Научная статья на тему '2020. 03. 006. Девасири Н. , виракун К. , Азиз А. Смешанные методы в исследовании финансов: основание и модели исследования. Dewasiri N. , Weerakoon K. , Azeez A. mixed methods in Finance research : the rationale and research designs // International journal of qualitative methods. - 2018. - Vol. 17, n 1. - p. 1-13. - doi: https://doi. Org/10. 1177/1609406918801730'

2020. 03. 006. Девасири Н. , виракун К. , Азиз А. Смешанные методы в исследовании финансов: основание и модели исследования. Dewasiri N. , Weerakoon K. , Azeez A. mixed methods in Finance research : the rationale and research designs // International journal of qualitative methods. - 2018. - Vol. 17, n 1. - p. 1-13. - doi: https://doi. Org/10. 1177/1609406918801730 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСЫ / КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ И КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ / МЕТОДОЛОГИЯ СМЕШАННЫХ МЕТОДОВ / МЕТОДОЛОГИЯ ОПОСРЕДОВАНИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ДИЗАЙН / МОДЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Али-Заде А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2020. 03. 006. Девасири Н. , виракун К. , Азиз А. Смешанные методы в исследовании финансов: основание и модели исследования. Dewasiri N. , Weerakoon K. , Azeez A. mixed methods in Finance research : the rationale and research designs // International journal of qualitative methods. - 2018. - Vol. 17, n 1. - p. 1-13. - doi: https://doi. Org/10. 1177/1609406918801730»

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ

2020.03.006. ДЕВАСИРИ Н., ВИРАКУН К., АЗИЗ А. СМЕШАННЫЕ МЕТОДЫ В ИССЛЕДОВАНИИ ФИНАНСОВ: ОСНОВАНИЕ И МОДЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

DEWASIRI N., WEERAKOON K., AZEEZ A. Mixed methods in finance research : The rationale and research designs // International journal of qualitative methods. - 2018. - Vol. 17, N 1. - P. 1-13. -DOI: https://doi.org/10.1177/1609406918801730

Ключевые слова: финансы; количественный и качественный анализ; методология смешанных методов; методология опосредования; исследовательский дизайн; модели исследования; общественные науки.

Авторы из Шри-Ланки выясняют возможности применения смешанных - количественных и качественных - методов в финансовых исследованиях и рассматривают модели такого применения.

Методология количественного анализа, пишут авторы, -наиболее популярный подход к исследованию финансов в последние 70 лет. Это - эмпирический подход к финансовой сфере, основанный на данных наблюдения для последующего статистического их анализа. Такая методология исключает исследовательскую работу с проблемами качественного характера, исключает качественные модели исследования. Известно, что в «последние несколько десятков лет большинство финансовых исследований (68%) работали со вторичными (proxy) переменными моделей финансового поведения, основывались на вторичных фискальных данных, например при анализе "загадки дивидендов" - того, почему компании платят дивиденды и какие факторы влияют на дивидендную политику. И остается большой вопрос, насколько заслуживают доверия выводы в отношении дивидендной политики,

полученные на основе использования вторичных данных» (с. 1). Между тем реальное финансовое поведение компаний может весьма отличаться от поведенческих моделей, выстраиваемых «вторичными» объяснениями. Поэтому, чтобы проникнуть в эту «первичную» реальность, недостаточно использовать традиционный для финансовой сферы количественный подход, необходим новый исследовательский инструментарий. И таким инструментарием, полагают авторы, в дополнение к количественному анализу должен стать качественный анализ.

Получить представление о том, какой должна быть методология использования смешанных (количественных и качественных) методов в финансовых исследованиях, может помочь систематический анализ научной литературы, в которой представлены исследования, проведенные по такой методологии. Авторы пошли по этому пути и обследовали две большие группы специализированных научных журналов, посвященных методологии смешанных методов и исследованиям в финансовой сфере. Это обследование выявило из всего журнального массива всего лишь две статьи (по одной из каждой группы обследованных журналов), в которых сошлись методология смешанных методов и финансовое исследование. Затем по ключевым словам, характеризующим исследовательскую область сочетания методологии смешанных методов (МСМ) и сферы финансов, была сформирована соответствующая база данных, насчитывающая 41 статью, из которой авторы отобрали шесть статей с упором на финансовую область и восемь статей с упором на МСМ.

Анализ отобранных исследований показал, что в большинстве из них постановка исследовательских задач слабо удовлетворяет требованиям МСМ, поскольку произведена либо небрежно, либо вовсе не произведена, что демонстрирует явную методологическую брешь в исследовании финансов. Между тем важно в первую очередь идентифицировать природу исследовательских вопросов / задач, чтобы определить, насколько вообще применимы смешанные методы в данном исследовании. В авторской выборке исследований шесть из восьми работ не имели четкого указания на основание применения смешанных методов, и невнимание к идентификации такого основания - это еще одна

методологическая брешь в исследованиях, проводимых в финансовой сфере.

Характерные для количественного анализа исследовательские вопросы распределяются по четырем категориям: 1) описательные; 2) сравнительные; 3) связанные; 4) исторические. В категории (1) количественный анализ отвечает на описательные вопросы (вопросы «что»), например «что определяет структуру капитала?» или «что влияет на решения о выплатах?», и работает с несколькими переменными (более чем одной переменной). В категории (2) количественный анализ сравнивает несколько независимых переменных с зависимой переменной, исследуя отношения влияния, последствия взаимодействия или различия между зависимой и независимыми переменными, например влияние структуры капитала на финансовое поведение организации, макроэкономических переменных на стоимость акций, различие оснований, почему одни организации выплачивают, а другие не выплачивают дивиденды. Количественный анализ категории (3) основывается на связности исследовательских задач: эта категория количественного подхода включается, когда исследуются связи между различными финансовыми переменными. Наконец, в рамках категории (4) - исторического подхода - количественный анализ стремится предсказать будущее на основе прошлых / текущих финансовых тенденций, например изучая влияние задержанных в прошлом выплат дивидендов на текущую дивидендную политику. Количественный анализ базируется преимущественно на дедуктивном подходе - развитии и тестировании гипотез о зависимых и независимых переменных, их взаимосвязях, взаимовлиянии, тенденциях.

Что же касается качественного анализа, продолжают авторы, то он предпринимается, когда об исследуемом предмете известно немного либо когда нет информации о том, как схожие проблемы решались в прошлом. В целом «профильный предмет качественного исследования - человеческое / социальное взаимодействие - и исследование этого предмета в органичной для него форме вопросов "почему" носит в принципе качественный характер, отличаясь изменчивостью, незавершенностью, ненаправленностью» (с. 5). В качественном (как и в количественном) исследовании изучаемый предмет определяет исследовательский дизайн, который мо-

жет (в зависимости от характера предмета) принять вид case study, феноменологический или этнографический вид.

Авторы отмечают, что при работе с выборкой научных статей они практически нигде не нашли сколько-нибудь ясного обозначения основания применения МСМ. В финансовой сфере, где традиционно используется количественный, «бухгалтерский» подход, недоумение в отношении применения смешанных методов вполне понятно. Поэтому, для того чтобы вообще использовать в сфере финансов смешанные методы, исследователи должны по-новому подойти к этой сфере - начать с того, чтобы допустить саму возможность применения к финансам не только количественного, но и качественного анализа и обсуждать основание такого применения. Введение качественного анализа в финансовую сферу поможет открыть новые горизонты и в постановке исследовательских задач, и в их решении. «Исследовательские задачи, поставленные по методологии смешанных методов, автоматически становятся задачами и количественного и качественного анализа, т.е. задачами более широкого и глубокого спектра, и результаты такого исследования также будут включать и количественное и качественное измерения» (с. 6).

В научной литературе высказывается мнение, что построение исследования по МСМ должно принимать во внимание природу исследуемой проблемы. Например, при определении влияния настроения / позиции инвестора на ценовую динамику активов / акций необходимо получить информацию и о качественной независимой переменной (настроении / позиции инвестора), и о количественной зависимой переменной (ценовой динамике активов / акций). В фазе качественного анализа отношение инвестора к текущей ценовой динамике активов / акций можно было бы определить через интервью с ним. В фазе количественного же анализа общая позиция инвестора могла бы быть выявлена с помощью уже имеющихся в распоряжении исследователей инструментов / индикаторов, а также количественной информации, собранной в отношении ценовой динамики. Тогда при наличии двух фаз (качественной и количественной) анализа открывается возможность исследовать связь между позицией инвестора (качественный уровень) и ценовой динамикой (количественный уровень). И соответствующие измерения (выполненные в регрессивном анализе)

должны представлять уровень отдельных (single) переменных, т.е. уровень, опосредствующий качественную и количественную фазы анализа. Таким образом, применение смешанных методов обязывает уже не к двустороннему (качественному и количественному: суммарному), а трехстороннему (качественно-количественному: целостному) исследованию, где возникают переменные-посредники между качественными и количественными переменными.

Некоторые исследовательские задачи требуют сравнительного исследования - компаративного исследовательского дизайна и в качественном, и в количественном его вариантах. Так, если ставится вопрос о различии в позициях инвесторов-женщин и инвесторов-мужчин в отношении ценовой динамики акций, женские и мужские позиции инвесторов должны быть подвергнуты сравнительному качественному анализу, например с помощью глубоких интервью (in-depth interviews). В случае же сравнительного количественного анализа разрабатываются соответствующие индикаторы, которые измеряются и сравниваются в отношении двух независимых - женской и мужской - выборок. Наконец, возможно опосредовать (triangulate) результаты качественного и количественного подходов. Кроме того, в некоторых ситуациях необходимо количественно и качественно исследовать в отдельном анализе связь между разными проблемами. Между тем проблема дивидендов десятилетия исследуется в рамках количественной парадигмы, хотя в конкретных случаях включает в себя и качественное и количественное измерения. Например, почему компании платят дивиденды и каковы факторы, влияющие на дивидендную политику? Словом, убеждены авторы, «проблема дивидендов должна изучаться по МСМ, поскольку она обязательно связывает количественные и качественные переменные. Такова природа данной проблемы: она предусматривает использование смешанных методов. Есть и дополнительный аргумент в пользу применения смешанного анализа: когда ограничение исключительно количественным подходом приводит к очевидно несообразным результатам, сигнализирующим о том, что был проигнорирован качественный анализ проблемы. В целом финансовая сфера давно и отчетливо демонстрирует все основания перехода в ней от количественных методов исследования к смешанным» (с. 6).

Сочетание качественного и количественного подходов - это метод опосредования (triangulation) количественных и качественных переменных, придающий исследованию такие достоинства, как доверие к результатам, открытие новых методов работы с исследуемыми проблемами, введение синтетического теоретического основания. В принципе применение сочетания разных методов (методологии опосредования) - обзоров, наблюдений, качественных интервью, архивирования, «ненавязчивого» (unobtrusive) исследования - обеспечивает полноту и цельность / сочетаемость результатов.

В научной литературе предлагается четырехмерная модель оснований проведения исследований по методологии смешанных методов: 1) расширение круга участников исследования (participant enrichment); 2) точность / правильность исследовательских инструментов (instrument fidelity); 3) обращение к интеграции (treatment integrity); 4) повышение значимости исследования (significant enhancement). Основание (1) призвано оптимизировать выборку респондентов. Например, качественный анализ, привлекший маленькую выборку, мог бы быть оптимизирован расширением круга респондентов. Основание (2) поддерживает повышение коэффициента полезного действия исследовательских инструментов / индикаторов / переменных. Например, всегда при работе с «вторичными» (proxy) переменными очень рекомендуется практиковать смешанные методы, поскольку два подхода (количественный и качественный) обеспечивают двойную поддержку исследовательских результатов, минимизируя внутреннюю слабость использования «вторичных» переменных. Основание (3) относится к сочетанию качественных и количественных исследовательских техник, необходимому для явного и неявного обеспечения внутренней обоснованности хода исследования. Явная гарантия такой обоснованности обязана допущению того, что исследование честно проводится с целью решения исследуемой проблемы, а неявная гарантия - в допущении того, что контекст исследования не управляется умышленно исследователями. Например, если исследователь нацелен на изучение связи между корпоративным управлением и дивидендной политикой, он должен собирать не только данные по зависимым и независимым переменным, но и (через интервью) данные исследовательского контекста: об изучаемой

организации, ее производстве, ее стране. Знание контекста необходимо, поскольку результаты конкретного исследования отличаются от результатов другого исследования именно из-за контекста. То есть без учета контекста невозможно обобщение исследовательских результатов. Наконец, основание (4) служит цели повышения значимости исследования через использование МСМ. Например, при определении влияния позиции инвестора на ценовую динамику акций качественный анализ способен задать вопросы «почему» и «как» в отличие от количественного анализа с его традиционным вопросом: каково влияние позиции инвестора на ценовую динамику акций?

Некоторые исследователи указывают на пять оснований использования МСМ, утверждая, что эта методология способствует: 1) повышению основательности исследования вследствие минимизации недостоверных результатов; 2) повышению методологической силы исследования, которую ослабляет применение методов по отдельности; 3) многомерному (с разных позиций) анализу; 4) взаимному усилению методов; 5) расширению области исследования в целом. Эти пять оснований могут быть дополнены тем, что использование смешанных методов помогает получать неожиданные результаты, а также повышает теоретическую составляющую исследования, что усиливает возможности его генерализации и прогностические возможности.

Авторы отмечают, что их анализ выборки исследований, имеющих отношение к использованию МСМ, показал, что ни в одном из этих исследований МСМ явно не идентифицируется. В лучшем случае в этих исследованиях речь идет о последовательном применении количественного и качественного анализа, но не о качественно-количественном единстве, «сплаве» методов. И даже если в некоторых из этих работ прямо подчеркивается использование МСМ, фактически они выполнены без обращения к этому методу. То есть обнаруживается очевидная исследовательская брешь между декларированием (явным или неявным) и фактическим применением МСМ.

Существуют разработки методологии опосредования, которая состоит в технике сочетания разных методов как важного инструмента повышения основательности исследования и получения непротиворечивых исследовательских результатов. В научной ли-

тературе такой подход определяется именно как «методология опосредования, или множественная (сочетающая количественный и качественный методы) методология» (с. 8). Такая методология предполагает, что внутри одного исследования осуществляется сбор данных разного типа, что и обусловливает достижение результатов высокого уровня согласованности и, значит, высокого уровня достоверности. МСМ применяется в исследованиях в различных областях - менеджмента, маркетинга, человеческого капитала, бизнеса, но крайне редко в финансовой сфере, где проблемы возникают уже на первом этапе исследования, когда делается выбор между качественным и количественным анализом либо в пользу совместной работы обоих методов.

Некоторые исследователи идентифицируют МСМ как «третью методологическую парадигму» (первые две - количественная и качественная парадигмы), приписывая исследованию по МСМ три возможных дизайна: 1) количественные и качественные методы имеют равный статус; 2) доминируют качественные методы; 3) доминируют количественные методы. В научной литературе обсуждаются четыре дизайна применения МСМ, основанные на факторах: 1) синхронности (timing); 2) весомости (weighting); 3) сочетаемости (mixing); 4) теоретичности (theorizing). Фактор (1) определяет, когда проводить сбор количественных и качественных данных и делать ли это последовательно или совместно. Фактор (2) обусловливает, какому дизайну - количественному или качественному - отдан приоритет. Фактор (3) устанавливает, как следует сочетать сбор количественных и качественных данных -суммируя, интегрируя или встраивая их друг в друга. Фактор (4) определяет в теории функцию управления всем исследовательским процессом, всеми его фазами.

Исследователи финансовой сферы, полагают авторы, избегают МСМ в разных ее вариациях и применяют ее только тогда, когда само исследование вынуждает ее применить. «Между тем МСМ, - пишут авторы в заключение, - это методология, которая имеет в общественных науках огромные перспективы, поскольку позволяет соединить точность количественного анализа с теоретичностью качественного анализа. Причем соединить не механически, а через опосредование обоих подходов, через создание новой, "междисциплинарной" / количественно-качественной исследова-

тельской среды. Разработка МСМ во всем богатстве, многомерности этой методологии, собственно, и может стать решением проблемы точности общественных наук и в таких сугубо "количественных" областях, как сфера финансов, и в таких сугубо "качественных" (нагруженных психологией) областях, как гуманитарная сфера. МСМ - это инструмент взаимного усиления качественного и количественного методов, работающего на получение обоснованных / достоверных исследовательских результатов. Это -методология, в которой давно нуждаются общественные науки и которая, к удивлению, при современной тенденции междисциплинарного / трансдисциплинарного научного развития до сих пор игнорируется» (с. 11).

А. А. Али-заде

2020.03.007. СУНИЛ С., ВЕРМА С. МОРАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ЕЕ СВЯЗЬ С ЭТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИЕЙ И ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬЮ .

SUNIL S., VERMA S. Moral identity and its links to ethical ideology and civic engagement // Journal of human values. - 2018. - Vol. 24, N 2. - P. 73-82. - DOI: 10.1177/0971685818754547.

Ключевые слова: моральная идентичность; гражданственность; гражданственная позиция; гражданственное поведение; этическая идеология; моральная принципиальность / этический идеализм; моральная целесообразность / этический релятивизм; религиозная и гендерная переменные.

Авторы из Индии на молодежной выборке исследуют роль, которую играет моральная идентичность людей в формировании их гражданских позиций / гражданственного поведения.

Обычно моральная идентичность, пишут авторы, характеризует состояние, в котором человеку как моральному существу важно ощущать себя. Моральная идентичность может быть понята с разных позиций, например как важная мотивация морального поведения в смысле не именно «хорошего» поведения, а в смысле согласия с моральной самоидентификацией конкретного человека. То есть человек утверждает согласие с самим собой (self-consistency) лишь через побуждение к моральному действию. Собственно, моральная идентичность - одна из многих идентичностей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.