воздействию.
Для реализации вышеупомянутых Законов и подзаконных актов Российской Федерации, МЧС России в процессе работы по обеспечению конституционных прав граждан, пострадавших от воздействия радиации вследствие радиационных аварий, катастроф и ядерных испытаний, в рамках своей практической деятельности до настоящего времени решает задачи, связанные с ликвидацией их последствий.
В настоящее время действует федеральная целевая программа ядерной и радиационной безопасности ФЦП ЯРБ-2 (2016-2030 гг.).
На очередном этапе ФЦП ЯРБ-2 (2021-2025 гг.) продолжены работы по основным направлениям Программы: безопасное обращение с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом, а также вывод из эксплуатации ядерных и радиационно опасных объектов с реабилитацией территорий, что подразумевает ввод в эксплуатацию объектов окончательной изоляции радиоактивных отходов (около 376), переработку отработавшего ядерного топлива (более 2 тыс. тонн), реабилитацию территорий, пострадавших от радиоактивного загрязнения, что составляет более 1000 кв. км и ещё несколько важнейших показателей, которые будут реализованы в рамках данной программы. Список использованной литературы:
1. Закон Российской Федерации от 15.05.1991 №1244 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
2. Федеральный закон от 26.11.1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча».
3. Федеральный закон от 10.01.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».
4. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов».
© Марченко Т.А., Квашнин А.Б., 2022
УДК 338.51
Тумашев А.И.
студент 3 курса архитектурно-строительного факультета Уфимский государственный нефтяной технический университет Научный руководитель: Асадуллина З.У.
Доцент
Уфимский государственный нефтяной технический университет
Г. Уфа, Российская Федерация
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДОРОЖНЫМ ДВИЖЕНИЕМ (АСУДД)
Аннотация
В статье рассматривается автоматизированная система управления дорожным движением, как комплекс программно-технических средств и мероприятий, обеспечивающих безопасность движения, улучшение параметров дорожной сети, снижение транспортных задержек и улучшение экологической
обстановки.
Ключевые слова
Автоматизированная система управления дорожным движением АСУДД.
Автоматизированная система управления дорожным движением (АСУ ДД) предназначена для обеспечения эффективного управления транспортными потоками на автомобильной дороге, на транспортных развязках, а также процессами содержания и ремонта автомобильной дороги.
Основными целями создания АСУДД являются:
- повышение безопасности дорожного движения;
- оптимизацию условий движения транспортных потоков на магистрали для обеспечения максимальной пропускной способности и снижения риска возникновения ДТП;
- снижение количества нарушений введенного скоростного режима на участках автомобильной дороги;
- снижение времени движения транспортных средств до пункта назначения;
- сбор, хранение, обобщение и обработка оперативной информации о параметрах транспортного потока, о метеорологических параметрах, об условиях дорожного движения, о состоянии автомобильной дороги и искусственных дорожных сооружений на ней, о выполнении дорожных работ, об уровне содержания и транспортно-эксплуатационного состояния;
- анализ и прогноз изменений параметров транспортного потока с учетом дорожно-транспортной ситуации и дорожных условий;
- анализ и прогноз дорожно-транспортных ситуаций и дорожных условий;
- выявление ДТП и других инцидентов, оперативное реагирование на них;
- подготовка оперативных решений, выбор сценариев по управлению транспортными потоками;
- информирование участников дорожного движения;
- обеспечение специальных мероприятий и мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Основными задачами АСУДД являются:
- автоматический сбор, накопление и обработка статистической информации о параметрах транспортных потоков, движущихся по автомобильной дороге;
- автоматический и автоматизированный мониторинг в режиме реального времени за складывающейся метеорологической, экологической обстановкой на автомобильной дороге;
- постоянный автоматизированный сбор информации о текущем транспортно-эксплуатационном состоянии автомобильной дороги;
- автоматизация контроля и управления дорожным движением;
- информационное взаимодействие с системами МЧС, МВД и других ведомств;
- оперативное предоставление водителям достоверной информации о состоянии дорожного движения на автомобильной дороге;
- оптимизация управления транспортными потоками, позволяющая задать такие условия движения, которые обеспечивают максимально возможную пропускную способность;
- на основе своевременного автоматизированного распознавания образования заторов и использования динамических информационных табло (ДИТ) и знаков переменной информации - (ЗПИ), исключить необходимость привлечения ГИБДД для регулирования движения в связи с образованием заторов;
- обеспечение таких условий регулирования транспортными потоками (включая своевременное закрытие полос движения), которые позволят избежать возникновения ДТП, связанных с наездами на транспортные средства, стоящие в заторе;
- оперативное получение информации о местах возникновения ДТП, своевременное
информирование водителей о ДТП на маршруте, автоматическое включение алгоритмов управления табло и знаков переменной информации, а также многопозиционными указателями, с целью оптимизации движения транспортных потоков в районах ДТП;
- обеспечение высокой надежности реагирования системы на плохие погодные и дорожные условия;
- повышение оперативности оказания медицинской и технической помощи участникам дорожного движения;
- обеспечение снижения материальных и людских потерь в процессе эксплуатации автомобильной дороги;
- обеспечение доступа населения и средств массовой информации к оперативной информации о состоянии автомобильной дороги.
Так как АСУДД включает в свой состав техническое, программное, информационное и организационное обеспечения функции подразделяют управляющие и информационные.
Управляющие функции могут быть:
- автоматическое локальное управление движением транспортных средств;
- автоматическое координированное управление движением транспортных средств;
- координированное управление движением транспортных средств на автомобильной дороге (или на участках) с автоматическим расчетом (выбором) программ координации (совокупности управляющих воздействий);
- установление допустимых или рекомендуемых скоростей;
- перераспределение транспортных потоков на дорожной сети региона;
- автоматический поиск и прогнозирование мест заторов на автомобильной дороге с выбором соответствующих управляющих воздействий;
К информационным функциям относятся:
- формирование сигналов и индикация данных о характеристиках транспортных потоков, метеорологических условиях и состоянии дорожного покрытия;
- накопление, анализ и вывод статистических данных о параметрах объекта управления, а также о режимах функционирования ИТС в целом и отдельных технических средств и об их неисправностях в ЦПУ;
- обеспечение возможности визуального наблюдения за движением транспортных средств на участках дорожной сети и автомагистралях;
- обеспечение возможности оперативной связи оператора системы с дорожно-патрульной службой, службами скорой медицинской и технической помощи, дорожно-эксплуатационными службами;
- регистрация смены режимов работы ИТС, регистрация и анализ срабатываний устройств.
Исходя из области использования, назначения, целей создания системы, а также состава процедур
деятельности по управлению дорожным движением автомобильной дороги федерального значения, требующих автоматизации, проектируемая АСУДД должна строиться как централизованная, многоуровневая система, с обратной связью и включать в свой состав следующие подсистемы:
- подсистема управления дорожным движением;
- подсистема информирования участников дорожного движения;
- подсистему мониторинга транспортных потоков;
- подсистема метеорологического обеспечения;
- подсистема видеонаблюдения;
- подсистема охраны технических средств АСУДД;
- подсистема связи и передачи данных;
- подсистему электроснабжения;
- комплекс технического и программного обеспечения (далее по тексту - КПТО). Список использованной литературы:
1. Грекул В.И. Проектирование информационных систем / В.И. Грекул Г.Н. Денищенко, Н.Л. Коровкина □ М.: ИНТУИТ.ру, 2008.
2. Грибов В.Д. Экономика предприятия: учебник и практикум / В. Д. Грибов I М.: Финансы и статистика,2004.
3. Гурулев В.М. Системы и средства автоматизированного управления дорожным движением в городах / В.М Гурулев, Я. И. Зайденберг М.: "Транспорт" 2006.
4. Луговая А.Л. Современные средства связи: учеб. пособие / А.Л.Луговая □ М.: Высшая школа, 2004.
5. Ногова Е.Г. Интеллектуальная транспортная система как средство повышения эффективности транспортной инфраструктуры / Е.Г.Ногова СПб.: 2006.
© Тумашев А.И., 2022