Научная статья на тему '2022: ПИК ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТУРБУЛЕНТНОСТИ В СЛОВАКИИ'

2022: ПИК ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТУРБУЛЕНТНОСТИ В СЛОВАКИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
94
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВАКИЯ / И. МАТОВИЧ / Р. СУЛИК / СВО / ДОСРОЧНЫЕ ВЫБОРЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ведерников Михаил Владимирович

В статье рассмотрены политические процессы в Словакии в 2022 г. Отмечено, что прошедший год подтвердил непрочность и слабость правящей коалиции, которая по итогам длительных прений была вынуждена уйти в отставку. Автор указывает, что ключевая причина распада Кабмина заключалась в личной неприязни ведущих политиков - И. Матовича и Р. Сулика. Впрочем, они демонстрировали острое желание оттянуть распад коалиции, максимально усугубляя внутриполитическую обстановку в стране, поскольку осознавали невозможность участия в формировании следующего правительства по итогам досрочных выборов. В работе обозначены крупные электоральные перемены в Словакии с 2020 г.: произошёл тотальный упадок популярности партий, сформировавших Кабмин, и рост авторитета сил, находящихся в оппозиции и обещавших возвращение «стабильных времён». Между тем досрочные выборы, назначенные на 30 сентября 2023 г., ещё не гарантируют оппозиции победу. Словацкая политическая традиция и опыт соседних центральноевропейских стран указывают на возможность либеральных политиков объединяться в различные союзы для недопущения во власть своих идеологических противников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

2022: HIGH NOON OF POLITICAL TURBULANCE IN SLOVAKIA

The article examines the political processes in Slovakia in 2022. It is noted that the past year has demonstrated the fragility and weakness of the ruling coalition, which, following a lengthy debate, was forced to resign. The author notes that the central reason for the collapse of the Cabinet was the personal hostility of the country’s leading politicians - I. Matovič and R. Sulik. However, they demonstrated a keen desire to delay the collapse of the coalition, aggravating the internal political situation in the country as much as possible, since they realized the impossibility of participating in the formation of the next government following the results of early elections. The paper notes significant electoral changes in Slovakia since 2020: there has been a total decline in the popularity of the parties that formed the Cabinet, and an increase in the authority of the forces in opposition and promising the return of stable times. Meanwhile, early elections scheduled for September 30, 2023 do not yet guarantee the opposition a victory. The Slovak political tradition and the experience of neighboring Central European countries point to the possibility of liberal politicians uniting in various political alliances to prevent their ideological opponents from gaining power.

Текст научной работы на тему «2022: ПИК ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТУРБУЛЕНТНОСТИ В СЛОВАКИИ»

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2023, №1

УДК 327 EDN: QBMPTP

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran120235867

2022: ПИК ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТУРБУЛЕНТНОСТИ В СЛОВАКИИ

Михаил Владимирович Ведерников

ИЕ РАН, Москва, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-5046-719X

Ссылка для цитирования: Ведерников М.В. 2022: пик политической турбулентности в Словакии // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2023. №1. С. 58-67. DOI: 10.15211/vestnikieran120235867

Аннотация. В статье рассмотрены политические процессы в Словакии в 2022 г. Отмечено, что прошедший год подтвердил непрочность и слабость правящей коалиции, которая по итогам длительных прений была вынуждена уйти в отставку. Автор указывает, что ключевая причина распада Кабмина заключалась в личной неприязни ведущих политиков - И. Ма-товича и Р. Сулика. Впрочем, они демонстрировали острое желание оттянуть распад коалиции, максимально усугубляя внутриполитическую обстановку в стране, поскольку осознавали невозможность участия в формировании следующего правительства по итогам досрочных выборов. В работе обозначены крупные электоральные перемены в Словакии с 2020 г.: произошёл тотальный упадок популярности партий, сформировавших Кабмин, и рост авторитета сил, находящихся в оппозиции и обещавших возвращение «стабильных времён». Между тем досрочные выборы, назначенные на 30 сентября 2023 г., ещё не гарантируют оппозиции победу. Словацкая политическая традиция и опыт соседних центральноевропей-ских стран указывают на возможность либеральных политиков объединяться в различные союзы для недопущения во власть своих идеологических противников. Ключевые слова: Словакия, И. Матович, Р. Сулик, СВО, досрочные выборы.

Статья поступила в редакцию: 15.02.2023.

2022: HIGH NOON OF POLITICAL TURBULANCE IN SLOVAKIA

Mikhail V. Vedernikov

Institute of Europe, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-5046-719X

For citing: Vedernikov, M.V. (2023). 2022: high noon of political turbulance in Slovakia. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN 31(7): 58-67. (in Russian). DOI: 10.15211/vestnikieran120235867

© Ведерников М.В. - к.и.н., в.н.с. Центра Вишеградских исследований Отдела исследований Центральной и Восточной Европы, зам. главного редактора «Научно-аналитического вестника ИЕ РАН».

Abstract. The article examines the political processes in Slovakia in 2022. It is noted that the past year has demonstrated the fragility and weakness of the ruling coalition, which, following a lengthy debate, was forced to resign. The author notes that the central reason for the collapse of the Cabinet was the personal hostility of the country's leading politicians - I. Matovic and R. Sulik. However, they demonstrated a keen desire to delay the collapse of the coalition, aggravating the internal political situation in the country as much as possible, since they realized the impossibility of participating in the formation of the next government following the results of early elections. The paper notes significant electoral changes in Slovakia since 2020: there has been a total decline in the popularity of the parties that formed the Cabinet, and an increase in the authority of the forces in opposition and promising the return of stable times. Meanwhile, early elections scheduled for September 30, 2023 do not yet guarantee the opposition a victory. The Slovak political tradition and the experience of neighboring Central European countries point to the possibility of liberal politicians uniting in various political alliances to prevent their ideological opponents from gaining power. Key words: Slovakia, I. Matovic, R. Sulik, SMO, early elections.

Article received: 15.02.2023.

В 2022 г. в Словакии наряду с внешними факторами (пандемией коронавируса, миграционным кризисом, вызванным началом СВО на Украине, энергокризисом), обусловившими ухудшение социально-экономического положения страны, заметную роль в дестабилизации внутриполитической ситуации играли противоречия между представителями политического истеблишмента.

Центральное место в конфликте местных элит занимали противоречия среди лидеров ключевых партий, входящих в правящий Кабинет, а именно - руководителем движения «Обычные люди и независимые личности» (ОЛНЛ) Игорем Матовичем и председателем партии «Свобода и Солидарность» (СиС) Рихардом Суликом. Личная неприязнь между политиками, зародившаяся ещё до формирования правительства в марте 2020 г., долгое время купировалась ввиду заинтересованности всех участников не допустить к его формированию партию «СМЕР - Социальная демократия» во главе с Робертом Фицо, который до этого в течение 12 лет находился во главе страны (Ведерников 2021). Продолжительное пребывание у власти социал-демократов политические противники связывали с ростом в коррупции, кли-ентелизма, отходом от внешнеполитических приоритетов, сформулированных в основополагающих документах.

Таким образом, желание Матовича и Сулика проводить в жизнь политику, ценности которой, как тогда казалось, совпадали, перевешивало претензии к личным качествам, амбициям коллеги по цеху. Впрочем, по ходу работы в одном правительстве, в которое также ещё входили две партии «Мы - семья» (лидер Борис Коллар) и «За людей» (председатель Вероника Ремешова), количество претензий друг к другу нарастало из-за множества неудачных решений, принятых в ходе борьбы с пандемией и с её последствиями. Так, например, в 2021 г. И. Матович был вынужден покинуть пост премьера из-за своего решения (не получившего одобрения со стороны коллег по Кабмину) о закупке российской вакцины «Спутник V». Проведя рокировку с Эдуардом Хегером и став министром финансов, он, впрочем, по мнению экспертов, оставался центральной фигурой словацкой политики, а Хегер только исполнял роль «технического премьера», представляя страну на международной арене без решающего голоса при обсуждении внутриполитической повестки.

Противоречия внутри коалиции

После двухлетней борьбы с пандемией и относительной на тот момент стабилизации положения в Словакии, в феврале 2022 г. страну напрямую задел миграционный кризис, последовавший за началом проведения СВО на Украине. В ситуации незавершившейся постпандемической реабилитации правительство заявило о желании оказать максимально возможную помощь Киеву и присоединиться к антироссийским санкциям. В то время как словацкие политики выражали готовность содействовать украинцам, укрывающимся от военных действий в ЕС, перед ними вставал вопрос о необходимости помочь и своим собственным согражданам, которые также испытывали значительные сложности, проявившиеся в росте цен на базовые продукты питания, электроэнергию, бензин и др.

И. Матович, будучи непревзойдённым популистом, заработавшим политический капитал на громких обещаниях и ярких шоу, в условиях падения собственного авторитета среди словацких избирателей (лишь 11% доверяло ему) решил реализовать комплекс мер, нацеленных на поддержку наиболее незащищённых групп словацких граждан. Более того, к тому моменту его ведомство уже разработало налоговую реформу, состоящую из законопроектов в области поддержки семьи, трудового и корпоративного налогообложения. Хотя первая часть реформы, т.н. семейный пакет, выходила за рамки налоговой юрисдикции, Матович в апреле 2022 г. сделал упор именно на продвижение этой инициативы, что обосновывалось стремлением распространить нововведения на как можно более широкий круг словаков. Он подчёркивал: «Больше всего мы помогаем наиболее бедным работающим гражданам и меньше - богатейшим словакам» (Parlament schvalil Matovicov... 2022). Ввиду того, что реформа в объёме 1,2 млрд евро подразумевала субсидирование семей с детьми суммой до 200 евро в месяц, то, несомненно, она напоминала эффективную меру «500 злотых», принятую польским правительством «Право и справедливость» (ПиС), которая снискала одобрение и популярность у местного электората и стала залогом победы ПиС в 2019 г. (Ведерников 2019).

Между тем «семейный пакет Матовича» вызвал неодобрение со стороны представителей СиС, которые полагали неправильным, что расходы на реализацию этой инициативы должны были быть оплачены за счёт повышения налогов наиболее прибыльных словацких компаний и изъятия средств у местных краевых администраций. Также они полагали, что заявления Матовича о поддержке наиболее бедных семей не соответствовали действительности: их подсчёты демонстрировали обратное, когда наиболее состоятельные получали больше. Однако главное возражение было вызвано решением Матовича провести этот законопроект через парламент в ускоренном режиме, предназначенном только для использования в чрезвычайных ситуациях.

В обстановке, когда СиС выступила против «семейного пакета», глава ОЛНЛ неожиданно обратился за помощью к депутатам Народной партии - Наша Словакия (НПНС), которую её оппоненты характеризовали как крайне правую, неонацистскую. Переговоры с «нерукопо-жатными» политиками в глазах Сулика и его сторонников выглядели недопустимыми. Экстраординарность события он характеризовал таким образом, что на сотрудничество для реализации своих амбиций «не решался даже Р. Фицо», который в глазах всей оппозиции был олицетворением масштабных политических злоупотреблений. В остановке максимальной критики Матович, однако, показал решимость довести до конца свою инициативу. 24 мая Национальный совет Словакии принял данный законопроект 83 голосами «за» из 150: 7 депутатов НПНС поддержали инициативу.

Впрочем, препятствием на пути принятия «семейного пакета» стала также позиция президента Словакии Зюзаны Чапутовой, которая солидаризировалась с Суликом и наложила 7

июня вето на предложенный ей на подпись законопроект (Prezidentka sa rozhodla... 2022). Обосновывая свою позицию, глава государства указывала прежде всего на чрезвычайно короткий срок обсуждения проекта (шесть дней) и обещала отправить его на рассмотрение в Конституционный суд Словакии в случае, если «семейный пакет» был бы принят в ходе последующих чтений в парламенте.

Между тем 22 июня в парламенте прошло повторное голосование по «семейному пакету», которое закончилось его принятием, однако теперь поддержка народников сыграла решающую роль, поскольку 6 депутатов, входящих в коалицию, выступили против инициативы Матовича, встав, таким образом, на сторону Сулика. В то время как премьер Э. Хегер считал, что после чувствительной дискуссии «словацкие семьи стали ближе на пути к получению заметной помощи от государства», депутат от партии «За людей» Юрай Шелига полагал, что действия ОЛНЛ не имели отношения к поддержке сограждан и были только частью политической игры. В итоге голосования он не видел никакой логики, поскольку законопроект всё равно был бы аннулирован Конституционным судом. Более того, депутат «Прогрессивной Словакии» Михал Шимечка отмечал формирование в Национальном совете «коричневой коалиции» (ОЛНЛ, «Мы - семья, НПНС): «До сегодняшнего дня было невообразимо, что фашисты будут иметь решающий голос при принятии такого серьёзного законодательного акта. Все депутаты этой коричневой коалиции заранее знали, что они переходят красную черту и способствуют дальнейшей легитимации фашистов» (Matovicov uspech: Parlament... 2022). Эксперты высказывали единогласную позицию относительно зарождения серьёзного кризиса внутри правящей коалиции (Csanyi 2022).

6 июля Р. Сулик выступил с публичным заявлением, в котором в ультимативной форме потребовал заключения нового коалиционного соглашения с ОЛНЛ. Главным условием новых взаимоотношений внутри правительства было исключение И. Матовича со всех государственных постов, его недопущение до работы в Кабмине, поскольку, как отмечалось, «функционирование правительства портил один человек, который не может себя контролировать (SaS vypoveda koalicnu... 2022). В случае если до 31 августа ОЛНЛ не соглашалась на предложение, все четыре министра от СиС - заместитель премьер-министра и министр экономики Рихард Сулик, министр иностранных дел Иван Корчок, министр юстиции Мария Колико-ва и министр образования Бранислав Грёлинг - планировали уйти в отставку. Представители СиС полагали, что длительный срок, отведённый на обдумывание ультиматума, с одной стороны, позволил бы продлить работу Кабмина в полном составе, а с другой - в летние месяцы парламент не проводил заседания, и поэтому его работа не была бы осложнена недопониманием между коалиционными партнёрами.

Хотя действия И. Матовича оказывали негативное влияние на позиции ОЛНЛ, 11 августа на партийном собрании представители движения приняли решение, что он останется в правительстве после 31 августа (Matovic zostane ministrom... 2022). На фоне обостряющегося кризиса только один депутат - Юрай Крупа - объявил о своём выходе из ОЛНЛ и присоединении к парламентскому клубу СиС. Объясняя своё решение, он указывал на существование на тот момент безоговорочной, «ортодоксальной» поддержки Матовича, отказ от критики в его адрес, сдвиг ориентации движения в сторону «ультраконсерватизма» (Krupa ide k Suliko-vi... 2022).

На следующий день, 12 августа, в братиславском отеле Börik состоялись переговоры о преодолении кризиса между лидерами партий, входящих в коалицию. Э. Хегер представил план её сохранения из пяти пунктов: 1) И. Матович и Р. Сулик отказываются от посещения собраний коалиции; 2) ОЛНЛ и СиС обмениваются портфелями министра финансов и мини-

стра экономики; 3) создаётся судейский комитет из 12 членов, который будет решать разногласия внутри коалиции, где СиС будет иметь ключевой голос в случае ничьей; 4) вводятся санкции за нарушение коалиционного соглашения в виде лишения должности председателя комитета парламента или министерской позиции; 5) определяется конкретный план помощи гражданам в ближайшее время. Однако представители СиС были настойчивы в своём требовании и не отступили с намеченных позиций (У^ко podГa ЗиНка... 2022).

В последний день ультиматума, 31 августа, Матович заявил о готовности уйти в отставку вместе с Р. Суликом в случае принятия СиС его десяти предложений. Прежде всего речь шла о согласии СиС с некоторыми законопроектами, от принятия которых представители партии ранее отказывались, в том числе «семейного пакета». Также представители СиС, согласно Матовичу, должны были прекратить продвигать новые законы, требующие госрасходов, если источники их финансового покрытия не были до конца определены (Pozrite si desaf ... 2022). Особо чувствительным для Сулика было требование одобрить предложенный вариант бюджета на 2023 г. и дать согласие на введение новых ставок на некоторые налоги (на алкоголь, азартные игры, на транзит российской нефти и газа) (КоаНспа к^а: МаШ^с... 2022). Например, на.....

Очевидно, что настолько категоричный список требований изначально не имел перспектив для одобрения со стороны Р. Сулика, поскольку он ещё утром в этот день посетил главу государства, уведомив её о своей отставке. 5 сентября, так и не дождавшись ухода Матовича, три министра СиС - Корчок, Коликова и Грёлинг - последовали примеру своего руководителя, 13 сентября З. Чапутова приняла их отставку, за этим последовало назначение новых министров - министром иностранных дел стал опытный дипломат, посол Словакии в Чехии Рас-тислав Качнер; министром юстиции - бывший глава Словацкой адвокатской палаты Вилиам Карас; министром экономики - аналитик в сфере энергетики, в прошлом советник украинского премьера Владимира Гройсмана Карел Хирман; должность министра образования временно была возложена на премьера Э. Хегера1.

Оказавшись в оппозиции, СиС продолжила деятельность по смещению Матовича с министерской должности, дав понять, что он является единственной преградой на пути возвращения партии в коалиционное правительство. В этой связи 4 октября СиС инициировало голосование по вынесению вотума недоверия лидеру ОЛНЛ. Однако по итогам процедуры Матович удержался в министерском кресле, поскольку за его смещение выступили 73 депутата, вместо необходимых 76. На брифинге, последовавшем за заседанием парламента, Сулик заявил о прекращении попыток возвращения в правящую коалицию и переходе в «реальную оппозицию». Он отметил, что такой исход стал результатом сговора трёх депутатов из партии «Жизнь», бывших членов НПНС, т.н. тарабовцев, с Матовичом. Своё мнение он объяснял тем, что ранее они всегда голосовали за отставку действующего правительства, но в ходе инициированной процедуры решили поменять своё мнение.

В свою очередь, Матович обратился к своим оппонентам из СиС с таким же набором обвинений, заявив, что во время голосования они сплотились с представителями партий СМЕР - СД, «Голос», т.е. теми силами, против которых традиционно выступало правительство, обвиняя их в прошлых злоупотреблениях. Он подчёркивал: «Сулик готов пойти рука об руку хоть с чёртом после выборов и свергнуть уже следующее правительство, в случае если он станет его участником» (MatoviC ро tesnom... 2022). Ю. Шелига («За людей») объяснял своё решение воздержаться от голосования за вотум не наличием больших симпатий по отношению к Матовичу, а из-за желания сохранить действующее правительство и не допустить

1 4 октября 2022 г. Ярослав Горецкий был утверждён на этой должности.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2023, №1

проведение внеочередных выборов (Matovic ро tesnom... 2022).

Знаковым событием в жизни Словакии стала ежегодная речь (29 ноября 2022 г.) президента Чапутовой о состоянии дел в стране. В ней она выступила с жёсткой критикой в адрес правительства и подчеркнула, что политический кризис, охвативший Республику, поколебал устои демократии. В такой ситуации глава государства полагала, что словакам стоило предоставить возможность проголосовать на внеочередных выборах. Она обосновывала свою позицию тем, что общество теряло представление о том, кто реально руководит страной, а кто находится в оппозиции, т.е. «коалиционные партнёры часто были большими противниками друг для друга, чем ими являлись представители оппозиции». В практическом плане она считала, что правительство меньшинства Э. Хегера оказалось ослаблено, его работоспособность была снижена из-за осложнения работы парламента, где Кабмин не имел поддержки для проведения собственного курса. Функционирование правительства в таком виде, по мнению Чапутовой, «истощило бы страну и в хорошие времена, а в такие [тяжёлые] и подавно» (СарШо-уа: СЬиёоЬа ва... 2022).

Спустя три дня, 1 декабря, представители СиС обратились с предложением о проведении голосования по вынесению вотума доверия правительству Э. Хегера. Ввиду того что для организации данной процедуры требовалось 30 депутатских подписей, а партия располагала лишь 20-ю, СиС обратилась к парламентариям от партии «Голос» (отколовшейся группы политиков от СМЕР - СД). Р. Сулик обосновал своё решение тем, что «правительство перестало бороться с коррупцией и мафией». В качестве примера он упомянул голосование в мае 2022 г., на котором депутаты выступили против лишения Р. Фицо депутатского мандата. Это могло привести к его заключению под стражу и началу уголовного преследования политика, однако два депутата ОЛНЛ не проголосовали за это предложение. Другой пример, которым он оперировал, касался нежелания коалиции внести на обсуждение вопрос об изменении спорной статьи уголовного кодекса (§363), к которой прибегал действующий генеральный прокурор Марош Жилинка, препятствуя преследованию политиков и влиятельных лиц, подозреваемых в тяжких преступлениях ^иНк sa spojil... 2022).

15 декабря И. Матович вновь стал «шантажировать» парламент готовностью уйти в отставку при условии снятия с голосования вотума о доверии и поддержки проекта бюджета на 2023 г. После переговоров Э. Хегера с Р. Суликом последний отказался от озвученного предложения. Впрочем, голосование, прошедшее в этот же день, завершилось успешно для оппозиции: 78 из 150 депутатов высказались «за». Такой итог стал возможен за счёт того, что накануне три депутата от коалиционной «Мы - семья» покинули ряды движения, выразив неодобрение его политикой.

На следующий день президент Чапутова отправила правительство в отставку и временно возложила на него обязанность по осуществлению государственных полномочий в ограниченном объёме до назначения нового Кабмина. Э. Хегеру было поручено в срок до конца января 2023 г. определиться с датой проведения внеочередных выборов. В случае затягивания этого процесса глава государства заявила о готовности сформировать техническое правительство.

Изначально шла речь об организации всенародного голосования в первой половине наступающего года, однако его откладывание до лета 2023 г. вызывало возражение со стороны оппозиции, с одной стороны, поскольку она была заинтересована провести выборы как можно скорее из-за лидирующего положения в опросах общественного мнения, а с другой - легитимность и полномочия возникшего правительства были сильно ограничены. Так, например, оказавшись в отставке, правительство отчитывалось не парламенту, а президенту; были уре-

заны его полномочия в кадровой политике и в проведении внешнеполитического курса.

Несмотря на то что неизбежность досрочных выборов была вполне очевидна, премьер Хегер в рамках предоставленного времени предпринимал попытки «пересобрать» коалицию, предлагая партнёрам новые проекты соглашения. Более того, после 22 декабря краеугольный фактор нестабильности словацкой политической жизни исчез: после принятия бюджета на 2023 г. в отставку ушёл И. Матович. Однако в середине января представители главных политических сил уже не были готовы к компромиссу и предложили организовать голосование в сентябре. Ввиду того что З. Чапутова была сторонницей их максимального отдаления, уже не настаивая на их проведении в первом полугодии, члены правительства стали склоняться к новой дате - 30 сентября, отказываясь от вариантов СМЕР - СД, представители которой предлагали 27 мая или 24 июня. Для соблюдения всех юридических формальностей требовалось принять конституционный закон, который бы вносил поправку в Конституцию. 25 января словацкий парламент проголосовал за возможность сокращения избирательного срока, ранее такая практика не применялась (Уо1еЬпе obdobie bude... 2022). 31 января Народный совет Словакии принял решение о проведении досрочных выборов в последнюю субботу сентября.

Оппозиция

Политический кризис в Словакии в 2022 г. разворачивался в обстановке, когда коалиционные партнёры не обладали достаточной поддержкой со стороны сограждан, и поэтому стремились сохранить единство в своих рядах и не допустить проведение внеочередных выборов. Социологические опросы 2022 и начала 2023 гг. демонстрировали лидерство оппозиции в предпочтениях словаков. Так, в феврале 2023 г. наибольшие симпатии (20,8%) вызывала партия «Голос» во главе с бывшим премьером П. Пеллегрини, на втором месте (14,6%) расположилась СМЕР - СД, тройку замыкала тоже не входящая в действующую коалицию, но либеральная партия «Прогрессивная Словакия» (11%), на четвёртом месте была отколовшаяся от НПНС партия «Республика» (8,5%), исповедавшая более умеренные взгляды и также считавшаяся нерукопожатной. С 5 по 8 места (поддержка от 7,7 до 5,3%) размещались участники коалиции (Modrа коаНЫа V. 2023). В случае проведения голосования в ближайшие дни, несомненно, у ОЛНЛ и её партнёров не было никаких шансов для повторного участия в формировании правительства.

Если сам факт ослабления партий считался вполне естественным, поскольку избиратели разочаровались в тех политиках, которые пришли во власть весной 2020 г., то перспектива возвращения на руководящие позиции в стране Р. Фицо или его приближённых, в том числе и Пеллегрини, рассматривалась либералами как угроза демократическому развитию страны. Они опасались, что новый Кабинет откажется от продолжения курса, намеченного в предыдущие три года как во внутренней, так и во внешней политике. Прежде всего они переживали, что будут прекращены антикоррупционные мероприятия правительства.

В области международного взаимодействия они испытывали тревогу относительно поддержания евро-атлантической ориентации следующего Кабмина. Так, Р. Фицо в декабре 2022 г. ставил под сомнение необходимость введения антироссийских санкций, которые, по его мнению, «не изменят подхода России к Украине ни на миллиметр». Он считал Украину «самой коррумпированной страной в мире», а её президента В.А. Зеленского - «лжецом». З. Ча-путову и премьера Э. Хегера он называл «американскими слугами», отзывался о них как о «подстрекателях войны». После начала СВО он неоднократно выступал против поставок вооружения на Украину, говорил, что нельзя было доказать ответственность России за начало вооружённого конфликта (Ficova ика^мка каЛа... 2022).

Несомненно, что такая риторика встречала отклик со стороны жителей Словакии, которая, согласно опросу, проведённому в июле 2022 г., была единственной страной в ЕС, где большинство населения выступало «за победу Москвы в российско-украинском конфликте» (Na Slovensku prevazuje... 2022). Хотя это исследование подверглось сильной критике и в опросе, опубликованном уже аналитическим центром GLOBSEC, цифры были приближены к общеевропейским показателям, всё же население Словакии среди стран, присоединившихся к антироссийским санкциям, было наиболее скептически настроено относительно необходимости оказания помощи Украине и причин начала конфликта. Так, например, 28% опрошенных считали, что Запад спровоцировал его развязывание, 47% относились скептически к намечаемому членству Украины в ЕС (GLOBSEC Trends. 2022).

В обстановке перманентного политического кризиса Р. Фицо был чрезвычайно заинтересован в объявлении досрочных выборов. Для их скорейшей организации СМЕР - СД при поддержке «Голоса» и «Республики» организовала летом 2022 г. сбор подписей за проведение референдума. Ставился вопрос об изменении Конституции и внесении поправки, что Национальный совет может быть распущен по итогам общенационального референдума. На тот момент таким правом обладал только президент страны. Инициаторам плебисцита удалось собрать более 400 тыс. подписей, и 24 августа президентская канцелярия приняла петицию от представителей СМЕР - СД. После обработки поступивших документов референдум был назначен на 21 января 2023 г. В соответствующий день в нём приняли участие всего лишь 27,25%, поэтому он был признан несостоявшимся (необходима была 50% явка), хотя 97,5% проголосовали «за» выдвинутое предложение (Statna volebna komisia... 2023).

Важно отметить, что оппозиционные политики не испытывали больших надежд относительно положительного исхода мероприятия, поскольку из предыдущих восьми референдумов за 30-летнюю историю страны только один был признан состоявшимся (в 2003 г. словаки голосовали о вхождении страны в ЕС)1. Впрочем, важность события заключалась в том, что оно дало представление о реальном количестве активных словаков, которые выступали против действующего правительства и ратовали за его скорейшую отставку, а те, кто был против референдума, просто не пришли на него. К сожалению, в этом вопросе население Словакии продемонстрировало свою традиционную пассивность, хотя исследования показывали, что

53% респондентов высказывались за досрочные выборы (Polovica Slovakov chce... 2023).

* * *

В 2022 г. в Словакии углубился политический кризис, возникновение которого с момента формирования правящей коалиции в 2020 г. было только делом времени из-за неоднородности её участников, объединившихся исключительно ввиду нежелания допустить до власти бывшего премьера Р. Фицо и его сторонников. Под воздействием внешних факторов, усугубивших внутриполитическую обстановку в стране в 2020-2022 гг., Кабинет продолжал терять устойчивость. Однако процесс разложения коалиции в 2022 г. достиг своего апогея прежде всего из-за непреодолимых личных конфликтов двух ведущих политиков страны -И. Матовича и Р. Сулика. Их персональные обиды и амбиции стали центральной причиной для проведения досрочных выборов.

Впрочем, их организация в ближайшее время, согласно опросам общественного мнения, не сулит партиям, возглавлявшим правительство, участия в формировании следующего Кабмина ввиду беспрецедентного снижения популярности среди населения. Более того, победитель последних выборов партия И. Матовича «Обычные люди и независимые личности»

1 Примечательно, что явка на этом референдуме составила только 52,15%.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2023, №1

находилась в глубоком упадке: только 6% населения были готовы проголосовать за неё, ведущие политики ОЛНЛ планировали прекратить членство в её рядах (возникали слухи об уходе премьера Э. Хегера и министра обороны Я. Надя).

В свою очередь, для населения стали привлекательны силы, которые на протяжении трёх лет находились в оппозиции и обещали возвращение стабильных времён. Таким образом, общественные настроения сулили формирование в будущем коалиции, состоящей из партий СМЕР - СД, «Голос», «Республика», «Мы - семья», которые примыкали к консервативному и ультраконсервативному крылу словацкой политики. Это их заметно отличало от действовавшего либерального правительства как в вопросах внутренней, так и внешней политики.

Впрочем, исход парламентских внеочередных выборов, назначенных на 30 сентября 2023 г., не выглядит столь однозначно ввиду их временной отдалённости и попыток оппозиции предпринять меры по повышению популярности среди электората. Вполне возможно, что в ближайшее время в стране будут созданы новые политические силы, на которые будет возложена функция привлечь к себе симпатии словаков без чёткой идеологической привязки, не желающих голосовать ни за Фицо из-за его сомнительной политической истории, ни за дискредитировавших себя представителей правительства. В этой связи новости о формировании новой партии «Голубая коалиция» во главе с бывшим премьером М. Дзуриндой, который в 1998 г. поставил точку в правлении одиозного премьера Владимира Мечьяра, подтверждает эту гипотезу.

Список литературы / References

Caputova: Chudoba sa prehlbuje, moze to viesf k radikalizacii. Teraz. 29.11.2022. Available at: https://www.teraz.sk/slovensko/prezidentka-chudoba-sa-prehlbuje-moz/677649-clanok.html (accessed 15.02.2023).

Csanyi, P. (2022). Slovakia political briefing: The Review of Slovak Political Development in 2022. Weekly briefing China-CEE Institute 1(57). Available at: https://china-cee.eu/wp-content/uploads/2022/12/2022p12_Slovakia.pdf (accessed 15.02.2023).

Ficova ukrajinska karta se libi ruske propagande. Expremier pfiostfuje. Seznam Zpravy. 14.12.2022. Available at: https://www.seznamzpravy.cz/clanek/zahranicni-stredni-evropa-ficova-ukrajinska-karta-se-libi-ruske-propagande-expremier-priostruje-221366 (accessed 15.02.2023).

GLOBSEC Trends 2022. GLOBSEC. 2022. Available at: https://www.globsec.org/sites/defa ult/files/2022-05/GL0BSEC-Trends-2022.pdf (accessed 15.02.2023).

Koalicna kriza: Matovic odide z vlady, ak sa prijmu opatrenia navrhovane OEaNO. Aktuality. 31.08.2022. Available at: https://www.aktuality.sk/clanok/AJmaIMj/koalicna-kriza-matovic-odide-z-vlady-ak-sa-prijmu-opatrenia-navrhovane-olano/ (accessed 15.02.2023).

Krupa ide k Sulikovi. Nie fasisti, prachy su podstatou, reaguje Matovic. Pravda. 29.07.2022. Available at: https://spravy.pravda.sk/domace/clanok/635385-krupa-vstupuje-do-klubu-sas/ (accessed 15.02.2023).

Matovic po tesnom hlasovani zostava vo funcii. Minister v reakcii vyslal prostrednik krvavym ociam pomstychtivej SaS. Standard. 04.10.2022. Available at: https://standard.sk/253271/matovic-po-tesnom-hlasovani-zostava-vo-funcii-minister-v-reakcii-vyslal-prostrednik-krvavym-ociam-pomstychtivej-sas/ (accessed 15.02.2023).

Matovic zostane ministrom financii aj po uplynuti ultimata zo strany SaS, rozhodli v OEaNO. SME Domov. 11.08.2022. Available at: https://domov.sme.sk/c/22982497/matovic-zostane-minist rom-financii-aj-po-uplynuti-ultimata-zo-strany-sas-rozhodli-v-olano.html (accessed 15.02.2023).

Matovicov uspech: Parlament pri prorodinnom baliku prelomil veto prezidentky. Standard. 22.06.2022. Available at: https://standard.sk/219779/matovicov-uspech-parlament-pri-prorodinnom-baliku-prelomil-veto-prezidentky/ (accessed 15.02.2023).

Modra koalicia v prvom prieskume: Jedna tlacovka, dve percenta. SME Domov. 12.02.2023. Available at: https://domov.sme.skyc/23131821/prieskum-politickych-stran-febmar-focus-2023.html (accessed 15.02.2023).

Na Slovensku prevazuje zelanie, aby vojnu vyhralo Rusko. Dennik N. 14.09.2022. Available at: https://dennikn.sk/3008629/na-slovensku-prevazuje-zelanie-aby-vojnu-vyhralo-rusko/ (accessed 15.02.2023).

Parlament schvalil Matovicov miliardovy balicek. Pozrite si, kto dostane najviac a najmenej (+ prepocty). Pravda. 24.05.022. Available at: https://ekonomika.pravda.sk/ludia/clanok/627957-ekonomovia-prepocitali-matovicov-miliardovy-balicek-pozrite-si-kto-dostane-najviac-a-najmenej-prepocty/ (accessed 15.02.2023).

Polovica Slovakov chce koniec Matovicovej vlady, ukazal prieskum. Pozri. 31.01.2023. Available at: https://spravy.pozri.sk/clanok/polovica-slovakov-chce-koniec-matovicovej-vlady-ukazal-prieskum/1525123 (accessed 15.02.2023).

Pozrite si desaf podmienok, ktore dal Matovic Sulikovi. Pravda. 31.08.2022. Available at: https://spravy.pravda.sk/domace/clanok/638849-pozrite-si-10-podmienok-ktore-dal-matovic-sulikovi/ (accessed 15.02.2023).

Prezidentka sa rozhodla vetovat cast balika opatreni. Zuzana Caputova, prezidentka Slovenskej republiky. 07.06.2022. Available at: https://www.prezident.sk/article/prezidentka-sa-rozhodla-vetovat-cast-balika-opatreni/ (accessed 15.02.2023).

SaS vypoveda koalicnu zmluvu, chce odchod I. Matovica z vlady. Teraz. 06.07.2022. Available at: https://www.teraz.sk/slovensko/sas-vypoveda-koalicnu-zmluvu-chce-od/645870-clanok.html (accessed 15.02.2023).

Statna volebna komisia potvrdila neplatnosf referenda. Teraz. 22.01.2023. Available at: https://www.teraz.sk/slovensko/fles-statna-volebna-komisia-potvrdi/688935-clanok.html (accessed 15.02.2023).

Sulik sa spojil s Pellegrinim a ide sa pokusif povalif Hegerovu vladu. Pravda. 01.12.2022. Available at: https://spravy.pravda.sk/domace/clanok/648997-sulik-sa-spojil-s-pellegrinim-a-ide-sa-pokusit-povalit-hegerovu-vladu/ (accessed 15.02.2023).

Volebne obdobie bude mozne skratif, prezidentka Caputova podpisala ustavny zakon. SITA Slovenska tlacova agentura. 25.01.2022. Available at: https://sita.sk/caputova-podpisala-ustavny-zakon-volebne-obdobie-tak-bude-mozne-skratit/ (accessed 15.02.2023).

Vsetko pod^a Sulika speje k odchodu SaS z vlady, koalicne strany riesenie stale nenasli. SME Domov. 20.08.2022. Available at: https://domov.sme.sk/c/22989067/koalicna-kriza-heger-matovic-sulik-stretnutie.html (accessed 15.02.2023).

Ведерников, М.В. (2019). Парламентские выборы в Польше: национал-консерватизм vs «брюсселецентризм» // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН 5: 33-38. [Vedernikov, M. (2019). Parliament Election in Poland: National Conservatism vs. «Brussel-Centrism». Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN 5: 33-38. (in Russian).] DOI: 10.15211/vestnikieran420193338

Ведерников, М.В. (2021). Словакия: от европейской идеи до членства в ЕС. М.: ИЕ РАН. [Vedernikov, M. (2021). Slovakia: from European idea to EU membership. Moscow: IE RAS. (in Russian).]. DOI: 10.15211/report22021-380

Трухачев, В.В. (2022). Словакия выходит на антироссийскую «передовую». Взгляд. 11.02. 2022. Available at: https://vz.ru/opinions/2022/2/11/1142745.html (accessed 16.03.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.