Выполнение любых видов работ по строительству в котловане, на отметке ниже нуля, ведет за собой свои риски. В особенности - обрушения массивных объемных грунтовых масс. Наиболее опасны эти факторы при плотной застройке и развитой инфраструктуре, так как давление грунтов увеличивается, вероятность осыпания стенок котлована увеличивается.
Чтобы минимизировать вероятность обрушения, проводят определенные операции - усиления грунтового основания, чтобы предотвратить обрушения и деформации грунта. Конструкция изготавливается из щитов, досок, металлических и деревянных. Такие методы увеличивают общую стоимость строительства, но необходимы при работах ниже уровня земли.
Сама технология укрепления грунтовыми анкерами помогает решать проблему по укреплению основания под фундаменты, даже рядом стоящих зданий.
Список использованной литературы:
1. Вахрушева Г.В., Кучукбаева К.А., Калошина С.В. Технологии устройства грунтовых анкеров. // Современные технологии в строительстве. Теория и практика. 2017. - С.166-173.
2. Кочерженко В.В., Сулейманов А.Г. Устойчивость армированных грунтов в отвалах, насыпях и подпорных стенах. // Сборник докладов Международной научно-практической конференции, посвященной 65-летию БГТУ им. В.Г. Шухова. 2019. - С.51-59.
© Локтев А.М., 2022
УДК 620.16
Марченко Т.А.
д-р мед. наук, профессор ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) г. Москва, РФ Квашнин А.Б. канд. техн. наук, ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), г. Москва, РФ
65-Я ГОДОВЩИНА АВАРИИ НА ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБЪЕДИНЕНИИ «МАЯК»:
УРОКИ, ОПЫТ, СОВРЕМЕННОСТЬ
Аннотация
В статье рассматривается причины техногенной радиационной аварии на производственном объединении «Маяк», рассмотрены последствия техногенной аварии и пути её устранения
Ключевые слова
Ядерное топливо, ядерная авария, радиоактивное заражение, дезактивация, государственная программа, защита населения
Marchenko T.A.
Dr. Honey science, FSBI VNII GOChS (FC), Moscow, Russia Kvashnin A.B.
Candidate of Technical Sciences FSBI VNII GOChS (FC), Moscow, Russia
65TH ANNIVERSARY OF THE ACCIDENT AT THE MAYAK PRODUCTION ASSOCIATION:
LESSONS, EXPERIENCE, MODERNITY
Annotation
The article examines the causes of a man-made radiation accident at the Mayak production association, considers the consequences of a man-made accident and ways to eliminate it
Keywords
Nuclear fuel, nuclear accident, radioactive contamination, decontamination, state program, protection of the population.
Первенцем отечественного атомного производства, его лидером по праву считается Производственное объединение «Маяк», вступившее в строй в июне 1948 года в закрытом городе Челябинск-40, ныне Озерск. 29 сентября 1957 года здесь произошла первая крупная радиационная катастрофа на территории Советского Союза.
Выброс радиации при аварии 1957 года оценивается в 20 миллионов Кюри. Для сравнения, выброс при аварии на Чернобыльской АЭС - 50 миллионов Кюри. На «Маяке» источником заражения местности стала емкость с радиоактивными отходами. Площадь заражения составила несколько сотне тысяч квадратных километров (рисунок 1).
НГЮ Рос пи ipo мета и РАН Урал гидромета
граница области --- ИЗШПШПЯ_Ч,мяГм нл|>имст_
Рисунок 1 - Радиоактивное загрязнение Уральского региона
Официальный отчет так описывает эту аварию:
«Нарушение системы охлаждения вследствие коррозии и выхода из строя средств контроля в одной из емкостей хранилища радиоактивных отходов, объемом 300 кубических метров, обусловило саморазогрев хранившихся там 70-80 тонн высокоактивных отходов преимущественно в форме нитратно-ацетатных соединений. Испарение воды, осушение остатка и разогрев его до температуры 330-350 °С привели 29 сентября 1957 года к взрыву содержимого емкости. Мощность взрыва, подобного взрыву порохового заряда, оценена в 70 - 100 т. тринитротолуола».
В воздух было выброшено около 20 миллионов кюри радиоактивных веществ. Около 90 % радиации осело на территории комбината «Маяк». Радиоактивные вещества были подняты взрывом на высоту 1-2 км и образовали радиоактивное облако, состоящее из жидких и твердых аэрозолей. 2 миллиона кюри, осевшие на землю, образовали загрязненную территорию, границы которой прошли по изолинии с плотностью загрязнения 0,1 Ки/кв.км. Общая площадь загрязнения составила 23 тыс. кв.км.
Со временем происходило «размывание» этих границ за счет переноса радионуклидов ветром. Впоследствии эта территория получила название «Восточно-уральский радиоактивный след» (ВУРС), а головная, наиболее загрязненная ее часть, занимающая 700 квадратных километров, получила статус Восточно-уральского государственного заповедника.
В зоне радиационного загрязнения оказалась территория трех областей - Челябинской, Свердловской и Курганской (рисунок 2).
В целях обеспечения конституционных прав граждан, пострадавших от воздействия радиации вследствие радиационных аварий, катастроф, испытаний ядерного оружия в Российской Федерации были приняты федеральные законы:
- закон Российской Федерации от 15.05.1991 №1244 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
- Федеральный закон от 26.11.1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;
- Федеральный закон от 10.01.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».
Вступивший в силу с 1 января 2005 года Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов» внес существенные изменения в социальное законодательство, регулировавшее вопросы социальной
о - ОТСЕЛЕННЫЕ ДЕРЕВНИ
Рисунок 2 - Населённые пункты, подвергшиеся радиоактивному загрязнению
защиты граждан, пострадавших вследствие воздействия радиации. Ранее предоставлявшиеся гражданам льготы и компенсации были упорядочены, исключены нормы, длительное время не применявшиеся либо устаревшие, введено в законодательство новое понятие — меры социальной поддержки.
Реализацией федерального законодательства стало создание нескольких федеральных целевых программ с 1992 по 2015 годы. Функции государственного заказчика целевых программ по преодолению последствий радиационных аварий с 1992 года выполнял Госкомчернобыль России, а с 1994 года - МЧС России.
Основная доля затрат средств федерального бюджета в 1992-2010 годах была направлена на экономическую реабилитацию пострадавших территорий по Федеральной целевой программе «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года», утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2001 г. № 637.
Следующая федеральная целевая программа «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года» также включала в себя и мероприятия по преодолению последствий аварии на ПО «Маяк».
Наиболее значимыми являются Программы, направленные на создание комплексной системы радиационной защиты населения, подвергшегося радиационному воздействию вследствие радиационных аварий.
Основными задачами Программы являлись: создание инфраструктуры, необходимой для обеспечения условий безопасной жизнедеятельности населения, проживающего на радиоактивно загрязненных территориях, разработка и реализация комплекса мер в сфере охраны здоровья подвергшихся радиационному воздействию граждан, создание условий для безопасного использования земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда радиоактивно загрязненных территорий, совершенствование систем мониторинга и их элементов, а также прогнозирования обстановки на радиоактивно загрязненных территориях, повышение готовности органов управления и сил МЧС России по минимизации последствий радиационных аварий, информационная поддержка и социально-психологическая реабилитация граждан, подвергшихся радиационному воздействию.
Для преодоления последствий аварии на ПО «Маяк» в рамках этой программы были выделены 224,1 млн. руб. (63,3%) из федерального бюджета, а также 129,8 млн. (36,7 %) из бюджета субъектов Российской Федерации для строительства и реконструкции систем водоснабжения и канализации на территориях Челябинской и Курганской областей, подвергшихся воздействию радиации (рисунок 3).
Рисунок 3 - Основные направления реализации Программы
Основными направлениями реализации Программы Уральского региона, подвергшегося радиационному воздействию, явились: охрана здоровья граждан; совершенствование систем мониторинга и их элементов, а также прогнозирования обстановки на РЗТ; повышение готовности органов управления и сил к действиям по минимизации последствий радиационных аварий; информационная поддержка и социально-психологическая реабилитация граждан, подвергшихся радиационному
воздействию.
Для реализации вышеупомянутых Законов и подзаконных актов Российской Федерации, МЧС России в процессе работы по обеспечению конституционных прав граждан, пострадавших от воздействия радиации вследствие радиационных аварий, катастроф и ядерных испытаний, в рамках своей практической деятельности до настоящего времени решает задачи, связанные с ликвидацией их последствий.
В настоящее время действует федеральная целевая программа ядерной и радиационной безопасности ФЦП ЯРБ-2 (2016-2030 гг.).
На очередном этапе ФЦП ЯРБ-2 (2021-2025 гг.) продолжены работы по основным направлениям Программы: безопасное обращение с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом, а также вывод из эксплуатации ядерных и радиационно опасных объектов с реабилитацией территорий, что подразумевает ввод в эксплуатацию объектов окончательной изоляции радиоактивных отходов (около 376), переработку отработавшего ядерного топлива (более 2 тыс. тонн), реабилитацию территорий, пострадавших от радиоактивного загрязнения, что составляет более 1000 кв. км и ещё несколько важнейших показателей, которые будут реализованы в рамках данной программы. Список использованной литературы:
1. Закон Российской Федерации от 15.05.1991 №1244 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
2. Федеральный закон от 26.11.1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча».
3. Федеральный закон от 10.01.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».
4. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов».
© Марченко Т.А., Квашнин А.Б., 2022
УДК 338.51
Тумашев А.И.
студент 3 курса архитектурно-строительного факультета Уфимский государственный нефтяной технический университет Научный руководитель: Асадуллина З.У.
Доцент
Уфимский государственный нефтяной технический университет
Г. Уфа, Российская Федерация
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДОРОЖНЫМ ДВИЖЕНИЕМ (АСУДД)
Аннотация
В статье рассматривается автоматизированная система управления дорожным движением, как комплекс программно-технических средств и мероприятий, обеспечивающих безопасность движения, улучшение параметров дорожной сети, снижение транспортных задержек и улучшение экологической