УДК 658.8.011.1
ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ КОММУНИКАЦИИ С ПОТРЕБИТЕЛЕМ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РАЗВИТИЯ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ РЫНКОВ
Зимов Олег Витальевич, магистрант;
ФГБОУ ВО РГАУ - МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, Российская Федерация
Аннотация: В современных условиях развития ряда экономических процессов для организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере АПК, представляется весьма значимым построение долгосрочных партнерских отношений с контактными аудиториями. Для многих организаций построение стратегии коммуникаций позволяет не только повысить прибыльность в среднесрочной перспективе, но и как в сфере овощеводства сгладить колебания спроса на продукцию, которое особенно остро ощущается в сезон сбора урожая. Не менее важным представляется определение товаропроводящих каналов и установление дружественных отношений с участниками канала, что в дальнейшем, как показала практика предыдущего года, является значимым фактором сохранения партнерских отношений, даже с учетом возможного сокращения прибыли. В статье рассмотрены основные аспекты построения модели коммуникации с потребителем, представлены основные векторы продвижения продукции организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере АПК. Оценена взаимосвязь качества производимого продукта с коммуникационной деятельностью. Продемонстрированы основные векторы стратегического развития, опирающиеся на политику коммуникации с потребителем.
Ключевые слова: коммуникация; стратегии; овощеводство; агропромышленный комплекс
THE MAIN ASPECTS OF BUILDING COMMUNICATION WITH THE CONSUMER AS AN IMPORTANT COMPONENT OF THE DEVELOPMENT OF AGRI-FOOD MARKETS
Zimov Oleg Vitalievich, master's degree;
Timiryazev Russian State Agrarian University, Moscow, Russia
Abstract: In the current conditions of the development of a number of economic processes, it is very important for organizations that carry out their activities in the field of agriculture to build long-term partnerships with contact audiences. For many organizations, building a communication strategy allows not only to increase profitability in the medium term, but also to smooth out fluctuations in demand for products in the field of vegetable growing, which is especially acute during the harvest season. No less important is the identification of commodity distribution channels, and the establishment of friendly relations with the channel participants, which in the future, as the practice of the previous year showed, is a significant factor in maintaining partnerships, even taking into account the possible reduction in profits. The article considers the main aspects of building a model of communication with the consumer, presents the main vectors of promotion of products of organizations operating in the field of agriculture. The relationship between the quality of the produced product and the communication activity is evaluated. The main vectors of strategic development based on the policy of communication with the consumer are demonstrated. Keywords: communication; strategies; vegetable growing; agro-industrial complex.
Для цитирования: Зимов, О. В. Основные аспекты построения коммуникации с потребителем как важная составляющая развития агропродовольственных рынков / О. В. Зимов. - Текст : электронный // Наука без границ. - 2021. - № 4 (56). - С. 109-115. - URL: https://nauka-bez-granicru/№-4-56-2021/4-56-2021/ For citation: Zimov O.V. The main aspects of building communication with the consumer as an important component of the development of agri-food markets // Scince without borders, 2021, no. 4 (56), pp. 109-115.
Деятельность большого числа организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере АПК, на современном этапе связывается с процессом реализации товаров, работ услуг для максимизации совокупных финансовых средств, необходимых для покрытия совокупного уровня текущих затрат. Использование стратегии продвижения продукции основывается на механизме совершенствования деятельности компании с целью развития имеющегося производственного и реализационного потенциала [1].
Процесс развития рыночных отношений на современном этапе характеризуется деятельностью предприятий различных масштабов хозяйствования, которые в основе своего функционирования осуществляют реализацию производственной и реализационной стратегии, ложащейся в основу определения совокупного финансового дохода.
Осуществляя качественное взаимодействие с потенциальными покупателями и крупными игроками рынка в сфере АПК, компания, реализуя определенный совокупный объем товаров, работ и услуг может совершенствовать стратегию роста, основываясь на возможных изменениях рынка, о чем свидетельствует опыт ряда европейских стран, в частности в Дании успех реализации продукции свиноводства основан на заданной стратегии [2].
Процесс управления доходностью компании, осуществляющей свою деятельность в сфере АПК, в современных условиях является залогом предотвра-
щения влияния негативных факторов на ожидаемый показатель дохода. С точки зрения управленческого персонала анализ финансовых показателей деятельности является возможностью сглаживания ряда негативных сторонних эффектов, влияющих на организацию, как с внутренней, так и с внешней стороны. Прогнозирование данного влияния подразумевает применение отдельных подходов и знаний к оценке результатов деятельности организации, обусловленной таким ключевым фактором как продвижение товаров и пр.
Показатели реализационной деятельности компании формируются не только под воздействием результатов производственной активности организации. Именно поэтому процесс продвижения товаров основывается на ряде следующих аспектов (рис.).
Процесс создания и производства достаточного количества продукции, товаров и услуг дает возможность компании, осуществляющей свою деятельность в сфере АПК, увеличивать объем реализации при соблюдении фактора сезонности при сбыте. К примеру, для овощей открытого грунта основной сбор урожая совпадает со снижением цены, однако при правильно выстроенной коммуникации с потребителем, создании бренда уровень цен, так же как и спрос на продукты может остаться стабильным [3]. Управление совокупным объемом торговой деятельности делает возможным для компании использовать параметр эффективного внедрения имеющегося финансового
формирование до сточного объема производства
использование потенциала для развития деятельности по продвижению
реализация стратегии по управлению логистическими цепочками
налаживание в з анмо отношений с поставщиками н покупателями
Рисунок - Основные аспекты продвижения товаров и продукции организаций
Источник: [4]
потенциала. В данном случае весьма актуальным является соблюдение условия ограниченности ресурсов.
Использование потенциала для развития деятельности по продвижению. данный аспект позволяет большому числу функционирующих компаний создавать условия для развития маркетинговой деятельности, повышать эффективность предпринимательской активности и создавать потенциал для развития занимаемого сегмента рынка в процессе развития рыночной конкуренции [4].
Реализация стратегии по управлению логистическими цепочками. Логистика в деятельности компании является важнейшим аспектом своевременной доставки продукции к конечному потребителю. Именно соблюдение временных рамок заключенных контрактов делает выгодным долгосрочное сотрудничество предприятий с постоянными потребителями товаров, работ и услуг. Важным при этом является выстраивание дол-
госрочных партнерских отношений, позволяющих организациям минимизировать риски по уходу клиентов из организации. В частности многие производители мяса и мясных изделий распределение продукции формируют исключительно с соблюдением всех требований поставщика, полученных не только при встречах и заключении договора, но и при помощи проведения маркетинговых исследований, являющихся залогом успешных взаимовыгодных поставок [5].
На основании представленной информации можно сделать вывод о том, что политика продвижения товара в сфере АПК - организованный комплекс инструментов компании по увеличению объемов реализации продукции с целью установления контакта с потребителями продукции и максимизации дохода. Данный подход возможен лишь при полном использовании имеющегося потенциала производства, проведении комплексных исследований и соответствии це-
лей политики коммуникации общим маркетинговым целям [6].
Процесс использования рекламных средств и стратегий деятельности на продолжительном временном интервале приводит к необходимости формирования единой концепции, ориентированной на максимизацию эффекта от планируемых и реализуемых мероприятий маркетинговой деятельности. Степень и сущность влияния рекламы на сбытовую и реализационную активность отдельно взятой компании приводит к нормализации рыночных отношений между продавцом и потребителем товаров.
Внедрение новых рекламных решений, связанных с ростом позиции компании относительно продвижения продукции основывается на влиянии продавца на покупателя и пользователя. В данном случае ранее рассмотренные субъекты рекламной деятельности производят тесное взаимодействие, которое достигается за счет соблюдения условий качественной совместной кооперации, что уже сейчас демонстрирует ряд компаний, осуществляющих свою деятельность в сфере животноводства, овощеводства и пр. [7].
Соблюдение основных условий осуществления рекламной деятельности организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере АПК, на современном этапе позволяет произвести выполнение целевых функций рекламы.
Процесс формирования заинтересованности потребителя в получении новой информации о продвигаемом качественном товаре может варьироваться в различные периоды времени, так как величина совокупного спроса на использование определенных
групп товаров может варьироваться под влиянием определенных групп факторов, которые могут меняться из-за присутствия различных условий развития рынка, к которым в том числе следует отнести и запрет на ввоз той или иной продукции, к примеру, помидоров из Турции [8]. Очевидно, что в этом случае, формирование позиции потребителя может быть обусловлено неким влиянием со стороны внешних факторов.
Соблюдение ориентации продавца на учет интересов пользователя в реализуемых товарах, работах и услугах приводит к более тесному взаимодействию между хозяйствующими субъектами в разных отраслях экономического хозяйствования. Продвигая совершенно ненужные и некачественные товары, продавец может минимизировать экономический эффект от реализации готового объема производства, что приведет к еще более существенным финансовым потерям со стороны хозяйствующего лица в будущие периоды времени [9].
Однако в этом случае, потребитель может в некой мере проводить контроль над основными условиями деятельности хозяйствующих компаний за счет изменения своих интересов и предпочтений в рамках потребления товаров и продукции даже массового сектора сбыта. В этом случае процесс продвижения может быть низкоэффективным с точки зрения получения совокупной прибыли от проведения торговой и реализационной деятельности [10].
Присутствие критерия информатизации сферы общественных отношений приводит к росту показателей рекламной деятельности в текущий момент времени [11]. Влияние науч-
но-технического прогресса, применения методик нового и совершенствованного продвижения ложится в основу обеспечения возможного планового объема реализации, который может генерировать максимальные финансовые потоки при соблюдении рационального подхода к формированию ценовой политики отдельно взятой организации [12].
При проведении реализационной деятельности со стороны хозяйствующих субъектов оказание достаточного внимания качеству реализуемой продукции может приводить к росту спроса со стороны массового рынка потребления. Каждый человек в сфере своей жизнедеятельности нуждается в тех товарах и продукции, которые в полной мере способны удовлетворить базовые потребности с соблюдением условия формирования адаптированной цены при функционировании
сложившегося сегмента рынка [13]. Повышение качества продукции компании может достигаться за счет применения следующих мер:
- использование высокотехнологичного оборудования;
- использование качественного сырья и материалов;
- задействование всех имеющихся производственных возможностей;
- проведение плановых мероприятий, связанных с контролем качества реализуемой продукции [14].
Именно соблюдение этих рассматриваемых мер и приводит к формированию единой стратегии функционирования компании на достаточно продолжительном временном интервале, а учитывая современные тенденции, в частности цифровизацию ряда экономических процессов, данный подход формирования стратегии является обоснованным [15].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Маркетинг в агропромышленном комплексе: Учебник и практикум / Н. В. Суркова, Н. Г. Володина [и др.]. - 1-е изд.. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 314 с. - Текст : непосредственный.
2. Папцов, А. Г. Современные тенденции в экономике свиноводства в Дании / А. Г. Папцов. - Текст : непосредственный // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2012. - № 11. - С. 64-67.
3. Ашмарина, Т. И. Экономика аграрного природопользования, перспектива развития / Т. И. Ашмарина. - Текст : непосредственный // Материалы международной научной конференции молодых учёных и специалистов, посвящённой 150-летию со дня рождения В.П. Горячкина, Москва, 06-07 июня 2018 года. - Москва: Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К.А. Тимирязева, 2018. - С. 379-382.
4. Коноплева, Ж. В. Современные технологии маркетинговых исследований как элемент совершенствования маркетинговой деятельности в АПК / Ж.В. Коноплева. -Текст : непосредственный // Известия Международной академии аграрного образования. - 2018. - № 39. - С. 99-103.
5. Бирюкова, Т. В. Проблемы и перспективы развития свиноводства в странах ЕС / Т. В. Бирюкова. - Москва : Российский государственный аграрный университет -МСХА им. К.А. Тимирязева, 2015. - 186 с.
6. Ашмарина, Т. И. Экономика и маркетинг в перерабатывающей промышленности : Практикум / Т. И. Ашмарина, Т. В. Бирюкова. - Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Мегаполис", 2020. - 47 с. - Текст : непосредственный.
7. Бирюкова, Т. В. Маркетинг : Учебно-методическое пособие. Сборник практических заданий / Т. В. Бирюкова - Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Мегаполис", 2020. - 40 с. - Текст : непосредственный.
8. Рахаева, В. В. Цифровизация сельскохозяйственной деятельности и безопасность продуктов питания / В. В. Рахаева. - Текст : непосредственный // Экономика сельского хозяйства России. - 2020. - № 7. - С. 18-23.
9. Коноплева, Ж. В. Основные векторы приоритетного развития АПК, как залог конкурентоспособности на зарубежных агропродовольственных рынках / Ж. В. Коноплева. - Текст : непосредственный // Известия Международной академии аграрного образования. - 2020. - № 48. - С. 48-51.
10. Чутчева, Ю. В. Вектор развития аграрной экономики после пандемии / Ю. В. Чут-чева. - Текст : непосредственный // Современная экономика: актуальные проблемы, задачи и траектории развития: материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции, Курск, 10 июня 2020 года. - Курск: Курская государственная сельскохозяйственная академия им. профессора И.И. Иванова, 2020. - С. 185-190.
11. Москальченко, Д. А. Инновационные технологии в сельскохозяйственной деятельности / Д. А. Москальченко. - Текст : непосредственный // Международный научный журнал. - 2018. - № 2. - С. 43-51.
12. Ашмарина, Т. И. Анализ устойчивого экономического развития сельскохозяйственной деятельности / Т. И. Ашмарина. - Текст : непосредственный // Известия Международной академии аграрного образования. - 2015. - № 23. - С. 31-35.
13. Бирюкова, Т. В. Основные векторы развития российского рынка грибов / Т. В. Бирюкова. - Текст : непосредственный // Международный научный журнал. - 2020. -№ 2. - С. 14-18. - DOI 10.34286/1995-4638-2020-71-2-14-18.
14. Сергеева, Н. В. Стимулирующая роль диверсификации в организации аграрного производства / Н. В. Сергеева. - Текст : непосредственный // Международный научный журнал. - 2018. - № 3-4. - С. 7-17.
15. Ковалева, Е.В. Пандемия COVID-19 ускоряет цифровизацию сельскохозяйственной деятельности / Е. В. Ковалева. - Текст : непосредственный // Образование и право. - 2020. - № 11. - С. 341-346.
REFERENCES
1. Surkova N.V., Volodina N.G. et al. Marketing v agropromyshlennom komplekse: Uchebnik i praktikum [Marketing in the agro-industrial complex: Textbook and practical course]. 1-e izd. Moscow, Izdatel'stvo Yurajt, 2019, 314 p.
2. Papcov A.G. Sovremennye tendencii v ekonomike svinovodstva v Danii [Current trends in the pig economy in Denmark]. Ekonomika sel'skohozyajstvennyh i pererabatyvayushchih predpriyatij, 2012, no. 11, pp. 64-67.
3. Ashmarina T.I. Ekonomika agrarnogo prirodopol'zovaniya, perspektiva razvitiya [The economy of agricultural nature management, the development perspective]. Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii molodyh uchyonyh i specialistov, posvyashchyonnoj 150-letiyu so dnya rozhdeniya V.P. Goryachkina, Moskva, 0607 iyunya 2018 goda. - Moskva: Rossijskij gosudarstvennyj agrarnyj universitet - MSKHA im. K.A. Timiryazeva, 2018, pp. 379-382.
4. Konopleva Zh. V. Sovremennye tekhnologii marketingovyh issledovanij kak element sovershenstvovaniya marketingovoj deyatel'nosti v APK [Modern technologies of marketing research as an element of improving marketing activities in the agro-industrial complex]. Izvestiya Mezhdunarodnoj akademii agrarnogo obrazovaniya, 2018, no. 39,
pp. 99-103.
5. Biryukova T.V. Problemy i perspektivy razvitiya svinovodstva v stranah ES [Problems and prospects of pig farming development in the EU countries]. Moskva : Rossijskij gosudarstvennyj agrarnyj universitet - MSKHA im. K.A. Timiryazeva, 2015, 186 p.
6. Ashmarina T.I., Biryukova T.V. Ekonomika i marketing v pererabatyvayushchej promyshlennosti : Praktikum [Economics and Marketing in the processing industry: A workshop]. Moskva : Obshchestvo s ogranichennoj otvetstvennost'yu "Megapolis", 2020, 47 p.
7. Biryukova T.V. Marketing : Uchebno-metodicheskoe posobie. Sbornik prakticheskih zadanij [Marketing : An educational and methodological guide. Collection of practical tasks]. Moskva : Obshchestvo s ogranichennoj otvetstvennost'yu "Megapolis", 2020, 40 p.
8. Rahaeva V.V. Cifrovizaciya sel'skohozyajstvennoj deyatel'nosti i bezopasnost' produktov pitaniya [Digitalization of agricultural activities and food safety]. Ekonomika sel'skogo hozyajstva Rossii, 2020, no. 7, pp. 18-23.
9. Konopleva Zh.V. Osnovnye vektory prioritenogo razvitiya APK, kak zalog konkurentosposobnosti na zarubezhnyh agroprodovol'stvennyh rynkah [The main vectors of priority development of the agro-industrial complex, as a guarantee of competitiveness in foreign agri-food markets]. Izvestiya Mezhdunarodnoj akademii agrarnogo obrazovaniya, 2020, no. 48, pp. 48-51.
10. Chutcheva Yu.V. Vektor razvitiya agrarnoj ekonomiki posle pandemii [The vector of development of the agricultural economy after the pandemic]. Sovremennaya ekonomika: aktual'nye problemy, zadachi i traektorii razvitiya: materialy Vserossijskoj (nacional'noj) nauchno-prakticheskoj konferencii, Kursk, 10 iyunya 2020 goda. - Kursk: Kurskaya gosudarstvennaya sel'skohozyajstvennaya akademiya im. professora I.I. Ivanova, 2020, pp. 185-190.
11. Moskal'chenko D.A. Innovacionnye tekhnologii v sel'skohozyajstvennoj deyatel'nosti [Innovative technologies in agricultural activities]. Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal, 2018, no. 2, pp. 43-51.
12. Ashmarina T.I. Analiz ustojchivogo ekonomicheskogo razvitiya sel'skohozyajstvennoj deyatel'nosti [Analysis of sustainable economic development of agricultural activities]. Izvestiya Mezhdunarodnoj akademii agrarnogo obrazovaniya, 2015, no. 23, pp. 31-35.
13. Biryukova T.V. Osnovnye vektory razvitiya rossijskogo rynka gribov [The main vectors of development of the Russian mushroom market]. Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal, 2020, no. 2, pp. 14-18. - DOI 10.34286/1995-4638-2020-71-2-14-18.
14. Sergeeva N.V. Stimuliruyushchaya rol' diversifikacii v organizacii agrarnogo proizvodstva [Stimulating role of diversification in the organization of agricultural production]. Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal, 2018, no. 3-4, pp. 7-17.
15. Kovaleva E.V. Pandemiya COVID-19 uskoryaet cifrovizaciyu sel'skohozyajstvennoj deyatel'nosti [COVID-19 Pandemic Accelerates digitalization of agricultural activities]. Obrazovanie i parvo, 2020, no. 11, pp. 341-346.
Материал поступил в редакцию 25.04.2021
© Зимов О.В., 2021