Научная статья на тему 'Финансовая стратегия организации: понятие, содержание и анализ'

Финансовая стратегия организации: понятие, содержание и анализ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
26702
749
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовая стратегия организации: понятие, содержание и анализ»

ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И АНАЛИЗ

Н.Н. ИЛЫШЕВА, доктор экономических наук, профессор Уральского государственного технического университета (УГТУ-УПИ),

г. Екатеринбург

С.И. КРЫЛОВ, кандидат экономических наук, доцент Уральского государственного технического университета (УГТУ-УПИ),

г. Екатеринбург

Как известно, в современной системе управления организацией важное место занимает ее общая экономическая стратегия, или стратегия экономического развития, компонентом которой, причем весьма существенным, является финансовая стратегия. Существенность эта объясняется координирующей ролью финансов в системе управления организацией, а также тем особым местом, которое занимают финансовые ресурсы среди других ресурсов организации - материальных и трудовых, поскольку именно финансовые ресурсы могут быть конвертированы в любой другой вид ресурсов с минимальным временным лагом.

Финансовая стратегия организации может рассматриваться как ее долгосрочная программа действий в сфере финансов (на 5 и более лет).

Будучи наиболее важной составляющей общей экономической стратегии, финансовая стратегия направлена на достижение в долгосрочной перспективе целей организации в соответствии с ее миссией путем обеспечения формирования и использования финансовых ресурсов, т.е. управления финансовыми потоками организации, и прежде всего на обеспечение конкурентоспособности организации, которая, как полагают авторы данной статьи, заключается в устойчивости:

1) роста объемов производства;

2) инвестиционной активности;

3) инновационной активности;

4) благосостояния работающих и собственников

организации.

Таким образом, формирование финансовой стратегии организации связано с принятием дол-

госрочных инвестиционных и финансовых решений.

При этом финансовую стратегию организации следует классифицировать на два вида:

1) генеральная (т.е. общая) финансовая стратегия;

2) финансовая стратегия отдельных задач. Классификационным признаком в данном

случае является объем решаемых задач в сфере финансов.

Генеральная финансовая стратегия является составляющей общей экономической стратегии организации и связана с реализацией всех финансовых аспектов ее миссии.

Очевидно, что перечень задач финансовой стратегии определяется ее целями в каждом конкретном случае. Однако, по мнению авторов данной статьи, цель, присущая финансовой стратегии практически любой коммерческой организации, -максимизация благосостояния собственников этой организации - может определять ряд некоторых общих задач, также присущих ее финансовой стратегии, к которым относятся:

• определение финансового состояния организации на основе анализа;

• оптимизация оборотных средств организации;

• определение доли и структуры заемных средств и их эффективности;

• оптимизация инвестиций и источников средств для развития производства;

• прогнозирование прибыли организации;

• оптимизация распределения прибыли;

• оптимизация налоговой политики с макси-

мальным учетом возможных льгот и недопущения штрафов и переплат;

• определение направления вложения высвобождающихся денежных средств с целью получения максимальной прибыли, в том числе приобретение ценных бумаг смежных предприятий;

• анализ применения и выбор наиболее эффективных форм безналичных расчетов, в том числе с использованием векселей;

• разработка ценовой политики применительно как к выпускаемой, так и к покупаемой продукции с учетом финансового состояния организации;

• определение политики внешнеэкономической деятельности.

Финансовая стратегия отдельных задач разрабатывается для достижения определенных целей и решения определяемых ими конкретных задач (например, улучшение финансового состояния организации). Она является компонентом генеральной финансовой стратегии.

При этом необходимо отметить, что в условиях современной отечественной экономики значительная часть промышленных предприятий находится в кризисном состоянии. Поэтому главной целью их деятельности должно стать достижение такой степени надежности (и прежде всего финансовой), чтобы привлечь внимание потенциальных инвесторов, их капиталы, и, опираясь на инвестиции, реализовать все прочие основные цели деятельности фирмы. Если же организация находится не просто в кризисном, а в предбанкротном состоянии или даже в состоянии банкротства, то на первом этапе необходимо вывести ее из этого состояния и уже на следующем этапе добиваться ее инвестиционной привлекательности путем улучшения финансового состояния.

Ряд экономистов (И.П. Хоминич, A.M. Ковалева, А.Н. Жилкина и др.) выделяют по отношению к финансовой стратегии еще один классификационный признак - временной. Это связано с тем, что, согласно И.П. Хоминич, некоторые из аспектов формирования финансовой стратегии более правильно рассматривать в истинно стратегическом плане, т.е. на долгосрочную перспективу, а другие же целесообразно определять при конструировании среднесрочных целей и ориентиров деятельности организации. В частности, конкретные финансовые параметры (рентабельность продукции и услуг, издержки, доход на вложенный капитал, прибыльность акций и др.) затруднительно

рассчитывать на 10 - 15 лет вперед. Вернее, можно сделать прогнозные расчеты и даже смоделировать на их основе финансовое положение организации, однако нельзя уверенно гарантировать их адекватность весьма изменчивым факторам макро- и микросреды, которые будут определять бизнес-климат фирмы через такой промежуток времени.

Именно поэтому эти экономисты выделяют генеральную финансовую стратегию, разрабатываемую на год и более, и оперативную, разрабатываемую на месяц, квартал, полугодие.

Однако само понятие «стратегия» связано с определением именно долгосрочных целей и задач организации, поэтому в данном случае целесообразно использовать другое экономическое понятие, которым является финансовая тактика, под которой следует понимать краткосрочную программу действий организации в сфере финансов (до 1 года).

Ясно, что при разработке финансовой стратегии необходимо объективно и всесторонне учесть факторы, оказывающие на нее влияние, и прежде всего:

• действующий финансово-инвестиционный механизм, существующие условия финансового рынка, рыночной экономики в целом;

• производственные, маркетинговые и финансовые возможности организации. Требуется особо подчеркнуть, что задачи финансовой стратегии должны быть сопоставимы с возможностями организации. Реализация финансовой стратегии должна осуществляться на основе сочетания жесткого централизованного финансового стратегического руководства и гибкого своевременного реагирования на изменившиеся условия.

Считается, что формирование финансовой стратегии обеспечивается способностью моделировать финансовую ситуацию; выявлять необходимость изменений, а также предвидеть вектор и характер будущих изменений; применять в ходе изменений надежные инструменты и методы; реализовать финансовую стратегию, получив желаемый результат.

В этой связи следует обратить особое внимание на действенность инструментов и методов финансовых стратегий. Под методами финансовой стратегии необходимо понимать систему действий, направленных на ее формирование и разработку. К методам финансовой стратегии можно отнести стратегическое финансовое планирование, долгосрочное финансовое прогнозирование и финансо-

вое моделирование. Инструментарий финансовой стратегии включает в себя совокупность мероприятий, связанных непосредственно с ее реализацией. К ним относятся долгосрочные финансовая и инвестиционная политика организации.

Обратимся к методам финансовой стратегии организации.

Стратегическое (перспективное) финансовое планирование - это идеи и подходы, с помощью которых будущее воздействие перемен оценивают и учитывают в текущих финансовых решениях. Очевидно, что решения, которые служат предметом стратегического планирования, являются самыми важными для будущего организации. Стратегическое финансовое планирование предполагает установление целей и увязку этих целей с финансовыми ресурсами, которые будут использованы для их достижения. Задача стратегического финансового планирования заключается в том, чтобы определить цели организации и направления ее деятельности в финансовой сфере, важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства, а также выработать долгосрочную финансовую политику, которая обеспечит достижение стоящих перед организацией целей. Обычно стратегический (перспективный) финансовый план является коммерческой тайной организации. Считается, что стратегическое (перспективное) финансовое планирование применимо к любой проблеме, которая: непосредственно связана с глобальными целями финансово-хозяйствен-ной деятельности организации, ориентирована на будущее, серьезно затрагивает неконтролируемые внешние факторы, влияющие на финансовые результаты деятельности организации.

Как правило, система стратегического финансового планирования полностью включает систему долгосрочных финансовых планов, сам процесс стратегического финансового планирования и частично - три других элемента: подсистемы организационного обеспечения, информационного обеспечения и принятия решений.

Очевидно, что критерии планирования у различных финансовых руководителей неодинаковы, в определенной степени они субъективны, и на них влияют конкретные внешние условия. Однако наиболее широко используются следующие три критерия:

1. Влияние на долгосрочную консолидированную прибыль в расчете на одну акцию.

2. Влияние на поток денежных средств.

3. Влияние на рыночную стоимость фирмы.

Эти критерии, как правило, включают в себя множество других критериев. Например, влияние на долгосрочную консолидированную прибыль в расчете на одну акцию охватывает, очевидно, значительное число критериев, касающихся дисконтированной будущей прибыли на капитал, тогда как влияние на рыночную стоимость фирмы, очевидно, связано с дисконтированной стоимостью будущей прибыли и стоимостью активов. При этом не имеет существенного значения, является предприятие частным или нет.

Существенное влияние на процесс стратегического финансового планирования оказывает такое явление, как инфляция. Инфляция - это явление, которое достойно внимания само по себе, а по своим ближайшим и отдаленным последствиям инфляция, возможно, наиболее важное явление из тех, с которыми имеет дело финансовый руководитель. С незапамятных времен инфляция имела место практически во всех рыночных экономиках, иногда на низком и терпимом уровне (2 - 3%), а иногда поднималась до 25% и выше. Как известно, инфляция и дефляция являются периодическими явлениями и могут иметь весьма продолжительный цикл. В этих условиях заем капитала, так же, как кредит или увеличение акционерного капитала, должен планироваться на такие периоды времени, когда ставки процентов терпимы, т.е. такие ставки, при которых остается хоть какая-то положительная разница между «нормальной» или «базовой» нормой прибыли и стоимостью обслуживания капитала. Очевидно, что срок займа капитала в данной ситуации становится еще более важным.

Необходимо отметить, что обычные методы стратегического финансового планирования, как правило, не всегда могут быть полезны в условиях отсутствия стабильности. Им свойственна тенденция к недостаточному учету внешних условий. В качестве гибкой структуры стратегического финансового планирования все больше и больше используются сценарии, базирующиеся на различных предположениях, касающихся развития окружающих условий. Стратегическое финансовое планирование (как и планирование вообще), однако, никогда не обеспечивает полной безопасности, стоимость которой, если она вообще возможна, совершенно недоступна.

Важное место в стратегическом финансовом планировании отводится долгосрочному финансовому прогнозированию. Вообще прогнозирование реально является лишь одним из входов планово-

го процесса, его необходимым, но недостаточным элементом. Прогноз, после его оценок и принятия, может служить базовым допущением в планировании, в том числе при разработке финансовой стратегии организации. Поэтому долгосрочное финансовое прогнозирование можно охарактеризовать как важнейшую составляющую стратегического финансового планирования и определить как исследование и разработку возможных направлений развития финансов и, следовательно, возможных вариантов управления финансовыми потоками организации в долгосрочной перспективе. Его задача - определить предполагаемый объем финансовых ресурсов в прогнозируемом периоде (на 5 и более лет), найти источники их формирования и направления наиболее эффективного использования на основе анализа складывающихся тенденций и с учетом воздействия на них различных факторов. Долгосрочное финансовое прогнозирование позволяет рассмотреть возможные альтернативы разработки финансовой стратегии, обеспечивающей достижение организацией стабильного положения на рынке, прочной финансовой устойчивости и платежеспособности.

Вообще же, с помощью финансового прогнозирования добиваются взаимоувязки разных направлений деятельности организации, совмещая потребности в инвестициях с наличием финансовых ресурсов; оно позволяет согласовывать различные, часто противоречивые, цели - например, увеличение объема продаж с необходимостью одновременного уменьшения доли заемных средств в суммарных ресурсах предприятия. Финансовое прогнозирование дает возможность сравнивать разнообразные сценарии развития финансов организации, управления ее финансовыми потоками и на основе систематизации и осмысления полученной информации выбирать оптимальные пути движения вперед, предвидеть вероятные трудности на пути к стабильному процветанию, предупреждать негативные пбследствия реализации избранных путей развития. Одним из главных достоинств прогнозирования является то, что оно служит базой для принятия вполне осознанных и обоснованных решений. Очень важно, чтобы в ходе финансового прогнозирования (особенно долгосрочного) была обязательно учтена инфляционная составляющая и на нее была бы сделана корректировка во всех расчетах.

В процессе долгосрочного финансового прогнозирования используются различные методы. Важное место среди них отведено финансовому

моделированию и методу экспертных оценок, благодаря которому найденные в ходе моделирования количественные значения различных сторон финансовых процессов подвергаются корректировке.

Финансовое же моделирование, как правило, связано с построением математических моделей, описывающих процессы, протекающие в сфере финансов организации, включая управление ее финансовыми потоками, в том числе и на стратегическом уровне, что позволяет использовать при их анализе и прогнозировании ЭВМ и тем самым

повысить точность и эффективность этих процедурна современном этапе принято выделять три основных вида финансовых моделей, применяемых при разработке финансовой стратегии организации:

1) модели, предполагающие использование системы алгебраических уравнений;

2) модели линейного программирования;

3) эконометрические модели. Финансовые модели, относящиеся к первому

виду, как правило, описывают инвестиционную, финансовую, производственную и дивидендную политику и позволяют выявлять взаимосвязь этих сфер деятельности организации.

Использование моделей второго вида предполагает предварительный выбор целевой функции, такой как максимизация рыночной стоимости организации. Модель линейного программирования производит оптимизацию этой целевой функции при соблюдении установленных ограничений (максимально допустимые значения коэффициента соотношения заемных и собственных средств и коэффициента дивидендного выхода).

Модели третьего вида предполагают одновременное использование системы уравнений и регрессионного анализа. В ней организация представлена рядом уравнений регрессии, и одновременная оценка параметров этих уравнений позволяет учитывать взаимосвязь инвестиционных и финансовых решений.

Информационная база финансовых моделей, как правило, включает в себя три основные составляющие:

1) экономическая информация (прогноз процентных ставок, прогноз валового национального продукта, прогноз темпа инфляции);

2) учетная информация (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, данные о нераспределенной прибыли, данные о движении средств);

3) рыночная и политическая информация (курс акции, прибыль на акцию, дивиденд на акцию, стоимость капитала, рост объема продаж, соотношение заемных и собственных средств, соотношение рыночной цены акции и прибыли на акцию, коэффициент дивидендного выхода, величина оборотного капитала). Очевидно, что практическое применение финансовых моделей направлено на повышение эффективности процесса разработки финансовой стратегии и делает более прозрачной связь принимаемых решений с результатами деятельности организации.

Принято считать, что хорошая финансовая модель должна обладать следующими характеристиками:

1. Результаты и исходные предположения должны быть достоверны.

2. Модель должна обладать гибкостью, чтобы ее можно было использовать в достаточно разных ситуациях.

3. Модель должна обладать потенциалом совершенствования и учета нового в деловой практике.

4. Исходная информация и получаемые результаты должны быть понятны пользователю, не требовать от него дополнительного обучения или специальной подготовки.

5. Модель должна учитывать взаимосвязь решений об инвестициях, дивидендах, источниках финансирования и производстве и влияние этих решений на стоимость компании.

6. Модель должна быть достаточно простой, чтобы пользователь мог обходиться без помощи специалистов.

Сформулировав эти требования, можно перейти к рассмотрению вопроса компьютеризации финансовых моделей.

В этой связи необходимо отметить, что программные продукты по финансовому моделированию, представленные на рынке, постоянно совершенствуются. В целом, спектр прикладных программ охватывает весь диапазон — от таблиц для расчета простейших прогнозных балансов в общих чертах до сложных представлений модели финансовой и бухгалтерской систем фирмы.

Очевидно, что обработка математических моделей на компьютере требует, чтобы модель была описана на языке, понятном для компьютера. С точки зрения финансового моделирования можно выделить два типа языков высокого уровня. К первому типу относятся языки общего назначения (та-

кие как FORTRAN, COBOL, BASIC ( Visual Basic), PASCAL (Turbo Pascal), С ( Turbo Q), а ко второму -специализированные языки (такие как Plus Plan, FCS-EPS). Специализированные языки очень полезны, потому что, хотя компьютерные модели строятся для конкретных организаций, имеется множество свойств, общих для различных типов моделей. Этот фактор способствовал развитию пакетов компьютерных прикладных программ, которые могут быть использованы во многих ситуациях моделирования. Наиболее полезны из этих специализированных средств электронные таблицы, т.е. пакеты программ, позволяющие осуществлять большие финансовые расчеты в таблицах данных.

На практике большинство финансовых моделей, которые применяются менеджерами предприятий, представляют собой имитационные модели, предназначенные для прогнозирования последствий альтернативных финансовых стратегий при разных исходных допущениях о будущих событиях. Как правило, к подобным моделям относятся как относительно простые модели общего характера, так и модели, содержащие сотни уравнений и взаимосвязанных переменных.

Обратимся к рассмотрению инструментов финансовой стратегии.

Первый из них - долгосрочная финансовая политика, которая представляет собой структуру правил и ограничений, внутри которых и, возможно, благодаря которым принимаются финансовые решения на долгосрочную перспективу (на 5 и более лет). Целью разработки долгосрочной финансовой политики организации является построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение целей ее деятельности в долгосрочной перспективе. Указанные же цели, как правило, индивидуальны для каждой организации. К основным же направлениям разработки долгосрочной финансовой политики предприятия относятся:

• выработка политики привлечения собственного и долгосрочного заемного капитала;

• выработка долгосрочной ценовой политики;

• выбор дивидендной политики.

Средством разработки и обоснования долгосрочной финансовой политики организации является экономический анализ, включающий в себя как макроэкономический анализ, так и микроэкономический анализ, т.е. анализ финансово-хозяйственной деятельности организации. Его задача -изучение факторов, оказывающих влияние на долгосрочную финансовую политику организации.

Перечень этих факторов достаточно велик, он меняется в различных ситуациях, и понятно, что не может быть единого метода или процедуры работы с ним. Финансовому руководителю следует проанализировать экономику своего предприятия, чтобы выявить ее наиболее важные элементы, а затем изучить их с максимальной глубиной для понимания ситуации, в том числе факторы, влияющие на:

1) оборотный капитал: цены на сырьевые материалы, заработную плату, продажные цены, условия кредитования, оборот;

2) прибыльность: предшествующее и нынешнее налогообложение, курсы иностранных валют, конкуренция;

3) доступность капитала, акционерного капитала или кредитов: инфляция и правительственная политика, ставки процентов, платежный баланс, общий спрос на капитал, институциональная политика (например, индивидуальная собственность против акционерного капитала). В процессе изучения необходимо отделить

предсказуемые факторы от непредсказуемых, управляемые факторы от неуправляемых, а также впоследствии разработать комплекс мероприятий, позволяющих воздействовать на управляемые факторы и учесть действие предсказуемых, в целях минимизации негативных последствий для предприятия вызываемых ими изменений.

Значение анализа финансово-хозяйственной деятельности трудно переоценить, поскольку именно он является той базой, на которой строится разработка долгосрочной финансовой политики организации. Анализ, как правило, опирается на показатели бухгалтерского учета и годовой отчетности. Предварительный анализ осуществляется перед составлением бухгалтерской отчетности, когда еще имеется возможность изменить ряд статей баланса, а также для составления пояснительной записки к годовому отчету. На основе данных итогового (комплексного) анализа финансово-хозяйственной деятельности организации за последние несколько лет осуществляется выработка почти всех направлений долгосрочной финансовой политики организации, и оттого, насколько качественно он проведен, зависит эффективность принимаемых управленческих решений. Очевидно, что качество самого анализа зависит от применяемой методики, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности, а также компетентности лица, принимающего управленческое решение в области долгосрочной финансовой политики.

Обратимся к рассмотрению основных элементов долгосрочной финансовой политики организации.

В целях выработки политики организации в области привлечения собственного и долгосрочного заемного капитала, как правило, проводится анализ структуры пассива баланса и уровня соотношения собственных и заемных средств. На основании этих данных организация решает вопрос о достаточности собственных средств либо об их недостатке. В последнем случае принимается решение о привлечении долгосрочных заемных средств, просчитывается эффективность различных вариантов. В отдельных случаях организации целесообразно брать долгосрочные кредиты и при достаточности собственных средств, так как рентабельность собственного капитала повышается в результате того, что эффект от вложения средств может быть значительно выше, чем процентная ставка. Принимая решение о привлечении долгосрочных заемных средств, финансовая служба организации составляет план их возврата, рассчитывает за период кредита процентную ставку и определяет суммы процентов по кредитному договору, а также источники их выплаты с учетом порядка и условий налогообложения прибыли. Учитывается также порядок налогообложения курсовых разниц, в том случае если кредит взят в валюте. Финансовая служба учитывает все возможные выгоды и затраты по привлечению финансовых ресурсов на долгосрочной основе как через систему кредитования, так и через инструменты рынка ценных бумаг, а также разрабатывает схему обеспечения их погашения с учетом всех возможных источников получения организацией средств. Как правило, финансовая служба организации осуществляет следующие действия:

• рассчитывает потребность в долгосрочных заемных средствах (при ее отсутствии - возможную выгоду от их привлечения);

• выбирает кредитную организацию (учитывая наличие лицензии, размер процентной ставки, способы ее расчета - сложным процентом или простым процентом, сроки погашения, формы выдачи, репутацию на рынке ценных бумаг, условия пролонгации кредитов и т.д.);

• составляет план погашения долгосрочных заемных средств и расчет процентной суммы с учетом особенностей налогообложения прибыли.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обратимся к рассмотрению долгосрочной ценовой политики организации. Известно, что цено-

образование связано как с формированием затрат, так и прогнозированием объемов продаж, а следовательно, и прибыли от продаж. При этом, несмотря на то, что ситуация на рынке может значительно меняться в течение длительного периода времени, вопросы ценообразования рассматриваются не только на тактическом, но и на стратегическом уровне.

Вообще ценообразование является своего рода «связующим звеном» между такими составляющими процесса управления организацией, как финансовый менеджмент и маркетинг. Очевидно, что относительно небольшие изменения цены могут вызвать самые драматические последствия,связанные с прибыльностью изделия или услуги. Ошибка при установлении цены может поставить под сомнение реальность перспективных планов и самое эффективное управление последующей деятельностью. Поэтому долгосрочная ценовая политика (так называемая стратегия цен) является важнейшим элементом долгосрочной финансовой политики организации.

Долгосрочную политику цен можно рассматривать как структуру правил и ограничений, внутри которых и, возможно, благодаря которым принимаются решения о ценах на долгосрочную перспективу (на 5 и более лет). Характер и возможности долгосрочной ценовой политики, а также степень ее формализации и точность могут варьироваться в широких пределах - от одной организации к другой - в зависимости от предпочтений или стиля руководства даже в одной отрасли промышленности или между организациями с очевидно аналогичными проблемами ценообразования. В одном, крайнем, случае эта политика может мало отличаться от решений на основе эмпирических правил или многолетней практики. На другом конце этого диапазона может быть политика, тщательно разработанная и продуманная до мельчайших деталей.

Ценообразование - это процесс, который должен осуществляться в двух направлениях. Во-первых, необходимо стремиться к установлению оптимальной цены, а, во-вторых, для достижения этого использовать правильную методологию. В определенном смысле это заключение сводится к практической дилемме, которая при определении цен встает перед большинством организаций.

Процесс ценообразования осуществляется внутри организации, являющейся объектом действия разнообразных внутренних и внешних факторов, которые и определяют основу стратегии в области ценообразования.

К основным внутренним факторам, как правило, относятся:

• наиболее общие цели и задачи бизнеса организации;

• структура издержек, прямых и косвенных;

• существующие цены (например, других продуктов в том же или другом ассортименте изделий);

• многолетний опыт и прецеденты, связанные с установлением цены в фирме;

• степень знания рынка основными руководителями;

• давление обратной связи с другими работниками организации, например работниками отдела сбыта;

• уровень расходов на исследования и развитие, а также темп разработки новых изделий. Наиболее существенные внешние факторы,

определяющие формирование долгосрочной поли -тики цен:

• характер и жесткость конкуренции, ее влияние на цены (прямое и косвенное, существующее и потенциальное);

• роль и значение оптовых фирм, их положение и требования в отношении цены (включая их потребность в установлении или поддержании приемлемых скидок);

• давление поставщиков сырья и комплектующих, используемых при изготовлении изделий;

• размер, структура спроса и его чувствительность к ценам;

• методы осуществления продаж и мотивация потенциальных покупателей;

• существующая и ожидаемая политика правительства;

• общие условия, превалирующие на других рынках сбыта продукции.

Необходимо отметить, что конкретное сочетание значений различных факторов, определяющих долгосрочную политику цен, зависит от вида продукции, рынка сбыта и других сопутствующих обстоятельств.

При этом стратегия ценообразования не обязательно определяет (или даже использует) конкретную методологию или способ получения продажной цены. Во многих случаях она устанавливается на основе догадки, использования метода проб и ошибок, исторической аналогии и просто мнения предпринимателя, а также с помощью других более формальных процедур и формул.

Рассмотрев вопросы стратегии ценообразования, нельзя не отметить тот момент, что долгосроч-

ное прогнозирование диапазона цен и характера рынка представляет собой важнейшее предварительное условие эффективного инвестирования и долгосрочного производственного планирования. Финансовый руководитель должен стремиться к тому, чтобы ценовые факторы учитывались с самого начала цикла планирования новой продукции, а не в конце его.

Рассматривая дивидендную политику организации, следует отметить, что ее выработка, как правило, обусловлена необходимостью решения следующих проблем:

• с одной стороны, выплата дивидендов должна обеспечить защиту интересов собственника и создать предпосылки для роста курсовой цены акции, и в этом смысле их максимизация является положительной тенденцией;

• с другой стороны, максимизация выплаты дивидендов сокращает объем и долю прибыли, реинвестируемой в развитие производства. При формировании дивидендной политики

необходимо учитывать, что классическая формула: «курс акций прямо пропорционален дивиденду и обратно пропорционален процентной ставке по альтернативным вложениям» - применима на практике далеко не во всех случаях. Инвесторы могут высоко оценить стоимость акций организации даже и без выплаты дивидендов, если они хорошо информированы о ее программах развития, причинах невыплаты или сокращения выплаты дивидендов и направлениях реинвестирования прибыли.

Принятие решения о выплате дивидендов и их размерах в значительной мере определяется стадией жизненного цикла организации. Например, если руководство организации предполагает осуществить серьезную программу реконструкции и для ее реализации намечает осуществить дополнительную эмиссию акций, то такой эмиссии должен предшествовать достаточно долгий период устойчиво высоких выплат дивидендов, что приведет к существенному повышению курса акций и, соответственно, к увеличению суммы привлеченных средств, полученной в результате размещения дополнительных акций.

Завершая рассмотрение долгосрочной финансовой политики организации, необходимо отметить, что в зарубежной практике она отражается в специальном документе - заявлении о финансовой политике, которое, как правило, охватывает следующие вопросы:

1) владение и лизинг основного капитала;

2) кредит;

3) необходимый уровень прибыльности относительно объема продаж и используемого капитала;

4) пропорции, в соответствии с которыми доход должен в идеальном случае вкладываться в развитие и распределяться между инвесторами и служащими, если это имеет место;

5) правила, касающиеся внутрифирменного ценообразования;

6) курсы перевода иностранных валют. Вторым инструментом финансовой стратегии

организации является ее долгосрочная инвестиционная политика, представляющая собой структуру правил и ограничений, внутри которых и, возможно, благодаря которым принимаются решения об инвестициях во внеоборотные активы. Долгосрочная инвестиционная политика организации связана с определением общего объема долгосрочных инвестиций организации, способов рационального использования накоплений, сочетания различных источников финансирования и привлечением заемных средств. При формировании долгосрочной инвестиционной политики, как правило, анализируются следующие факторы:

• состояние рынка продукции, производимой предприятием, объем ее реализации, качество и цена этой продукции;

• финансово-экономическое положение предприятия;

• технический уровень производства предприятия, наличие у него незавершенного строительства и неустановленного оборудования;

• сочетание собственных и заемных ресурсов предприятия;

• возможность получения предприятием оборудования по лизингу;

• финансовые условия инвестирования на рынке капиталов;

• льготы, получаемые инвестором от государства;

• коммерческая и бюджетная эффективность инвестиционных мероприятий, осуществляемых с участием организации;

• условия страхования и получения гарантий от некоммерческих рисков.

Как правило, исходным пунктом обоснования долгосрочной инвестиционной политики организации служит перспективный анализ рынка продукции, либо уже производимой организацией, либо новой, намечаемой к выпуску. Задачей изучения рынка является подтверждение возможности сбыта этой продукции. Анализ рынка и разработка системы ре-

ализации продукции организации завершается оценкой объема и сроков предстоящих затрат.

Потребность в ресурсах для проведения долгосрочной инвестиционной политики организации определяется развитием ее производства, необходимым для обеспечения выпуска продукции организации в соответствии со складывающейся конъюнктурой рынка. Потребность организации в инвестиционных ресурсах должна соответствовать затратам, предстоящим с начала периода реализации инвестиционной политики.

В конечном итоге долгосрочное финансирование организации может осуществляться двумя путями: либо за счет увеличения (притока) собственного капитала, либо за счет привлечения (притока) долгосрочного заемного капитала, в том числе, за счет:

1) собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвестора (чистая прибыль, амортизационные отчисления);

2) долгосрочных заемных финансовых средств инвестора (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и другие средства);

3) привлеченных финансовых средств инвестора (средства, получаемые от продажи акций, паевые взносы членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц);

4) денежных средств, централизуемых объединениями (союзами) предприятий в установленном порядке на долгосрочной основе;

5) инвестиционных ассигнований из государственного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов;

6) иностранных инвестиций, привлекаемых на долгосрочной основе.

При разработке долгосрочной инвестиционной политики целесообразно определять общий объем инвестиций организации на 5 и более лет, способы рационального использования накоплений, включая возможные сочетания различных источников финансирования и привлечения заемных средств. Необходимо соблюдать соотношение намечаемого организацией общего объема инвестиций с объемом активов, не позволяющее утрачивать права собственности на организацию в случае неудачной реализации инвестиционных проектов. Инвестиционные проекты в рамках долгосрочной инвестиционной политики организации целесообразно согласовывать между собой по объемам выделяемых ресурсов и срокам реализации исходя из критерия достижения максимального общего экономического эффекта, получаемого в

ходе осуществления долгосрочной инвестиционной политики. Выбор вариантов привлечения долгосрочных кредитов и займов как источников финансирования инвестиционной деятельности организации (объем привлекаемых средств, процентная ставка по долгосрочным кредитам и займам, начало и конец выплаты процентов и погашения основного долга по ним) ориентируется на получение максимального экономического эффекта от собственных средств организации, направляемых на инвестирование. Эффективность долгосрочной инвестиционной политики организации может оцениваться по показателю срока окупаемости инвестиций, который определяется на основе данных бизнес-плана предприятия и предварительных расчетов по обоснованию инвестиционных проектов в рамках долгосрочной инвестиционной политики организации.

В целях уточнения сроков проведения мероприятий в рамках долгосрочной инвестиционной политики организации и обеспечения их финансовыми ресурсами, как правило, составляются бизнес-планы реализации инвестиционных проектов, намеченных к осуществлению организацией. Ключевым разделом бизнес-плана организации является его раздел, посвященный финансовому управлению реализацией инвестиционного проекта (финансовый план реализации проекта). Календарный план денежных потоков поступлений и платежей в ходе этого проекта обычно включает три блока расчетов, относящихся соответственно к производ-ственно-сбытовой (текущей), инвестиционной и финансовой деятельности организации. Расчеты по каждому блоку завершаются определением сальдо притока и оттока денежных средств организации.

При этом сальдо денежных средств организации всегда должно принимать положительные значения. Для решения этой задачи в процессе инвестиционного проектирования могут использоваться различные методы оценки эффективности инвестиционных проектов в зависимости от условий и целей проекта.

Целесообразно при разработке инвестиционной политики организации оценить возможные риски, связанные с осуществлением инвестиционных проектов. Влияние коммерческих рисков (различные виды строительных, производственных, маркетинговых, кредитных, валютных рисков) оценивается через вероятное изменение ожидаемой прибыльности инвестиционного проекта и соответствующее уменьшение эффективности инве-

стиций. Защита от некоммерческих рисков (стихийные бедствия, гражданские беспорядки, изменение экономической политики государства), не зависящие от инвесторов, может быть осуществлена путем получения государственных гарантий или страхования инвестиций.

Необходимо особо подчеркнуть, что оба эти инструмента - как долгосрочная финансовая, так и долгосрочная инвестиционная политика - используются совместно, чтобы обеспечить достижение целей организации в соответствии с ее миссией и решения определяемых ими задач.

По окончании разработки финансовой стратегии организации целесообразно выполнить ее анализ, чтобы оценить ее эффективность, т.е., в какой степени она соответствует миссии организации и направлена на реализацию основной цели финансового менеджмента - максимизации благосостояния собственников организации, т.е. ее рыночной стоимости.

Анализ финансовой стратегии рассматривается как составляющая перспективного финансового анализа и включает в себя анализ ее инструментов и методов.

В составе анализа инструментов финансовой стратегии выделяются анализ долгосрочной инвестиционной политики (оценка риска и доходности предполагаемых к реализации инвестиционных проектов) и анализ долгосрочной финансовой политики (оценка эффективности привлечения собственного и долгосрочного заемного капитала, дивидендной политики и долгосрочной политики цен). По итогам анализа делается вывод об их экономической обоснованности.

В качестве элементов анализа методов финансовой стратегии организации рассматриваются анализ стратегического финансового плана, анализ долгосрочных финансовых прогнозов (может быть выполнен на этапе разработки финансовой стратегии) и оценка эффективности применяемых финансовых моделей и их программного обеспечения. По итогам анализа делается вывод о действенности методов финансовой стратегии.

Окончательным же результатом анализа финансовой стратегии в целом является заключение о целесообразности внесения изменений в финансовую стратегию организации с подробной их характеристикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.