УДК 616-036.2+327(437.6)
DOI: 10.30914/2411-3522-2021-7-3-253-262
COVID-19 и политический кризис в Словакии А. В. Рандин1, Г. В. Рокина2
1Университет Кирилла и Мефодия в Трнаве, г. Трнава, Словацкая Республика 2Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Российская Федерация
Аннотация. В статье анализируются причины политического кризиса в Словакии на фоне пандемии ко-ронавируса 2020-2021 годов. «Ковидный кризис» стал для коалиционного правительства, сформированного по результатам выборов 2020 года, существенным препятствием для его нормального функционирования. Чтобы удержаться у власти, коалиция вынуждена была пойти на серьезное переформатирование кабинета, имитируя отставку правительства. Неизбежность политического кризиса и отставки правительства И. Матовича стала ясна задолго до начала пандемии. Это вызвано разнородным характером коалиции, не имеющей общей конструктивной повестки и объединяемой только стремлением устранить от власти правительство социал-демократов. Авторы делают вывод о том, что по сути дела это «виртуальные» партии, вербующие свой электорат в социальных сетях. В статье представлена хронология политических событий в Словакии на фоне пандемии и сделан вывод о том, что несогласованная с партнерами по правящей коалиции покупка российской вакцины «Спутник V» по инициативе премьер-министра Игоря Матовича в марте 2021 года послужила триггером для разразившегося летом политического кризиса власти и перестановок в правительстве Матовича - Хегера.
Ключевые слова: COVID-19, Словацкая Республика, парламентские выборы 2020 года, коалиционное правительство Игоря Матовича, российская вакцина «Спутник», политический кризис
Благодарности. Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РФФИ (проект № 20-09-00279).
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Рандин А. В., Рокина Г. В. COVID-19 и политический кризис в Словакии // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2021. Т. 7. № 3. С. 253-262. DOI: https://doi.org/10.30914/2411-3522-2021-7-3-253-262
COVID-19 and the political crisis in Slovakia A. V. Randin1, G. V. Rokina 2
University of Ss. Cyril and Methodius in Trnava, Trnava, Slovak Republic 2Mari State University, Yoshkar-Ola, Russian Federation
Abstract. The article analyzes the causes of the political crisis in Slovakia during the COVID-19 pandemic of 2020-2021. The "COVID crisis" has become a significant obstacle to the normal functioning of the coalition government formed by the results of the 2020 elections. To stay in power, the coalition was forced to undertake a serious reformatting of the cabinet, imitating the resignation of the government. The inevitability of a political crisis and the resignation of I. Matovich's government became clear long before the outbreak of the pandemic. This is due to the fact that the four political entities that formed the coalition government of Slovakia in early 2020 are not traditional parties in the strict sense of the word, but amorphous political movements without clear charters and programs, party membership and networks of primary organizations and are united only by the desire to remove the government of the Social Democrats from power. The authors conclude that, in fact, these are "virtual" parties recruiting their electorate in social networks. The article presents a chronology of political events in Slovakia against the background of the pandemic and concludes that the purchase of the Russian vaccine Sputnik V, uncoordinated with partners in the ruling coalition on the initiative of Prime Minister Igor Mato-vich in March 2021, served as a trigger for the political crisis of power that broke out in the summer of 2021 and the reshuffle of the Matovich-Heger government.
Keywords: COVID-19, Slovak Republic, parliamentary elections 2019, coalition government of Igor Matovich, Russian vaccine Sputnik V, political crisis
Acknowledgements. The article was prepared with the financial support of the RFBR (project no. 20-09-00279).
The authors declare no conflict of interests.
For citation: Randin A. V., Rokina G. V. COVID-19 and the political crisis in Slovakia. Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2021, vol. 7, no. 3, pp. 253-262. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2411-3522-2021-7-3-253-262
Глобальная пандемия коронавируса, вызванная острым респираторным синдромом под названием SARS-CoV-2, унесла уже миллионы человеческих жизней на планете. Помимо этих жертв, продолжающаяся пандемия имеет ряд прямых и косвенных последствий в политической и социально-экономической сферах. В странах Европейского союза пандемия стала серьезным испытанием не только для структур здравоохранения и социального обеспечения, но и всей политической системы. Весьма остро и драматично ковидный кризис проявил себя в Словакии, центрально-европейской стране, имеющей небольшой опыт пребывания в ЕС. Пришедшее к управлению страной в самом начале пандемии коалиционное правительство И. Ма-товича уже через несколько месяцев вынуждено было пойти на серьезное переформатирование кабинета, имитируя отставку правительства. В средствах массовой информации сложилось мнение, что основной причиной правительственного кризиса послужила несогласованная с коалицией и президентом республики закупка российской вакцины «Спутник V». Анализ основных характеристик партий, вошедших в правительственную коалицию по результатам выборов 2020 года, их действий во время пандемии, показал, с одной стороны, явное стремление премьер-министра удержаться у власти любой ценой, а с другой — неспособность сохранить необходимую для этого монолитность коалиции.
Рассмотрим этапы возникновения кризиса политической системы в Словакии в период пандемии и степень влияния на него закупки российской вакцины «Спутник V» лидером коалиционного правительства Игорем Матовичем.
Основными источниками для анализа политической ситуации в Словакии в период пандемии остаются средства массовой информации1.
1 В словацкой и европейской историографии до сих пор нет подробных обзоров политической ситуации периода пандемии. Редким исключением является исследование словацкого политического философа и экономиста Петера Даубнера «Словакия в эпоху пандемии: взгляд слева» [8].
Следует подчеркнуть, что в Словакии нет партийной прессы в собственном смысле слова (партии не имеют «своих» печатных органов). Общенациональные СМИ представлены несколькими ежедневными газетами и еженедельниками - SME (Мы), Pravda (Правда), Hospodarske Noviny (Экономическая газета), Dennik N (Дневник Н), Trend (Тренд), а также коммерческими телеканалами, на которых в основном проходят теледебаты с участниками политических событий - это «ТА3» и «Маркиза». Они позиционируют себя как «независимые», хотя акционерная структура этих медиа позволяет говорить о скрытом влиянии различных олигархических групп как словацкого, так и иностранного капитала на направленность редакционной политики, поэтому отслеживать объективную информацию о ситуации в Словакии по публикациям в СМИ очень проблематично. Пульс событий и атмосферу политической жизни общества позволяет проследить мониторинг социальных сетей, партийных сайтов, а также личных страниц и блогов лидеров политических партий и движений. Среди них наиболее популярны (имеют наибольше число подписчиков и комментариев) страницы президента СР Зузаны Чапутовой, бывшего премьер-министра Игоря Матовича, лидеров главных оппозиционных партий Роберта Фицо (СМЕР -социальная демократия) и Петера Пелегрини (Глас - социальная демократия).
Особенности политической системы Словацкой Республики
Словацкая Республика получила независимость 1 января 1993 года в результате т.н. «нежной революции» и последующего мирного распада чехословацкой федерации. Первоначально основную часть ее политической элиты составили участники революции, активные члены движения «Общественность против насилия». К настоящему времени она практически сошла со сцены по возрасту или была вытеснена новой
генерацией политиков, выросшей в условиях независимой государственности [3].
Словакия, согласно Конституции 1992 года, представляет собой классическую парламентскую республику со слабой президентской властью и правительством, ответственным перед парламентом. Законодательная власть в государстве принадлежит однопалатному парламенту — Национальному совету Словацкой Республики (НС), состоящему из 150 депутатов, избираемых на всеобщих прямых выборах сроком на 4 года. С 2020 года пост председателя НС занимает Борис Коллар (партия «Мы - семья»). Высшим органом исполнительной власти является Правительство Словацкой Республики, которое формируется из представителей победившей на парламентских выборах партии или партийной коалиции. Во главе правительства стоит председатель, которым, как правило, является лидер наиболее успешной по итогам выборов партии правительственной коалиции. Формальным главой государства и главнокомандующим вооруженными силами страны является президент, с 1999 г. избираемый путем прямых выборов тайным голосованием (с 15 июня 2019 года на этот пост вступила Зузана Чапутова). Реальными властными полномочиями президент не обладает, и степень его влияния зависит от морального авторитета в обществе и способности к политическому лавированию. З. Чапутова позиционирует себя как активный борец с коррупцией и со злоупотреблениями властью [7].
В мировом сообществе признается демократический характер словацких государственных институтов. Однако в процессе перехода от командно-административной системы и директивной экономики к политическому плюрализму и рыночным отношениям Словакия не избежала тех общих проблем, с которыми столкнулись все страны бывшего социалистического лагеря, в том числе и усиления влияния различных групп олигархического капитала и связанного с этим высокого уровня коррупции. Некоторым экспертам это дает основания характеризовать Словакию как «олигархическую демократию» [8].
Определенную роль в неустойчивости политической системы играют и преобладающие общественные настроения, когда основная масса граждан не выражает интереса к общественным делам, проявляет пассивность, в лучшем случае, полагается только на деятельность политиков, но, как правило, испытывает недоверие к госу-
дарственным институтам, политикам и политическим партиям.
Выборы 2020 года и формирование коалиционного правительства Словакии
Накануне вспышки эпидемии новой корона-вирусной инфекции и распространения глобальной пандемии в Словакии 29 февраля 2020 года состоялись очередные выборы в Национальный совет Словацкой Республики, закончившиеся поражением правящей партии «СМЕР - социальная демократия», которая находилась у власти с 2006 года (с перерывом в 2010-2012 гг., когда правительство сформировала правая коалиция во главе с Иветой Радичовой). Эти выборы фактически переформатировали политическую карту Словакии, что в итоге привело к серьезным последствиям во время пандемии.
По результатам выборов 2020 года на волне общенациональных антикоррупционных протестов, последовавших за убийством журналиста-расследователя Яна Куциака и его невесты в 2018 году [4], к власти пришли четыре партии, образовавшие коалицию. Это центристская партия «Обычные люди - независимые личности» (OBYCAJNÎ EUDIA a nezâvislé osobnosti (OEANO) во главе с Игорем Матовичем. Название данной партии в чем-то схоже с чешской партией «Акция недовольных граждан - 2011». Как пишет Э. Задорожнюк, «успех и бесстрашие ее лидера
A. Бабиша не могли не привлечь внимания и словацких политиков» [3]. Вторая партия «Мы - семья» (SME RODINA) с лидером Борисом Колла-ром по своему характеру, по мнению политолога
B. Трухачева, относится к умеренным националистам1. Третья партия — это либерально-консервативная партия «За людей» (ZA EUDÎ) с лидером В. Ремишовой и ее основателем — бывшим президентом Андреем Киской). И четвертую политическую силу, победившую на выборах, представляет либеральная партия «Свобода и солидарность» Рихарда Сулика (Sloboda a Solidarita -SAS). Как считает ряд исследователей, результаты парламентских выборов 2016-2020 годов показали, что «партийная система Словакии в континууме между мейнстримом и популизмом еще больше приблизилась к популистскому
1 Трухачев В. В. Антироссийский разворот Словакии -итоги выборов. 2020. URL: https://eadaily.com/ru/news/ 2020/03/02/antirossiyskiy-razvorot-slovakii-itogi-vyborov (дата обращения 20.03.2021).
формату» [6]. С точки зрения программ, победившие на выборах 2020 года партии не имели между собой серьезных конфликтов, пока в дело не вмешалась пандемия.
Партия Игоря Матовича «Обычные люди и независимые личности»
Победа популистской партии «Обычные люди и независимые личности» (OEaNO) во главе с бывшим издателем и депутатом парламента Игорем Матовичем, получившей 25,02 % голосов избирателей, была сенсационной, хотя и не дала возможности создать однопартийное правительство. Причина этого кроется как в кризисе поддержки партии СМЕР Р. Фицо накануне выборов, так и в самом характере политического движения «Обычных людей [4]. OEaNO не является традиционной политической партией или движением, здесь нет четкой и хорошо организованной партийной структуры, членской базы и идеологической программы. Партия была организована как антикоррупционное движение, де-факто это бизнес-проект его лидера и скандального бизнесмена Игоря Матовича [8]. Это движение объединяет разных людей с разными идеологическими взглядами: от либералов до консерваторов, от защитников окружающей среды до религиозных фундаменталистов и фанатиков.
Уже при объявлении результатов выборов и формировании кабинета министров эксперты полагали, что данный альянс не очень жизнеспособен и может развалиться при первых неудачах и трудностях. Анализируя результаты выборов в Словакии, В. В. Трухачев предсказал скорую отставку правительства, указывая на «конфликтность премьера Матовича, который ранее неоднократно ссорился едва ли не со всеми представителями других партий... В этом случае отпущенные по конституции четыре года такое правительство не отсидит»1. Подобный прогноз был сделан и В.В. Ведерниковым: «.Но не исключено, что стремительный взлет популярности в случае проведения непопулярных мер и неубедительных действий в ходе начинающегося мирового кризиса может смениться снижением поддержки движения. В этой связи возможно проведение досрочных выборов и приход к вла-
1 Трухачев В. В. Антироссийский разворот Словакии -итоги выборов. 2020. URL: https://eadaily.com/ru/news/2020/ 03/02/antirossiyskiy-razvorot-slovakii-itogi-vyborov (дата обращения 20.03.2021).
сти в Словакии социально ориентированных сил, как это произошло со СМЕР в 2012 году» [1].
Действительно, кабинет Игоря Матовича просуществовал чуть более одного года и стал одним из самых скандальных в современной истории Словакии. Необходимо учесть, что возглавляемое им движение в прессе нередко оценивается как «персональное шоу» Матовича, дополненное случайными личностями. Что касается отношения И. Матовича к России, то он не был замечен в русофильских настроениях. Мато-вич, так же как и его партия, выступал за тесную координацию Словакии с ЕС и НАТО, считал необходимым продолжать санкционную политику против РФ до тех пор, «пока не будут восстановлены те стандарты, которым Россия обязалась следовать»2, поэтому казус с покупкой российской вакцины в период пандемии по инициативе И. Матовича без согласования с коалицией и президентом нельзя рассматривать как проявление его особого отношения к Москве. Тем не менее именно эта акция послужила триггером в отставке его правительства.
Рассмотрим хронологию основных событий в период «первой» и «второй» волн пандемии в Словакии, во время которых произошел политический кризис, приведший к отставке кабинета И. Матовича.
Хронология событий пандемии и этапы политического кризиса в Словакии
1. Зима - весна 2020 года, антиковидный план уходящего правительства П. Пеллегри-ни и продолжение его курса правительством И. Матовича.
В период «первой волны» пандемии Словакия демонстрировала успешный опыт государственного управления, что было результатом антикризисной программы предыдущего правительства Петера Пеллегрини. Первый подтвержденный случай заболевания был зарегистрирован в стране 6 марта 2020 года, и Словакия очень быстро и оперативно отреагировала на пандемию. Еще до непосредственного проникновения вируса в страну, в конце февраля 2020 года правительство П. Пеллегрини ввело проверки на государственных границах и создало кризисный
2 Трухачев В. В. Антироссийский разворот Словакии -итоги выборов. 2020. URL: https://eadaily.com/ru/news/2020/ 03/02/antirossiyskiy-razvorot-slovakii-itogi-vyborov (дата обращения 20.03.2021).
штаб. 11 марта 2020 года уходящее правительство социал-демократов официально объявило в стране чрезвычайную ситуацию, в соответствии с которой были закрыты учебные заведения всех типов минимально на две недели, введен контроль на всех пограничных переходах и запрет въезда иностранцев, не имеющих вида на жительство и не работающих в Словакии; ограничена работа торговых центров в выходные дни, предписан обязательный домашний карантин для лиц, приезжающих из-за рубежа, закрыты международные аэропорты, практически прекращены международные пассажирские перевозки, приостановлена работа социальных и культурных объектов, предприятий общественного питания и развлекательных заведений, горнолыжных курортов, и тому подобное1.
Через несколько дней (15 марта 2020 г.) в стране впервые вводится чрезвычайное положение, которое действовало до 13 июня 2020 года, позволившее правительству затормозить распространение инфекции. Этот весьма радикальный шаг со стороны правительства был воспринят общественностью с пониманием в связи с угрозой распространения вируса именно через места массового скопления людей. Большую роль сыграл и тот факт, что население Словакии проявило ответственность и дисциплинированность, соблюдало установленные правила (дезинфекция рук, карантин, масочный режим в помещениях, регулярный самоконтроль состояния здоровья, соблюдение социальной дистанции). В результате распространение инфекции в Словакии происходило значительно медленнее, чем в других странах. На середину мая 2020 г. было зарегистрировано всего 28 смертельных случаев от COVID-19, причем в абсолютном большинстве это были пожилые пациенты с сопутствующими заболеваниями. Затем в течение нескольких недель не было зафиксировано ни одного летального исхода.
В начале пандемии по понятным причинам значительно возросло стремление словацких граждан, проживающих или находящихся в зарубежных странах, к возвращению в Словакию, поэтому
1 Folentova V. Pribudli 11 nakazeni, stat od pondelka zatvara vsetky skoly. Zavrn sa plavarne, obmedzia obchodne centra // Dennik N (Bratislava: N Press). URL: https://dennikn.sk/ 1796443/pribudli-siesti-nakazeni-stat-od-pondelka-zatvara-vsetky-skoly-zavru-sa-plavame-obmedzia-obchodne-centra/ (дата обращения 12.04. 2020).
15 марта 2020 года правительство приняло решение о их репатриации, которая эффективно координировалась министерством иностранных дел Словацкой Республики. Несколько тысяч словацких граждан при помощи дипломатических служб Словакии в странах, где они по разным причинам находились в период неконтролируемого распространения пандемии, успешно вернулись на родину. Понимая, что массовая репатриация повышает риск распространения инфекции, правительство предприняло в этом плане довольно жесткие, но оправданные меры, в том числе принудительный карантин. За несоблюдение обязательного карантина устанавливался достаточно высокий по словацким меркам штраф в размере 1659 евро2.
Своевременно принятые противоэпидемио-логические меры, тщательное тестирование прежде всего лиц, возвращающихся из-за рубежа, позволили существенно замедлить распространение вируса. По данным Национального информационного центра здравоохранения Словакии на 27 июля 2020 года, в общей сложности в стране было проведено 253 691 лабораторное испытание на COVID-19. Число подтвержденных случаев заболевания на этот день составило 2181. Из них 1616 пациентов были успешно излечены, 21 человек оставался в больницах, а общее количество подтвержденных смертей стабилизировалось на 283.
2. «Упущенное лето» 2020 года и ответственность правительства И. Матовича
В такой благоприятной ситуации правительство Словакии, да и все общество, «почили на лаврах»4. «Антиковидная» политика практически сошла на нет, тестирование почти прекратилось. Падение словацкой экономики в 2020 г. оказалось не столь драматичным, как предполагалось, хотя ряд отраслей все же сильно пострадал, особенно словацкий туризм. Согласно открытым данным, в мае 2020 года в отелях было на 93 % меньше проживающих, чем в 2019 году, при этом доходы
2 COVID-19: Vlada SR prijala na mimoriadnom zasadnuti d'alsie dölezite opatrenia. Bratislava: Urad verejneho zdravotnictva Slovenskej republiky) 2020-03-15. URL: https://www. uvzsr.sk/index.php?option=com_content&view=category&layout= blog&id=250&Itemid=153 (дата обращения 22.07. 2020).
3 Там же.
4 Koronakriza, moralna, hospodarska, ci politicka kriza // Pravda.sk. URL: https://devana.blog.pravda.sk/2020/05/19/ koronakriza-moralna-hospodarska-ci-politicka-kriza/ (дата обращения 19.05.2020).
упали на 81,3 %1. Усилились социальные проблемы, в частности, возросла безработица, особенно в сфере услуг. В этих условиях власти не решились посягнуть на «священный» для европейцев отпускной период2.
13 июня 2020 года чрезвычайное положение было отменено (чрезвычайная ситуация формально сохранялась), и словаки разлетелись и разъехались отдыхать по всему миру. Теоретически допуская возможность наступления так называемой «второй волны» пандемии, правящая коалиция полагала, что система общественного здравоохранения хорошо подготовлена и легко справится с ней. В это время правительство сосредоточилось на излюбленной антикоррупционной повестке. По стране прокатилась волна арестов, перехлестывая все мыслимые и немыслимые границы. Все большее количество крупных чиновников и бизнесменов оказывалось за решеткой. Население наблюдало за этим с явным недоумением, поскольку становилось очевидным, что «борьба с коррупцией» превращается в войну между различными группировками внутри силовых структур.
3. Декабрь 2020 - весна 2021 года. «Вторая волна» пандемии и провал «антигенной программы» правительства И. Матовича
Во время антикоррупционной кампании в стране происходит резкий скачок заболеваемости и, что самое главное, катастрофический рост смертности. К концу 2020 года было зарегистрировано 9 тысяч летальных исходов от ковида (при населении страны 5,4 млн человек). Правительство возвращается к испытанным мерам и 1 октября вновь вводит чрезвычайное положение, постепенно усиливая режим вплоть до введения комендантского часа. Но то, что «работало» в начале пандемии, оказалось абсолютно неэффективным в условиях «второй волны». Прирост заболеваемости в первые десять дней после рождественских праздников превысил показатели всего ноября 2020 г., больницы заполнились до отказа, а Словакия оказалась на одном из первых мест в мире по смертности от вируса.
1 Kucera S. Hotelieri prisli o 93 percent klientely. Nadej im dava leto // Pravda. URL: https://ekonomika.pravda.sk/ludia/ clanok/558057-hotelieri-prisli-o-93-percent-klientely-nadej-im-dava-leto/ (дата обращения 22.07.2020).
2 Tretina Slovakov si nemöze dovolit' tyzdnovu dovolenku // Pravda.sk (Bratislava: Perex). URL: https://www.erstegroup.com/
en/research/report/sk/SR183959 (дата обращения 24.07. 2020).
На второй год пребывания в пандемии, в начале 2021 года, Словакия вошла в тройку государств Европы, лидирующих по количеству смертей на 100 тысяч населения. А в начале марта 2021 года, по данным Европейского центра профилактики и контроля заболеваний, в стране был зафиксирован самый высокий уровень смертности на душу населения на континенте. К этому времени в Словакии вирусом заразились почти 350 тыс. человек, а погибли более 9,1 тыс. человек. При этом за сутки в марте прирост летальных случаев составлял 60 человек, что сравнимо с Румынией, где живут более 19 млн человек против 5,4 млн в Словакии.
В этой критической ситуации в полной мере проявилась слабость, политический дилетантизм и неконсолидированность правящей коалиции, неспособной выработать и реализовывать единую согласованную политику. Лидеры правящих партий явно растерялись, наблюдая за резким падением своих политических преференций по результатам социологических опросов, чем немедленно воспользовалась оппозиция, которая все настойчивее ставила вопрос о неизбежности досрочных парламентских выборов. Вместо того, чтобы сомкнуть ряды, «вожди» коалиции дали волю личным амбициям и антипатиям, наперебой предлагая каждый свою «панацею». Особенно активно линию на проведение досрочных выборов проводили социал-демократы во главе с лидером оппозиционной партии «Курс - социальная демократия», экс-премьером Р. Фицо, который в это время активизировал свою деятельность на всех возможных медийных площадках3.
В этой ситуации правительство предпринимает ошибочные шаги в направлении повального тестирования населения. Игорь Матович увидел спасение в сплошном, фактически обязательном тестировании населения антигенными экспресс-тестами, которое, по его убеждению, позволили бы выявить и изолировать основную массу инфицированных, а также показать пример «всей Европе». Бесцеремонно и грубо используя парламентское большинство, полномочия главы правительства и свою невероятную «пробивную силу», он осуществил эту идею, несмотря на активное сопротивление президента и большинства своих партнеров по коалиции. Ценой огромных
3 См. личный блог Р. Фицо в «Фэйсбуке». URL: https://www.facebook.com/robertficosk
бюджетных расходов было протестировано почти три четверти населения. В итоге было выяснено, что ковидом на момент завершения программы переболело не больше 1 % населения страны. Но, как показала зима 2020—2021 гг., повальное тестирование само по себе не предотвратило и не могло предотвратить дефицит больничных коек и гибель граждан. Скорее наоборот, оно наглядно показало бессистемность и хаотичность принимаемых мер.
Ни власти, ни словацкая общественность до сих пор не разобрались в причинах провала «антигенной программы». Зато стала очевидной структурная ущербность системы массового здравоохранения не только в Словакии, но и во многих европейских странах, по сравнению, например, с российской. Это, в первую очередь, неразвитость служб «скорой помощи» и примитивный уровень сети участковых врачей, из-за чего в большинстве случаев выявленные и изолированные в своих квартирах больные практически не получали лечения на дому и оказывались в больницах только в критическом состоянии, когда им уже нельзя было помочь.
4. Весна 2021 года. Проблема вакцинации и закупка российской вакцины «Спутник V»
Изменить катастрофическую ситуацию в Словакии могло только массовое вакцинирование населения. Однако амбициозная программа Евросоюза, самоуверенно взявшего на себя обязательство по обеспечению своих членов требуемым количеством материала для вакцинации, показала полную беспомощность евроструктур. Фармацевтические гиганты, не стесняясь, действовали по принципу: кто быстрее приехал и больше заплатил, тот и получил. В результате не самые богатые страны ЕС вынуждены были покорно ждать своей очереди. В этой ситуации словацкий премьер, осознающий катастрофическое падение своей популярности, решается на отчаянный шаг. Никогда не замеченный до этого в пророссийских симпатиях, он обращает свои взгляды на восток. Министр здравоохранения Словакии М. Крайчи, соратник премьера по движению «Обычные люди», 1 марта 2021 года, подписал с российским Фондом прямых инвестиций соглашение о покупке вакцины «Спутник V». И уже в этот день в Словакию были поставлены первые 200 тысяч доз вакцины, которые в аэропорту лично встречали премьер и министр здравоохранения.
5. Март 2021 года - «политическое землетрясение» в Словакии. Отставка правительства И. Матовича
Покупка российской вакцины вызвала буквально «политическое землетрясение» в Словакии. Коалиция, позиционировавшая себя как «прозападная», отчетливо осознала, что фигура непредсказуемого Игоря Матовича в качестве главы правительства однозначно губительна для самого существования правительства. Не согласованная ни с коалицией, ни с президентом покупка российской вакцины стала катализатором политического кризиса в стране. Во всех европейских СМИ были показаны кадры, где руководство Словакии на фоне ящиков с российской символикой и названием «Спутник V» во время пресс-конференции в аэропорту г. Кошице благодарит Россию за быструю доставку вакцины.
3 марта к политическому кризису добавился дипломатический конфликт с Украиной из-за неосторожной шутки Матовича в интервью Radio Express, где он опрометчиво заявил, что «пообещал России за вакцину Закарпатскую Украину». Украинский МИД опубликовал ноту, в которой осудил слова Матовича, заявив, что «независимо от мотивов, жанра или контекста, заявления главы словацкого правительства, которые напрямую затрагивают территориальную целостность Украины, являются категорически неприемлемыми и негативно влияют на дружественную и добрососедскую атмосферу украинско-словацких отношений»1.
Уже на следующий день после поступления вакцины начался прямой развал коалиционного правительства. 2-3 марта состоялось выступление лидера партии «За народ» Вероники Реме-шовой, которая заявила о выходе из коалиции. Далее последовали заявления еще шести министров правительства с просьбой об отставке. 4 марта министр экономики Рихард Сулик «Свобода и солидарность» потребовал изменить состав правительства. Несмотря на шквал критики в свой адрес, Игорь Матович заявил, что не намерен отправлять вакцину обратно в Россию.
1 Этот конфликт широко освещала западная пресса, а Матовича стали рассматривать уже как «европейскую проблему». См., например, публикацию немецкой международной телерадиокомпании: URL: https://www.dw.com/ru/ pobochnye-dejstvija-vakcinacii-sputnik-v-razvalit-pravitelstvo-slovakii/a-56807117.
Обострение ситуации в связи с вопросом об использовании вакцины первоначально стало причиной отставки министра здравоохранения М. Крайчи, эта должность является самой «шаткой» и во многих других европейских государствах, где долгое время фиксируется высокая заболеваемость коронавирусом. Позднее ушел в отставку министр труда М. Крайняк, представлявший партию «Мы семья». Однако эти шаги не привели к нормализации отношений внутри правительства.
В результате лидеры двух партий парламентской коалиции, «За людей» и «Свобода и солидарность», призвали И. Матовича уйти в отставку, сочтя это единственным выходом из сложившегося правительственного кризиса, который длился почти весь март и тормозил текущую работу кабинета министров. При этом «Свобода и солидарность» фактически выдвинула премьер-министру ультиматум, заявив, что в случае сохранения за ним поста до 24 марта партия покинет коалицию. Впоследствии И. Мато-вич предложил партнерам по коалиции свои условия ухода с поста, которые в свою очередь включили отставку Р. Сулика, являвшегося министром экономики и представляющего партию «Свобода и солидарность», и М. Коликовой -министра юстиции от партии «За людей». В дальнейшем из кабинета вышли еще два министра от партии «Свобода и солидарность»: Б. Грелинг - министр образования, науки, исследований и спорта, а также глава МИД Словакии И. Корчок. Тем самым в сложившихся условиях И. Матович имел возможность выбирать из ограниченного числа вариантов по разрешению сложившейся ситуации: и им был выбран пост министра финансов, его же требования к партнерам по коалиции были забыты.
30 марта Зузана Чапутова приняла отставку правительства Матовича, и вместе с ним формально ушел в отставку весь правительственный кабинет. Сформировать новое правительство президент поручила прежнему главе министерства финансов Эдуарду Хегеру, однопартийцу и ставленнику Матовича.
Фактически эта рокировка Матович - Хегер должна была завершить политический кризис в Словакии и сосредоточить все силы правительства на борьбе с пандемией. Состав нового правительства, представленный 1 апреля, остался практически тем же, что и был до кризиса. Изменения
коснулись взаимного обмена постами Э. Хегера и И. Матовича, новые лица заняли посты министра здравоохранения и министра труда. Уже в конце апреля интерес к кризису угас, а в СМИ обсуждался казус высылки дипломатов и программа обновления экономики СР после пандемии.
7 мая 2021 года новый глава словацкого министерства здравоохранения Владимир Ленгвар-ский сообщил, что венгерская лаборатория подтвердила надежность российской вакцины от коронавируса «Спутник V», и в начале июня началась вакцинация. Однако политический кризис и «дезинформационная война» привели к тому, что на вакцинацию «Спутником» записалось незначительное число словацких граждан, а неиспользованные 160 тысяч доз выкупило российское правительство. Полностью вакцинирование российским препаратом в Словакии прошли около 10,5 тысячи человек, еще 8,1 тысячи человек зарегистрировались на вторую прививку. Запись на вакцинацию «Спутником» проходила не только в условиях дезинформационной войны, но и в сжатые сроки, когда большинство граждан уже записалось на другие вакцины, одобренные европейским регулятором.
Выводы
Политический кризис в Словакии изначально был предопределен характером коалиционного правительства, отсутствием конструктивных программ и стратегий, приходом коалиционных партий к власти только на волне антикоррупционной кампании, которая произвела лишь краткосрочный шокирующий эффект на избирателей, но не могла стать основой долговременной политики. Уже по итогам парламентских выборов большинство политологов предсказывало быструю отставку правительства Матовича, еще не предвидя наступления ковидного кризиса.
Разрушительная пандемия в Словакии сопровождается еще более разрушительным кризисом доверия к государству и европейским структурам. Несогласованная покупка российской вакцины «Спутник V» в марте 2021 года послужила лишь катализатором для разразившегося летом 2021 года политического кризиса власти и перестановок в правительстве Мато-вича - Хегера. Политический кризис усилил позиции оппозиционных партий «Смер-Социальная демократия» и «Глас», повысив их шансы прихода к власти в случае внеочередных
парламентских выборов, которые остаются вполне реальной перспективой. С другой стороны, комедия с «отставкой» и формированием «нового кабинета», показывает живучесть коалиции и демонстрирует стремление удержаться у власти любым путем, в случае необходимости принося в жертву ее отдельных лидеров. Такой сценарий также вполне возможен, особенно если учесть тот факт, что соотношение сил внутри
коалиции заметно меняется. «Обычные люди» Игоря Матовича быстро теряют популярность, зато растут преференции либералов Рихарда Су-лика, единственной коалиционной партии, обладающей определенным опытом реального политического управления и способной, хотя бы в самых общих чертах, предложить стратегию дальнейшего развития страны.
1. Ведерников М. В. Парламентские выборы в Словакии // Аналитические записки Института Европы РАН. 2020. M 7 (190). DOI: http://doi.org/10.15211/analytics72020
2. Ведерников М. В. Политический кризис в Словакии: фактор российской вакцины. // Аналитические записки Института Европы РАН. 2021. M 9. (239). DOI: http://doi.org/10.15211/analytics92021
3. Задорожнюк Э. Г. Политическая элита независимой Словакии: процессы ротации // Вишеградская Еврона. 2020. M 3. С. 71-88. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45736513 (дата обращения 20.03.2021).
4. Марушьяк Ю. Кризис поддержки партии Смер - Социальная демократия в 2017-2018 гг. // Современная Еврона. 2018. M 7. С. 73-85. DOI: http://doi.org/10.15211/soveurope720187589
5. Никитин В. В. Словацкая Республика: путь от евроожидания к евроскептицизму (1993-2017 гг) // Еврона. Евразия. XXI век начинается: монография / отв. ред. К. В. Никифоров. М. : ИСл РАН, 2018. С. 200-2б5. DOI: http://doi.org/10.31168/0409-1.3.5
6. Останец Ю. А., Ключкович А. Ю. Особенности партийной системы Словакии в контексте парламентских электоральных циклов 201б-2020 гг. // Мировая экономика и международные отношения. 2021. Т. б5. M 3. С. 81-91. DOI: http://doi.org/10.20542/0131 -2227-2021 -б5-3-81 -91
7. Щербакова Ю. А. Президент Словацкой Республики Зузана Чапутова: штрихи к портрету // Вишеградская Еврона. 2020. M 1-2 (5-б). С. 115-121. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45728636 (дата обращения 20.03.2021).
8. Daubner P. Slovensko v eré pandémie: pohl'ad sl'ava. 2020. URL: https://rosalux.cz/wp-content/uploads/2020/09/Daubner-Slovensko-v-%C3%A9re-pand%C3%A9mie.pdf (дата обращения 20.03.2021).
Статья поступила в редакцию 03.09.2021; одобрена после рецензирования 05.10.2021; принята к публикации 15.10.2021.
Об авторах
Рандин Александр Валентинович
кандидат исторических наук, доцент, Университет Кирилла и Мефодия в Трнаве (917 01, Словацкая Республика, г. Трнава, пл. Дж. Херду, д. 577/2), alexrandin@gmail.com
Рокина Галина Викторовна
доктор исторических наук, профессор, Марийский государственный университет, (424000, Российская Федерация, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 1), galina@rokina.ru
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
1. Vedemikov M. V. Parlamentskie vybory v Slovakii [Parliamentary elections in Slovakia]. Analiticheskie zapiski Instituta Evropy RAN = Analytical papers of IE RAS, 2020, no. 7 (190). (In Russ.). DOI: http://doi.org/10.15211/analytics72020
2. Vedernikov M. V. Politicheskii krizis v Slovakii: faktor rossiiskoi vaktsiny [Political crisis in Slovakia: Russian vaccine factor]. Analiticheskie zapiski Instituta Evropy RAN = Analytical papers of IE RAS, 2021, no. 9 (239). (In Russ.). DOI: http://doi.org/10.15211/analytics92021
3. Zadorozhnyuk E. G. Politicheskaya elita nezavisimoi Slovakii: protsessy rotatsii [Political elites of independent Slovakia: rotation processes]. Vyshegradskaya Evropa = Visegrad Europe, 2020, no. 3, pp. 71-88. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45736513 (accessed 20.03.2021). (In Russ.).
4. Marushyak Y Krizis podderzhki partii Smer-Sotsial'naya demokratiya v 2017-2018 gg. [Electoral crisis of Smer-SD in 2017-2018]. Sovremennaya Evropa = Contemporary Europe, 2018, no. 7, pp. 73-85. (In Russ.). DOI: http://doi.org/10.15211/soveurope720187589
5. Nikitin V. V. Slovatskaya Respublika: put' ot evroozhidaniya k evroskeptitsizmu (1993-2017 gg) [Slovak Republic: the path from euro-expectation to euro-skepticism (1993-2017)]. Evropa. Evraziya. XXI vek nachinaetsya: monografiya = Europe. Eurasia. XXI century begins: monograph, resp. editor K. V. Nikiforov, M., ISS RAS Publ., 2018, pp. 200-265. (In Russ.).
6. Ostapets Yu. A, Klyuchkovych A. Yu. Osobennosti partiinoi sistemy Slovakii v kontekste parlamentskikh elektoral'nykh tsi-klov 2016-2020 gg [Peculiarities of the party system of Slovakia in the context of parliamentary electrical cycles of 2016-2020]. Mirovaya ekonomika I mezhdunarodnye otnosheniya = World Economy and International Relations, 2021, vol. 65, no. 3, pp. 81-91. (In Russ.). DOI: http://doi.org/10.20542/0131-2227-2021-65-3-81-91
7. Shcherbakova Yu. A. Prezident Slovatskoi Respubliki Zuzana Chaputova: shtrikhi k portretu [Slovak Republic President Zu-zana Caputova: touches to the portrait]. Vyshegradskaya Evropa = Visegrad Europe, 2020, no. 1-2 (5-6), pp. 115-121. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45728636 (accessed 03.20.2021). (In Russ.).
8. Daubner P. Slovensko v eré pandémie: pohl'ad sl'ava. 2020. Available at: https://rosalux.cz/wp-content/uploads/2020/09/Daubner-Slovensko-v-%C3%A9re-pand%C3%A9mie.pdf (accessed 20.03.2021). (In Slovak).
The article was submitted 03.09.2021; approved after reviewing 05.10.2021; accepted for publication 15.10.2021.
About the authors Aleksandr V. Randin
Ph. D. (History), Associate Professor, University of Ss. Cyril and Methodius in Trnava (577/2 J. Herdu Sq., Trnava 917 01, Slovak Republic), alexrandin@gmail.com
Galina V. Rokina
Dr. Sci. (History), Professor, Mari State University (1 Lenin Sq., Yoshkar-Ola 424000, Russian Federation), galina@rokina.ru
The author has read and approved the final manuscript.