Научная статья на тему 'Развитие моделей сотрудничества высшего образования и бизнеса: Европейский и Российский опыт'

Развитие моделей сотрудничества высшего образования и бизнеса: Европейский и Российский опыт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
865
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТ / БИЗНЕС / СОТРУДНИЧЕСТВО / МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / UNIVERSITY / BUSINESS / COOPERATION / INTERACTION MODELS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кекконен А. Л., Сигова С. В.

В статье представлены результаты опросов работодателей по вопросам взаимодействия системы образования и бизнеса в развитых и развивающихся странах. Выявлены основные направления взаимодействия, показаны взаимные выгоды от сотрудничества вузов и бизнеса, а также барьеры, препятствующие успешной кооперации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of university-business cooperation: European and Russian experience

The article presents the results of surveys of employers on the interaction of education and business in developed and developing countries. The basic directions of cooperation, and obstacles to successful cooperation are declared.

Текст научной работы на тему «Развитие моделей сотрудничества высшего образования и бизнеса: Европейский и Российский опыт»

Развитие моделей сотрудничества высшего образования и бизнеса: европейский и российский опыт

со

о

СП

о N

СО

С 00 О X X

А. Л. Кекконен, С. В. Сигова,

к. э. н., старший научный сотрудник д. э. н., зам. директора

[email protected] по научно-исследовательской работе

[email protected]

Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета

В статье представлены результаты опросов работодателей по вопросам взаимодействия системы образования и бизнеса в развитых и развивающихся странах. Выявлены основные направления взаимодействия, показаны взаимные выгоды от сотрудничества вузов и бизнеса, а также барьеры, препятствующие успешной кооперации.

Ключевые слова: университет, бизнес, сотрудничество, модели взаимодействия.

Сотрудничество образования и бизнеса было и остается одним из основных факторов развития кадрового потенциала экономики. С одной стороны, взаимодействие бизнеса и образования позволяет осуществить подготовку востребованных специалистов. С другой стороны, это позволяет выпускникам трудоустроиться по полученной специальности. В связи с этим актуальной остается задача поиска и разработки форм и механизмов сотрудничества, учитывающих интересы и возможности всех заинтересованных сторон (государства, бизнеса, общества, отдельных социальных групп и граждан). Очевидно, что совместные усилия в долгосрочной перспективе приведут к повышению качества трудовых ресурсов, производительности труда, повышению конкурентоспособности страны на мировом рынке.

Широкое исследование темы взаимодействия образования и бизнеса было осуществлено в ходе опроса, проводившегося в странах EMCOSU (Болгария, Венгрия, Польша, Словения, Испания) при участии России (Петрозаводского государственного университета) в 2014 г. в рамках созданного консорциума университетов [1], а также в других европейских странах (не входящих EMCOSU). В рамках проекта были проведены глубинные интервью среди ведущих работодателей из разных стран ЕС для того, чтобы обобщить лучший опыт университетского делового партнерства, а также получить мнение «изнутри» от работодателей о перспективах сотрудничества с университетами. Среди отобранных компаний — пред-

ставители производственных отраслей, сектора услуг и ИТ-сектора.

Целью проведенных опросов было выявить различные формы сотрудничества между системой образования и бизнесом, а также выявить факторы, способствующие развитию взаимодействия системы образования и бизнеса. Кроме того, были изучены аспекты, связанные с ожиданиями университетов и предприятий от делового партнерства.

Выборки среди компаний для проведения опросов и дальнейшего анализа были сформированы методом квотирования по следующим критериям:

• опыт сотрудничества с университетами: более половины из отобранных предприятий;

• не менее 20% предприятий должны были принадлежать ИТ-сектору, 40% — сфере услуг, 40% — промышленным отраслям;

• размер компании: около трети предприятий — крупные, остальные — малые, средние или микропредприятия.

Виды сотрудничества

В настоящее время многие страны EMCOSU активно разрабатывают механизмы взаимодействия системы образования и бизнеса, ищут возможности для повышения эффективности общения, правовой поддержки и лучшей интеграции взаимных интересов. Как выяснилось, в некоторых секторах экономики, например, в ИКТ, уже есть давние традиции сотрудни-

чества с вузами, другие отрасли по-прежнему отстают из-за национальных и культурных ограничений.

Несмотря на это, анализ результатов опросов, проведенных среди представителей различных компаний из стран ЕС показал, что существуют общие для всех стран и компаний направления сотрудничества. Среди них: мобильность студентов, научные исследования и разработки, участие в учебном процессе, мобильность ученых и другие модели, связанные с деятельностью конкретных компаний.

Мобильность студентов. Чаще всего компании предоставляют места для стажировки студентов длительностью от нескольких недель до одного года. В период стажировки студенты участвуют в научно-исследовательских проектах или выполняют обычные рабочие задачи под руководством старшего наставника, который является сотрудником компании. Некоторые предприятия приглашают на стажировку также иностранных студентов для работы по тем направлениям деятельности, которые ориентированы на международное сотрудничество. Другие компании поддерживают постоянные отношения с университетами и их филиалами для найма на работу лучших студентов. Кроме этого, существует практика организации летних лагерей с целью участия в специальных проектах (например, для разработки нового программного обеспечения), либо реализуется «вербование» студентов для помощи в кооперации со старшими сотрудниками в научно-исследовательских проектах. Относительно финансовой поддержки несколько компаний сообщили, что они обеспечивают финансирование для докторантов, выполняющих исследования, которые представляют интерес для компаний.

Исследования и разработки. Представители компаний рассказали о различных режимах сотрудничества с университетами в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Чаще всего представители компаний привлекают сотрудников университетов, чтобы обсудить разработки и технологические вопросы, с которыми они сталкиваются. Нередко это приводит к реализации научно-исследовательских проектов, предусматривающих участие обеих сторон: компании и университета, в том числе, с привлечением студентов. Опрос показал, что есть компании, ежегодно предоставляющие финансирование для выбранного исследовательского проекта от университета; либо имеющие долгосрочные контракты с университетами в области научно-исследовательской деятельности и образования. При этом всегда выбираются наиболее сильные направления деятельности конкретных университетов и сотрудничество осуществляется только в этих направлениях.

Участие в учебном процессе. Участие сотрудников компаний в образовательной деятельности университетов в качестве приглашенных лекторов наиболее распространенная форма данного вида сотрудничества. В редких случаях происходит участие в разработке и аккредитации учебных программ.

Мобильность ученых. Включение ученых в сотрудничество между университетом и бизнесом состоит из двух элементов:

1) направление ученых на курсы в целях их ознакомления с современными технологиями и бизнес-процессами;

2) привлечение ученых для проведения лекций и курсов для работников компаний.

Другие виды сотрудничества. Представители отдельных компаний также сообщили о других формах сотрудничества с университетами. Некоторые из них регулярно участвуют в днях карьеры вузов, представляющих в своих компаниях рабочие места: консультируют студентов, предлагают советы по выбору карьерного пути, консультируют докторантов, обеспечивают специальный фонд для поддержки студентов (например, студенческого научно-исследовательского проекта и т. д.), предлагают семинары и курсы в виде неформального образования.

Наибольшее число компаний, которые сотрудничают с вузами в области исследований и разработок зафиксировано в ходе опроса в Словении и в Испании, а самый низкий — в Болгарии. Наиболее высокий уровень сотрудничества в области НИОКР — в производственных отраслях. Например, представитель словенской компании сообщил, что результат сотрудничества с факультетом машиностроения привел к «улучшению текущих производственных технологий компании».

Компаниям также было предложено ответить, как часто они организовывают мероприятия, связанные с сотрудничеством с университетами. Приведенный здесь список содержит мероприятия от наиболее частой практики к более редкой:

1. Участие представителей компании в обучении, преподавании и научно-исследовательской деятельности.

2. Сотрудничество с офисами карьеры в вузах.

3. Сотрудничество с институтами, специализирующимися на взаимодействии бизнеса и университетов.

4. Сотрудничество с инкубаторами для развития новых предприятий.

5. Участие в деятельности объединений выпускников.

6. Участие представителей компаний в попечительских и иных советах вузов.

7. Участие ученых в советах (собраниях) компаний. В общей сложности, компании чаще всего участвуют в научно-исследовательской деятельности, преподавании и работе отделов профориентации и трудоустройства. Также представителей компаний часто приглашают принять участие в образовательных процессах в качестве лекторов и исследователей. Что касается сотрудничества с отделами профориентации и трудоустройства, компании часто участвуют в ярмарках вакансий и иных событиях, связанных с трудоустройством.

Драйверы и барьеры сотрудничества

В ходе исследования в странах EMCOSU было выявлено, что драйверы и барьеры при взаимодействии высшего образования и бизнеса являются важной областью для изучения.

со

о с^

от о сч

со

со

о с^

от о сч

со

Представителям компаний было предложено оценить наиболее важные факторы, которые облегчают сотрудничество с высшими учебными заведениями («драйверы»), а также оценить факторы, препятствующие сотрудничеству между университетами и бизнесом («барьеры»). Далее представлен общий список драйверов сотрудничества университетов и бизнеса (наиболее значимые драйверы вверху списка):

1. Существование взаимного доверия и приверженности.

2. Наличие общих мотивов.

3. Приоритетные отношения с вузом.

4. Интерес вуза к практическим знаниям.

5. Близкое географическое расположение вуза.

6. Доступ к исследованиям и разработкам вуза.

7. Наличие финансовых ресурсов для работы с вузом.

8. Гибкость вузов.

В отношении драйверов сотрудничества наблюдаются страновые различия между членами EMCOSU. Так, в Венгрии преобладающим фактором является интерес высших учебных заведений в доступе к практическим знаниям, в Болгарии — наличие общих мотивов. Кроме этих двух факторов в анкетах прослеживается, что в значительной степени важен предыдущий положительный опыт сотрудничества. Наименее редкие факторы, которые были названы — финансовые ресурсы и гибкость высших учебных заведений. Однако ряд респондентов рассматривают их как «барьеры» сотрудничества [2, 3].

Представители отдельных компаний соглашаются, что выгоды от сотрудничества университетов и бизнеса взаимны. По их мнению, ученые могут получить новейшие знания в специфических областях, для которых затем могут быть разработаны новые продукты и/или услуги. Таким образом, в результате сотрудничества университеты получают значимые результаты, имеющие практическую применимость. Выгоды компаний — научно-методическая поддержка со стороны вузов в области исследований и разработок. В этом отношении компании могут стать более конкурентоспособными, получив доступ к академическим знаниям. Университеты, в свою очередь, могут обеспечить актуальными практическими знания студентов, обучив их использованию новейших технологий. Кроме того, сотрудничество университетов и бизнеса позволяет совместно использовать финансовые и инфраструктурные ресурсы для развития новых идей.

Препятствия по взаимодействию бизнеса и системы образования с точки зрения компаний видятся в следующем: потребности бизнеса не ставятся в один ряд с миссией и стратегией университета, существует временной разрыв в скорости функционирования институтов, университет не обладает требуемыми компетенциями или инфраструктурой для потребностей бизнеса, наличие бюрократии и финансовых ограничений.

Компаниям было предложено определить основные барьеры, с которыми они сталкиваются при сотрудничестве с высшими учебными заведениями. Барьеры, перечисленные по убыванию значимости, следующие:

1. Бюрократия внутри или вне учреждений высшего образования.

2. Различные временные горизонты планирования в вузах и в бизнесе.

3. Различные мотивы и ценности в вузах и в бизнесе.

4. Сложность в поиске заинтересованных контактных лиц в высших учебных заведениях.

5. Различные формы коммуникации и языка.

6. Ограниченные возможности передачи знаний.

7. Высшие учебные заведения стремятся опубликовать конфиденциальные результаты исследований.

8. Текущий финансовый кризис.

Бюрократия является главным препятствием для сотрудничества в трех странах EMCOSU, а именно: в Венгрии, Словении и Испании. Бюрократия требует много времени, а быстро меняющийся рынок труда не может себе этого позволить. В связи с этим особо отмечена нормативная документация, необходимая для установления какого-либо сотрудничества. Даже для стажировки в рамках мобильности студентов требуется много документов. Аналогичные требования — в проектах по развитию сотрудничества в рамках программ, финансируемых ЕС. Заполнение большого количества документации требует довольно много времени. Кроме этого, программы недостаточно рыночно-ориентированные и не нацелены на извлечение прибыли.

Однако не только работодатели видят бюрократические препятствия для сотрудничества между университетами и компаниями. Как отмечено в европейском докладе [4], «подавляющее большинство ученых всех уровней взаимодействия университетов и бизнеса соглашаются, что финансовые барьеры и бюрократия в пределах вуза являются наиболее актуальными барьерами». Кроме того, они считают, что главная ответственность за финансирование сотрудничества университета и бизнеса лежит на вузах.

В Болгарии главный барьер заключается в поиске соответствующих лиц, готовых к сотрудничеству, в пределах вузов, в Польше — наличие различных мотивов и ценностей у высших учебных заведений и бизнеса. Несколько респондентов из Польши дополнительно упомянули, что университеты не готовы к сотрудничеству с бизнесом.

Представители компаний также отмечают негибкость высших учебных заведений, особенно в отношении регулирования, адаптации и изменения учебных программ, отслеживания новых технологий и новых тенденций в соответствующих областях. Респонденты подчеркивают, что университеты ожидают финансирования сотрудничества, однако они не имеют четких представлений, что это за сотрудничество должно быть, какой практический результат оно может принести.

Некоторые работодатели отметили вопросы, касающиеся времени. Так, в отдельных компаниях деятельность в рамках сотрудничества «университет -бизнес» не рассматривается как отдельный вид работы. В связи с этим сотрудничество зависит от добровольного волеизъявления работников вне рабочего времени. В ответах работодателей было также подчеркнуто,

что используемый университетами «учебный год» в качестве временного интервала иногда воспринимается как препятствие для планирования деятельности в рамках сотрудничества. Например, компания с сезонным бизнесом не может получить поддержку от университетов в течение всего лета. Еще один важный временной аспект с точки зрения работодателей связан с тем, что часто университеты не могут быстро решать проблемы и реагировать на запросы рынка.

Среди препятствий на пути сотрудничества выделяют также различные мотивы и ценности. Деятельность научно-исследовательских групп в университетах и технологических центрах далеки от нужд бизнеса. Для компаний наиболее важным представляется получение патентов на коммерческую эксплуатацию, в то время как приоритетом для университетов является публикация результатов научных исследований. В настоящее время отсутствует ориентация на рынок в научно-исследовательской деятельности вузов. Работа исследователей измеряется по количеству публикаций, а не по практической пользе [1].

Таким образом, интересным является тот факт, что ряд драйверов развития — повышение уровня трудоустройства выпускников, модернизация учебного расписания, передача технологий и финансирования — могут быть классифицированы в соответствии с конкретным выгодополучателем — вузом, студентами, сообществом. Ряд барьеров классифицируются традиционно как преграды со стороны компаний: проблемы оценки результативности, коммуникации, период исследований и культурные различия и т.п.

Компетенции и навыки выпускников

Компании чаще всего и в большей степени включены в научно-исследовательскую и преподавательскую деятельность в университетах во всех странах ЕМСОБи. В ходе сотрудничества с университетами они также ищут возможность взаимодействовать со студентами, как с потенциальными работниками. Это может происходить в форме интеграции студентов в среду компании, проведение презентаций для студентов на мероприятиях по развитию карьеры.

Говоря об ожиданиях работодателей относительно знаний и навыков выпускников учебных заведений, необходимо отметить следующее. Выпускники должны быть компетентными в широком диапазоне областей, включая владение как общекультурными, так и профессиональными компетенциями. Особый интерес — к возможностям выпускников в области компьютерных технологий и использования интернета с точки зрения поиска и обработки информации. Среди других востребованных компетенций выделяют способность эффективно использовать время и возможность продуктивно работать в команде.

Работодатели отмечают, что большинство выпускников имеют высокую квалификацию в указанных областях, в частности, в области использования компьютеров и Интернета. Однако наблюдается дефицит в области умения применять полученные знания на практике, в овладении специализацией конкретной профессиональной деятельности, способности вы-

полнять работу хорошо в стрессовых или критических ситуациях.

Развитие навыков и знаний выпускников, необходимых для успешного выхода на рынок труда, является преимуществом сотрудничества университета и бизнеса. Стажировки помогают работодателям найти самых лучших и наиболее лояльных выпускников для возможного последующего найма [5].

Главная проблема для развивающихся стран, которая была выявлена в ходе опроса, связана со слабой информированностью работодателей и системы образования. Работодатели не имеют достаточной информации о том, какими компетенциями владеют выпускники, а образовательные учреждения, в свою очередь, также мало информированы о том, какие компетенции наиболее востребованы работодателями.

Результаты исследования в России и других странах вне консорциума

Как было указано выше, исследование являлось масштабным и затронуло не только страны ЕМСОБи, но и другие государства:

• континентальный блок: Австрия, Бельгия, Франция, Германия, Люксембург, Нидерланды;

• страны бывшей Югославии: Босния и Герцеговина,

Македония, Сербия;

• Скандинавия: Дания, Финляндия, Швеция;

• Россия.

Респонденты из указанных стран отметили, что большинство из них сотрудничают с университетами в области мобильности студентов. Основная форма — практическое обучение и стажировки. Такой режим сотрудничества занимает первое место в большинстве стран, включенных в обследование, за исключением Чехии, Словакии и стран Скандинавии, где он занимает третье место. В России и странах бывшей Югославии наиболее распространенным способом сотрудничества является образование для взрослых, обучение и краткосрочные курсы.

Важно отметить, что мобильность студентов сопровождается научно-исследовательской деятельностью, развитием образования и подготовкой взрослых. Научные исследования и разработки являются наиболее распространенным видом сотрудничества в скандинавских странах, но не используются в значительной степени в Хорватии и Чехии. Участие компаний в деятельности по разработке учебных планов часто используется во всех странах - участницах обследования, включая Россию.

В России, как и остальных странах консорциума и вне его, наименее распространенная деятельность — сотрудничество университетов и бизнеса в области мобильности ученых.

Кроме того, в ходе анализа результатов опросов было выявлено, что и для развитых, и для развивающихся стран характерны схожие тенденции. Так, формирующиеся модели взаимодействия включают следующие направления: подготовка компетентных специалистов, планирование целей и результатов образования, разработка и проектирование образовательных программ, создание инновационной среды путем

со

о с^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

от о сч

со

со

о с^

от о сч

со

интеграции науки и бизнеса, разработка и внедрение новых образовательных технологий достижения требуемых результатов образования, разработка новых процедур оценки полученного образования и квалификаций и многие другие.

В российском сообществе видят взаимодействие вузов и бизнеса в следующих областях [6]: выявление актуальных перечней компетенций выпускников на основе прогнозов развития техники и технологий, проектирование основных образовательных программ, создание инновационной образовательно-исследовательской среды, внедрение новых способов обучения.

Работодателям, включенным в крупномасштабное обследование, было предложено обозначить актуальность препятствий на пути их сотрудничества с университетами. В общей сложности основным препятствием во всех странах и регионах является бюрократия в учебных заведениях, за исключением скандинавских стран. Но, как подчеркнули словацкие работодатели, также компании сталкиваются с бюрократическими процессами в рамках своих собственных компаний.

Вторым, наиболее актуальным препятствием для сотрудничества с высшими учебными заведениями, являются различные временные горизонты планирования. Так, в динамичной бизнес-среде возрастает необходимость гибко и быстро реагировать на изменяющиеся запросы рынка. Очень часто бизнес приходит с какой-то конкретной проблемой и нуждается в решении в очень короткое время, однако университет не всегда готов к таким условиям. Университетам требуется время, чтобы исследовать проблему, а необходимость решения текущих задач не позволяет полностью посвятить себя одной задаче. В связи с этим возникает «негибкость» университетов. Данная тенденция актуальна для России так же, как и для других опрошенных стран.

В России, странах континентального блока, Скандинавии работодатели отметили, что среди наиболее важных барьеров для сотрудничества между бизнесом и университетами выступают разные способы коммуникации и языка между взаимодействующими сторонами. Работодатели из Болгарии, Венгрии, Хорватии, Чехии и Словакии отметили, что они испытывают трудности в поиске соответствующих лиц в университетах для целей сотрудничества. Напротив, наименее актуальным препятствием для университетского делового сотрудничества в целом являются нынешний финансовый кризис, а также тенденция университетов публиковать конфиденциальные результаты исследований. Данные тенденции одинаковы как в странах консорциума ЕМСОБи, так и за его пределами.

Проведенный опрос позволил выявить, что существует острая потребность в развитии стратегического планирования сотрудничества. В настоящее время это один из самых актуальных вопросов для университетов, который им предстоит решать, чтобы обеспечить эффективное долгосрочное взаимодействие с бизнесом. Распределение мнений по данному вопросу между странами в целом совпадает, за исключением Чехии и Словакии, где стратегическое сотрудничество не входит в тройку потребностей развития. Вторым на-

правлением развития сотрудничества, которое должно быть реализовано в системе высшего образования, является увеличение практической направленности преподавания, третьим направлением — увеличение числа стажировок и практики.

Итальянские работодатели отметили, что университеты должны в основном быть направлены на поддержку международной ориентации своих учреждений для усиления интернационализации образования. Аналогичная позиция прослеживается в странах бывшей Югославии и скандинавских странах. Хорватские и итальянские работодатели отмечают высокую потребность дальнейшего развития сотрудничества с университетами. Они также заинтересованы в повышении ценности прикладных исследований и увеличения их числа.

Что касается драйверов сотрудничества университетов и бизнеса, то следует отметить, что это крайне важно, чтобы компании и университеты стремились к схожим целям и были надежными, заслуживающими доверия партнерами в этом процессе.

Важно также подчеркнуть следующее: во всех странах и регионах работодатели видят самые большие выгоды от сотрудничества университетов и бизнеса в развитии профессиональных компетенций студентов, необходимых для рынка труда. Исключение составляют только Италия и Россия, где данное направление занимает второе место в общем рейтинге.

Заключение

Опросы, направленные на оценку складывающихся моделей взаимодействия между университетами и бизнесом, были проведены более чем в 15 развитых и развивающихся странах: в странах ЕМСОБи, в Скандинавии и России, в Хорватии и Чехии, Словакии и Италии и др.

В ходе исследования было установлено, что наиболее распространенными моделями взаимодействия являются: мобильность студентов, исследования и разработки, разработка учебных программ, образование взрослых, мобильность ученых.

Большинство работодателей в ЕС сотрудничают с университетами в области мобильности студентов, что, как правило, выполняется в виде практического обучения и стажировок. Этот режим сотрудничества занимает первое место в большинстве стран, вошедших в обследование: Испания, Италия, Словения, Хорватия, Россия, за исключением Чехии, Словакии и Скандинавии, где мобильность занимает третье место. В Болгарии и странах бывшей Югославии наиболее распространенным способом деятельности в области сотрудничества с университетами является образование для взрослых, обучение и краткосрочные курсы.

Участие компаний в деятельности по разработке учебных планов наиболее часто используется в Чехии и Словакии, Скандинавии, Испании, Италии и реже всего в России. Наименее распространенная деятельность университетов и делового сотрудничества, о которых сообщают компании во всех странах и регионах, за исключением Италии, является мобильность ученых.

Интересно отметить, что наибольшие выгоды от взаимодействия университетов и бизнеса работодатели преимущественно видят в области развития компетенций, востребованных на рынке труда.

Работодатели всех стран, участвовавших в обследовании, отмечают важность и необходимость взаимодействия с университетами, поиска путей построения взаимовыгодных отношений. Проведенное исследование позволило выявить сильные и слабые стороны складывающихся моделей взаимодействия, увидеть общие и специфические характеристики сотрудничества университетов и бизнеса в развитых и развивающихся странах.

* * *

Статья подготовлена при поддержке РФФИ, проект № 16-46-100923 р_а и Программы стратегического развития Петрозаводского государственного университета-2016.

Список использованных источников

1. M. Melnik, S. Palvin. Emerging Models of Cooperation between Private Enterprises and Universities — Insights of European Enterprises and Employers Organizations. University of Lubljana, October 2014. - 110 p.

2. Т. Davey, Т. Baaken, M. Deery, V. Galan Muros (eds). 30 Good Practice Case Studies in University-Business cooperation. Science to Business Research Centre & European Commission, DG for Education and Culture. Miinster, 2011.

3. Т. Davey, Т. Baaken, V. Galan Muros, A. Meerman. The State of European University - Business Cooperation. Final Report - Study on the cooperation between Higher Education Institutions and public and private organisations in Europe, 2011.

4. Technopolis Organisation: University Business Cooperation - 15 Institutional Case Studies on the Links Between Higher Education Institutions and Business. European Commission, DG for Education and Culture, 2011.

5. J. Allen, S. Pavlin, R. Van der Velden (eds.). Competencies and Early Labour Market Careers of Higher Education Graduates in Europe. University of Ljubljana: Faculty of Social Sciences, 2011.

6. Е. М. Рогова. Бизнес-инкубаторы как элементы системы технологического трансфера российских университетов// Инновации, № 7, 2014. С. 53-58.

Development of university-business cooperation: European and Russian experience

A. L. Kekkonen, PhD in Economics, Senior Researcher.

S. V. Sigova, Doctor of Economics, Deputy Director on Research.

(Budget monitoring center of Petrozavodsk State University)

The article presents the results of surveys of employers on the interaction of education and business in developed and developing countries. The basic directions of cooperation, and obstacles to successful cooperation are declared.

Keywords: university, business, cooperation, interaction models.

Частный технопарк открылся в Челябинске

Челябинский технопарк информационных технологий реализован при участии Инфрафонда РВК и частного инвестора Максима Судакова.

19 апреля 2016 года состоялось официальное открытие первого частного парка информационных технологий в Челябинской области. Технопарк информационных технологий Челябинской области - инвестиционный проект Инфрафонда РВК и частных инвесторов, созданный при поддержке Правительства Челябинской области и Министерства информационных технологий Челябинской области.

Технопарк занимает 2200 м2 в новом здании в современном растущем районе Челябинска. Его якорными резидентами уже стали крупнейшие ИТ-компании региона, активно идет привлечение технологических компаний ранних стадий как в качестве постоянных резидентов, так и участников отдельных программ и мероприятий.

ИТ-парк - это прежде всего инфраструктурная поддержка. Возможность стартапам, фрилансерам работать в зоне коворкинга, быть рядом с лидерами отрасли - якорными резидентами ИТ-парка, атмосфера делового общения профессионалов, доступ стартапов и малого бизнеса к финансовым институтам, фондам (например, ФРИИ, Сколково), кредитным организациям. Задача парка, оказывать содействие развитию предпринимательской среды, интернет-индустрии, помогать людям входить в бизнес и поддерживать этот бизнес. Парк нужен государству, для стимулирования развития отрасли, чтобы росла доля ИТ в ВРП, создавались рабочие места, привлекались инвестиции, росли налоговые отчисления. Парк нужен бизнесу, чтобы черпать из него кадры, получать заказы, объединяться над решением крупных задач. Парк нужен стартапам и фрилансерам как место их сбора, место генерации идей, созидания <о проектов и нахождения работы. о

Контактная информация: г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 31; +7 (351) 220-33-73; [email protected]; www.itpark74.ru

СП

о N

со

J <

со О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.