Научная статья на тему 'СЛОВАКИЯ: ПОСЛЕДСТВИЯ КОРОНАКРИЗИСА ДЛЯ ПОЛИТИКИ И ЭКОНОМИКИ'

СЛОВАКИЯ: ПОСЛЕДСТВИЯ КОРОНАКРИЗИСА ДЛЯ ПОЛИТИКИ И ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
150
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВАКИЯ / КОРОНАКРИЗИС / ИГОРЬ МАТОВИЧ / ПЕТЕР ПЕЛЛЕГРИНИ / СМЕР - СД / ГОЛОС / SLOVAKIA / CORONAVIRUS / IGOR MATOVIč / PETER PELLEGRINI / SMER - SD / HLAS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ведерников Михаил Владимирович

В статье приводится обзор экономических перспектив Словакии и политических рисков, связанных с первой волной коронакризисных ограничений. Несмотря на существенный спад ВВП, рост безработицы и ухудшение социально-экономической обстановки последствия пандемии для страны не представляются катастрофичными. Надежды на восстановление экономики связаны, прежде всего, со значительной помощью Евросоюза, который планирует инвестировать в Словакию рекордные средства. Впрочем, реализация плана по реанимации народного хозяйства наталкивается на преграды внутриполитического характера, а именно - отсутствие необходимой согласованности внутри правящего кабинета И. Матовича. Отчасти это происходит из-за особенностей его политического позиционирования. Автор выделяет несколько линий возможных конфликтов, которые оказывают влияние на стабильность действующего правительства. В данных обстоятельствах успешная реализация плана по модернизации Словакии за счёт финансовых поступлений из Брюсселя напрямую зависит от устойчивости кабинета, конфликты внутри которого неизбежны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SLOVAKIA: CORONACRISIS CONSEQUENCES FOR POLITICS AND ECONOMICS

The article provides an overview of the economic prospects and political risks that emerged in Slovakia after the first wave of Coronavirus restrictions. Despite a significant GDP decline, unemployment and a worsening socio-economic situation, pandemic consequences is not catastrophic. First of all, economic recovery is associated with significant assistance of EU, which plans to invest substantial funds in Slovakia. However, the implementation of the plan runs up against internal political obstacles - the lack of cohesion within the ruling cabinet of Igor Matovič. Due to the nature of his political power, and due to the changes that have taken place in him as a politician over the six months. The author shows several conflict lines that influence on the stability of the current government. In these circumstances, successful implementation of the modernization plan for Slovakia directly depends on the stability of the cabinet. However, the author believes that conflicts are inevitable.

Текст научной работы на тему «СЛОВАКИЯ: ПОСЛЕДСТВИЯ КОРОНАКРИЗИСА ДЛЯ ПОЛИТИКИ И ЭКОНОМИКИ»

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2020, №4

УДК 327(437.6) Михаил ВЕДЕРНИКОВ

СЛОВАКИЯ: ПОСЛЕДСТВИЯ КОРОНАКРИЗИСА ДЛЯ ПОЛИТИКИ И ЭКОНОМИКИ

Аннотация. В статье приводится обзор экономических перспектив Словакии и политических рисков, связанных с первой волной коронакризисных ограничений. Несмотря на существенный спад ВВП, рост безработицы и ухудшение социально-экономической обстановки последствия пандемии для страны не представляются катастрофичными. Надежды на восстановление экономики связаны, прежде всего, со значительной помощью Евросоюза, который планирует инвестировать в Словакию рекордные средства. Впрочем, реализация плана по реанимации народного хозяйства наталкивается на преграды внутриполитического характера, а именно - отсутствие необходимой согласованности внутри правящего кабинета И. Матовича. Отчасти это происходит из-за особенностей-его политического позиционирования. Автор выделяет несколько линий возможных конфликтов, которые оказывают влияние на стабильность действующего правительства. В данных обстоятельствах успешная реализация плана по модернизации Словакии за счёт финансовых поступлений из Брюсселя напрямую зависит от устойчивости кабинета, конфликты внутри которого неизбежны.

Ключевые слова: Словакия, коронакризис, Игорь Матович, Петер Пеллегрини, СМЕР -СД, Голос.

Экономические перспективы

Вместо привычного для рыночного мейнстрима экономического дискурса о факторах роста ВВП в первой половине 2020 г. в центре внимания общественности были «только глубина глобального падения и длительность рецессии»1. Последствия пандемии для Словакии уже согласно первоначальным оценкам экономистов обещали быть серьёзными. Так, ещё в марте 2020 г. специалисты предсказывали падение ВВП страны в текущем году на 6% , что выше показателей снижения экономики (-5,5%), зафиксированных после Мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. Впрочем, августовский доклад Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (OECD) был уже более пессимистичным и указывал на 11%-ный спад экономики и возможную вторую волну коронавирусных ограничений. Делался вывод о том, что доходы словаков опустятся до уровня 2010 г., что нивелирует неуклонный рост благосостояния словацких семей на протяжении последних десяти лет. Прогнозировался рост

© Ведерников Михаил Владимирович - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра Ви-шеградских исследований Отдела исследований Центральной и Восточной Европы ИЕ РАН. Адрес. 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. E-mail: vishma@mail.ru. Статья поступила в редакцию: 13.08.2020. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran42020108114.

1 Мартьянов В.С., Фишман Л.Г. После коронавируса. от оптимизированного старого к новому миру? Свободная мысль. 2020. №3(1681). С. 9-10.

2 Prognóza ekonomiky ovplyvnenej ochorením Covid-19. Co nás caká? Tatra banka. 20.03.2020. URL. https://www.tatr abanka.sk/sk/blog/ekonomicke-analyzy/prognoza-ekonomiky-ovplyvnenei-ochorenim-covid-19-co-nas-caka/ (дата обращения. 13.08.2020).

Slovenská ekonomika klesla nejvíce od krize v roce 2009. 15.05.2020. URL: https://www.investicniweb.cz/news-slovensko-Mp-1q-2020-flash/ (дата обращения. 13.08.2020).

безработицы до 10% и соответственно появление 100 тыс. безработных. В зону риска попадали представители малого бизнеса, самозанятые, представители цыганского национального меньшинства и молодые люди в возрасте до 30 лет1. Как отмечали составители документа, минимизировать риски могла бы грамотная социальная политика и создание дополнительных рабочих мест. Хотя официальные цифры падения ВВП во втором квартале 2020 г. (на него пришёлся пик кризиса) ещё не опубликованы, словацкие эксперты ожидают его спад вплоть до 17-18%.

Несмотря на продемонстрированное в самом начале пандемии отсутствие солидарности между государствами - членами ЕС, высказанные экспертами предположения об укреплении национальных государств в Евросоюзе и «национализации интересов» Евросоюза , можно констатировать, что многие страны (особенно из группы «друзей сплочения»3) именно в ЕС видели залог малоболезненного преодоления экономических последствий текущего кризиса. В этой связи пристальное внимание в Словакии было уделено чрезвычайному саммиту ЕС (17-21 июля), на котором обсуждался Фонд восстановления экономики стран ЕС и бюджет Евросоюза на ближайшие 7 лет (2021-2027 гг.).

Для Словакии саммит ЕС, по словам её премьера Игоря Матовича, принёс «великолепный результат», обеспечив самое большое финансовое вливание в словацкую экономику в её современной истории. Речь идет о сумме 43,8 млрд евро: 8 млрд будут получены, поскольку не были использованы в предшествующий финансовый период (2014-2020 гг.), ещё 7,5 млрд евро - в рамках поддержки из Фонда восстановления Next Generation EU, 18,6 млрд евро -согласно разработанному 7-летнему бюджету. Дополнительно 6,8 млрд Словакия сможет привлечь в виде низкопроцентных кредитов, погашать которые можно будет до 2058 г. Ещё 2,9 млрд евро будет получено в рамках программ софинансирования ЕС словацких проектов. Таким образом, у страны появилась возможность в следующие 7 лет ежегодно вливать в экономику 6,25 млрд евро. Важно отметить, что за предшествующий 15-летний срок пребывания в ЕС (2004-2019 гг.) Словакия получила из структурных и инвестиционных фондов Союза помощь в размере 29,5 млрд евро, которая составляла 60% от всех государственных инвестиций в экономику страны (около 2 млрд евро в год)4.

Несомненно, что подобный исход евросаммита был представлен общественности как успех правящего кабинета, которому удалось привлечь значительные средства, с одной стороны, на преодоление последствий коронакризиса, а с другой - для колоссального экономического рывка. Об историческом значении этого события, ещё до его проведения, в конце июня заговорили словацкие евродепутаты, которые составили открытое письмо «Словакия стоит перед историческим шансом»5. В дальнейшем этот документ подписала президент страны Зюзана Чапутова. Прежде всего, речь шла о необходимости быстрого и рационального использования предоставляемых средств, согласно разработанному Национальному плану обно-

1 Miera nezamestnanosti v SR má tento rok dosiahnut' takmer 10%. Teraz.sk. 06.08.2020. URL: https://www.teraz.sk/ ekonomika/oecd-miera-nezamestnanosti-v-sr-dosiahn/485174-clanok.html (дата обращения: 13.08.2020).

2 Крастев И. Семь первых уроков глобального коронавирусного кризиса. Россия в глобальной политике. 24.03. 2020. URL: https://globalaffairs.ru/articles/sem-urokov-koronakrizisa/ (дата обращения: 13.08.2020); Дынкин А.А. К участникам и друзьям «Примаковских чтений», нашим читателям. Мировая экономика и международные отношения. 2020. Т. 64. №6. С. 5-6.

3 Группа стран Южной, Центральной и Восточной Европы: Болгария, Венгрия, Греция, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Испания, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Хорватия, Чехия, Эстония.

4 15 rokov Slovenska v Európskej únii. 30.04.2019. URL: https://ec.europa.eu/slovakia/news/15 rokov sr v eu sk (дата обращения: 13.08.2020).

Otvoreny list slovenskych europoslancov: Stojíme pred historickou sancou. 24.06.2020. Európsky parlament. URL: https://www.europarl.europa.eu/slovakia/sk/spravodajstvo a aktivity/spravv/iun 2020/otvoreny list.html (дата обращения: 13.08.2020).

вления. Красной нитью проходила мысль об уникальной возможности модернизации и трансформации словацкой экономики за счёт инвестиций в те сферы, которые могли обеспечить обновление и конкурентоспособность страны. Озвучивались планы увеличить расходы на науку и образование; провести реформу здравоохранения; создать интеллектуальную транспортную и цифровую инфраструктуры; обновить инфраструктуру электрических сетей; обеспечить переход к климатически нейтральной обновляющейся экономике. В ходе встречи с ев-родепутатами президент со свойственной ей риторикой сделала акцент на реформах в области права, поскольку «без его верховенства невозможно ожидать изменений в обществе даже при проведении реформ». Она указала на то, что к октябрю 2020 г. будет сформирован список приоритетных областей развития и разработан план использования Фонда восстановления ЕС, уделив особое внимание проработке механизма распределения средств, чтобы сделать его более гибким и быстродействующим, нежели существующий1.

Таким образом, коронакризис, несмотря на свои ещё не проявившиеся в полной мере последствия, открыл стране и новые возможности. Другое дело, как руководство ими воспользуется, поскольку многое зависит от умения реализовать средства еврофондов и от политической стабильности. Что касается последнего фактора, то кабинет И. Матовича сталкивается с серьёзными трудностями.

Политические риски

Правительство И. Матовича приступило к выполнению своих обязанностей в особых обстоятельствах, обусловленных не только коронакризисом, изолировавшим государство от внешнего мира на значительный срок, но и дилетантством нового кабинета, составленным из людей, не имевших должной политической и государственной подготовки2. Если оценивать эффективность правительства на основе данных по заболевшим и умершим от вируса, то можно говорить об успешном прохождении им столь нетривиального испытания. Впрочем, не исключено, что в значительной степени низкие показатели смертности обусловлены дисциплинированностью граждан и введением жёстких мер на начальном этапе пандемии предшествующим кабинетом Петера Пеллегрини. Определённым показателем отсутствия продуманной стратегии в вопросе борьбы с пандемией является тот факт, что в Словакии, несмотря на признаваемую серьёзность угрозы, не был сформирован общий руководящий орган по борьбе с COVID-19. В результате случались ситуации, когда некоторые постановления правительства шли вразрез с указаниями отдельных ведомств и министерств.

Впрочем, если ошибки в борьбе с COVID-19 были неизбежны для любого общества, которое с ним столкнулось впервые, то противоречия внутри политического истеблишмента Словакии демонстрировали наличие нескольких линий конфликтов. Первая была вызвана неоднородностью политических субъектов, сформировавших правительство, что создавало почву для разногласий. Вторая - обусловлена особым стилем политического управления премьера Матовича. Третья - образовалась между президентом и кабинетом из-за несоответствия его действий ранее озвученным принципам. Четвёртая, более традиционная, была связана с критикой оппозицией шагов правительства в отдельных сферах управления государством.

До последних выборов борьба шла в основном между оппозицией и правящей партий СМЕР - социальная демократия (при относительно спокойной работе сформированного ею

1 Prezidentka sa stretla so slovenskymi europoslancami. 10.07.2020. Zuzana Caputova prezidentka Slovenskej republic-ky. URL: https://www.prezident.sk/article/stretnutie-s-europoslancami-k-vyzve-slovensko-stoji-pred-historickou-sancou/ (дата обращения: 13.08.2020).

2 Ведерников М.В. Словакия: дилемма нового правительства. Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2020. №2. С. 55-62. DOI: 10.15211/vestnikieran220205562.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2020, №4

кабинета, особенно с 2018 по 2020 гг.). С марта 2020 г. она развернулась и между членами правительства, выплескивающими детали разногласий в социальные сети. Летом 2020 г. громко прозвучал скандал, касающийся плагиата, обнаруженного в дипломной работе председателя парламента и лидера движения «Мы - семья» Бориса Коллара. В свою очередь он заявил, что на момент защиты его диплом соответствовал требованиям, предъявляемым к выпускным работам, и отказался признавать факт неправомерных заимствований. Однако его коллеги по правительству из партии «Свобода и солидарность» (СиС) обратились к нему с требованием покинуть пост главы Национального совета. Руководитель СиС Рихард Сулик заявил, что он признаёт право движения «Мы - семья» на пост спикера парламента, но им должен был стать другой человек. Несмотря на это Б. Коллар отказался покидать занимаемый пост, заявив, что его отстранение приведёт к выходу его движения из коалиции.

Очевидно, что факт обнаружения плагиата стал лишь поводом для начала действий по смещению политика с должности. Несмотря на пребывание в коалиции, представители СиС ещё до её формирования высказывали недовольство привлечением Коллара, будучи не согласны с его политической программой и обвиняя его в связях с лицами, заподозренными в финансовых махинациях. Однако тогда, руководствуясь политической целесообразностью и не желая затягивать создание коалиции в условиях расширения масштабов коронавируса, представители СиС пошли на соглашение. Впрочем, их надежды на то, что летом 2020 г. премьер И. Матович поддержит их атаку на Коллара, не оправдались. Он заявил, что не видит повода для разрушения коалиции. Его позиция объяснима: с одной стороны, он не захотел подвергать опасности правящий кабинет, распад которого привёл бы к досрочным выборам, а с другой, - смещение Коллара (третьего человека в государстве), который проявляет лояльность по отношению к Матовичу, привело бы к усилению позиций Р. Сулика, который наоборот имеет своё собственное, зачастую альтернативное, видение по каждому вопросу.

Обращение к теме плагиата в научных или учебных работах широко используется в словацкой политической борьбе. Так, спустя несколько недель после урегулирования упомянутого скандала возник новый, в котором стал фигурировать уже представитель СиС, министр образования Бранислав Грелинг. Интересно, что ранее премьер Матович поручил ему и его коллеге, министру юстиции, Марии Коликовой разработать законопроект о проверке всех итоговых работ, написанных представителями власти, на факт наличия плагиата1.

Следующий фактор деформации текущей политической власти связан со стилем правления действующего премьера Матовича, который словацкий политолог Юрай Марушьяк назвал «беспрецедентным». По его мнению, политик игнорирует возникшие после «бархатной революции» 1989 г. политические институты, с помощью которых совершается коммуникация между избирателем и властью и происходит принятие важных решений. Отчасти это вызвано несистемным характером возглавляемого им движения «Обычные люди и независимые личности», принципы управления которого были перенесены и на само государство. В этой связи стоит согласиться с Григорием Месежниковым, что «нестандартные партии и движения, использующие конфронтационный стиль ведения политической деятельности и авторитарные методы, ставят под угрозу базовые принципы конституционности»2. Модель поведения премьера вызывает вопросы не только у обывателя, но и у его коалиционных партнёров, которые, например, зачастую узнают о важных политических решениях и заявлениях Мато-

1 Борис Коллар, которого обвиняли в плагиате при написании дипломной работы, в своё время резко критиковал за плагиат своего предшественника на посту председателя Национального Совета Андрея Данко.

2 Meseznikov G. The Open Ended formation of Slovakia's political party system. Slovakia: problems of democratic consolidation and the struggle for the rules of the game. Bratislava, 1997. P. 49.

вича из СМИ или соцсетей1. Можно говорить о персонификации политической власти, которая приобретает черты сходства с некоторыми режимами в постсоветских республиках, что ведёт к разрушению механизмов контроля и прямой ответственности. Среди очевидных доказательств уместно назвать непрозрачный принцип отбора кадров и назначения на должности, несоответствие принимаемых законов Программе действующего правительства, высокомерное отношение к критикам и чувство собственного превосходства, которое проявляется всё более отчётливо. В этой связи Марушьяк считает, что «театральный политический стиль премьера и наступление воинствующего консерватизма приближают Словакию к таким ви-шеградским странам, как Венгрия и Польша» .

Впрочем, действия Матовича попадают под вал критики не только со стороны экспертного сообщества, коллег по кабинету, но и президента З. Чапутовой, которая изначально широко поддерживала обновление власти в стране. В последнее время она стала постоянно обращаться с просьбой к премьеру оправдать ожидания избирателей, которые на последних выборах голосовали за перемены. Во время одного из выступлений она заявила: «Для укрепления общественного доверия к правосудию и государственным институтам необходимо, чтобы политики во власти строго придерживались тех же принципов, которые они требовали от своих противников, будучи в оппозиции»3. Демонстрацией накопившихся противоречий стало ветирование ею нескольких законопроектов, одобренных ранее парламентом. Она отказалась подписывать поправку в закон о прокуратуре, касающуюся способа избрания Генерального и Специального прокуроров (которая позволяла выбирать их из претендентов, ранее не работавших в органах прокуратуры). Президентское вето было наложено и на закон, который давал право органам общественного здравоохранения получать от операторов связи телефонные номера граждан, находившихся в странах с высоким уровнем заболеваемости коронави-русом. Своё решение президент Чапутова обосновала неконституционным характером представленных на подпись документов4. Всё это продемонстрировало напряжённость отношений между двумя наиболее влиятельными политиками. Высока вероятность, что принятие законопроектов в обход президента ещё сильнее усугубит обстановку.

Существенная критика Матовича исходит и со стороны оппозиции, которая несмотря на своё не самое лучшее положение, потерю доверия, имеет большой опыт политической борьбы. Неудивительно, что действия Матовича с момента оглашения итогов выборов были сначала направлены на то, чтобы не упустить возможность сформировать правительство, а затем его сохранить, подчас любыми способами, нарушая озвученные ранее принципы. Он понимал, что в случае досрочных выборов высока вероятность его неудачи.

События в марте - июле 2020 г. свидетельствовали, с одной стороны, об ослаблении его электоральной поддержки, а с другой - об изменении расстановки сил среди оппозиции. Это стало очевидно после «раскола» партии СМЕР - СД и выхода из неё бывшего премьера П. Пеллегрини, который заявил о создании партии «Голос - Социальная демократия». Вполне вероятно, что подобное «раздвоение» было результатом договорённости между Пеллегри-ни и лидером СМЕР - СД Робертом Фицо, направленным на формирование положительного образа социал-демократов с высоким коалиционным потенциалом, которого из-за множества политических скандалов лишился СМЕР. Более того, в обстановке преодоления последствий

1 Marusiak J. Berlusconi pod Karpatmi? Pravda. 02.08.2020. URL: https://clck.ru/QFXTa (дата обращения: 13.08.

2020).

3 Ibid.

4 Zuzana Caputova. 02.07.2020. URL: https://www.facebook.com/zcaputova (дата обращения: 13.08.2020).

4 Reakcie koaHcie na vetovanie novely zakona o prokuratüre. Teraz.sk. 31.07.2020. URL: https://www.teraz.sk/ slovensko/i-seliga-respektuje-vetovat-novelu-//483957-clanok.html (дата обращения: 13.08.2020).

пандемии особенно актуальной становится социальная повестка, красной линией проходящая в программах левых партий. П. Пеллегрини заявил: «Наша партия хочет быть голосом всех, кто заслуживает внимания государства и от кого государство никогда не отвернётся. Мы хотим быть голосом регионов, чтобы политика создавалась на местах, а не в кабинетах в Бра-тиславе»1.

Данные социологических исследований показывают, что с первых дней своего существования «Голос» располагает поддержкой 16,7% избирателей (2-е место), его оппоненты -«Обычные люди» Матовича - 23,5% (1-е место) и СМЕР - СД - 10,7% (3-е место)2. Исходя из слов Пеллегрини, что его партия готова сотрудничать со всеми политическими силами, за исключением крайне правой, националистической «Народной партии - Наша Словакия» т.н. котлебовцами, можно предположить объединение при необходимости в коалицию и со СМЕР, с движением «Мы - семья» (6,4%) и др. О возможности взаимодействия с «Голосом» высказался заместитель председателя либеральной партии «За людей» Михал Луциак. Факт, свидетельствующий о готовности прежних критиков Пеллегрини объединиться с объектом

своих нападок, говорит о появившейся усталости от непредсказуемого правления Матовича.

* * *

Игорь Матович - очередной феномен центральноевропейской политики. Придя во власть, он, как оказалось впоследствии, не смог полностью соответствовать тому образу борца за демократию и справедливость, который проецировал во время предвыборной кампании. Сохранение власти и поддержание стабильности потребовали отказаться от некоторых постулатов, которыми он ранее бравировал, говоря о порочности находившихся у руля государства политиков. Полгода во власти продемонстрировали, что популизм действенен для достижения краткосрочных результатов, но по прошествии времени приходится принимать ответственные решения. Коронакризисная атмосфера первого полугодия добавила новые вызовы, ускорив трансформацию Матовича как политика.

Впрочем, пандемия предоставляет и новые возможности, которые, прежде всего, связаны с обильным финансовым вливанием из европейских фондов. Как отмечают все без исключения политики и эксперты, их правильное и своевременное использование, определение направлений развития и поддержки целевых групп может привести к модернизационному скачку и технологическому обновлению Словакии. И здесь многое зависит от согласованности действий членов нынешнего кабинета, их способности, во-первых, выработать общую программу восстановления экономики, во-вторых, её реализовать. Однако это вызывает большие сомнения из-за непрофессионализма нынешнего кабинета и продемонстрированного предшествующими правительствами неумения грамотно использовать выделяемые из Брюсселя средства. Скорей всего, можно ожидать шумные скандалы по этому поводу внутри кабинета. Поскольку министр экономики (Р. Сулик, СиС) и министр финансов (Э. Хегер, «Обычные люди...») принадлежат к разным политическим силам, возможны столкновения, которые усилятся ввиду особой позиции премьера. Это означает, что предстоит поиск компромисса. Надпартийная позиция президента Чапутовой, которой она умело пользуется, может сыграть умиротворяющую роль во межпартийной борьбе и поддержать стабильность кабинета.

1 Peter Pellegrini. Tlacova konferencia Hlas - socialna demokracia. 16.07.2020. URL: https://www.facebook.com/pelle grini.peter (дата обращения: 18.08.2020).

Volebne preferencie podl'a agentory AKO za obdobie J6l 2020. URL: https://preferencie.teraz.sk/ (дата обращения: 13.08.2020).

Список литературы

Ведерников М.В. Словакия: дилемма нового правительства // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2020. №2. С. 55-62. DOI: 10.15211/vestnikieran220205562.

Дынкин А.А. К участникам и друзьям «Примаковских чтений», нашим читателям // Мировая экономика и международные отношения. 2020. Т. 64. № 6. С. 5-6.

Крастев И. Семь первых уроков глобального коронавирусного кризиса // Россия в глобальной политике. 24.03.2020. URL: https://globalaffairs.ru/articles/sem-urokov-koronakrizisa/ (дата обращения: 13.08.2020).

Мартьянов В.С., Фишман Л.Г. После коронавируса: от оптимизированного старого к новому миру? // Свободная мысль. 2020. №3(1681). С. 9-10.

References

Dynkin, A.A. (2020) K uchastnikam i druz'jam «Primakovskih chtenij», nashim chitateljam [To participants and friends of the "Primakov rading", to our reader]. Mirovaja jekonomika i mezhdu-narodnye otnoshenija [World economy and international relations]. Vol. 64. 6. P. 5-6.

Krastev, I. Sem' pervyh urokov global'nogo koronavirusnogo krizisa [7 first lessons of Coro-nacrisis]. Rossija v global'noj politike [Russia in global affairs]. 24 March 2020. Available at: https://globalaffairs.ru/articles/sem-urokov-koronakrizisa/ (accessed 13.08.2020).

Mart'janov, V.S., Fishman, L.G. (2020) Posle koronavirusa: ot optimizirovannogo starogo k no-vomu miru? [After the coronavirus: from an optimized old to a new world]. Svobodnaja mysl' [Free thought]. 3(1681). P. 9-10. (In Russian).

Meseznikov, G. (1997) The Open Ended formation of Slovakia's political party system. Slovakia: problems of democratic consolidation and the struggle for the rules of the game. Bratislava. P. 35-57.

Vedernikov, M.V. (2020) Slovakija: dilemma novogo pravitel'stva [Slovakia: new government dilemma]. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN [Scientific and Analytical Herald of the IE RAS]. 2. P. 55-62. (In Russian). DOI: 10.15211/vestnikieran220205562.

Slovakia: Coronacrisis Consequences for Politics and Economics

Author. Mikhail Vedernikov, Candidate of Sciences (History), Senior Research Associate of Department of Central and Eastern European Studies, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address: 11-3, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: vishma@mail.ru.

Abstract. The article provides an overview of the economic prospects and political risks that emerged in Slovakia after the first wave of Coronavirus restrictions. Despite a significant GDP decline, unemployment and a worsening socio-economic situation, pandemic consequences is not catastrophic. First of all, economic recovery is associated with significant assistance of EU, which plans to invest substantial funds in Slovakia. However, the implementation of the plan runs up against internal political obstacles - the lack of cohesion within the ruling cabinet of Igor Matovic. Due to the nature of his political power, and due to the changes that have taken place in him as a politician over the six months. The author shows several conflict lines that influence on the stability of the current government. In these circumstances, successful implementation of the modernization plan for Slovakia directly depends on the stability of the cabinet. However, the author believes that conflicts are inevitable.

Keywords: Slovakia, coronavirus, Igor Matovic, Peter Pellegrini, SMER - SD, Hlas.

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran42020108114.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.