Научная статья на тему '75 лет Воронежской государственной технологической академии'

75 лет Воронежской государственной технологической академии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «75 лет Воронежской государственной технологической академии»

75 ЛЕТ ВОРОНЕЖСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ

Семьдесят пять лет. Это исторический путь, пройденный не одним поколением большого коллектива профессоров, преподавателей, студентов, сотрудников Воронежской государственной технологической академии. Ее становление, развитие и восхождение на уровень передовых технических вузов России - это определенная эпоха не только в жизни академии, но и в истории высшей школы, в развитии отраслей пищевой и химической промышленности страны.

За минувшие десятилетия ВГТА с честью прошла исторический отрезок своего времени. Это были трудные 30-е годы, Великая Отечественная война, напряженные послевоенные десятилетия, период роста и совершенствования вуза в 1960-90-х годах. В своей многолетней истории ВГТА называлась Воронежским химико-технологическим институтом (1930-1946 гг.), Ленинградским технологическим институтом пищевой промышленности (1947-1958 гг.), Воронежским технологическим институтом (1959-1994 гг.), а с июня 1994 г. - Воронежской государственной технологической академией. Каждое из преобразований означало достижение новой ступени в научно-учебной деятельности вуза, содержание которой определялось историческим и социально-экономическим состоянием общества, целями и задачами, решаемыми народом.

Восхождение ВГТА до уровня крупного, многопрофильного технического вуза России было подготовлено трудом и талантом сотен замечательных ученых и педагогов, воспитателей молодежи. Среди них профессора П .М. Силин, С.З. Иванов, С.Е. Харин, В.И. Попов, А.Ф. Федоров, П.П. Ястребов, Н.И. Дерканосов, И.И. Юкельсон, С.Я. Пасечник, М.И. Ермолаев, Ю.В. Карякин, А.Я. Панкратов и др. Их усилиями создавался и укреплялся научно-педагогический, интеллектуальный потенциал вуза.

Сегодня, как и вся высшая школа, академия живет в период крупного перелома общественного строя России. Политическая и социально-экономическая нестабильность в государстве определяет многие противоречия и трудности вузовской жизни. В этих условиях коллектив ВГТА не только сохранил, но и укрепил свои позиции. Неустанная, напряженная деятельность научно-педагогического коллектива поставила ВГТА к концу 1990-х годов в один ряд с передовыми техническими вузами России. На рубеже ХХ-ХХ1 веков она стала головной, ведущей по перерабатывающим отраслям АПК, располагая большим опытом подготовки специалистов различного профиля.

Профессорско-преподавательский состав вуза в со -временных условиях работает по изысканию и внедрению в учебный процесс новых эффективных форм организации обучения, ориентируясь как на повышение фундаментальной и профессиональной подготовки, так и на воспитание высокообразованной личности.

Основой обучения будущих инженеров в ВГТА стала современная техника. Подготовка специалистов ведется в аудиториях и лабораториях, оснащенных соответствующим оборудованием, вычислительной техникой и компьютерными средствами обучения.

Современная педагогическая технология в вузе -это сочетание теоретических курсов с учебой, производственной и технологической практикой. Она позволяет студентам приобрести глубокие теоретические знания, практические умения и навыки по избранной специальности.

За семь десятилетий в стенах ВГТА прошли профессиональную подготовку свыше 40 тысяч инженеров и техников по различным технологическим специальностям, составивших костяк инженерных кадров на тысячах заводов пищевой и химической промышленности. Многие воспитанники стали крупными работниками всесоюзных, республиканских, областных руководящих органов промышленности. В академии учились будущие доктора наук, профессора, кандидаты наук, доценты, которые сегодня составляют ядро профессорско-преподавательского состава вуза, продолжают и умножают его славные педагогические и научные традиции. Среди выпускников ВГТА доктора наук, профессора В.К. Битюков, В.Е. Добромиров, Е.Д. Чертов, А.Н. Остриков, И.Т. Кретов, Л.П. Пащенко, С. Т. Антипов, Л.В. Антипова, Ю.Ф. Шутилин, Л.П. Пащенко, М.Г. Матвеев, В.А. Голыбин, Г.О. Магомедов, С.И. Корыстин, О.С. Корнеева и др.

Академия осуществляет подготовку иностранных специалистов стран Европы, Азии, Африки, Латинской Америки. С 1975 г. подготовлено свыше 370 инженеров, 9 кандидатов наук, более 3 тысяч человек прошли обучение на подготовительном факультете.

Научно-педагогический потенциал сегодняшней ВГТА обеспечивают четыре заслуженных деятеля нау -ки Российской Федерации, четыре заслуженных работника высшей школы России, три заслуженных изобретателя России, свыше 20 академиков и 17 членов-кор-респондентов международных академий, 71 доктор наук, профессор, 265 кандидатов наук, доцентов, свыше 150 старших преподавателей и ассистентов.

Структура технологического вуза в Воронеже сложилась исторически. Она отражает специфику высшего учебного заведения, призванного удовлетворять запросы разных отраслей пищевой и химической промышленности Центрально-Черноземного региона и страны в инженерных кадрах.

Учебный процесс в академии обеспечивают 11 факультетов. За 1990-е годы их число увеличилось в два раза. Было открыто 5 новых кафедр. К 2005 г. их количество в академии достигло 36. Кафедры имеют 12 филиалов на предприятиях и НИИ Воронежа и области.

Сейчас на кафедрах, факультетах, в научно-исследовательском секторе, четырех отраслевых лабораториях и Центре новых информационных технологий обучения работают около 600 преподавателей. Они обучают свыше 5 тысяч студентов по 24 специальностям.

Несмотря на сложную социально-экономическую обстановку в стране, постоянное сокращение бюджетного финансирования высшей школы, ВГТА удалось сохранить тенденцию роста ряда сфер вуза. Так, выросло количество докторов, профессоров с 28 человек в 1990 г. до 71 в 2005 г. Все инженерные факультеты возглавляют доктора наук, профессора. Из 36 кафедр академии - 30 кафедрами руководят доктора наук, профессора.

Увеличению количества докторов наук способствовало создание в академии в 1993 г. докторантуры и специализированных советов по защите докторских диссертаций. Это был важный шаг в обеспечении вуза научно-педагогическими кадрами высшей квалификации. В настоящее время в академии функционируют 5 диссертационных советов, из них 4 по защите докторских диссертаций по 5 специальностям и один по защите кандидатских диссертаций. За 75-летний период истории ВГТА ее сотрудниками было подготовлено и защищено более 700 докторских и кандидатских диссертаций. Сейчас на кафедрах почти каждый второй преподаватель - выпускник аспирантуры и докторантуры академии.

Качественные изменения профессорско- преподавательского состава дали возможность повысить научно-педагогический потенциал академии. С 1960 г. в ВГТА опубликовано свыше 300 монографий, 18 тысяч научных статей, получено свыше 1500 авторских свидетельств и патентов на изобретения, издано более 300 учебников и учебных пособий.

Продолжая добрые традиции вуза, ученые академии многое сделали для развития науки. Их исследования высоко ценятся специалистами промышленных предприятий и учеными многих стран. Более тысячи новейших технологий переданы для внедрения в отраслях пищевой и химической промышленности. На этой основе в ВГТА сложились крупные научные школы, возглавляемые видными учеными.

Специалисты академии принимают участие в международных конгрессах, конференциях, симпозиумах, выезжают за рубеж для чтения лекций, обмена опытом, на научные стажировки в университеты и исследовательские центры. Известные иностранные ученые приглашаются в академию для научной и педагогической работы.

На базе ВГТА эффективно функционируют три во -ронежских отделения общественных академий - Международной академии информатизации, Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности, Международной академии холода.

Одно из важнейших условий профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов - участие студенческой молодежи в научно-исследовательской работе. Через студенческое научное общество прошли многие тысячи студентов академии. В тесном единстве с учебным процессом со студентами ведется активная научная работа. Формы ее разнообразны. На протяжении 1990-х годов студенты ВГТА принимали участие в работе 120 международных, всесоюзных, всероссийских, межвузовских научных конференций, по результатам которых опубликовано свыше 1200 статей и тезисов докладов; 365 студентов стали лауреатами ряда премий, награждены дипломами, почетными грамотами.

В распоряжении студентов и преподавателей акаде -мии имеется научно-техническая библиотека, книжный фонд которой составляет почти один миллион томов.

В ВГТА созданы все условия для всестороннего развития личности. Студенты занимаются в спортивных секциях, кружках художественной самодеятельности, участвуют в самоуправлении. О досуге студентов заботится студенческий клуб.

Важную роль в формировании личности будущего специалиста играет воспитательная работа. На каждой кафедре большое значение имеют активные формы воспитательного процесса, реализуемые факультетом гуманитарного образования и воспитания. Это способствует утверждению общечеловеческих и нравственных ценностей, расширению мировоззрения будущих специалистов, приобщению их к богатству национальной и мировой истории и культуры.

В год юбилея главным итогом 75-летней деятельности ВГТА следует считать создание значительного научно-педагогического потенциала подготовки квалифицированных инженеров и научных кадров, способных успешно решать задачи, возложенные на них российским обществом, требованиями нового тысячелетия.

Ректор ВГТА, заслуженный деятель науки РФ,

доктор технических наук,

профессор В.К. БИТЮКОВ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.