Научная статья на тему 'Система подготовки кадров в Воронежской технологической академии'

Система подготовки кадров в Воронежской технологической академии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система подготовки кадров в Воронежской технологической академии»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

ТЕМА НОМЕРА ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ОТРАСЛИ

Система подготовки кадров

в Воронежской технологической академии

Е.Д. Чертов, Г.В Попов, Р.Н. Плотникова

Воронежская государственная технологическая академия

Ректор ВГТА, д-р техн. наук, профессор Е.Д. Чертов

Воронежская государственная технологическая академия (ВГТА) в этом году будет праздновать свое 78-летие. Наш вуз был организована в 1930 г. приказом Наркомторга РСФСР № 728 от 28 ноября 1930 г. как Воронежский институт пищевой промышленности. В 1994 г. вуз переименован в Воронежскую государственную технологическую академию.

За время своего существования академия внесла существенный вклад в развитие пищевой и химической промышленности страны, подготовив более 40 тыс. специалистов. У истоков академии стояли видные деятели науки: академик А.В. Думанский, профессора — Герой Социалистического Труда П.М. Силин, заслуженный деятель науки и техники РСФСР С.Е. Ха-рин. В разные годы в вузе работали известные ученые, заслуженные деятели науки и техники — профессора С.З. Иванов, И.И. Юкельсон, В.И. Попов, М.И. Ермолаев, Ю.В. Корякин, П.П. Ястребов, В.С. Постников и др. Сформировавшиеся традиции поддерживают работающие в настоящее время в академии сотрудники: один заслуженный деятель науки и техники РФ, пять заслуженных деятелей науки РФ, четыре заслуженных работника высшей школы России, два заслуженных изобретателя РФ, один заслуженный

изобретатель СССР, 16 академиков и пять членов-корреспондентов различных академий, около 90 докторов наук, профессоров, 407 кандидатов наук, доцентов.

В настоящее время в академии реализуются 26 основных образовательных программ специалитета, семь — бакалавриата, девять — среднего профессионального образования по очной, заочной формам обучения и экстернату (среди них по специальностям: «Технология хранения и переработки зерна», «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий», «Технология сахаристых продуктов», «Технология бродильных производств и виноделие», «Технология продуктов общественного питания», «Технология мяса и мясных продуктов», «Технология рыбы и рыбных продуктов», «Технология молока и молочных продуктов», «Пищевая биотехнология», «Машины и аппараты пищевых производств», «Пищевая инженерия малых предприятий», «Стандартизация и сертификация», «Автоматизация технологических процессов и производств», «Управление и информатика в технических системах», «Информационные системы и технологии», «Экономика и управление на предприятии»). Активно работает Институт повышения квалификации профессиональной переподготовки специалистов.

Ежегодно в академии получают путевку в жизнь около 1500 специалистов с высшим и 250 со средним специальным образованием. Образовательные программы, реализуемые в академии, занимают достойное место в рейтингах образовательных программ по стране. Так, по данным 2005 г., образовательная программа «Машины и аппараты пищевых производств» заняла первое место среди 33 аналогичных программ, реализуемых в вузах РФ.

Подготовка кадров ведется на 10 факультетах, включающих 36 кафедр, учебно-научные, научные и научно-производственные подразделения. На базе академии работают региональные отделения Международной академии информатизации, Международной академии холода, Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности. ВГТА имеет четыре учебных корпуса, пять общежитий, санаторий-профилакторий,

спортивно-оздоровительный лагерь и базу отдыха «Сосновый бор».

Главная задача коллектива академии — обеспечение высокого качества подготовки специалистов и их востребованности на рынке труда — зафиксирована в Миссии академии и Политике ВГТА в области качества. В этой связи система подготовки кадров в академии ориентирована на непрерывное образование, начинающееся с 10-11-го классов общеобразовательных школ, учебных заведений начального и среднего профессионального образования (в основном колледжей и техникумов родственных направлений подготовки).

В течение ряда лет в академии ведется активная работа по взаимной адаптации основных образовательных программ учреждений-партнеров среднего профессионального образования и вуза, что позволяет выпускникам колледжей и техникумов получать высшее профильное образование в сокращенные сроки. Для групп студентов СПО, ориентированных на продолжение обучения в нашем вузе, вводятся вузовские дисциплины, что также позволяет снизить учебную нагрузку будущих студентов.

Обеспечить востребованность выпускников на рынке труда невозможно без тесного взаимодействия со стратегическими партнерами - крупными работодателями, предприятиями мелкого и частного бизнеса, учреждениями и организациями пищевой и химической промышленности. Почти за 80 лет плодотворной работы академия создала прочную научно-производственную базу не только в Центральночерноземном регионе, но и по всей стране, активно взаимодействуя со своими выпускниками, ставшими руководителями предприятий и организаций. Предприятия-партнеры служат не только базами практик для студентов академии, на их базе созданы филиалы кафедр академии, нарабатывается опыт создания базовых кафедр на крупных предприятиях отрасли с привлечением к учебному процессу ведущих специалистов этих предприятий. Подобное тесное взаимодействие позволяет быстро реагировать на потребности отрасли, производства, корректировать учебные планы путем введения новых дисциплин или смещения акцентов в учебном процессе.

ECONOMICS AND MANAGEMENT

STAFF TRAINING FOR BRANCH

Руководством академии на всех уровнях постоянно ведется контроль и анализ процессов реализации политики в области качества, дается оценка состояния, на практике применяется стратегия постоянного улучшения и совершенствования качества образования. С этой целью Центром управления качеством образования ежегодно проводится самооценка академии по критериям, подкритериям и составляющим модели системы управления качеством образования или экспресс-самооценка вуза по критериям конкурса «Внутривузовские системы качества».

Выявление потребностей и ожиданий потребителей, персонала, партнеров, общества и других заинтересованных сторон, развития рынка труда для выпускников академии, перспектив развития сферы образования региона способствуют формированию системы подготовки кадров в академии. С этой целью ежегодно проводятся Всероссийские конференции «Проблемы практической подготовки студентов», «круглые столы» с представителями промышленности города, области, региона, работа в тесном контакте с городскими и областными органами государственного управления (городская и областная администрации, управление образования). В учебный процесс активно внедряются инновационные технологии обучения: модульный принцип, рейтинговая оценка текущей успеваемости, компьютерные контрольно-обучающие программы, целый комплекс программ для тестирования уровня учебных достижений обучаемых, элементы дистанционного обучения, проведение лабораторных и практических занятий с помощью виртуальных лабораторных работ.

Технологии, основанные на активных методах обучения (кейс-технологии, методы проектов, портфолио, работы в малых группах, фокальных объектов, синектики, ТРИЗ, АРИЗ, Дел-фи, БТН и др.), приняты студентами и показали свою эффективность в развитии личностных качеств, умении работать в команде и др. По отзывам студентов, они научились организовывать свою работу, систематизировать материал, определять цель и планомерно ее достигать, осваивать новые методики, включаться в проект и составлять модель, контактировать с людьми, проводить кропотливую работу, верить в себя.

Проводится обучение учебно-вспомогательного персонала и профессорско-преподавательского состава на курсах повышения квалификации «Информационные технологии в образовании», семинарах, практических занятиях, тренингах, мастер-классах по

вопросам разработки программно-дидактических тестовых материалов, правилам введения их в тестирующую оболочку и использования программного комплекса Training Ware в учебном процессе на аудиторных занятиях и для дистанционного обучения.

В соответствии с Положением об аттестации студентов на соответствие уровня их подготовки требованиям ГОС ВПО, СПО каждый семестр проводится выборочная оценка остаточных знаний по дисциплинам федерального компонента циклов ОПД и СД для всех специальностей академии. Мониторинг качества подготовки по дисциплинам циклов ГСЭ и ЕН академия проводит путем участия в Федеральном интернет-экзамене. Мониторинг обеспечения качества проводится посредством рейтинга профессорско-преподавательского состава. Разработаны и актуализируются паспорта кафедр, включающие штатное расписание, кадровый состав, перечень дисциплин, закрепленных за кафедрой, движение контингента студентов, результаты издательской деятельности, состав учебно-методических комплексов дисциплин по всем специальностям, учебно-материальную базу. Для Центра дистанционного обучения разработаны электронные версии учебно-методических комплексов (УМК) по всем дисциплинам, подготовлены и реализуются на CD-ROM комплекты УМК для 1-2-го курсов; разработаны и внедрены программные средства для информационного обеспечения сотрудников и обучающихся, а также для электронной выдачи заданий и контроля исполнения решений. Открыт свободный доступ для ознакомления с учебными планами по всем специальностям академии и рабочими программами по всем дисциплинам.

Для актуализации и совершенствования стратегии, целей и задач при подготовке кадров систематически проводится анализ состояния системы обеспечения качества, позволяющий оценить эффективность ее функционирования, степень достижения целей, установленных Политикой ВГТА в области качества, необходимые управляющие решения.

Совершенствование системы подготовки кадров в академии обеспечивается с учетом мнений всех участников процесса путем активного диалога с ними, оценки возможности участвовать в деятельности по улучшению качества подготовки выпускников, включая разработку, принятие и реализацию управленческих решений, оказание личной помощи преподавателям, сотрудникам и обучающимся, участвующим в мероприятиях по повышению

качества подготовки выпускников, доведения до сотрудников целей, задач и принципов учебной, методической, организационной, маркетинговой, информационной, рекламной и другой деятельности, своевременного и соответствующего признания деятельности отдельных преподавателей, сотрудников, подразделений и групп внутри академии.

Хороший специалист - это человек, владеющий современными технологиями, методами и приборами, знакомый с новыми достижениями техники и опытный пользователь ПК, поэтому материально-техническому обеспечению учебного процесса в системе подготовки кадров отводится огромная роль. Ежегодно до 50 % консолидированного бюджета академии расходуется на развитие материально-технической базы, что делает условия учебы, проживания и работы в стенах академии более комфортными, а учебный процесс более насыщенным и познавательным, что в свою очередь позволяет приглашать в академию иностранных студентов и преподавателей из других городов для стажировки на современном оборудовании, а также расширять сферу сотрудничества по научным договорам с зарубежными государствами. Центр новых информационных технологий регулярно в течение года проводит модернизацию компьютерной техники для обеспечения качественного проведения учебного процесса и научных исследований с применением современных программных продуктов. Каждый год аудитории оснащаются мебелью. Ежегодно обновляется библиотечный фонд.

Академия строит учебные корпуса и расширяет учебно-лабораторную базу за счет площадей, арендованных у основных работодателей, которые передают свои площади вместе с частью научно-исследовательского, лабораторного и производственного оборудования для проведения лабораторных работ, УНИРС, учебных и производственных практик. Благодаря совместным усилиям наших партнеров-работодателей учебно-лабораторная база увеличилась более чем втрое.

Наша академия всегда открыта не только для новых абитуриентов, но и для предприятий и организаций-партнеров, работающих в пищевой и химической промышленности. Мы готовы сотрудничать как в области образования, открывая на предприятиях отрасли базовые кафедры академии и привлекая к учебному процессу ведущих специалистов предприятий, так и в области научно-исследовательской и инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.