амбициозны, чем учреждения первого типа, которые обычно достигают более значительных результатов.
Два университета - гуманитарный университет (LU) и педагогический университет (EdU) - относятся к четвертому типу. Их миссия по распространению знаний заключается в вовлечении нетехнического сообщества в обмен знаниями через партнерства с учреждениями среднего образования, неправительственными организациями и государственными организациями. Их проекты тесно связаны с решением социальных проблем - положение этнических меньшинств, насилие в семье, отношения между поколениями. EdU расширил сферу обмена знаниями: наука, технология, инженерия и математика (STEM), раннее детство, образование, система управления образованием, защита окружающей среды и местные культуры.
Исследование, проведенное авторами, показывает, что формы участия университетов в процессе обмена знаниями могут быть разнообразными и существенно различаться с точки зрения их идеологии и направленности.
М.О. Лихачев
2020.02.025. ОРАЗБАЕВА Б., СЕЙДЕ П., ВАН ДЕР, БААКЕН Т. АВТОНОМНОСТЬ, КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ - ФАКТОРЫ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ВОВЛЕЧЕННОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ УНИВЕРСИТЕТОМ И БИЗНЕСОМ.
ORAZBAYEVA B., SIJDE P., van der, BAAKEN T. Autonomy, competence and relatedness - the facilitators of academic engagement in education-driven university-business cooperation // Studies in higher education. - 2019. - OnlineFirst. - DOI: https://doi.org/10.1080/ 03075079.2019.1679764
Ключевые слова: сотрудничество между университетом и бизнесом; теория самоопределения; студенческая мобильность; разработка и реализация учебных программ; автономия; компетентность и взаимодействие.
Авторы статьи, сотрудники Мюнстерского (Германия) и Амстердамского (Нидерланды) университетов, исследуют психологические факторы, лежащие в основе взаимодействия университета с
бизнесом в таких областях, как мобильность студентов и разработка и реализация учебных программ.
Превращение высших учебных заведений в признанный источник технологий, инноваций и человеческого капитала в процессе реализации ими «третьей миссии» создало дополнительные возможности для формальной передачи знаний и взаимодействия с внешними заинтересованными сторонами. Промышленность и бизнес, в свою очередь, находятся сегодня в поисках новых устойчивых конкурентных преимуществ и открыты для сотрудничества. Таким образом, стимулируемые быстрыми технологическими изменениями и высоким темпом развития инноваций, университеты и компании активно взаимодействуют друг с другом. Цель такого сотрудничества - способствовать трансферу знаний и технологий и вносить более существенный вклад в развитие общества, создавая мощный двигатель экономического роста и гарант социальной стабильности.
Предполагается, что вузы будут играть более активную роль в синергических отношениях с правительством и внешними организациями, оказывать значительное влияние на местную экономику и выступать в качестве основной движущей силы экономики, основанной на знаниях. Для того чтобы обеспечить сотрудничество и совместное творчество с различными стейкхолдерами, университеты, выполняющие свою «третью миссию», все активнее участвуют в различных видах деятельности, связанной как с исследованиями, так и с процессом обучения. Как следствие, возросли ожидания и в отношении роли ученых в обеспечении взаимодействия с бизнесом, в дополнение к их традиционным функциям проведения исследований и реализации образовательных программ. В настоящее время к ученым предъявляется новое требование: стать более заметными участниками взаимодействии с внешними организациями, включая организации частного сектора и предпринимательского сообщества. Поскольку преподавательская деятельность - это первоначальная миссия университета, на сегодняшний день сотрудничеству университетов и бизнеса, ориентированному на образование, тем не менее уделяется очень мало внимания, несмотря на его практическую значимость и способность обогащать преподавание и сокращать возникающий у обучающихся разрыв между теоретическими знаниями и практиче-
скими навыками. Совместная деятельность ученых и бизнеса в сфере образования (University - Business Cooperation - UBC) имеет большое значение для повышения возможностей трудоустройства студентов, развития их предпринимательских навыков и внедрения новшеств в преподавание. UBC состоит из ряда различных неформальных и формальных мероприятий, которые университеты и предприятия проводят совместно с целью совершенствования методов преподавания и предоставления учащимся навыков и знаний, соответствующих их будущей занятости и рынку труда в целом.
Неформальное сотрудничество все чаще признается более эффективным для налаживания и развития отношений между вузами и компаниями. Хотя неформальные связи часто опираются на формальное взаимодействие, они также играют важную роль, поскольку создают основу для более тесного сотрудничества. В контексте UBC эти действия рассматриваются как важная отправная точка межорганизационных отношений. Неформальное сотрудничество университетов и бизнеса включает в себя неформальные беседы и встречи, специальные консультации, общение с практиками, презентации на университетских мероприятиях, различные собеседования, организацию или участие в ярмарках вакансий, а также в руководстве студенческими дипломными работами в сотрудничестве с промышленными компаниями.
Формальное сотрудничество университетов и бизнеса состоит из различных совместных действий, требующих определенного уровня приверженности и, как правило, более устоявшихся отношений между университетом, с одной стороны, и предприятиями -с другой. Эти мероприятия могут помочь привести образовательные программы в соответствие с потребностями работодателей, обеспечить эффективное применение полученных студентами знаний на практике и способствовать трудоустройству выпускников. UBC позволяет обеспечить временные перемещения студентов между университетом и компаниями посредством интернатуры, временного трудоустройства или стажировки через деловые контакты университета или сеть выпускников. Предоставляя студентам доступ в реальную деловую среду, такая мобильность дает им различные преимущества, в том числе возможность эффективного развития навыков решения различных проблем, а также возможность получить реалистичное представление об условиях труда в
отрасли и зарплатах. Более структурированный способ такого движения между вузом и компанией - двойное образование. Это гибридная форма обучения, сочетающая профессиональную подготовку в университете и обучение в компании. Подобная модель часто применяется к подготовке будущих обладателей PhD: компании нанимают на работу аспирантов, обучающихся в университетах, таким образом гарантируя им развитие как передовых научных, так и практических знаний и навыков.
По мнению авторов статьи, эффективное развитие подобных процессов требует поддержания автономности, компетентности и взаимодействия между университетами и бизнесом. Потребность в автономии предполагает поведение, которое поддерживается по воле самого субъекта, а не под давлением. Это означает, что индивид может делать собственный выбор и регулировать свои действия. Когда потребность в автономии удовлетворяется, субъект взаимодействует с другими участниками добровольно, реализуя в этом взаимодействии интересы, соответствующие его намерениям и ценностям. Это предполагает, что рабочая среда, поддерживающая автономию сотрудников, в большей степени способствует развитию чувства удовлетворенности сотрудников, а также предоставляет «сопутствующие выгоды для организационной эффективности». В контексте работы крайне важно, чтобы люди не только понимали цель своей работы, но и обладали определенной степенью автономии и чувствовали себя причастными к общему делу.
Потребность в компетентности предполагает направленность на эффективную реализацию проектов и достижение поставленных целей. Сотрудники должны понимать, что работа, которую они выполняют, или деятельность, которой они занимаются, представляет собой оптимальное решение задачи и приводит к желаемым результатам. Кроме того, стимулируется желание действовать и совершенствовать свои способности и навыки. Таким образом, достижение компетентности приводит к осознанию сотрудниками собственной эффективности и способности достигать значительных результатов, а также реализации способностей в определенной деятельности.
Потребность во взаимодействии - это универсальное стремление взаимодействовать с другими людьми в процессе совмест-
ной деятельности. Она формирует чувство принадлежности к общности, которое помогает принять внешнюю мотивацию и положительные результаты работы. Таким образом, все это способствует повышению общей эффективности работника, вовлеченного в определенную деятельность. Например, когда люди идентифицируют себя с определенной группой, это развивает процесс ин-тернализации групповых ценностей, что приводит к повышению не только индивидуальной продуктивности, но и общей производительности организации.
По мнению авторов, многочисленные исследования подтверждают необходимость развития соответствующей благоприятной среды для успешного сотрудничества университетов и бизнеса. Однако на самом деле следует говорить о необходимости создания общей культуры, которая удовлетворяла бы базовые психологические потребности ученых в автономности, компетентности и взаимодействии в контексте сотрудничества между университетами и бизнесом. Руководству университетов следует разработать конкретный план работы, направленной на стимулирование необходимых психологических движущих сил и создание условий в контексте университета, которые оказывают положительное влияние на участие ученых в сотрудничестве университетов и бизнеса, в том числе и образовательном.
Окружающий институциональный контекст жизненно важен для повышения индивидуальной вовлеченности академического персонала в совместную деятельность с бизнесом, поэтому управленческие усилия, направленные на развитие сотрудничества, должны содействовать формализации такого взаимодействия путем создания правильной институциональной среды и развития более широкого понимания сотрудничества университетов и бизнеса с особым акцентом на образовательную деятельность. Чтобы повысить качество сотрудничества, необходимо признавать достижения отдельных ученых и распространять информацию о них, а также стимулировать обмен передовым опытом в образовательной деятельности. Необходимо постоянно призывать ученых к активному участию в деловом сотрудничестве с внешней средой, и в первую очередь с бизнес-структурами, что является благотворным и для процесса образования в целом.
М.О. Лихачев