Научная статья на тему '30-ЛЕТИЕ ПРИНЯТИЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СОВРЕМЕННАЯ АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА '

30-ЛЕТИЕ ПРИНЯТИЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СОВРЕМЕННАЯ АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
36
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Конституция Российской Федерации / конституционализация / коррупция / борьба с коррупцией / антикоррупционная политика / конституционные основы противодействия коррупции / the Constitution of the Russian Federation / constitutionalization / corruption / fight against corruption / anti-corruption policy / constitutional basis for combating corruption

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шаймуллин Рустам Камильевич

Принятие Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года затронуло все стороны общественной жизни страны. Современная антикорруционная политика России, имеющая за плечами тридцатилетнюю историю, вобрала в себя опыт современного конституционного строительства и предоставляет определенные ориентиры для выработки основ законодательства по ее усовершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

30th ANNIVERSARY OF THE ADOPTION OF THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION AND MODERN ANTI-CORRUPTION POLICY

The adoption of the Constitution of the Russian Federation on December 12, 1993 affected all aspects of public life. Modern anticorruption policy in Russia, also having a thirty-year history behind it, has absorbed the experience of modern constitutional construction and provides certain guidelines for developing the basis for legislation to improve it.

Текст научной работы на тему «30-ЛЕТИЕ ПРИНЯТИЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СОВРЕМЕННАЯ АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА »

DOI 10.47643/1815-1337_2023_11_165 УДК 342

30-летие принятия конституции российской федерации и современная антикоррупционная политика

30th anniversary of the adoption of the constitution

of the russian federation and modern anti-corruption policy

ШАЙМУЛЛИН Рустам Камильевич,

кандидат юридических наук, доцент,

доцент кафедры теории государства и права и конституционного права, Оренбургский государственный университет. 460018, Россия, г. Оренбург, пр. Победы, 13. E-mail: ShaimullinR@gmail.com;

SHAIMULLIN Rustam Kamilyevich,

associate professor of the Department of Theory of State and Law and Oonstitutional Law, Orenburg State University.

13 Pobedy Ave., Orenburg, Orenburg Region, 460018, Russia. E-mail: ShaimullinR@gmail.com

Краткая аннотация: Принятие Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года затронуло все стороны общественной жизни страны. Современная антикорруционная политика России, имеющая за плечами тридцатилетнюю историю, вобрала в себя опыт современного конституционного строительства и предоставляет определенные ориентиры для выработки основ законодательства по ее усовершенствованию.

Abstract: The adoption of the Constitution of the Russian Fédération on December 12, 1993 affected all aspects of public life. Modern anticorruption policy in Russia, also having a thirty-year history behind it, has absorbed the experience of modern constitutional construction and provides certain guidelines for developing the basis for legislation to improve it.

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, конституционализация, коррупция, борьба с коррупцией, антикоррупционная политика, конституционные основы противодействия коррупции.

Keywords: the Constitution of the Russian Federation, constitutionalization, corruption, fight against corruption, anti-corruption policy, constitutional basis for combating corruption.

Для цитирования: Шаймуллин Р.К. 30-летие принятия Конституции Российской Федерации и современная антикоррупционная политика //Право и государство: теория и практика. 2023. № 11(227). С. 165-167. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_165.

For citation: Shaimullin R.K. 30th anniversary of the adoption of the Constitution of the Russian Federation and modern anti-corruption policy // Law and state: theory andpractice. 2023. No. 11(227). pp. 165-167. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_165.

Статья поступила в редакцию: 30.10.2023

Принятие Конституции Российской Федерации [1] в 1993 году как Основного закона России повлекло за собой принятие целого комплекса отраслевого законодательства, регулирующего социальные отношения как в публичной, так и в частной сфере общественного бытия. Динамика постепенной процедуры принятия многочисленных кодексов, а также других законодательных актов, основанных на принципиальных и фундаментальных положениях Конституции РФ, несомненно, имела прямое отношение к учету и выработке своей (национальной) законодательной основы в борьбе с коррупцией. Являясь не определяющим, но, как было отмечено, сопутствующим власти явлением, коррупция, при учете ее существования в общественной жизни, требует также специфического правового регулирования комплекса антикоррупционных мер (противодействия, борьбы, профилактики и т.п.), основанных на позитивном законодательстве, содержащем правовые основы регулирования властных процессов в социуме. В основе своей российское антикоррупционное законодательство содержит бланкетные нормы, синтезированные также из разных отраслей права, которые, в свою очередь, получали импульс к своему развитию из недр конституционного права Российской Федерации. Это можно проследить как на уровне выработки статусных положений субъектов конституционного права, так и на уровне перспектив их возможной ответственности.

После более чем тридцатилетней давности событий развала Союза Советских Социалистических Республик на отдельные государства, в Российской Федерации попытки принять основополагающий законодательный акт в системе мер противодействия коррупции предпринимались неоднократно. Был принят Указ Президента России от 4 апреля 1992 года «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы», где программно было указано, что: «Коррупция в органах власти и управления ущемляет конституционные права и интересы граждан, подрывает демократические устои и правопорядок, дискредитирует деятельность государственного аппарата, извращает принципы законности, препятствует проведению экономических реформ», и были предложены меры от организационных до законодательных «в целях усиления борьбы с этим опасным явлением и на период до принятия Закона о государственной службе в Российской Федерации» [2]. Первые законопроекты о противодействии коррупции были разработаны уже сразу после образования суверенной России. В этой связи представляется целесообразным упомянуть о некоторых из них. В соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета РФ от 13 июля 1992 г. №3284/1-1 «О проекте Закона Российской Федерации «О борьбе с коррупцией» [3], этот законопроект направлялся в постоянные комиссии палат и комитеты Верховного Совета РФ, Верховные Советы республик в составе России, Советы народных депутатов краев, областей, автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации, Администрацию Президента РФ, Правительство РФ. Основные положения проекта одобрены и принят проект в первом чтении Постановлением Верховного Совета РФ от 31 марта 1993 г. №4718-1 «О проекте Закона Российской Федерации «О борьбе с

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 11(227)

коррупцией» [4]. Проект Федерального закона «О борьбе с коррупцией», принят Государственной Думой в окончательной редакции в октябре 1994 г., но в этом же месяце отклонен в целом Советом Федерации. Проект Федерального закона «О борьбе с коррупцией», принят Государственной Думой в окончательной редакции в ноябре 1995 г., одобрен Советом Федерации в декабре того же года, но в этом же месяце отклонен Президентом РФ. Проект Федерального закона «О борьбе с коррупцией» (проект № 96700358-2), принят Государственной Думой в окончательной редакции в ноябре 1997 г., одобрен Советом Федерации в декабре того же года, но в этом же месяце отклонен Президентом РФ (письмо от 19 декабря 1997 г. № Пр-2145). В сентябре 1998 г. в Государственной Думе создана специальная комиссия для разработки нового законопроекта, но в ноябре 1999 г. законопроект снят с рассмотрения Государственной Думой. Проект Федерального закона «О борьбе с коррупцией» (проект № 99097368-2), внесен группой депутатов Государственной Думы в октябре 1999 г., отклонен Государственной Думой в июне 2001 г. Проект Федерального закона «О противодействии коррупции» (проект № 148067-3), внесен группой депутатов Государственной Думы в ноябре 2001 г. и повторно внесен в марте 2002 г., принят Государственной Думой в первом чтении в ноябре 2002 г., отклонен лишь в октябре 2008 г.

В рамках сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств, Межпарламентской Ассамблеей государств -участников СНГ разработан и принят 3 апреля 1999 г. Модельный закон о борьбе с коррупцией, ставший определенным ориентиром для всех государств, поставивших борьбу с коррупцией в ранг приоритетных [5].

Административная реформа, начало которой было заложено в конце 1990-х годов, прямо и косвенно содержала положения об антикоррупционной политике. Так, в частности, Концепция административной реформы на 2006-2010 годы, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года [6], включала специальное указание на антикоррупционную составляющую в рамках реформирования аппарата управления властных структур. Как указывал в 2008 году Ю.А. Нисневич: «...сфера государственного управления и, прежде всего, деятельность исполнительной власти по-прежнему остается фактором, ограничивающим социально-экономическое развитие России и повышение ее мировой конкурентоспособности» [7], тем самым подтверждая непростой путь российских реформ последних десятилетий, и их составной части - борьбы с коррупцией и иными, сопутствующими ей, негативными явлениями.

Одними из существенных поворотных этапов в антикоррупционной политике России стали подписание Российской Федерацией 27 января 1999 года Европейской конвенции об уголовной ответственности за коррупцию (денонсирована Россией в 2023 [8]), и, особенно, ратификация в 2006 году Конвенции ООН о противодействии коррупции 2003 года [9]. Данные международные документы и обязательства, прописанные в них, подкрепляемые ст.15 Конституции России о приоритете норм международного права, определенно помогли сдвинуться антикорруцпинной политике России в позитивном направлении. Согласно Указу Президента РФ в мае 2008 года был создан Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции [10], 31 июля 2008 года был принят первый Национальный план противодействия коррупции в Российской Федерации [11], 25 декабря 2008 года также был принят долгожданный Федеральный закон «О противодействии коррупции» [12]. Все это положило начало для принятия других нормативно-правовых актов в целях борьбы с коррупцией: Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов и проектов нормативно-правовых актов» [13], Национальная стратегия по борьбе с коррупцией [14], региональное и местное антикоррупционное законодательство. Также произошло бурное развитие в сфере корпоративного антикоррупционного нормотворчества в частном секторе экономики. Принятый комплекс антикоррупционного законодательства, вобрав в себя неоценимый опыт его применения и оценки мер его взаимодействия с другими отраслями российского законодательства также, в порядке обратной связи, дал интегра-тивный эффект при разработке и принятии Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» [15]. Индуктивные методы оценки применения антикоррупционного законодательства повлияли на ряд изменяемых и дополняемых конституционных норм. Общие комплексные подходы в системе универсальных методов управления органов публичного и частного аппаратов администрирования были учтены в отдельных, как новых (дополнительных), так и в существовавших статьях Конституции Российской Федерации.

ак, в частности, в Конституцию Российской Федерации были включены новые положения о единой системе публичной власти, которая обосновывает однородность функций управления органов государственной власти и местного самоуправления с целью осуществления взаимодействия для наиболее эффективного решения задач и интересов населения, проживающего на соответствующей территории (ч.3 ст.132) с возможностью компенсации дополнительных расходов, возникших в результате выполнения органами местного самоуправления во взаимодействии с органами государственной власти публичных функций (ст.133). Интеграция этих институтов общественного управления на конституционном уровне придаст определенный импульс к раскрытию другого крыла общественного управления непубличного характера, также отмеченного в ст.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 года. Эти и другие новые конституционные положения de jure обосновали существовавшие de facto отношения единого подхода в вопросах противодействия коррупции на всех уровнях общественного управления. Нижеприведенные статьи Конституции России лишнее тому подтверждение. Так, антикоррупционные основы содержатся в положениях новой статьи 67-1, в которой учтены принцип историзма (ч.1,2,3); теологические основы противодействия коррупции (ч.2), которые активно внедряются в многочисленных российских антикоррупционных программах; выстраивание перспектив воспитания подрастающего поколения с антикоррупционным мышлением (ч.4). Другая новая статья 75-1 Конституции России также включает генеральный антикоррупционный посыл - соблюдение и учет баланса интересов всех участников-субъектов конституционного права в вопросах противодействия коррупции, как на уровне управляющей, так и на уровне управляемой систем: «В Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и соци-

альная солидарность». В связи с вышеуказанными конституционными новеллами академик Т.Я. Хабриева отмечает: «.особенностью российской конституционной реформы 2020 года является «восхождение» норм текущего законодательства (в том числе антикоррупционного, антиот-мывочного) на конституционный уровень» [16].

Наряду с принятыми поправками в Конституцию Российской Федерации продолжают приниматься очередные национальные планы противодействия коррупции. Так, Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 годы [17] содержит многочисленные посылы для российского общества, аппаратов общественного управления по учету современных антикоррупционных требований в социальном управлении -от дальнейшей оптимизации и принятия новых антикоррупционных стандартов до внедрения и учета процессов цифровизации в общественных институтах.

аким образом, можно подтвердить, что современная российская антикоррупционная политика, учитывая принятые тридцать лет назад положения Конституции Российской Федерации, и опираясь на них, продолжает оставаться перманентной парадигмой развития российского общества в настоящее время, доказывая, что это не очередная временная кампания, следование мировой антикоррупционной моде, а серьезная эволюционная модель развития социальных процессов в России в ближайшем и отдаленном будущем.

Библиография:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (Дата обращения 20.09.2023).

2. О борьбе с коррупцией в системе государственной службы. Указ Президента Российской Федерации от 04.04.1992 № 361 (с изм. От 16.11.1992) // - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_431/ (Дата обращения 26.10.2023).

3. Ведомости Съезда Народных Депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 32. Ст. 1902.

4. Ведомости Съезда Народных Депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 15. Ст. 528.

5. Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ. 1999. № 21.

6. О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 № 1789-р (ред. от 10.03.2009) // - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_56259/ (Дата обращения 28.10.2023).

7. Нисневич Ю.А. Администратвиная реформа: цели и результаты. // Вестник РУДН, серия Политология. 2008. № 4. С. 15.

8. О денонсации Российской Федерацией Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию. Федеральный закон от 28.02.2023 № 42-ФЗ // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_440542/ (Дата обращения 28.10.2023).

9. О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции. Федеральный закон от 08.03.2006 № 40-ФЗ // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_59047/ (Дата обращения 28.10.2023).

10. О мерах по противодействию коррупции. Указ Президента РФ от 19.05.2008 № 815 (ред. от 17.05.2021) // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_77066/942772dce30cfa36b671bcf19ca928e4d698a928/ (Дата обращения 28.10.2023).

11. Национальный план противодействия коррупции. Утвержден Президентом РФ от 31.07.2008 г. № Пр-1568 // https://base.garant.ru/193679/ (Дата обращения 28.10.2023).

12. О противодействии коррупции. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ // - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/. (Дата обращения 20.09.2023).

13. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ // - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_89553/ (Дата обращения 28.10.2023).

14. О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы. Указ Президента РФ от 13.04.2010 № 460 (ред. от 13.03.2012) // - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_99386/942772dce30cfa36b671bcf19ca928e4d698a928/ (Дата обращения 28.10.2023).

15. О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ // - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_346019/#dst0. (Дата обращения 22.10.2023).

16. Хабриева Т.Я. Историческая перспектива конституционализации правовых ориентиров противодействия коррупции // Вопросы истории. 2022. №

1(1). С. 275.

17. О Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы: Указ Президента РФ от 16.08.2021 № 478. - URL: http://www. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_392999/be374c4d18d96b8a38c10685d1056efa5924bd56/ (Дата обращения 18.09.2022).

References:

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993, with amendments approved during the all-Russian vote on July 1, 2020) // - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ Date of access: September 20, 2023.

2. On the fight against corruption in the public service system. Decree of the President of the Russian Federation dated April 4, 1992 No. 361 (as amended on November 16, 1992) // - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_431/ Date of access: October 26, 2023.

3. Gazette of the Congress of People's Deputies and the Supreme Council of the Russian Federation. 1992. No. 32. Art. 1902.

4. Gazette of the Congress of People's Deputies and the Supreme Council of the Russian Federation. 1993. No. 15. Art. 528.

5. News bulletin. Interparliamentary Assembly of the CIS Member States. 1999. No. 21.

6. On the Concept of administrative reform in the Russian Federation in 2006 - 2010 Order of the Government of the Russian Federation dated October 25, 2005 No. 1789-r (as amended on March 10, 2009) // - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_56259/ Access date 10/28/2023.

7. Nisnevich Yu.A. Administrative reform: goals and results. // Bulletin of RUDN University, series Political Science, 2008, No. 4.P.15.

8. On the denunciation by the Russian Federation of the Convention on Criminal Liability for Corruption. Federal Law No. 42-FZ of February 28, 2023 // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_440542/ Date of access: October 28, 2023.

9. On the ratification of the United Nations Convention against Corruption. Federal Law of 03/08/2006 No. 40-FZ // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_59047/ Date of access: 10/28/2023.

10. On anti-corruption measures. Decree of the President of the Russian Federation of May 19, 2008 No. 815 (as amended on May 17, 2021) // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_77066/942772dce30cfa36b671bcf19ca928e4d698a928/ Date of access 10.28.2023.

11. National Anti-Corruption Plan. Approved by the President of the Russian Federation on July 31, 2008, No. Pr-1568 // https://base.garant.ru/193679/ Date of access: October 28, 2023.

12. On combating corruption. Federal Law of December 25, 2008 No. 273-FZ // - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/. Access date 09/20/2023.

13. On anti-corruption examination of normative legal acts and draft normative legal acts. Federal Law of July 17, 2009 No. 172-FZ // - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_89553/ Date of access: 10/28/2023.

14. About the National Anti-Corruption Strategy and the National Anti-Corruption Plan for 2010-2011. Decree of the President of the Russian Federation of April 13, 2010 No. 460 (as amended on March 13, 2012) // - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_99386/942772dce30cfa36b671bcf19ca928e4d698a928/ Date of access: 10/28/2023.

15. On improving the regulation of certain issues of the organization and functioning of public authority. Law of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation dated March 14, 2020 N 1 -FKZ // - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_346019/#dst0. Access date 10/22/2023.

16. Khabrieva T.Ya. Historical perspective of the constitutionalization of legal guidelines for combating corruption // Questions of History, No. 1(1). 2022.

P.275.

17. On the National Anti-Corruption Plan for 2021-2024: Decree of the President of the Russian Federation dated August 16, 2021 No. 478. - URL: http://www. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_392999/be374c4d18d96b8a38c10685d1056efa5924bd56/ Date of access: 09/18/2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.