Научная статья на тему '2021 ГОД - МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГОД ОВОЩЕЙ И ФРУКТОВ'

2021 ГОД - МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГОД ОВОЩЕЙ И ФРУКТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
207
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука без границ
Область наук
Ключевые слова
ОВОЩИ / ФРУКТЫ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДОКТРИНА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Данилов Рауль Важаевич

Рассмотрена деятельность Организации Объединенных Наций (ООН) о проведении Международного года овощей и фруктов в 2021 году (МГОФ-2021). Указаны цели проведения данного мероприятия - мобилизации политической воли и ресурсов для решения глобальных проблем выращивания, потребления и хранения овощей и фруктов, а также рекомендации Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО). МГОФ-2021 направлен на повышение осведомленности директивных органов и привлечение их внимания к преимуществам потребления овощей и фруктов для здоровья и питания. Произведен анализ научных достижений в селекции, технологии производства овощей в мире. Отмечена особенность развития информационных технологий в обеспечении безопасности и повышения качеств выращивания овощей и фруктов. Цифровые технологии - веб-сканирование (web crawling), веб-скрейпинг (web scraping), электронная сертификация продукции, интеллектуальный анализ данных и др., позволяют покупателю определить качественные и питательные параметры овощной продукции, путем интеллектуального анализа данных. Пандемия COVID-19 усилила социальную значимость овощей и фруктов - это пища и лекарство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

2021 IS THE INTERNATIONAL YEAR OF VEGETABLES AND FRUITS

The activity of the United Nations (UN) on holding the International Year of Vegetables and Fruits in 2021 (IGOF-2021) was considered. The goals of this event is mobilization of political will and resources for solving global problems of growing, consumption and storage of vegetables and fruits, as well as recommendations of the Food and Agriculture Organization of the United Nations (FAO) are indicated. IYF 2021 aims to raise awareness among policymakers and raise their awareness of the health and nutritional benefits of consuming fruits and vegetables. The analysis of scientific achievements in breeding, technology of production of vegetables in the world. The peculiarity of the development of information technologies in ensuring safety and improving the quality of growing vegetables and fruits is noted. Digital technologies, like web crawling, web scraping, electronic product certification, data mining, etc., allow the buyer to determine the quality and nutritional parameters of vegetable products through data mining. The COVID-19 pandemic has increased the social value of fruits and vegetables is food and medicine.

Текст научной работы на тему «2021 ГОД - МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГОД ОВОЩЕЙ И ФРУКТОВ»

УДК 338.43

2021 ГОД - МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГОД ОВОЩЕЙ И ФРУКТОВ

Данилов Рауль Важаевич, магистрант;

ФГБОУ ВО РГАУ - МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, Российская Федерация

Аннотация: Рассмотрена деятельность Организации Объединенных Наций (ООН) о проведении Международного года овощей и фруктов в 2021 году (МГОФ-2021). Указаны цели проведения данного мероприятия - мобилизации политической воли и ресурсов для решения глобальных проблем выращивания, потребления и хранения овощей и фруктов, а также рекомендации Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО). МГОФ-2021 направлен на повышение осведомленности директивных органов и привлечение их внимания к преимуществам потребления овощей и фруктов для здоровья и питания. Произведен анализ научных достижений в селекции, технологии производства овощей в мире. Отмечена особенность развития информационных технологий в обеспечении безопасности и повышения качеств выращивания овощей и фруктов. Цифровые технологии - веб-сканирование (web crawling), веб-скрейпинг (web scraping), электронная сертификация продукции, интеллектуальный анализ данных и др., позволяют покупателю определить качественные и питательные параметры овощной продукции, путем интеллектуального анализа данных. Пандемия COVID-19 усилила социальную значимость овощей и фруктов - это пища и лекарство.

Ключевые слова: овощи; фрукты; цифровые технологии; Доктрина продовольственной безопасности

2021 IS THE INTERNATIONAL YEAR OF VEGETABLES AND FRUITS

Danilov Raul Vazhayevich, master's student;

Timiryazev Russian State Agrarian University, Moscow, Russia

Annotation: The activity of the United Nations (UN) on holding the International Year of Vegetables and Fruits in 2021 (IGOF-2021) was considered. The goals of this event is mobilization of political will and resources for solving global problems of growing, consumption and storage of vegetables and fruits, as well as recommendations of the Food and Agriculture Organization of the United Nations (FAO) are indicated. IYF 2021 aims to raise awareness among policymakers and raise their awareness of the health and nutritional benefits of consuming fruits and vegetables. The analysis of scientific achievements in breeding, technology of production of vegetables in the world. The peculiarity of the development of information technologies in ensuring safety and improving the quality of growing vegetables and fruits is noted. Digital technologies, like web crawling, web scraping, electronic product certification, data mining, etc., allow the buyer to determine the quality and nutritional parameters of vegetable products through data mining. The COVID-19 pandemic has increased the social value of fruits and vegetables is food and medicine. Keywords: vegetables; fruit; digital technology; food security doctrine.

Для цитирования: Данилов, Р. В. 2021 год - международный год овощей и фруктов / Р. В. Данилов. -Текст : электронный // Наука без границ. - 2021. - № 4 (56). - С. 101-108. - URL: https://nauka-bez-granic. ru/№-4-56-2021/4-56-2021/

For citation: Danilov R.V. 2021 is the international year of vegetables and fruits // Scince without borders, 2021, no. 4 (56), pp. 101-108.

Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО) объявила о начале Международного года овощей и фруктов в 2021 году (МГОФ-2021). Это говорит о важности овощей и фруктов для питания, продовольственной безопасности и здоровья, а также для достижения целей ООН в области устойчивого развития.

Овощи и фрукты - важный источник клетчатки, витаминов и минералов. МГОФ демонстрирует важность инновационных и цифровых техно-

логий для повышения качества питания и расширения рыночных возможностей. Сегодня в процессе между сбором урожая и его потреблением теряется до 50 % овощей и фруктов. Направления деятельности ФАО - это привлечение внимания органов, ответственных за разработку мер политики, к вопросу сокращения потерь и порчи этой скоропортящейся продукции.

Задачи перед всеми участниками цепочки: производства, поставки, покупки овощей и фруктов представлены на рис. 1 [1].

1. Информационно-пропагандистская работа и повышение

осведомл енности

• Повышение осведомленности и привлечение внимания директивных органов к преимуществам потребления овощей и фруктов для питания и здоровья

2. Формирование и распространение знаний

• Поощрение диверсифицированных, сбалансированных и здоровых рационов питания и здорового образа жизни, включая потребление овощей и фруктов

3. Разработка политики

• Инвестиции в инновации и развитие инфраструктуры в целях поощрения потребления и устойчивого производства овощ ей и фруктов, и сокращения объемов их потерь и порчи

4. Наращивание потенциала и образование

• Обмен передовым опытом в следующих областях:

• - поощрение потребления и развития производства овощей и фруктов, как элемента устойчивых продовольственных систем

• - повышение рациональности процессов хранения, транспортировки, сбыта, переработки, преобразования и розничной продажи продукции, развитие глубокой переработки овощей и фруктов

• -интеграция, кооперация производителей в местные, региональные и глобальные производственные и производственно-сбытовые цепочки в целях устойчивого производства и потребления овощей и фруктов

Рисунок 1 - Направления деятельности МГОФ-2021

Согласно первому направлению деятельности МГОФ, пандемия COVID-19 усилила социальную значимость овощной продукции, ускорила смену приоритетов в выборе продуктов питания (органическая и экологическая продукцию). Согласно реко-

мендациям ФАО, каждый взрослый должен ежедневно съедать их не менее 400 грамм для профилактики и избегания хронических заболеваний (рис. 2). Сократ по этому поводу писал: «Если не будешь есть пищу как лекарство, будешь есть лекарство как пищу» [2].

Россия 109

США ^- 114

КИЛОГраМОЕ в год

Южная Корея 210

Лаос 210

Греция 225

Черногория 240

Турция 241

Албания 245

Тунис 255

Иран 260

Узбекистан 280

Китай 350

О 50 100 150 200 250 300 350 400 Рисунок 2 - Потребление овощей на человека в странах

В России потребление овощей составляет около 109 кг на душу населения в год, что на 23 % меньше рекомендованных Министерством здравоохранения норм. Потребление свежих овощей планируется к 2028 году довести до 115 кг. Причем 70-80 % овощей и фруктов нужно употреблять в свежем виде, а только 2030 % - в переработанном. Возросла популярность здорового образа жизни, и потребитель в выборе овощей все больше внимание обращает не только на внешние особенности продукции, но и на ее полезность, безопасность, вкус.

В Европе запущена первая интерактивная карта местных фруктов и овощей с подробным описанием сезонного потребления фруктов и овощей [3]. Интерактивная карта - это поддержка спроса на региональные продукты, в которой учтено 200 местных позиций в 24 странах и включено шесть европейских климатических регионов. Инициатором данного проекта является европейский совет по продовольственной информации (EUFIC), потребители рассматривают короткие цепочки

поставок продуктов питания. Основная цель данного проекта - побудить людей употреблять больше местных и сезонных свежих продуктов, особенно с учетом того, что большая часть витаминов и минералов во фруктах и овощах обычно теряется в течение 24 часов после сбора.

Согласно третьему направлению деятельности МГОФ -2021 ФАО работает над созданием инновационных технологий повышения эффективности послеуборочной обработки и переработки продовольственного сырья. Инновационным решением является использование технологии 3D-печати (предлагается скачать и использовать размещенные в открытом доступе в Интернете 3D-модели инновационного оборудования и инвентаря). Ри-тейлеры по всему миру придумывают креативные стратегии, как приучить покупателей к «некрасивым» овощам и фруктам. Австралия, Дания, Нидерланды, Франция, Япония, Южная Корея решают проблему потерь на государственном уровне.

Важную роль для «спасения» свежих овощей и фруктов и сохранения

их пользы играет совершенствование технологий переработки (квашение, соление, мочение, маринование, сушка, замораживание, консервирование высокими температурами в герметичной таре) [4]. Это позволяет не только предохранять овощи и фрукты от порчи, но и получать продукцию с новыми

пищевыми и вкусовыми свойствами.

Мировое овощеводство направлено на быстрое наращивание объемов производства на основе современных инновационных решений в селекции, технологиях, цифровых системах [5]. Мировое производство овощей представлено на рис. 3.

Кукуруза зеленая Тыква, кабачок, тыквенные Перец чили, зеленый перец Морковь, репа Огурцы, корнишоны Лук, чеснок, лук шал от, л ук-пор ей Прочие свежие овощи

75

96

Всего 1089 млн тонн

133

182

О 50 100 150 200 250 300 Рисунок 3 - Мировое производство овощей за 2018 год (млн тонн)

327 350

На ускоренное и инновационное развитие российского овощеводства оказали влияние внешние факторы (экономические санкции, продовольственное эмбарго). Процесс им-портозамещения и государственная поддержка успешно способствуют дальнейшему развитию отрасли овощеводства. Но еще остается значительная степень зависимости от импорта семян овощных культур, импортируются в основном гибриды [6].

В России принята новая Доктрина продовольственной безопасности, которая повлияет на производителей семян овощных культур: именно перед ними стоит самая сложная и ответственная задача. Согласно Указу Президента РФ № 350 к 2025 году необходимо обеспечить аграриев российскими семенами овощных культур на уровне 70-75 %. А в дальнейшем предстоит

получить из этих семян экологически чистую продукцию и функциональные продукты питания в соответствии с известным лозунгом: «Овощи - это пища и лекарство».

В Указе Президента РФ № 350 дана установка на создание технологий, которые обеспечат рост производства элитных семян, и «Подпрограмма развития селекции и семеноводства овощных культур» уже внедряется Министерством сельского хозяйства РФ [7].

С семян начинается продовольственная безопасность страны. Кто контролирует семена, тот контролирует продовольствие [8]. Мировой рынок семян очень насыщенный, предлагаются различные сорта и гибриды овощных культур (рис. 4).

В России активность экспансии зарубежных (преимущественно голланд-

ских) гибридов заметно снижается. Внимание потребителей, а следовательно, и производителей, смещается на вкусовые качества (требования се-

Сорта и гибриды семян овощных культур имеют свои достоинства и недостатки, но каждый участник производственной цепочки желает удовлетворить свои требования [9, 10, 11]:

• производитель заинтересован в урожайности, однородности размера, формы и окраски;

• продавцу нужна хорошая сохранность, окраска, тургор и текстура, свежесть;

• потребитель интересуется питательной ценностью и биохимическим составом;

• переработчику необходимы хорошие консервирующие свойства овощей и фруктов.

Ученые-овощеводы, решая эти проблемы, опираются на научное наследие академика А.А. Жученко, который ещё в 80-х годах прошлого века, предвидел смену агрономической па-

тей к показателю сахара в соке плодов по шкале Впх: количество органических кислот и сахаров в овощах существенно влияет на вкус).

радигмы в овощеводстве и обосновал необходимость перехода от валовых сборов, урожайности, объемов, на переход к качеству продукции, вкусу, питательной и лечебной ценности [12].

Цифровые технологии позволяют покупателю определить качественные и питательные параметры овощной продукции путем интеллектуального анализа данных [7]:

• веб-сканирование (web crawling);

• веб-скрейпинг (web scraping);

• электронная сертификация продукции:

• интеллектуальный анализ данных и др.

Происходит переход от стандартного технического овоща (идеальный внешний вид, отличная лежкость) к сегментированному выращиванию различных цветовых вариаций в разных формах (например томатов) [13].

Семени

Сортовые

* ближе к диким растениям (менее прихотливы в уходе),

* богаты микроэлементами и витаминами (вкусные и ароматные)

* подходят для длительного выращивания на протяжении нескольких сезонов в конкретных природно-климатических условиях

* потребуется помощь в опылении (насекомые)

* многие болезни могут передаваться по наследству

Гибридные

* высокая урожайность

* лежнасть

• раннеспелость,

• устойчивостью к болезням

• хорошие товарные качества

♦ возможность выращивать в любых климатических условиях и на любой почве при соблюдении определенной технологии

♦ самоопыляемые

* невозможно в дальнейшем заготовить семена для посадок на следующий год.

Генном о д ифшшробанные

* искусственно созданные инжен ерами -ген етиками с целью улучшения качественных показателей исходного материала). Мнение мирового сообщества к данным семенам неоднозначо

Рисунок 4 - Селекция семян овощных культур

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пандемия коронавируса COVID-19 ускорила развитие электронной торговли (онлайн) овощной продукцией в сельской местности и настоящее время способствует достижению целей ООН в области устойчивого развития [4]. Спрос на овощи и фрукты растет во всем мире, потребители все чаще осознают ценность еды на своих столах и в особенности растет популярность органических овощей и фруктов.

Международный год овощей и фруктов призывает усовершенствовать инфраструктуру и методы выращивания ведения сельского хозяйства и таким образом поддержать мелких сельхозпроизводителей. Ведь для фермеров такой товар может стать надежным источником доходов.

Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) указывает на необходимость использования всех доступных продовольственных ресурсов и перечисляют виды редких овощей и фруктов, на которые

необходимо обратить внимание, среди них: опунция (кактусовая груша), плоды хлебного дерева, моринга, испанский артишок и амарант.

Международный год овощей и фруктов-2021 обращает внимания на:

• необходимость преобразований и поиска нового баланса между производством и потреблением продовольствия [14];

• применение инновационных технологий, которые способны обеспечить поддержание безопасности и качества, продление сроков хранения свежих овощей и фруктов и сохранение их пищевой ценности [15];

• целостный подход в вопросах питания.

Международные годы, провозглашаемые ООН, являются своеобразным индикатором интереса по тем или иным вопросам освещаемых на веб-сайте. Каждый веб-сайт доступен на всех шести официальных языках ООН.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Коноплева, Ж. В. Современные технологии маркетинговых исследований как элемент совершенствования маркетинговой деятельности в АПК / Ж.В. Коноплева. -Текст : непосредственный // Известия Международной академии аграрного образования. - 2018. - № 39. - С. 99-103.

2. Ашмарина, Т. И. Экономика аграрного природопользования, перспектива развития / Т. И. Ашмарина. - Текст : непосредственный // Материалы международной научной конференции молодых учёных и специалистов, посвящённой 150-летию со дня рождения В.П. Горячкина, Москва, 06-07 июня 2018 года. - Москва: Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К.А. Тимирязева, 2018.

- С. 379-382.

3. Ковалева, Е.В. Пандемия COVID-19 ускоряет цифровизацию сельскохозяйственной деятельности / Е. В. Ковалева. - Текст : непосредственный // Образование и право. -2020. - № 11. - С. 341-346.

4. Чутчева, Ю. В. Вектор развития аграрной экономики после пандемии / Ю. В. Чут-чева. - Текст : непосредственный // Современная экономика: актуальные проблемы, задачи и траектории развития: материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции, Курск, 10 июня 2020 года. - Курск: Курская государственная сельскохозяйственная академия им. профессора И.И. Иванова, 2020.

- С. 185-190.

5. Бирюкова, Т. В. Основные векторы развития российского рынка грибов / Т. В. Бирюкова. - Текст : непосредственный // Международный научный журнал. - 2020. -№ 2. - С. 14-18. - DOI 10.34286/1995-4638-2020-71-2-14-18.

6. Москальченко, Д. А. Инновационные технологии в сельскохозяйственной деятельности / Д. А. Москальченко. - Текст : непосредственный // Международный научный журнал. - 2018. - № 2. - С. 43-51.

7. Рахаева, В. В. Цифровизация сельскохозяйственной деятельности и безопасность продуктов питания / В. В. Рахаева. - Текст : непосредственный // Экономика сельского хозяйства России. - 2020. - № 7. - С. 18-23.

8. Коноплева, Ж. В. Основные векторы приоритетного развития АПК, как залог конкурентоспособности на зарубежных агропродовольственных рынках / Ж. В. Коноплева. - Текст : непосредственный // Известия Международной академии аграрного образования. - 2020. - № 48. - С. 48-51.

9. Маркетинг в агропромышленном комплексе: Учебник и практикум / Н. В. Суркова, Н. Г. Володина [и др.]. - 1-е изд.. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 314 с. - Текст : непосредственный.

10. Папцов, А. Г. Современные тенденции в экономике свиноводства в Дании / А. Г. Папцов. - Текст : непосредственный // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2012. - № 11. - С. 64-67.

11. Бирюкова, Т. В. Проблемы и перспективы развития свиноводства в странах ЕС / Т. В. Бирюкова. - Москва : Российский государственный аграрный университет -МСХА им. К.А. Тимирязева, 2015. - 186 с.

12. Ашмарина, Т. И. Экономика и маркетинг в перерабатывающей промышленности : Практикум / Т. И. Ашмарина, Т. В. Бирюкова. - Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Мегаполис", 2020. - 47 с. - Текст : непосредственный.

13. Бирюкова, Т. В. Маркетинг : Учебно-методическое пособие. Сборник практических заданий / Т. В. Бирюкова - Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Мегаполис", 2020. - 40 с. - Текст : непосредственный.

14. Сергеева, Н. В. Стимулирующая роль диверсификации в организации аграрного производства / Н. В. Сергеева. - Текст : непосредственный // Международный научный журнал. - 2018. - № 3-4. - С. 7-17.

15. Ашмарина, Т. И. Анализ устойчивого экономического развития сельскохозяйственной деятельности / Т. И. Ашмарина. - Текст : непосредственный // Известия Международной академии аграрного образования. - 2015. - № 23. - С. 31-35.

REFERENCES

1. Konopleva Zh. V. Sovremennye tekhnologii marketingovyh issledovanij kak element sovershenstvovaniya marketingovoj deyatel'nosti v APK [Modern technologies of marketing research as an element of improving marketing activities in the agro-industrial complex]. Izvestiya Mezhdunarodnoj akademii agrarnogo obrazovaniya, 2018, no. 39, pp. 99-103.

2. Ashmarina T.I. Ekonomika agrarnogo prirodopol'zovaniya, perspektiva razvitiya [The economy of agricultural nature management, the development perspective]. Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii molodyh uchyonyh i specialistov, posvyashchyonnoj 150-letiyu so dnya rozhdeniya V.P. Goryachkina, Moskva, 0607 iyunya 2018 goda. - Moskva: Rossijskij gosudarstvennyj agrarnyj universitet - MSKHA im. K.A. Timiryazeva, 2018, pp. 379-382.

3. Kovaleva E.V. Pandemiya COVID-19 uskoryaet cifrovizaciyu sel'skohozyajstvennoj deyatel'nosti [COVID-19 Pandemic Accelerates digitalization of agricultural activities].

Obrazovanie i parvo, 2020, no. 11, pp. 341-346.

4. Chutcheva Yu.V. Vektor razvitiya agrarnoj ekonomiki posle pandemii [The vector of development of the agricultural economy after the pandemic]. Sovremennaya ekonomika: aktual'nye problemy, zadachi i traektorii razvitiya: materialy Vserossijskoj (nacional'noj) nauchno-prakticheskoj konferencii, Kursk, 10 iyunya 2020 goda. - Kursk: Kurskaya gosudarstvennaya sel'skohozyajstvennaya akademiya im. professora I.I. Ivanova, 2020, pp. 185-190.

5. Biryukova T.V. Osnovnye vektory razvitiya rossijskogo rynka gribov [The main vectors of development of the Russian mushroom market]. Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal, 2020, no. 2, pp. 14-18. - DOI 10.34286/1995-4638-2020-71-2-14-18.

6. Moskal'chenko D.A. Innovacionnye tekhnologii v sel'skohozyajstvennoj deyatel'nosti [Innovative technologies in agricultural activities]. Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal, 2018, no. 2, pp. 43-51.

7. Rahaeva V.V. Cifrovizaciya sel'skohozyajstvennoj deyatel'nosti i bezopasnost' produktov pitaniya [Digitalization of agricultural activities and food safety]. Ekonomika sel'skogo hozyajstva Rossii, 2020, no. 7, pp. 18-23.

8. Konopleva Zh.V. Osnovnye vektory prioritenogo razvitiya APK, kak zalog konkurentosposobnosti na zarubezhnyh agroprodovol'stvennyh rynkah [The main vectors of priority development of the agro-industrial complex, as a guarantee of competitiveness in foreign agri-food markets]. Izvestiya Mezhdunarodnoj akademii agrarnogo obrazovaniya, 2020, no. 48, pp. 48-51.

9. Surkova N.V., Volodina N.G. et al. Marketing v agropromyshlennom komplekse: Uchebnik i praktikum [Marketing in the agro-industrial complex: Textbook and practical course]. 1-e izd. Moscow, Izdatel'stvo Yurajt, 2019, 314 p.

10. Papcov A.G. Sovremennye tendencii v ekonomike svinovodstva v Danii [Current trends in the pig economy in Denmark]. Ekonomika sel'skohozyajstvennyh i pererabatyvayushchih predpriyatij, 2012, no. 11, pp. 64-67.

11. Biryukova T.V. Problemy i perspektivy razvitiya svinovodstva v stranah ES [Problems and prospects of pig farming development in the EU countries]. Moskva : Rossijskij gosudarstvennyj agrarnyj universitet - MSKHA im. K.A. Timiryazeva, 2015, 186 p.

12. Ashmarina T.I., Biryukova T.V. Ekonomika i marketing v pererabatyvayushchej promyshlennosti : Praktikum [Economics and Marketing in the processing industry: A workshop]. Moskva : Obshchestvo s ogranichennoj otvetstvennost'yu "Megapolis", 2020, 47 p.

13. Biryukova T.V. Marketing : Uchebno-metodicheskoe posobie. Sbornik prakticheskih zadanij [Marketing : An educational and methodological guide. Collection of practical tasks]. Moskva : Obshchestvo s ogranichennoj otvetstvennost'yu "Megapolis", 2020, 40 p.

14. Sergeeva N.V. Stimuliruyushchaya rol' diversifikacii v organizacii agrarnogo proizvodstva [Stimulating role of diversification in the organization of agricultural production]. Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal, 2018, no. 3-4, pp. 7-17.

15. Ashmarina T.I. Analiz ustojchivogo ekonomicheskogo razvitiya sel'skohozyajstvennoj deyatel'nosti [Analysis of sustainable economic development of agricultural activities]. Izvestiya Mezhdunarodnoj akademii agrarnogo obrazovaniya, 2015, no. 23, pp. 31-35.

Материал поступил в редакцию 25.04.2021

© Данилов Р.В., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.