-летие Историко-социологического института. Размышления о. . . '

75-летие исторического образования в Республике Мордовия. 15-летие Историко-социологического института. Размышления о. . . Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УНИВЕРСИТЕТ / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА / ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КРИЗИС / ИСТОРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арсентьев Николай Михайлович

В статье анализируется развитие Историко-социологического института МГУ им. Н. П. Огарёва как одного из научных центров Республики Мордовия, в частности научно-исследовательская, издательская, учебная, внеучебная и др. виды деятельности. А также представлены размышления автора о кризисе гуманитарного образования, о предназначении современного университета, об инвестиционной привлекательности вуза и перспективах развития высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «75-летие исторического образования в Республике Мордовия. 15-летие Историко-социологического института. Размышления о. . . »

«В наше время происходит переход от технократического образа мышления к гуманитарному, поэтому роль гуманитарного образования крайне велика, именно ему

предстоит отвечать на основные вызовы современности...»

Андрей Фурсенко, министр образования РФ (из выступления на расширенном заседании академической Ассоциации

гуманитарного знания, Саратов, 2006 г.)

Размышления о...

Событием 2009 - 2010 года для регионального научного сообщества стало 75-летие исторического образования в Республике Мордовия и 15-летие Историко-социологического института Мордовского государственного университета. В преддверии этих событий, свои размышления о достижениях, свершениях, реалиях дня сегодняшнего и планах на будущее высказывает доктор исторических наук, член-корреспондент РАН, директор Историкосоциологического института Николай Михайлович Арсентьев

О Историко-социологическом институте Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева...

Историко-социологический институт был образован приказом ректора в 1994 г. на базе исторического факультета. Создание нового структурного подразделения университета было связано с активным развитием новых специальностей - вначале «Социальной работы» и «Регионоведения», затем «Политологии». «Социологии», «Психологии».

В свое время удалось создать уникальную структуру, которая сейчас приобрела свойство саморазвивающейся системы.

Ставка была сделана на формирование для того момента времени инновационной среды сочетавшей в себе образовательное, научное, внеучебное, информационно-коммуникационное, гражданско-патриотическое направления

деятельности. Причем все звенья системы на всех уровнях были интегрированы между собой и обеспечивали личностно-ориентированный подход к студентам. Отдельно хочется отметить, нестандартные сочетания учебных дисциплин, например, углубленное изучение языков у регионоведов, информационных технологий у студентов всех специальностей и т.п. Все привносимые инновации базировались на традициях гуманитарного образования сформированных самой историей развития нашего вуза, высокий кадровый потенциал, сложившиеся научные школы.

Кроме того, высшее образование позиционируется в нашем структурном подразделении как предоставление не просто набора знаний, а набора разнообразных социальных компетенций, необходимых конкретным категориям специалистов. Помимо образовательного процесса по своей специальности, созданная нами среда дает мощный потенциал для самоопределения и саморазвития студентов. Участвуя в студенческом самоуправлении они учатся управленческим навыкам, выстраиванию системы соподчинения. Опыт социально-воспитательной, организационной и креативной деятельности получают, работая в детских оздоровительных лагерях по всей России, а также зарубежом и т.д.

Результатом стало то, что на протяжении многих лет Историкосоциологический институт становится лидером практически всех рейтингов.

За это время коллектив преподавателей и студентов института 10 раз подряд (из 11 проводимых) становился лауреатом Фестиваля студенческого творчества Мордовского университета, организуемого в течение всего учебного года и включающего в себя все параметры и составляющие учебно-воспитательной деятельности факультетов и институтов.

По итогам «Всероссийского конкурса моделей и проектов организации воспитательной деятельности в вузах» проводимого Министерством образования РФ проект-концепция социально-воспитательной деятельности Историко-

социологического института Мордовского государственного университета была удостоена диплома I степени. Модернизируя структуру внеучебной деятельности в вузе, за основу был взят опыт именно нашего института.

С 1996 года наш институт ежегодно занимает призовые места в ежегодном фестивале студенческой самодеятельности «Студенческая весна» - 5 раз были первые, 6 раз вторые и один раз - третьи.

В этом году вот уже в 11 раз институт будет встречать участников III тура Всероссийских студенческих олимпиад по специальностям «История» и «Регионоведение», с 1999 по 2008 гг. - 10 лет подряд мы также проводили и олимпиаду по специальности «Социальная работа».

За последние 4 года сотрудниками института издано 76 монографий, 12 учебников (11 из которых с грифом), 79 учебных пособий, опубликовано более 2000 статей. Причем наши учебники отличаются высоким полиграфическим качеством, и самое главное профессиональными авторскими коллективами.

Ежегодно ученые института выигрывают престижнейшие гранты. Например, трижды гранты Президента РФ выигрывали доктора наук нашего подразделения. В этом году из всех гуманитарных факультетов только исследовательский коллектив ИСИ стал исполнителем по Аналитической ведомственной целевой программе «Научный потенциал высшей школы».

Особенно хочется отметить, что наши сотрудники являются грантополучателями не только гуманитарных фондов (например, Российского гуманитарного научного фонда), но и Российского фонда фундаментальных исследований, ориентированного в большей степени на естественно-научные и технические направления.

На базе института ежегодно проводятся научные конференции самого разного статуса. С 2005 по 2007 гг. совместно с Научным советом Российской академии наук по проблемам российской и мировой экономической истории проведен цикл Международных научных конференций «Индустриальное наследие» ставших событием не только регионального, но и всероссийского и международного масштаба. Ежегодно проводятся конференции, посвященные памяти выдающихся ученых-гуманитариев - Сафаргалиевские, Клеянкинские, Меркушкинские, Воронинские научные чтения, которые в последние 5 лет приобрели статус всероссийских.

Интеграция учебной, внеучебной, научной, информационно-комуникационной сфер института создает то организационное единство, благодаря которому можно говорить о Историко-социологическом институте как центре гуманитарного образования.

В настоящее время в институте ведется подготовка по 6 специальностям (направлениям) гуманитарного профиля. Открыт бакалавриат. Действуют магистерские программы - «Отечественная история», «История Европы и Северной

Америки в новое и новейшее время», «Исследование регионов Российской Федерации», «Европейские исследования», «Исследование региональных

объединений новых независимых государств», «Социальная работа с разными группами населения», «Государственная политика и управление», «Политические отношения и политический процесс в современной России», «Социология

социальных изменений».

Подготовку студентов осуществляет высокопрофессиональный профессорско-преподавательский состав. В штате института - 27 докторов и 102 кандидата наук. Процент остепененности составляет - 86 %. Средний возраст преподавателя - 43 года. Активно привлекаются специалисты из других образовательных, научных, государственных учреждений.

К сожалению, на сегодняшнем витке развития мы, как и другие гуманитарные факультеты, оказались перед целым рядом проблем, главная из которых - это сокращение контингента студентов. Ежегодно институт теряет по 240 человек. При этом хочется особо подчеркнуть, что снижение происходит не из-за того, что выпускники не хотят поступать на наши специальности. Вот уж несколько лет подряд происходит сокращение числа бюджетных мест, что в совокупности с кризисными демографическими показателями дает такой эффект. Если гуманитарная наука сейчас не будет поддержана, мы потеряем накопленный потенциал, будут разрушены сложившиеся научные школы, образовательные и исследовательские направления.

О историческом образовании...

О кризисе гуманитарного образования...

Образовательный кризис характерен для всего мирового сообщества, в том числе и для стран, где на развитие образования не жалеют ни сил, ни средств. Он происходит в силу объективного отставания возможностей образовательных систем от возрастающих потребностей. А также потому, что вопрос чему и как учить -всегда актуален и дискуссионен.

Кризис гуманитарного образования также явление не свойственное исключительно текущему времени. В связи с этим, хочется отметить два важных момента. Во-первых, с 90-х годов прошлого века корпус гуманитарного знания и гуманитарной науки в нашей стране оказался, по сути, не востребованным.

В результате сейчас доминирует мнение, что без гуманитариев общество вполне может обойтись, что российские вузы мало готовят физиков, химиков, конструкторов, инженеров и приводится статистика - по специальности «Гуманитарные науки» обучается около 1 млн студентов, а «Электронная техника и связь» всего 115 тысяч, «Физико-математические науки» - 87, «Химия и медицина» -71, «Приборостроение и оптотехника» - 50 и т.д. Но ведь под понятием «Гуманитарные науки» объединено много специальностей, это и историки, и социологи, и политологи, и философы, и культурологи, и журналисты, и филологи и т.д. Если суммировать данные по всем естественно-техническим специальностям, то картинка будет совершенно иной.

Такой подход проявляется еще и в том, что сегодня на гуманитарные и общественные науки тратится менее 4 % всех средств, выделяемых на науку из федерального бюджета. На фоне таких тенденций как старение науки, «утечка» эффективных ученых за рубеж и внутренняя миграция исследователей, нам в скором

времени придется говорить не о кризисе, а о коллапсе гуманитарного знания и гуманитарной науки в стране.

Во-вторых, говоря о кризисе как состоянии системы, при котором она необратимо теряет способность исполнять свои функции и может восстановить эту способность, только качественно изменившись нужно акцентировать внимание на кризисе науки, как институциональной системы. Традиционно научными центрами считались университеты. В настоящее время есть неутешительная статистика, согласно которой лишь каждый 8 вуз в стране участвует в каких-либо научных исследованиях и разработках, а государственных и негосударственных вузов в России 1429 плюс 2200 филиалов.

О проблемах гуманитарного образования...

Проблемы гуманитарного образования достаточно разноплановы. Их можно поделить на базовые (общие) и конкретные, причем вторые вытекают из первых. К первой группе отнесем:

- развитие и пропаганду в массовом сознании ценностей утилитарноматериального характера;

- снижение значения (а иногда полную утрату) традиционных модераторов базовых моделей нравственного поведения личности (речь идет о классической литературе, театре и др.);

- технократическую ориентированность правящей элиты и государственной политики в целом;

- замкнутость, элитарность профессиональных сообществ, зачастую находящихся в полном «отрыве» от потребностей массового сознания;

- перевод технологий гуманитарного образования в категорию, если так можно выразиться, «образовательных услуг обслуживающего характера».

Конкретные проблемы имеют прикладной характер, с ними мы сталкиваемся в повседневной жизни:

- падение престижа ряда гуманитарных специальносте (важнейших направлений, связанных с подготовкой учителей по всему спектру педагогических специальностей);

- преобладание бюрократических процедур в оценке профессиональной подготовки работников сферы гуманитарного образования, замена учебного процесса «мероприятиями», от количества которых напрямую зависит аттестация работника и оплата его труда;

- доминирование количественных критериев в оценке работы педагога и ученика, абитуриента, студента (количество учеников, ЕГЭ и т. п.);

- бесконечное реформирование нормативных материалов, регламентирующих образовательную деятельность (а это требует соответствующей адаптации к ним УМК, программ, учебных планов и др.).

Конечно же, в системе высшего образования имеется своя специфика. Важнейшей проблемой здесь является переход на двухуровневую систему -бакалавриат и магистратуру. Следует отметить, что подразделения гуманитарного характера справились с ним лучше, чем естественно-технические. Это связано с более высокой остепененностью профессорско-преподавательского состава (так, по нормативным требованиям, для реализации магистерского направления требуется не менее 4 докторов наук, магистерской программы на кафедре - 2), активной работой в

УМО, наполняемостью учебных планов авторскими курсами, основанными на результатах научно-исследовательской деятельности.

Выпускники школ далеко не всегда могут определиться чего они хотят в дальнейшем, какая профессия им будет интересна, какую специальность получить, чтобы реализовать свои карьерные устремления. Процесс социального самоопределения длителен по времени. Поступив на гуманитарный факультет и получив широкий набор социальных компетенций, в дальнейшем дипломированные бакалавры могут поступить на любую интересующую их магистерскую программу, входящую в круг их профессиональных интересов.

При этом вслед за ректором Московского государственного университета В. А. Садовничим хочется повторить: «Гуманитарный сектор в отечественной системе образования имеет большой потенциал - нужно только рациональнее им распоряжаться... ценить и хранить» (Из доклада академика В. А. Садовничего «Гуманитарное образование в России: мысли вслух» на Всероссийском совещании-конференции вузовского сообщества «Традиции и инновации в образовании: гуманитарное измерение»).

О предназначении современного университета...

Сейчас активно формируется мнение, что высшее учебное заведение должно готовить специалиста, нацеленного исключительно на практическую сферу деятельности. Но университет - это, прежде всего, корпорация ученых, автономная, а в идеале - независимая. Для общества это - инструмент сохранения и накопления интеллектуального потенциала для необходимых социальных изменений. Консерватизм университетов - один из важнейших гарантов преемственности в развитии общества, элемент его стабильности. Такой взгляд, например, обосновал Томас Веблен в «Теории праздного класса»: университеты надо отделить от колледжей, поскольку профессиональное образование - не предназначение университетов. Задача университетского обучения - поиск знаний и передача навыков поиска будущим ученым. В научном духе, развиваемом университетами -потенциал социальных изменений.

Надо ли говорить, что прикладная подготовка не обеспечивает профессионализма: физик, не готовый к методологической саморефлексии,

оказывается практически несостоятельным с любым багажом практических умений, а выпускники журфаков, лишенные базовой гуманитарной подготовки, хотя и умеющие написать триста строк на любую тему, создают неконкурентоспособные издания.

Истинный университет в силу своего предназначения готовит и воспитывает не только высококвалифицированных специалистов, но и энциклопедически развитую творческую личность, способную к дальнейшему саморазвитию и влиянию на культуру и образованность других. Именно такие личности и составляют основу творческого потенциала развития цивилизованного общества.

Классические университеты, поддерживая и развивая универсализацию и гуманитаризацию высшего профессионального образования в регионе, не только непосредственно и активно влияют на подготовку профессионалов, но и создают социальную и культурную среду региона.

Об основных тенденциях в развитии классического университетского образования...

Классический университет - это, прежде всего, вуз, обладающий определенными специфическими чертами. По мнению, экспертной группы

Евразийской ассоциации университетов, важнейшими признаками этих вузов являются, в частности, такие, как высокий уровень подготовки специалистов, возможность получения студентами базовых знаний в различных областях науки при оптимальном сочетании естественно-научных и гуманитарных дисциплин, способность к формированию и распространению нравственных и культурных ценностей, преобладание в научной работе доли фундаментальных исследований.

В контексте развития современного университетского образования не приходится говорить об оптимальном сочетании социально-гуманитарных и социально-экономических дисциплин с циклами общематематических и естественнонаучных дисциплин.

ГЛ и с»

За развитие культурной традиции нации в значительной степени отвечают гуманитарные и социально-экономические науки, они формируют представления людей о путях общественного развития, предлагают способы решения сложных социальных проблем. Когда представители социогуманитарных наук становятся не востребованы государством и обществом, место науки занимают интеллектуальные суррогаты - националистические идеологии, религиозный фанатизм, шовинизм. В нынешних условиях такая подмена особенно опасна.

О инвестиционной привлекательности вуза...

Многие специалисты в качестве одного из значимых стратегических показателей развития современного вуза выделяют его инвестиционную привлекательность как центра образования, науки и культуры региона.

Задача повышения инвестиционной привлекательности образования для бизнеса в современных условиях стала одной из приоритетных для государства.

При этом в своем стремлении разделить с бизнесом ответственность за образование (и прежде всего его финансирование) государство готово предоставить бизнесу право определять образовательные стандарты и перечни специальностей для подготовки специалистов в вузах.

Другой вопрос готов ли бизнес взять на себя подобную ответственность и делать существенные финансовые вложения в научные вузовские исследования. Как показывает практика, сегодня по прежнему, выгоднее покупать зарубежные разработки, нежели финансировать отечественные.

Что же касается инвестиционной привлекательности, то конечно гуманитарии не смогут внести вклад в развитие критических технологий (биоинформационные, нанотехнологии, механотроника и создание микросистемной техники и т.п.) и наукоемких исследовательских программ. Но по-прежнему актуальна прогностическая деятельность (и краткосрочная, и среднесрочная, и долгосрочный прогноз), особенно в условиях мирового финансового кризиса, что не может быть не интересно для бизнес-структур, особенно стремящихся версифицировать свою деятельность, чтобы быть успешными.

В региональном срезе задача гуманитариев заключается в подготовке высокообразованных, социально активных личностей, готовых и способных работать на благо нашей Родины, что мы с успехом и делаем многие годы.

О гуманитаризации образования...

Одно из направлений как отечественного, так и зарубежной систем образования - это интеграция через его гуманитаризацию.

Данная тенденция вызывает серьезное противоречие. С одной стороны гуманитаризация образования предполагает значительное увеличение времени, отводимого учебным планом на дисциплины гуманитарного цикла на всех

специальностях. С другой стороны, на практике оказывается невостребованным гуманитарный потенциал естественнонаучной и технической составляющей университетского образования. А кто такой профессионал - это не только профессионально, но и социально компетентный работник, отличающийся индивидуальным стилем деятельности.

Этот процесс сейчас незаметен для большей части нашего общества. Но он опасен, так как гуманитарное знание дает человеку широкую эрудицию, воспитывает социальные ценности, без которых даже высокопрофессиональный инженер, программист, администратор, технолог не состоится как личность социальная.

О перспективах вузовского образования и науки...

Хочется верить, что логика, которая лежит в основе мрачных прогнозов, к нашей стране просто не применима. Давно и не нами сказано, что в Россию можно только верить.

Нарушается система гуманитарного образования, рушатся десятилетиями формировавшиеся научные школы и исследовательские направления, в итоге уничтожается социокультурное пространство. Это действительно так. Но из кризисного положения всегда есть выход. Вспомним, после октября 1917 года в течение нескольких лет разруха была более значительной, чем сейчас. Миллионы людей умирали от голода, где уж там, казалось бы, заниматься наукой или образованием. А если разобраться, именно в то время были заложены основы для их расцвета и процветания. Именно тогда получили образование люди, которые осуществляли нашу ядерную программу, строили ракетную технику. Эти факты опровергают мрачные пророчества.

Для выхода из состояния кризиса необходима система мероприятий, охватывающих все уровни жизнедеятельности вуза - образовательный, научный, информационный, материально-технический, социально-воспитательный, а -особенно управленческий, так как стратегическое развитие напрямую зависит от личности управленца и как следствие - от модели управления.

Во главе университетов должны стоять не просто менеджеры образовательной

1 и 1 и и и

сферы, а люди с университетской рефлексией, взращенные вузовской средой, являющиеся носителями особой культуры, традиций и ценностей.

Не нужно искусственно расставлять приоритеты и выделять естественный, технический или гуманитарный блок. Необходимо искать конструктивный компромисс. Ведь задача вуза - не только подготовить профессионала с набором теоретических знаний и практических навыков, но и формировать гуманистическое мировоззрение, основанное на уважении к личности, ценности творчества и служении обществу, воспитывать чувство гражданской ответственности и личной причастности каждого к судьбам Родины.

Нельзя забывать, что Россия, которая сложилась не просто как страна, но и как одна из крупных мировых цивилизаций, в том числе благодаря науке, образованию и в, частности, гуманитарному знанию, позволяющему формировать и формирующему социокультурную реальность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.