Научная статья на тему '2020.04.012. ФЕРРАРИ М. ВАЛЮТЫ СТРАН С ФОРМИРУЮЩИМСЯ РЫНКОМ: ФАКТОРЫ РИСКА. FERRARI M. LES DEVISES DES MARCHéS éMERGENTS: LE RôLE DU RISQUE MONDIAL, DU DOLLAR ET DES FACTEURS DOMESTIQUES // BULLETIN éCON. DE LA BCE. - BRUXELLES, 2019. - P. 28-33'

2020.04.012. ФЕРРАРИ М. ВАЛЮТЫ СТРАН С ФОРМИРУЮЩИМСЯ РЫНКОМ: ФАКТОРЫ РИСКА. FERRARI M. LES DEVISES DES MARCHéS éMERGENTS: LE RôLE DU RISQUE MONDIAL, DU DOLLAR ET DES FACTEURS DOMESTIQUES // BULLETIN éCON. DE LA BCE. - BRUXELLES, 2019. - P. 28-33 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВАЛЮТЫ / ОБМЕННЫЙ КУРС / СТРАНЫ С ФОРМИРУЮЩИМСЯ РЫНКОМ / ПРОЦЕНТНЫЕ СТАВКИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2020.04.012. ФЕРРАРИ М. ВАЛЮТЫ СТРАН С ФОРМИРУЮЩИМСЯ РЫНКОМ: ФАКТОРЫ РИСКА. FERRARI M. LES DEVISES DES MARCHéS éMERGENTS: LE RôLE DU RISQUE MONDIAL, DU DOLLAR ET DES FACTEURS DOMESTIQUES // BULLETIN éCON. DE LA BCE. - BRUXELLES, 2019. - P. 28-33»

стоятельствах укоренившиеся представления о балансе между государством и рынком препятствуют адекватному реагированию на кризис [2].

У кризиса COVID-19, который усугубил все проблемы общества, есть только один положительный момент - вызванная им чрезвычайная ситуация может быть использована как плацдарм для строительства более устойчивой и инклюзивной экономики. Вопрос даже не в том, чтобы изменить масштабы государственной поддержки, а в том, чтобы должным образом ее структурировать. Государство снова стало играть роль лидера в экономике, отмечает Маццукато, а потому оно должно своевременно вырабатывать решения, отвечающие долгосрочным общественным интересам [3].

Список литературы

1. Buiter W.H. The helicopters are coming // Project syndicate. - 2020. - 26.03. -Mode of access: https://www.project-syndicate.org/commentary/helicopter-money-coronavirus-response-by-willem-h-buiter-1-2020-03

2. Frydman R., Phelps E.S. Insuring the survival of post-pandemic economies // Project syndicate. - 2020. - 23.03. - Mode of access: https://www.project-syn dicate.org/commentary/economic-insurance-requires-massive-government-interven tion-by-roman-frydman-and-edmund-s-phelps-2020-03

3. Mazzucato M. Capitalism's triple crisis // Project syndicate. - 2020. - 30.03. -Mode of access: https://www.project-syndicate.org/commentary/covid19-crises-of-capitalism-new-state-role-by-mariana-mazzucato-2020-03

2020.04.012. ФЕРРАРИ М. ВАЛЮТЫ СТРАН С ФОРМИРУЮЩИМСЯ РЫНКОМ: ФАКТОРЫ РИСКА.

FERRARI M. Les devises des marchés émergents: Le rôle du risque mondial, du dollar et des facteurs domestiques // Bulletin écon. de la BCE. - Bruxelles, 2019. - P. 28-33.

Ключевые слова: национальные валюты; обменный курс; страны с формирующимся рынком; процентные ставки.

Итальянский экономист, сотрудник Европейского центрального банка, анализирует факторы, вызвавшие резкое падение обменных курсов валют девяти стран с формирующимся рынком

(СФР)1 в первые восемь месяцев 2018 г., а затем их последующее восстановление, используя эконометрическую модель.

За январь-август 2018 г. комплексный индекс номинального эффективного курса валют СФР снизился на 3,6%, в то время как обменные курсы по отношению к доллару упали более значительно - в отдельных странах более чем на 20% (с. 28-29). Это поставило под угрозу финансовую стабильность, привело к росту затрат СФР на финансирование (страны обычно привлекали финансирование в долларах) и ухудшению перспектив экономического роста.

Изменение обменного курса валют СФР по отношению к доллару США, указывает автор, является важным фактором, определяющим перспективы их экономического развития, поскольку в долларах номинирована значительная часть их кредитов, внешнеторговых операций и долговых обязательств. Обычно сильное падение валютного курса связано с оттоком капитала, ужесточением условий кредитования и дестабилизацией финансов. На курсы валют СФР воздействует одновременно достаточно большое количество глобальных и внутренних факторов; при этом из общей массы трудно выделить «вклад» каждого отдельного фактора. Автор считает необходимым оценить влияние следующих четырех факторов: последствия экономических шоков в США, склонность участников глобального рынка к риску, динамика процентных ставок и внутренние шоки.

Чтобы понять «вклад» каждого фактора в отдельности, по его мнению, недостаточно опираться только на теорию паритета процентных ставок, так как разница (дифференциал) в процентных ставках СФР и ставках США лишь в очень небольшом числе случаев была причиной (причем не главной) обесценения валют СФР относительно доллара. Главными причинами автор считает изменение глобальной склонности к риску и последствия экономических шоков в США. Высокая склонность к риску участников рынка в СФР стимулирует приток капитал, что в свою очередь ведет к повышению обменного курса национальной валюты. Лидирующие позиции доллара в международной валютной системе также играют важную роль: в условиях повышения курса доллара, когда

1 Аргентина, Турция, Бразилия, ЮАР, Индия, Индонезия, Китай, Южная Корея, Мексика.

наблюдается рост в экономике и устанавливаются высокие процентные ставки, происходит отток капитала из СФР в США, и курс валют СФР снижается. Таким образом, потрясения в экономике США транслируются на экономику СФР.

Для оценки относительной значимости каждого из двух указанных факторов, определяющих колебания курсов валют, автор берет за основу эталонную модель, которую предложил американский экономист А. Верделхен (A. Verdelhan), профессор финансов международной бизнес-школы при Массачусетском технологическом институте (MIT Sloan School of Management) (США). Эта модель предназначена для анализа валют с плавающим курсом стран со свободным движением капитала. Очевидно, что если обменный курс контролируется (например, если он привязан к доллару), то его изменения не могут быть напрямую объяснены макроэкономическими изменениями. В эталонную регрессионную модель, описывающую взаимосвязь между изменениями двусторонних обменных курсов и разницей в процентных ставках, автор добавил две переменных. Первая, условно называемая «долларовый фактор», направлена на выявление влияния событий (шоков) в США на валюты СФР. Включение этой переменной в модель позволяет оценить изменение валютных курсов СФР относительно курса доллара. Вторая переменная, которая объясняет колебания валютных курсов СФР, напрямую не связанные с событиями в США, - это так называемый «фактор переноса» (carry factor). Он определяется как разница между курсами валют с высокой доходностью и курсами валют с низкой доходностью. Когда инвесторы участвуют в «сделках переноса» (carry trades), т.е. продают низкооплачиваемые валютные активы для покупки высокодоходных валютных активов и прибыль получается за счет разницы в величинах процентных ставок, они подвергаются глобальным рискам обменного курса. Это связано с тем, что валюты с высокими процентными ставками, как правило, обесцениваются в периоды экономического спада или снижения склонности участников рынка к риску.

Добавление этих двух переменных в эталонную модель значительно увеличивает долю курсовых колебаний, которые можно объяснить. Оставшаяся доля колебаний, которые не связаны с глобальным риском или событиями в США, отражает влияние внутренних факторов, характерных для каждой отдельной страны.

Среди них такие, как внутренняя политическая нестабильность, изменения в ожиданиях, касающихся будущего развития национальной экономики, или в настроении рынков в отношении валюты.

Проведенные автором расчеты показывают, что девальвация валют СФР относительно доллара в первые восемь месяцев 2018 г. в основном была вызвана событиями в США и усилением глобального неприятия риска рыночными игроками. Этот вывод согласуется с ужесточением условий финансирования в СФР и ростом доходности инвестиций в США, наблюдавшимся в тот же период. Исключением из общей картины является ситуация в Турции и Аргентине, где основным фактором ослабления национальных валют стала внутриполитическая напряженность. Расчеты также показывают, что использовавшаяся властями СФР монетарная политика, нацеленная на увеличение разницы между национальными процентными ставками и процентными ставками в США, не смогла смягчить последствия влияния глобального риска и событий в США, которые подталкивали вниз курсы национальных валют.

Что касается последующего восстановления курсов национальных валют СФР, то оно было обусловлено главным образом реакцией на внутреннюю политику и позитивными процессами в экономике отдельных стран. Декомпозиция влияния отдельных факторов с помощью модели свидетельствует, что глобальный риск продолжает оказывать понижательное давление на валюты СФР. Однако с августа 2018 г. роль «долларового фактора» стала более ограниченной, и события в США не сказывались на курсах валют рассматриваемых СФР. Кроме того, в этих странах улучшились внутренние условия экономического развития и перспективы роста.

Г. В. Семеко

2020.04.013. ОСТЕРЛОХ С. ПРИМЕНЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ДЛЯ БОРЬБЫ ПРОТИВ ИЗМЕНЕНИЙ КЛИМАТА В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ.

OSTERLOH S. Les implications des mesures budgétaires visant à lutter contre le changement climatique // Bulletin écon. de la BCE. - Bruxelles, 2020. - P. 62-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.