углеводородов, тетрахлорметанов, фенолов, альдегидов и органических аминов. Институтом гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана и Горьковским институтом гигиены труда разработаны и внедрены в практику методы раздельного определения фенолов, алифатических спиртов, карбоновых кислот и эфиров с помощью тонкослойной и бумажной хроматографии.
Определенные результаты достигнуты в изучении методов определения токсических веществ (тетраэтилсвинца, тория, редкоземельных элементов, молибдена, свинца, хино-нов, ванадия и др.) и ряда ядохимикатов (Институт гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР, Киевский и Ташкентский институты гигиены труда). Передовые методы исследований быстро внедряются в практику работы санитарных химиков, на их основе устанавливаются предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе рабочих помещений и осуществляются мероприятия по оздоровлению условий труда на производстве.
Большую работу в развитии промышленно-санитарной химии выполняет методическая комиссия при Министерстве здравоохранения СССР. С 1963 г. при проблемной комиссии «Научная основа гигиены труда и профессиональной патологии» имеется методическая комиссия. На нее возложены составление новых и пересмотр действующих технических условий на методы определения вредных веществ в воздухе промышленных помещений и координация исследований в области промышленно-санитарной химии. Это ускоряет разработку и возможность унификации методов определения в воздухе вредных газов и паров и устраняет дублирование в научно-исследовательской деятельности. Методическая комиссия уделяет внимание также рассмотрению новых методов определения, рецензированию работ и другим вопросам, возникающим в процессе научно-практических исследований.
На базе Института гигиены труда и профессиональных заболеваний АМН СССР проводятся всесоюзные совещания по промышленно-санитарной химии. Первые такие совещания состоялись еще в довоенное время, затем они проходили в 1954, 1960 и 1965 гг.
В области промышленно-санитарной химии плодотворно трудится большая группа специалистов, среди них такие крупные ученые, как профессора И. М. Коренман, В. И. Кузнецов, Е. А. Перегуд, В. П. Вендт и др. Немаловажное значение для теории и практики промышленно-санитарной химии имеет и тот факт, что по темам ее уже защищено более 60 кандидатских диссертаций.
Дальнейшее развитие химической промышленности связано с применением сложных органических соединений, в связи с чем особую актуальность приобретает решение проблемы анализа воздуха на содержание сложных многокомпонентных смесей, часто состоящих из веществ, близких по физико-химическим свойствам. Многообразие вопросов, которыми призвана заниматься современная промышленно-санитарная химия, требует еще большей координации научно-исследовательских работ.
Поступила 17/V 1967 г.
УДК 614.7 + 614.3:576.8(47).(091)
50 ЛЕТ СОВЕТСКОЙ САНИТАРНОЙ МИКРОБИОЛОГИИ
Проф. Л. И. Мац (Москва)
Санитарная микробиология стала самостоятельной отраслью гигиенической науки. В годы Советской власти при санитарно-бактериологических институтах возникали лаборатории санитарной микробиологии, подготавливались соответствующие кадры и создавались школы санитарных бактериологов— П.П.Дьяконова, Л. М. Горовиц-Власовой, И. Е. Минкевича. К концу 20-х годов уже накопились значительные исследовательские материалы по вопросам санитарной бактериологии, они были обобщены в первом руководстве по санитарной бактериологии «Санитарная бактериология» А. А. Миллера.
Первые работы, посвященные борьбе с аэрогенными инфекциями и изучению микрофлоры воздуха, принадлежат П. П. Дьяконову (Московский санитарный институт, 1922—1923). Разработанная им методика исследования микрофлоры воздуха не потеряла значения и в наши дни. Дальнейшее развитие исследования аэропланктона получили в работах А. И. Шафира, С. С. Речменского, Л. И. Маца и др. В 1954 г. была разработана и утверждена Министерством здравоохранения СССР методика исследования микрофлоры воздуха.
* Роль микрофлоры в процессе самоочищения почвы, его микробиологические и биохимические механизмы и индикаторное значение тех или иных физиологических групп микроорганизмов освещены в трудах Института им. Ф. Ф. Эрисмана (Е. Н. Мишустин и др.), Института им. А. Н. Сысина (М. И. Перцовская и др.), Украинского института
/
коммунальной гигиены (С. С. Локшина, А. С. Городецкий) и ряда других институтов. Одна из первых советских работ в этом направлении принадлежит Л. М. Горовиц-Вла-совой (1927).
В процессах минерализации и самоочищения почвы устанавливались определенные соотношения между бактериями различных видов (нитрофицирующими, денитрофици-рующими, неспороносными и спороносными, аэробными и анаэробными разновидностями кишечной палочки и др.). Делались попытки использовать эти соотношения для санитарной оценки и характеристики процесса самоочищения почвы, а также при разработке методов санитарно-бактериологического исследования почвы. Было также выявлено, что в процессах минерализации и самоочищения почвы от микробов, в частности патогенных, большая роль принадлежит абсорбционным свойствам почвы (В. А. Диа-нова и др.) и антагонистическим воздействиям почвенных биоцентов, в том числе и фагов.
Необходимость борьбы с водными инфекциями и снабжения растущих населенных мест доброкачественной питьевой водой остро поставила перед гигиенистами, а также бактериологами вопросы санитарной охраны природных вод. Уже в первые годы Советской власти Я- Я. Никитинский с сотрудниками, а затем сотрудники Института им. Ф. Ф. Эрисмана М. А. Суражевская, И. Р. Хецров и др. начали изучение процессов микробиального загрязнения и самоочищения водоемов и дали им общую характеристику.
С середины 30-х годов Центральный институт коммунальной гигиены (С. Н. Строганов) при участии ряда гигиенических институтов и лабораторий осуществил обширное обследование водоемов, давшее материалы для характеристики роли микрофлоры в процессах загрязнения и самоочищения воды многих водоемов и для обоснования протяженности зон санитарной охраны поверхностных источников водоснабжения (В. И. Мускат, Н. С. Вигилев и др.). Было также показано, что на длительность нахождения в воде патогенных микроорганизмов оказывают влияние биоценозы водоема, в частности процессы микробного антагонизма (А. С. Разумов и др.).
Развитие в послевоенные годы строительства гидростанций, рост зарегулированных водоемов и спуск в различные водоемы значительных количеств промышленных стоков, в том числе и химических предприятий, поставили перед санитарными микробиологами ряд новых задач. В работах Института им. А. Н. Сысина, Института им. Ф. Ф. Эрисмана и др. показано, что изменение гидрологического режима при зарегулировании стока водоема приводит к улучшению качества воды в процессе «созревания» водохранилища и по микробиологическим данным (И. А. Кибальчич, Л. Е. Корш и др.). Исследованиями С. Н. Черкинского и его сотрудников экспериментально подтверждено санитарно-показательное значение кишечной палочки, а также то, что при коли-титре не менее чем в 300 мл (коли-индекс 3) и учете всех разновидностей кишечной палочки достигается надежное обеззараживание питьевой воды.
Особый интерес приобретают процессы жизнедеятельности и нахождения болезнетворных микроорганизмов в источниках хозяйственно-питьевого водоснабжения, а также устойчивость различных микроорганизмов, в особенности вирусов, к процессам очистки и обеззараживания воды (Е. Л. Ловцевич, Г. А. Багдасарьян и др.).
В области борьбы с пищевыми токсикоинфекциями и гигиенической оценки пищевых продуктов советские микробиологи дали ряд ценных исследований. Так, работами О. О. Гартоха и его учеников (3. А. Игнатович, В. И. Тец и др.), И. Е. Минкевича, П. П. Дьяконова и др. выявлена роль различных представителей кишечной палочки, шигелл и особенно сальмонелл в этиологии пищевых токсикоинфекций.
Этими авторами также показано, что серологическая характеристика указанных возбудителей, особенно сальмонелл, и энтеропатогенных разновидностей палочки, доведенная до метода точного анализа, представляет собой одно из крупных достижений санитарной бактериологии при установлении этиологии пищевых отравлений. Примат клиники и эпидемиологии в обосновании клинико-бактериологических параллелей бесспорен и не может быть нарушен без риска отрыва от действительности.
Роль протейных бактерий в этиологии пищевых отравлений изучали Ю. А. Тю-мякова и др. Г. Н. Чистович и сотрудники, А. И. Столмакома, К. И. Туржецкий и др. изучали роль и значение стафилококков при пищевых отравлениях, а О. Н. Сиротинина и др. — роль стрептококковых возбудителей пищевых токсикоинфекций. Однако пищевые отравления с невыясненной этиологией требуют дальнейших углубленных исследований. Вопросы борьбы с ботулизмом разрабатывали А. Е. Бурова, А. В. Рейслер, К- И. Матвеев и др. Исследования, касающиеся ботулизма, получили признание зарубежных ученых. Изучались пищевые токсикоинфекции, вызываемые спороносными аэробами (В. Г. Геймберг), анаэробами — С1. регГппйепэ (Г. И. Сидоренко с сотрудниками). Ю. И. Рубинштейн получила ценный материал по этиологии алиментарно-ток-сической алейкии.
Еще в 1924 г. П. П. Дьяконов отметил при бактериологическом исследовании пищевых консервов значение остаточной аэробной спороносной микрофлоры, находящейся в состоянии анабиоза. Работами советских исследователей обоснованы нормативы качества ряда пищевых продуктов по бактериологическим показателям. Показано, что центр тяжести эпидемиологических связей возникновения пищевых токсикоинфекций лежит в несоблюдении зоогигиенических и санитарно-производственных условий изготовления и обработки, хранения и транспортировки пищевого продукта. Поэтому
подчеркивалась необходимость государственных стандартов качества пищевого продукта по бактериологическим показателям.
Значительное место в санитарной микробиологии занимала разработка методик для оценки состояния объектов внешней среды и индикации в ней патогенных бактерий, так как раннее обнаружение возбудителя в этой среде и рассматривалось в качестве важного звена в борьбе за снижение инфекционной заболеваемости. Большой шаг вперед в изыскании ускоренных методов определения микрофлоры внешней среды был сделан, когда для концентрации микробов применили мембранные фильтры. К. К. Барсову и А. С. Разумову принадлежит открытие метода бактериологического исследования воды с помощью мембранных фильтров (1932); в дальнейшем они были использованы для концентрации бактерий из других объектов внешней среды (воздух, почва, пищевые продукты). Мембранные фильтры при бактериологических исследованиях получили признание как в нашей стране, так и за рубежом. Жаль, что в некоторых руководствах и журнальных статьях приводятся данные о зарубежных бактериологических исследованиях с мембранными фильтрами без указания на приоритет в этом отношении, принадлежащий советским авторам.
К началу Великой Отечественной войны накопилось достаточно исследований по выявлению патогенных бактерий из внешней среды, в частности воды. Их обобщила комиссия под председательством А. Н. Сысина и Л. В. Громашевского; они опубликованы в журнале «Гигиена и здоровье» (1941, № 11—12) в виде инструкции Главного санитарного инспектора Наркомздрава СССР. К тому времени были разработаны и методики определения возбудителей пищевых токсикоинфекций. В дальнейшем эти инструкции были переработаны — в 1955 г. для воды и в 1962 г. для пищевых продуктов.
Вопрос о санитарно-показательном значении различных микроорганизмов (бактерии кишечной палочки, фекальные стрептококки, фаги и т. п.) для санитарно-гигиенп-ческой оценки почвы, воды и пищевых продуктов, а также о методах их обнаружения явился предметом исследования многих санитарных бактериологов (М. Д. Суражев-ская, Е. С. Арбатская, К. К. Барсов, И. Е. Минкевич и его ученики, А. А. Миллер, М. Г. Киченко, С. Л. Петрович, Г. А. Абрамович и др.). Г. П. Калинин опубликовал ряд работ по таксономии кишечной палочки в санитарно-бактериологическом аспекте. Изыскивались и методы ускоренного анализа воды на санитарно-показательные микроорганизмы с помощью люминесцентной микроскопии (М. Н. Мейсель, В. А. Страхова), А. С. Разумов предложил проводить анализ воды с помощью прямого микроскопи-рования.
В последние годы исследования по идентификации микроорганизмов внешней среды, особенно патогенных, с помощью микроскопии в ультрафиолетовом и инфракрасном излучении значительно расширились; однако эти методы требуют дальнейшего изучения. Новые пути для быстрой индикации патогенных микроорганизмов во внешней среде открываются в применении новейших методов иммуно-серологических реакций — реакции кольцепреципитации с гаптеном, угольной агломерации, гаптоцеллюлоз-ной агглютинации и т. п., метода люминесцирующих антител. И в направлении индикации патогенных микроорганизмов также необходимы дальнейшие исследования.
Много потрудились советские санитарные микробиологи над разработкой унифицированных и стандартных методов исследования воды и пищевых продуктов. В 1927 г. вышли в свет первые стандартные методы изучения питьевых и сточных вод постоянного бюро всесоюзных водопроводных и санитарно-технических съездов; рекомендовалась методика возможно строгого выявления лишь типичной кишечной палочки. Вопрос о санитарно-показательном значении разновидностей кишечной палочки вызвал оживленную дискуссию; ему был посвящен ряд исследований советских ученых. И. Е. Минкевич показал, что все разновидности кишечной палочки, в том числе и типичная, отвечают на изменившиеся условия среды обитания изменением некоторых своих свойств и могут в той или иной степени быть санитарно-показательными микроорганизмами при санитарной оценке объектов внешней среды и пищевых продуктов. Методика определения качества воды по бактериологическим показателям, опубликованная в 1938 г. Институтом им. Ф. Ф. Эрисмана (Л. И. Мац и М. А. Суражевская) и принятая в дальнейшем в качестве стандартной, кладет в основу определения фекального загрязненич все разновидности кишечной палочки. Последующие работы советских авторов (3. А. Игнатович, С. И. Наследышева и др.) убедительно показали, что соотношения различных разновидностей кишечной палочки в кишечнике человека и животных зависят от норм и условий питания и общего состояния макроорганнзма. М. Г. Киченко, Г. А. Абрамович и др. подтвердили это, изучая в водоемах состав разновидности кишечной палочки.
В настоящее время под руководством С. Н. Черкинского работает комиссия по пересмотру стандартных методов определения качества воды. Бактериологическая подкомиссия (председатель Г. П. Калина) также приняла в качестве индикаторных микроорганизмов питьевой воды центрального водоснабжения все разновидности кишечной палочки, растущие при 37°, учитывая, что этим определяются степень и качество очистки и обеззараживания воды. В отношении оценки санитарного состояния водоема предполагается, что она должна осуществляться в комплексном исследовании и с учетом большинства санитарно-показательных микроорганизмов.
Разработку методики бактериологического исследования почвы в советское время впервые начала Л. М. Горовиц-Власова (1927). Л. И. Мац и М. И. Перцовская в 1958 г.
предложили унифицированную методику бактериологического исследования почвы, которая тогда же была утверждена Министерством здравоохранения СССР.
Что касается разработки санитарных методов определения микрофлоры пищевых продуктов, то первый стандарт по исследованию молока разработан Институтом им. Ф. Ф. Эрисмана в 1929 г. Главнейшие принципы выявления фекального загрязнения, как и в стандарте на воду 1927 г., основывались на определении типичной кишечной палочки; эти принципы учтены и в общесоюзном стандарте определения качества молока по бактериологическим данным.
За последние годы в нашей стране широко развивались работы по санитарной вирусологии, являющиеся новой отраслью санитарной микробиологии, тесно связанной с гигиеной и вирусологией. Первая группа исследователей появилась в Институте общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина в 1950 г.; в дальнейшем такая группа образовалась при кафедре коммунальной гигиены I Московского медицинского института. В настоящее время при кафедре микробиологии Ленинградского санитарно-ги-гиенического института, Институте питания АМН СССР и Киевском институте общей и коммунальной гигиены имеются лаборатории санитарной вирусологии. Уже накоплены значительные материалы о вирусологии воздуха и методах обнаружения вирусов в нем (В. В. Влодавец, Л. В. Григорьева и др.), о роли водного фактора в распространении вирусных инфекций, нахождении и выживаемости энтеро-вирусов в объектах внешней среды и их индикации (Г. А. Багдасарьян, Е. Л. Ловцевич и др.) и пр.
Таким образом, санитарные микробиологи внесли существенный вклад в изучение гигиенических вопросов оздоровления внешней среды. Есть все основания полагать, что и в дальнейшем они будут продолжать развивать теоретические и практические проблемы гигиенической науки на своем участке работы.
Поступила 27¡VI 1967 г.
УДК 814.2(092 Семашко)
Н. А. СЕМАШКО
Канд. мед. наук Е. И. Лотова (Москва)
Советское здравоохранение, рожденное Великой Октябрьской социалистической революцией, знаменует собой высший этап охраны здоровья народа. Эта система, созданная на основе ленинских идей, прошла суровую проверку временем и продемонстрировала всему миру свое превосходство над системой здравоохранения в странах капитала. Полувековой опыт советского здравоохранения используют многие наши зарубежные друзья, строящие социалистическое общество.
Одним из основоположников и строителей советского здравоохранения был старейший член Коммунистической партии, неутомимый борец за здоровье трудящихся Николай Александрович Семашко. Профессиональный революционер, он никогда не отделял врачебной работы от партийной и использовал ее часто для агитации среди рабочих и крестьян. Еще молодым врачом Н. А. Семашко много внимания уделял санитарному просвещению, подчеркивая социальные причины распространения болезней. Сочетая практическую врачебную деятельность с революционной, он в 1904—1905 гг. выступил с рядом научных медико-статистических работ, посвященных заболеваемости, движению населения и др. Н. А. Семашко собирал сведения о заболеваемости заразными болезнями в селе Богородском Горбатовского уезда Нижегородского земства, дал марксистский анализ тяжелого подневольного труда рабочих кожевенного производства. В своих трудах он стремился подчеркнуть важность предупредительных мероприятий не только медицинского, но главным образом социального характера.
Активно участвуя в революции 1905 г., он одновременно руководил организацией медицинской помощи восставшим рабочим. Вынужденный после ареста эмигрировать в Швейцарию Н. А. Семашко в Женеве впервые встретился с В. И. Лениным и на протяжении многих лет работал под его руководством, был секретарем заграничного бюро ЦК большевистской партии. В это же время в партийной печати появились его