Научная статья на тему 'Анализ успешного опыта взаимодействия вузов с бизнес-структурами'

Анализ успешного опыта взаимодействия вузов с бизнес-структурами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1153
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИЧЕСТВО / КООПЕРАЦИЯ / COOPERATION / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / УНИВЕРСИТЕТ / UNIVERSITY / ПРЕДПРИЯТИЕ / ОПЫТ / EXPERIENCE / COLLABORATION / INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ларцева Мария Вадимовна

Автором исследованы зарубежные примеры сотрудничества бизнеса с высшими учебными заведениями и трансфера технологий. Охарактеризован успешный опыт применения различных моделей взаимодействия университетов и бизнес-структур. Выявлено, что организационные аспекты привлечения предприятий в учебную и исследовательскую деятельность являются ценными для быстрого внедрения в России. Моделирование и внедрение оптимальных механизмов взаимодействия университетов и бизнеса в России должны базироваться на принципах отличных от других стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ларцева Мария Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ успешного опыта взаимодействия вузов с бизнес-структурами»

АНАЛИЗ УСПЕШНОГО ОПЫТА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ С БИЗНЕС-СТРУКТУРАМИ Ларцева М.В. Email: [email protected]

Ларцева Мария Вадимовна - студент, факультет бизнес-технологий, кафедра управления персоналом, Российский новый университет, г. Москва

Аннотация: автором исследованы зарубежные примеры сотрудничества бизнеса с высшими учебными заведениями и трансфера технологий. Охарактеризован успешный опыт применения различных моделей взаимодействия университетов и бизнес-структур. Выявлено, что организационные аспекты привлечения предприятий в учебную и исследовательскую деятельность являются ценными для быстрого внедрения в России. Моделирование и внедрение оптимальных механизмов взаимодействия университетов и бизнеса в России должны базироваться на принципах отличных от других стран.

Ключевые слова: сотрудничество, кооперация, развитие, университет, предприятие, опыт.

ANALYSIS OF SUCCESSFUL EXPERIENCE OF INTERACTION BETWEEN UNIVERSITIES AND BUSINESS Lartseva M.V.

Lartseva Maria Vadimovna - Student, FACULTY OF BUSINESS TECHNOLOGIES, DEPARTMENT OF PERSONNEL MANAGEMENT, RUSSIAN NEW UNIVERSITY, MOSCOW

Abstract: the author studied foreign examples of collaboration of business with universities and technology transfer. Described the successful application of various models of interaction between universities and businesses. Revealed that the organizational aspects of the involvement of enterprises in training and research activities are valuable for quick implementation in Russia. Modelling and implementation of optimal mechanisms of interaction between universities and business in Russia should be based on principles different from other countries.

Keywords: collaboration, cooperation, development, University, industry, experience.

УДК 334.021

Развитие мировой и национальной экономик в современных условиях в значительной мере определяется их способностью производить, использовать и коммерциализировать новые знания и технологии. Как выяснилось, в мировой практике партнерство университетов и компаний в основном реализуется путем проведения исследований и разработок; совместном проектировании и оценки курсов/программ; защиты интеллектуальной собственности; создания бизнес-проектов и участия бизнеса в управлении университетами. Сотрудничество университетов и предприятий очень важно на этапе становления многосторонних экономических отношений. Все виды взаимоотношений учебных заведений с различного рода организациями оказывают большое влияние на деятельность ученых, обеспечивая их дополнительными знаниями и данными, базирующимися на практике, для дальнейшего изучения и исследований. В свою очередь, партнёрство с университетами является важной составляющей в формировании совместных исследовательских проектов с целью разработки решений для всей организации, взаимовыгодного использования технологических ресурсов, снижении затрат на производство. Для укрепления взаимного сотрудничества и повышения ценности такой деятельности, требуется гораздо больше внимания уделять решению общих вопросов как со стороны бизнес-структур и ученых, так и органов местного самоуправления и правительства.

Постановка задачи. Целью статьи является, определение основных моделей взаимоотношений вузов и бизнеса, анализ успешного опыта сотрудничества бизнеса и университетов за рубежом.

Изложение основного материала. Бизнес-среда за последние 10 лет поддалась существенным переменам. Следствием этого стали изменения в запросах и требованиях к навыкам сотрудников, их образованности и наличию профессиональных навыков. С приходом новых профессий, таких как: интернет-коуч, 3d- дизайнер, хэдхантер, тренд-вотчер и других

рынок труда и бизнес начал диктовать новые требования, а следовательно и искать новых профессионалов. Бизнес-среда стремительно развивается, однако российское высшее образование отстает до сих пор и не может выполнять свою основную обязанность -удовлетворять актуальные запросы рынка в высококвалифицированных кадрах.

Чтобы повысить качество высшего образования в современных условиях и, самое главное, помочь студентам подготовиться к профессиональной жизни за пределами университетских аудиторий, надо активно внедрять более практический, прикладной подход к образованию. Предоставление образовательных услуг, основанных на опыте и актуальных бизнес процессах, поможет искоренить имеющиеся пробелы в производительности молодой рабочей силы. Построение и расширение партнерских связей между научными кругами и частным сектором -неотъемлемая часть налаживания этого процесса. Все большее количество западных компаний взяли дело в свои руки, создавая разноплановые партнерские отношения непосредственно с вузами для калибровки очевидного дисбаланса на рынке труда [6].

На сегодняшний момент существуют такие модели взаимоотношений между вузами и бизнесом:

1. Сотрудничества в сфере исследований: сотрудничество в разработке совместных научных и исследовательских инициатив; проведение исследований на контрактной основе; оказание консультационных услуг; кооперация в производстве инноваций; создание неформальных и личных связей; публикация совместных научных работ с участием представителей академии (преподавателей и студентов) и исследователей компании; поддержка студенческих проектов в сфере R&D.

2. Академическая мобильность - это привлечение преподавательского состава и исследователей вузов к работе в бизнес-среде, а рабочих и менеджеров компаний - к деятельности в условиях вуза, на постоянной или временной основе.

3. Разработка образовательных программ - сотрудничество университета и бизнеса в формировании фиксированной программы курсов, модулей, главных и дополнительных дисциплин, планов проведения гостевых лекций делегатов от предприятий и общественных организаций для студентов бакалавриата, магистратуры, докторантуры и курсов повышения квалификации;

4. Студенческая мобильность - внедрения условий для прохождения студенческих практик и стажировок для приобретения практического опыта в сфере бизнеса и предоставления условий для дальнейшего трудоустройства. Примеры успешного применения различных моделей взаимодействия проиллюстрированы в таблице 1.

Проанализировав современное состояние партнерства образования и бизнеса можно сказать о существовании различных форм сотрудничества учебных заведений и представителей бизнеса. В результате сотрудничества каждый из участников этого процесса получает свои преимущества: вуз разнообразит учебный процесс, студенты имеют доступ к знаниям не только теоретически, но и практическом уровне, получают информацию о новых технологиях из мира бизнеса. Организация лабораторий, научных центров и базовых кафедр требуют от представителей бизнеса существенных материальных затрат, а студентам дает возможность приобрести практические навыки работы в определенной области, усвоить специфику производственного процесса. Выполнение студентами дипломных работ, с учетом специфики работодателя, дает возможность предприятиям получать не только образованный персонал, но и квалифицированного специалиста, который сочетает в себе потенциал ученого и практика. Построение оптимальной модели сотрудничества бизнеса и университетов в российских реалиях должна базироваться на принципах, отличных от зарубежных. Автономия западных вузов предусматривает меньшую зависимость от государственного влияния с точки зрения финансирования и направлений учебных программ. Чтобы оставаться на рынке образовательных услуг и иметь хорошую репутацию, руководство западных вузов постоянно поддерживает диалог с представителями бизнеса, реагирует на их потребности и обеспечивает востребованными специалистами. То есть, образовательные учреждения, достигают успеха на этом поприще, становятся более привлекательными и для абитуриентов, и для работодателей, а это, в свою очередь, является залогом финансовой стабильности. Именно поэтому западные университеты являются главными инициаторами плодотворного сотрудничества с бизнесом.

Таблица 1. Анализ успешного опыта взаимодействия университетов и бизнеса

Формы и модели взаимодействия Характеристика: Опыт применения (страна, вуз):

Научно-производственные кластеры Объединение в научно-производственный кластер участников из различных сфер экономики позволяет сформировать систему распространения новых знаний и технологий, удовлетворяющую потребностям общества, и наиболее полно реализовать потенциал территории. Организация научно-производственных кластеров на отраслевом уровне должна включать в себя: 1) принятие долгосрочной программы; 2) создание координационного комитета по вопросам технологического развития; 3)образования экспертных групп занимающиеся вопросами развития приоритетных направлений; 4) наличие процессов выбора и построение решений по оптимальному сценарию для организации чёткой работы предприятия. [1] США. На территории существует единая кластерная модель. Характерные черты кластеров -конкурентоспособность, партнёрство и ориентация на коммерциализацию. Все высшие учебные заведения, входящие в кластеры имеют хорошую государственную финансовую поддержку. Информационно-технологический кластер «Кремниевая долина» в Северной Калифорнии, разрабатывающий и производящий высокопроизводительные компьютерные системы и другие передовую продукцию и технологии. Образовательно-научная база состоит из 14 колледжей и 13 профильных университетов. Особенность кластера связана с отдельной ролью каждого элемента: образовательной, исследовательской, предпринимательской. Наличие представительств компаний IBM, Microsoft,Google, Oracle,Apple Inc, высококвалифицированных человеческих ресурсов, независимых источников финансирования, малых инновационных предприятий с инновационными проектами, защиты интеллектуальной собственности позволяет данному кластеру быть конкурентоспособным не только внутри страны, но и в мире.

Создание эндаумент-фонда Эндаумент (от лат. Dolare, старофранц. Douer - наделять невесту приданым) - бессрочный дар в виде средств или имущества, передан организации на определенные цели. Наличие в организации облечения повышает ее устойчивость и финансовые возможности в реализации образовательных и научно-исследовательских проектов. Средства, сгенерированные эндаументом, используются для финансирования широкого спектра проектов: строительства новых корпусов, поддержки библиотечных фондов, развития инфраструктуры, формирование премиальных для сотрудников и студентов. Россия. Опыт создания эндаумент-фонда в Московской школе управления «Сколково». В 2008 году, при поддержке аудиторско-консалтинговой компани «PricewaterhouseCoopers», а также ВТБ и Банка Москвы, в школе был сформирован целевой капитал.Использование средств эндаумента «Сколково» направлено на разработку и проведение образовательных программ, финансирование университетских стипендий и грантов, организацию научно-исследовательской среды. В настоящее время 40 российских и зарубежных венчурных фондов подписали соглашение об аккредитации с Фондом «Сколково»

Центры трансфера технологий Центр трансфера технологий (ЦТТ) -это организация, деятельность которого направлена на внедрение результатов научно-технической деятельности в реальный сектор экономики и ориентирована на получение прибыли от использования результатов научных исследований, выполняемых в государственных научных организациях и частных компаниях. Китай. Китайская университетская система является одним из крупнейших в мире исполнителей научных исследований. Каждый университет имеет собственную модель трансфера технологий в виде ЦТТ (ассоциировнные частные компании университетов): Программы повышения конкурентоспособности высшего образования; Программы улучшения стандартов исследований вузов; Создание гибридных ГЧП; Увеличение количества патентов.

Трудоустройство выпускников Трудоустройство выпускников-взаимовыгодная форма сотрудничества ВУЗов с предприятиями (работодателями., обеспечивающая профессиональную ориентацию студентов для поступления после окончания вуза на работу в структурные подразделения предприятия-партнёра. Германия. Наиболее успешной методом организации трудоустройства выпускников является применение дуальной системы обучения. Практически е занятия проходят непосредственно в организациях, с которыми учебное заведение заключило контракт. К примеру, университет Duale Hochschule Baden-Württemberg (DHBW) , имеет договора с такими крупными компаниями как IBM, HP, SAP, Daimler, Siemens по целевой подготовке специалистов. Компании обеспечиваеют практику с денежным вознаграждением. А также возможность дальнейшего трудоустройства. Существуют специальные «отделы по вузам» действующие на основании соглашения между ректорами вузов и федерального ведомства труда. Они занимаются профориентацией и контролем кадров в университетах с численностью более 10000 чел.

Организация и проведение мастер-классов, лекций, круглых столов и.т.д. Мастер-классы, лекции, семинары, круглые столы - эко ряд комплексных мероприятий, проводимых в рамках образовательного процесса, в ходе которых представителями организаций и других бизнес структур могут презентовать своё производство, поделиться опытом, обсудить насущные проблемы и пути их решения Дания. На базе университета Ольборга функционирут программа «AU Inkubator» - серия бесплатных воркшопов и лекций от опытных бизнесменов и специалистов университета Ольборг, где студенты имеют возможность поделиться старт-ап идеями, заручиться поддержкой и расширить круг своих профессиональных связей. AAU Inkubator заручился партнерской поддержкой многих экспертов ведения бизнеса (IDA Young Professionals, UCN, Business model design center, Next Nord, Igangz, Kick start).- Business Booth: команда юристов, бухгалтеров, экономистов, менторов и других профессионалов, которые оказывают помощь в создании собственного бизнеса. Venture Cup: платформа, объединяющая все датские университеты и создает условия для начала старт-апов. Кроме того, Venture Cup проводит ежегодные соревнования, в которых могут принять участие любые старт-апы и побороться за главный приз - 45 тыс. Евро.

Академическая мобильность Академическая мобильность является одним из видов взаимоотношений между образовательными учреждениями и различного рода организациями. Учебное заведение открывает возможность приобретать и обмениваться новыми знаниями, навыками преподавания, улучшения учебного процесса, позволяет расширять горизонты в исследовательской деятельности для всех включённых в образовательный процесс. Великобритания. Дарэмский университет (Durham University) уже на протяжении длительного времени является ключевым партнером компании Proctor and Gamble (P & G) в области биофизики, химии, инженерии, производственных процессов и психологии потребителя. Более 80 академиков университета сотрудничают с таким же количеством исследователей P & G во всем мире: от Ньюкасла во Франкфурт, Брюссель, Пекин и Цинциннати. На сегодня партнерство уже принесло университета около 8.6 млн долл США внешних инвестиций для проведения серии проектов и предоставления стипендий.

Список литературы / References

1. Гончаров А.Ю. Тенденции и перспективы взаимодействия агентов инновационной среды региона в условиях когнитивной экономики / А.Ю. Гончаров, А.В. Поляков, Н.В. Сироткина // Дельта науки. Т. 1, 2015. № 1 (1).

2. Кузнецова А.А. Взаимодействие работодателей и вузов: актуальные проблемы / А.А. Кузнецова, А.А. Туева Ю.А. Мальцева О.Ю. Яценко // Глобализация социума и современное образование: инновационные тенденции: материалы межд. науч.-практ. конф. (Саратов, 11 ноября 2010 г.). Саратов: Изд-во ЦПМ «Академия бизнеса», 2010. С. 83-86.

3. Поправка И.Ю. Сотрудничество бизнеса с вузами: возможности для обеих сторон / И. Поправка // Управление персоналом. Украина, 2014. № 2. С. 28-29.

4. Старикова Л.Д. Эндаумент как форма финансирования образования // Сибирский педагогический журнал, 2012. № 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/endaument-kak-forma-fmansirovaniya-obrazovaniya (дата обращения: 08.12.2016).

5. Телегина Г.В. Региональный институт международного сотрудничества: новые грани взаимодействия университета и региона / Г.В. Телегина, Н.В. Штыкова // Вестник ТюмГУ, 2005. № 3. С. 229-236.

6. Guerra et al. Social-Emotional Skills Development across the Life Span: PRACTICE. World Bank, 2014.

7. The Economist Intelligence. Unit Report: "Closing the Skills Gap: Companies and Colleges Collaborating for Change", 2014. [Electronic resource]. URL: https://www.luminafoundation.org/files/publications/Closing_the_skills_gap.pdf/ (date of access: 13.01.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.