Научная статья на тему 'ИТС СРЕДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ'

ИТС СРЕДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
207
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФОТОВИДЕОФИКСАЦИЯ / ВЕСОГАБАРИТНЫЙ КОНТРОЛЬ / АДАПТИВНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДОРОЖНЫМ ДВИЖЕНИЕМ / НАВИГАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Минниханов Р.Н., Махмутова А.З., Сабиров А.И.

В статье представлены реализованные в Республике Татарстан подсистемы ИТС, основные результаты их внедрения и перспективные направления развития. Акцент сделан на разработках, обеспечивающих экономическую эффективность транспортной деятельности, комфорт и безопасность участников дорожного движения, обладающих потенциалом функционального совершенствования и масштабирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ITS ENVIRONMENT OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN TO ENSURE ROAD SAFETY

The article describes the state of development of intelligent transport systems (ITS) in the Republic of Tatarstan. The questions related to existing technologies, priority areas of development and formation of the ITS environment were considered. Much attention is paid to the instrumental subsystems of the ITS, which were developed in Tatarstan, in order to ensure the safety and comfort of residents of the republic.

Текст научной работы на тему «ИТС СРЕДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

OPENQ»ccESS _ ECONOMIC SCIENCES _ o^cc

УДК 007 DOI 10.53039/2079-4401.2021.5.3.016

ББК 39.37 © Р.Н. Минниханов, А.З. Махмутова, А.И. Сабиров, 2021

Научная специальность 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством

ИТС СРЕДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Рифкат Нургалиевич Минниханов,

директор ГБУ «Безопасность дорожного движения», доктор технических наук, профессор

Алиса Зуфаровна Махмутова,

главный специалист Центра ИТС ГБУ «Безопасность дорожного движения»

Азат Ильхамович Сабиров,

главный специалист Центра ИТС ГБУ «Безопасность дорожного движения» Контакты: ул. Оренбургский тракт, д. 5, Казань, Россия, 420059

E-mail: its.center.kzn@gmail.com

Аннотация. В статье представлены реализованные в Республике Татарстан подсистемы ИТС, основные результаты их внедрения и перспективные направления развития. Акцент сделан на разработках, обеспечивающих экономическую эффективность транспортной деятельности, комфорт и безопасность участников дорожного движения, обладающих потенциалом функционального совершенствования и масштабирования.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, информационные технологии, фотовидеофиксация, весогабаритный контроль, адаптивная система управления дорожным движением, навигационные системы

ITS ENVIRONMENT OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN TO ENSURE ROAD SAFETY

Rifkat N. Minnikhanov,

director of the «Road Safety» state company, doctor of technical sciences, professor

Alisa Z. Makhmutova,

senior manager of ITS Center «Road Safety» state company

Azat I. Sabirov,

senior manager of ITS Center «Road Safety» state company Contacts: Orenburg tract, d. 5, Kazan, Russia, 420059

Abstract. The article describes the state of development of intelligent transport systems (ITS) in the Republic of Tatarstan. The questions related to existing technologies, priority areas of development and formation of the ITS environment were considered. Much attention is paid to the instrumental subsystems of the ITS, which were developed in Tatarstan, in order to ensure the safety and comfort of residents of the republic.

Keywords: road safety, information technology, traffic enforcement systems, weight and dimension control, adaptive traffic control system, navigation systems

Для цитирования: Минниханов Р.Н., Махмутова А.З., Сабиров А.И. ИТС среда Республики Татарстан для обеспечения безопасности дорожного движения. // Современная наука, 2021 (3). 92-96.

В настоящее время вся работа по технологическому совершенствованию дорожно-транспортного комплекса Республики Татарстан направлена на формирование компонентов цифровой транспортной среды, способной обеспечить в установленные сроки достижение целей национальных проектов и государственных программ в области дорожного движения.

28 сентября 2020 года состоялось расширенное заседание президиума Государственного совета, где

Президент Российской Федерации поручил Правительству РФ к 2030 году добиться снижения показателя смертности в дорожно-транспортных происшествиях (далее - ДТП) до 4 человек на 100 тыс. человек населения [1]. Нововведения должны быть реализованы в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (далее - БКАД). Основной задачей БКАД является создание безопасной, комфортной и надежной инфраструктуры.

Приоритетными задачами республики на долгосрочную перспективу являются:

• создание общедоступной транспортной инфраструктуры;

• кардинальное сокращение смертности в результате ДТП;

• снижение доли транспортных издержек в себестоимости валового регионального продукта;

• сохранение и развитие сети автомобильных дорог;

• обеспечение мировых стандартов экологии транспортной деятельности;

• расширение спектра высокотехнологических средств мобильности.

Для успешного решения таких масштабных задач необходима систематизация селекции лучших существующих подсистем и сервисов ИТС, разработка перспективных и активное их внедрение.

Современная транспортная среда в Республике Татарстан

Работы по развитию ИТС ведутся в Республике Татарстан ведущими специалистами академических и университетских научно-инженерных центров, цифровых подразделений предприятий реального сектора экономики и частных финансово-технологических компаний по максимально широкому спектру прикладных направлений:

• системы фото- и видеофиксации нарушений ПДД;

• автоматизированная система весогабаритного контроля;

• программа «Безопасный город»;

• технологии видеоанализа данных;

• адаптивное управление дорожным движением;

• система обеспечения приоритетного проезда общественного транспорта и экстренных служб;

• система метеорологического обеспечения дорожного движения;

• электронные и мобильные приложения;

• навигационные системы на базе ГЛО-НАСС+112.

Комплексы фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения Республики Татарстан

Республика Татарстан является первым регионом в Российской Федерации, который реализовал

систему автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения. Применение комплексов фотовидеофиксации началось в г. Казани с 1 июля 2008 года с момента вступления в силу статьи об административной ответственности собственников (владельцев) транспортных средств за правонарушения в области дорожного движения, зафиксированные средствами фотовидеофиксации [2].

В настоящее время система активно применяется и развивается, что позволяет обеспечить постоянный контроль транспортных потоков на многополосных автомобильных дорогах и пересечениях любой степени сложности. На сегодняшний день 1164 функционирующих в Республике Татарстан комплекса фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения включают в себя:

• 953 стационарных комплекса фотовидеофиксации («КРИС - С», «АвтоУраган», «АвтоУраган - ВСМ» 2, «Автодория», «КОРДОН», «ПАРКОН -С», «Одиссей», «Стрелка», «Азимут»);

• 177 передвижных комплексов («КРИС - П», «КОРДОН М» 2, «КОРДОН Темп», «ПОЛИСКАН»);

• 34 мобильных комплекса («ПАРКОН», «РОБОТ», «Кордон.ПРО»М).

По итогам 2020 года сотрудниками Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения вынесено 6 357 421 постановление об административных правонарушениях в отношении собственников ТС, что составляет 86,3% от общего количества всех постановлений, вынесенных Госавтоинспекцией.

За период с 2008 по 2020 год количество погибших в ДТП сократилось с 653 до 331 человека, то есть почти в 2 раза, снижается также и количество ДТП. Одним из важных факторов, оказывающих влияние на состояние аварийности, является снижение скоростного режима в населенных пунктах и местах концентрации за счет установки дорожных знаков ограничения скорости движения и комплексов фотовидеофиксации.

Автоматизированная система весогабаритно-го контроля

Новым, динамично развивающимся направлением в области контроля соблюдения разрешенной максимальной массы и осевых нагрузок транспортных средств являются автоматические пункты весо-

93

СОВРЕМЕННАЯ НАУКА

№ 3/2021

open access

вого и габаритного контроля транспортных средств в движении. Автоматика характеризуется высокой результативностью, не требует присутствия на дороге сотрудников Госавтоинспекции и технического персонала.

В 2018 году уже были закреплены требования к порядку осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств в автоматическом режиме [3]. С 1 января 2021 года вступил в силу новый порядок осуществления весогабаритного контроля грузовиков в Российской Федерации, официально закрепляющий автоматические пункты весового и габаритного контроля в дополнение к стационарным и передвижным [4].

Автоматические пункты весогабаритного контроля в Республике Татарстан начали свою работу в тестовом режиме осенью 2019 года. За период тестовой эксплуатации выявлено более 32 тыс. проездов транспортных средств с превышениями установленных ограничений.

С целью упрощения процедуры оформления грузоперевозок в Республике Татарстан разработана автоматизированная информационная система «Портал выдачи специальных разрешений и согласований на движение по региональным автомобильным дорогам Республики Татарстан тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства» (далее - АИС КТГ). С помощью АИС КТГ грузоперевозчик может создать электронный личный кабинет со своим парком транспортных средств, подать заявление на получение спецразрешения и получить его в электронном виде. Также АИС КТГ позволяет контролировать наличие специальных разрешений у транспортных средств на постах весогабаритного контроля.

Системы видеонаблюдения проекта «Безопасный город»

В 2014 году правительство Российской Федерации утвердило Концепцию построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (далее - Концепция) для повышения эффективности обеспечения общественного порядка и безопасности среды, в том числе на дорогах [5].

В целях реализации Концепции распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан была утверждена Концепция развития системы видеомониторинга в Республике Татарстан [6].

open £ access

Всего с 2015 года на территории республики в рамках реализации проекта АПК «Безопасный город» функционируют 62 906 видеокамер, на базе платформы Геопортала Республики Татарстан -49 520 видеокамер, из них в режиме реального времени - 3 486 камер видеомониторинга, интегрированных в систему - 112. Они обеспечивают постоянное видеонаблюдение в местах массового скопления людей, например, в жилых домах, образовательных и культурных учреждениях, на авто- и железнодорожных вокзалах и в аэропортах. Установка технических средств видеоконтроля дает гораздо больше информации для организации дорожного движения, чем простое выявление нарушителей.

Комплексная система видеоанализа дорожной ситуации

Системы видеонаблюдения хранят в своих базах колоссальное количество информации, которая может быть использована для дальнейшего анализа. Однако одним из основных недостатков традиционных систем видеонаблюдения является серьезное снижение возможностей оперативного реагирования при увеличении масштабов системы. В случае, когда речь идет о десятках входящих потоков видеоинформации, оператор уже не может адекватно оценивать ситуацию. В настоящее время в республике осуществляется разработка модуля интеллектуального видеоанализа. Модуль предназначен для распознавания участников дорожного движения (пешеходов и транспортных средств), составления траекторий их движения, определения категорий транспортных средств, подсчета количества проезжающего транспорта, выявления инцидентов (заторы и дорожно-транспортные происшествия). В прошлом году было осуществлено тестирование модуля на 11 камерах аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», в настоящее время продолжается модернизация модуля для обработки большего количества камер.

Адаптивная система управления дорожным движением

Адаптивная система управления дорожным движением (АСУДД) введена в эксплуатацию в г. Казани в 2011 году. В настоящее время в г. Казани в адаптивном режиме работают 156 светофорных объектов, в Набережных Челнах - 6.

Система включает в себя 700 детекторов транспорта (в среднем по 5 детекторов на один светофор-

ECONOMIC SCIENCES

ный объект), которые в реальном времени обновляют информацию о движении транспортных потоков. Принцип работы АСУДД заключается в генерации каждые 4 с. оптимальной по условиям реального трафика программы управления отдельными светофорными объектами и группами перекрестков в рамках заданной системы организации дорожного движения.

Многие перекрестки оснащены камерами кругового обзора, что позволяет удаленно оценивать эффективность работы системы и при необходимости корректировать светофорные фазы.

Эффективность внедрения АСУДД в городах подтверждается:

• повышением на 15-20% пропускной способности дорожной сети;

• повышением на 10-15% средней скорости движения ТС на перегонах между перекрестками за счет уменьшения длины очередей, ожидающих разрешающего сигнала светофора;

• снижением на 20-25% концентрации в воздухе вредных выбросов автомобильных двигателей за счет сокращения остановок ТС и повышения средней скорости движения.

Архитектура адаптивной системы допускает гибкое управление транспортными контроллерами и введение так называемых специальных фаз, что открывает широкие перспективы адаптации схем организации дорожного движения для нужд общественного транспорта, машин экстренных служб, колонн сопровождения.

Система реализации функции приоритета выделенных групп спецтранспорта предназначена для минимизации задержек в движении транспортных средств по улично-дорожной сети г. Казани за счет автоматической активации специальной фазы светофорного объекта.

С 2013 года функционирует базовая система «зеленая улица», предоставляющая прямой контроль над группой светофорных объектов. Система зарекомендовала себя как мощный инструмент оптимизации движения отдельных групп транспортных средств, что было апробировано во время крупных культурных и спортивных мероприятий в Казани.

В 2014 году успешно завершены пилотные испытания системы обеспечения приоритета транспорту общего пользования, которая иерархически является модулем более высокого уровня контроля. В данной системе впервые использовались данные о местоположении транспортных средств, полученные от стороннего источника, таким образом, доказана эффективность интеграции АСУДД с другими системами. На сегодняшней ступени развития

95

система является обучаемой и успешно принимает сигналы о предоставлении приоритета, идущие напрямую от бортовых устройств пассажирских автобусов.

Принцип работы системы обеспечения приоритета для спецтранспорта представляет собой эволюционное развитие концепции приоритетного проезда выделенных транспортных групп. Ключевым отличием данного программного модуля от модуля приоритета общественного транспорта является то, что здесь задействуется программное обеспечение мониторинга направления движения транспортного средства. В отличие от общественного транспорта, движение которого регламентировано маршрутом, система обеспечения приоритета автомобилей экстренных служб разрабатывается с учетом любого возможного направления движения.

Результатом внедрения является среднее сокращение времени в пути для ТС пожарной службы до 37%. Принимая во внимание жесткие требования ко времени реагирования экстренных служб на сигнал вызова, данная оптимизация дает службам 3-4 минуты фактического времени для реализации спасательных и иных регламентных действий.

Автоматизированная система метеорологического обеспечения дорожного движения В республике функционирует подсистема метеомониторинга, осуществляющая оценку метеорологической информации с целью предупреждения участников дорожного движения и дорожных служб о неблагоприятных метеоусловиях. Подсистема обеспечивает сбор, обработку, хранение и передачу данных о фактических и прогнозируемых метеорологических параметрах и реализована как на федеральном, так и на региональном уровне в виде сети автоматических дорожных метеорологических станций, кустовых муниципальных и республиканской станции. Станции представляют собой комплексы метеооборудования, видеомониторинга и телекоммуникации различного уровня.

Навигационные системы для мониторинга

транспорта Активно эксплуатируется и развивается республиканская система мониторинга и диспетчеризации транспортных средств. Оборудование спутниковой навигации, которое устанавливается на транспортное средство, определяет его географические координаты и параметры движения. Работа организована на базе единой государственной информационной системы «ГЛОНАСС+112».

При помощи этой системы в Республике Татарстан осуществляется, в частности, диспетчеризация транспортных средств, осуществляющих межмуниципальные и междугородние перевозки пассажи-

СОВРЕМЕННАЯ НАУКА _№ з/2о21

nQa

ECONOMIC SCIENCES

»Qa

ров, а также специализированном техники, которая задействована в содержании автомобильных дорог общего пользования. Аппаратурой спутниковой навигации и мониторинга оснащены более 10 тыс. транспортных средств, в том числе выполняющих перевозки организованных групп детей.

Система обеспечивает круглосуточный контроль соблюдения установленного маршрута, скорости, расписания и графика движения, что существенно снижает риск возникновения ДТП с участием транспортных средств, перевозящих пассажиров.

Весь подвижной состав пассажирского транспорта г. Казани также работает под контролем автоматизированной системы диспетчерского управления в спутниковой системе ГЛОНАСС по согласованному единому расписанию движения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Электронные услуги Одним из актуальных направлений развития ИТС является создание различных мобильных приложений как для водителей, так и для всех участников дорожного движения.

С 2012 года в республике реализована возможность получения постановлений, вынесенных по результатам работы комплексов автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения, на электронную почту. В 2019 году технология безбумажного информирования получила развитие: узнать о штрафе за нарушение правил дорожного движения в день его вынесения и оплатить его можно, обратившись на Портал государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан в раздел «Услуги ГИБДД», используя стандартную запись ЕСИА. Популярность электронного информирования растет: к Порталу уже подключились более 85 тыс. человек. Использование в 2020 году электронных способов информирования позволило сэкономить более 41 млн рублей, уходивших ранее на традиционное почтовые отправления.

Единое цифровое пространство в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» Крупномасштабные научно-технические работы ведутся в Республике Татарстан по направлению «Внедрение ИТС, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тыс. человек» [7], в рамках федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». На начальном этапе систематизируется учет всех имеющихся элементов инфраструктуры на первом уровне архитектуры с последующим сбором и обработкой данных в едином центре.

В заключение отметим, что Президент и Кабинет Министров Республики Татарстан уделяют особое внимание созданию и развитию интеллектуаль-

ной транспортной системы, способной разрешить комплекс хронических проблем, сдерживающих формирование транспортной среды, соответствующей современным запросам экономики и населения, отвечающей мировым стандартам транспортной коммуникации, комфорта и безопасности.

Активно поддерживается деятельность центров разработки цифровых интеллектуальных транспортных технологий и продуктов, обеспечены привлекательные условия для финансовых инвестиций и производства интеллектуальных вкладов ведущих российских и зарубежных компаний. В сентябре 2020 года под эгидой правительства РФ создана новая ежегодная площадка научной, инженерной и коммерческой коммуникации заказчиков и производителей высокотехнологической продукции - Международный форум Kazan Digital Week.

Литература:

1. Перечень поручений по итогам расширенного заседания президиума Государственного совета, утв. Президентом РФ от 24.10.2020 № Пр-1726ГС, п.6 н)-2 // [Электронный ресурс] : URL: http:// kremlin.ru/acts/assignments/orders/64273 (дата обращения: 05.04.2021).

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 24.03.2021) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 05.04.2021).

3. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 29.03.2018 г. № 119 «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств».

4. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 31.08.2020 № 348 «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств» // [Электронный ресурс]: URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202012040010 (дата обращения: 05.04.2021).

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года № 2446-р «Об утверждении Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» // [Электронный ресурс] : URL: http://static. government.ru/media/files/OapBppc8jyA.pdf (дата обращения: 05.04.2021).

6. Распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.01.2017 №87-р // [Электронный ресурс]: URL: https://pravo.tatarstan.ru/ npa_kabmin/rasp?npa_id=109964 (дата обращения: 05.04.2021).

7. Распоряжение Минтранса России от 25 марта 2020 года № АК-60-р // [Электронный ресурс]: URL: https://mintrans.gov.ru/file/458339 (дата обращения: 05.04.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.