Научная статья на тему '2020. 02. 024. Тан Х. -Х. Х. , Чау Ч. -Ф. У. Обмен знаниями в глобальном городе: типология университетов и институциональный анализ. Tang H. -H. H. , Chau C. -F. W. knowledge exchange in a global city: a typology of universities and institutional analysis // European Journal of higher education. - 2019. - OnlineFirst. - doi: https://doi. Org/ 10. 1080/21568235. 2019. 1694424'

2020. 02. 024. Тан Х. -Х. Х. , Чау Ч. -Ф. У. Обмен знаниями в глобальном городе: типология университетов и институциональный анализ. Tang H. -H. H. , Chau C. -F. W. knowledge exchange in a global city: a typology of universities and institutional analysis // European Journal of higher education. - 2019. - OnlineFirst. - doi: https://doi. Org/ 10. 1080/21568235. 2019. 1694424 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ТИПЫ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ / ПЕРЕДАЧА ЗНАНИЙ / ТРЕТЬЯ МИССИЯ / ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лихачев М.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2020. 02. 024. Тан Х. -Х. Х. , Чау Ч. -Ф. У. Обмен знаниями в глобальном городе: типология университетов и институциональный анализ. Tang H. -H. H. , Chau C. -F. W. knowledge exchange in a global city: a typology of universities and institutional analysis // European Journal of higher education. - 2019. - OnlineFirst. - doi: https://doi. Org/ 10. 1080/21568235. 2019. 1694424»

района Большого залива и соответствующий упор на развитие ИР подтверждают, что этот регион занимает стратегическую позицию в инновационном развитии Китая в условиях конкуренции на национальном и глобальном уровнях.

М.О. Лихачев

2020.02.024. ТАН Х.-Х.Х., ЧАУ Ч.-Ф.У. ОБМЕН ЗНАНИЯМИ В ГЛОБАЛЬНОМ ГОРОДЕ: ТИПОЛОГИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ.

TANG H.-H. H., CHAU C.-F.W. Knowledge exchange in a global city: A typology of universities and institutional analysis // European journal of higher education. - 2019. - OnlineFirst. - DOI: https://doi.org/ 10.1080/21568235.2019.1694424

Ключевые слова: высшее образование; институциональные типы в высшем образовании; передача знаний; третья миссия; общественное благо; предпринимательские университеты.

Авторы статьи, сотрудники Департамента образовательной политики и лидерства Университета образования Гонконга (КНР), проводят комплексный анализ различных типов высших образовательных учреждений и схем их вовлечения в обмен знаниями на примере образовательных учреждений Гонконга.

Используя эмпирический пример Гонконга как глобального города, авторы рассматривают в рамках своего исследования три вопроса.

1. Каковы институциональные модели участия государственных университетов Гонконга в обмене знаниями?

2. Как институциональные характеристики ориентации на первую (преподавание) или вторую (исследования) миссии и объем дисциплин (комплексный или специализированный) влияют на модели взаимодействия в процессе обмена знаниями?

3. Как различные модели взаимодействия влияют на результативность процесса обмена знаниями?

Сегодня «предпринимательская» деятельность - деятельность по обмену знаниями - наряду с двумя традиционными миссиями преподавания и исследований рассматривается в качестве третьей миссии университета. В научной литературе, однако, подчеркивается важность дифференциации коммерческих знаний и

знания как общественного блага (второй вариант не предполагает цели получения финансового дохода). Эти две категории распространяемых знаний создают двойственность третьей миссии университета, которая порождает различные отклики (а иногда большую напряженность среди академических сотрудников) - начиная от энтузиазма и заканчивая скептицизмом относительно того, следует ли рассматривать такую деятельность в качестве научной. На мезоуровне академической профессии организационные и институциональные факторы опосредуют ориентацию на участие отдельных ученых в обмене знаниями. Несмотря на глобальную тенденцию к распространению академического предпринимательства, университеты, обладающие уникальной историей институционального развития, четко отделяют себя от других вузов с точки зрения своих стратегических ответов на вызовы, возникающие в процессе обмена знаниями. Варианты их моделей вовлечения в обмен знаниями зависят от демографической структуры академического сообщества и его приоритетов в институциональных миссиях - преподавании, исследованиях и обмене знаниями.

В ходе исследований было установлено, что традиционные исследовательские университеты относительно более изобретательны в деле реализации третьей миссии, связанной с обменом знаниями. Ученые мирового класса, которые, как правило, связаны с ведущими исследовательскими университетами, активны как в публикации результатов своих исследований, так и в получении патентов. Однако новейшие университеты, наряду с аффилированными с ними учеными, имеют меньше ресурсов для участия в широком спектре инициатив по обмену знаниями. Предыдущие исследования показывают, что наиболее вероятными их партнерами являются местные небольшие организации или компании. В рамках общей категории «новые университеты» существуют различные институциональные типы: как правило, это - политехнические университеты, университеты науки и технологий, ориентированные на преподавание университеты (например, гуманитарные колледжи), специализированные учреждения, например педагогические колледжи, педагогические университеты или институты искусств и музыки. В научной литературе, посвященной теме высшего образования и обмена знаниями, существует ограниченный, но быстро формирующийся кластер исследований, в

которых проводится всесторонний анализ различных типов университетов и их моделей взаимодействия в процессе обмена знаниями.

В качестве примера взаимосвязей между типами учреждений и моделями деятельности по обмену технологиями в среде глобального города авторы статьи взяли Гонконг. Города - это центры производства знаний и инноваций, и расположенные в них университеты играют роль двигателя инноваций для их развития. Гонконг имеет давнюю историю развития городского предпринимательства, он считается «городом предпринимателей», особенно в связи с его предпринимательским дискурсом, нарративами и образом. Университетский сектор города обладает «предпринимательским» мышлением в своей институциональной и повседневной деятельности в ответ на глобальные тенденции (экономика знаний, академический капитализм, интернационализация и мас-сификация). Правительство стремится превратить город в региональный образовательный центр, охватывающий международные образовательные программы и исследовательские предприятия, который устанавливает связи между Востоком и Западом. Тем не менее предпринимательский стиль управления, характерный для основных университетов Гонконга, финансирующихся из государственного бюджета, определяется множеством уникальных контекстуальных факторов. В экономической структуре города, в которой преобладают финансовая индустрия и сектор недвижимости, отводится только небольшая часть для предпринимательской деятельности. Между тем валовые внутренние расходы на исследования и разработки (ИР) в процентном отношении к ВВП на протяжении ряда лет неизменно составляют менее 1%. Слаборазвитая экосистема предпринимательства не может предложить достаточно стимулов для развития трансферта технологий и академического предпринимательства.

В этом контексте университеты Гонконга демонстрируют стратегическое поведение и предприимчивость, стремясь стать образовательными учреждениями мирового уровня и занять более высокие позиции в международных рейтингах университетов. В академической сфере Гонконга, в которой сильно распространен менталитет «догоняющих» и профессиональный этос, большое количество исследователей уделяют больше времени своим про-

фессиональным задачам по сравнению со своими международными партнерами, но испытывают меньшую удовлетворенность своей работой. Несмотря на высокий спрос на научные результаты, исследовательская система Гонконга парадоксально демонстрирует снижение конкурентоспособности, возможно, из-за критического недофинансирования правительством и частным сектором. На фоне подъема Китая стали укрепляться межсистемные партнерства между университетами Гонконга и материкового Китая, для поддержания которых большое значение имеют вопросы институциональной адаптации и автономии. На основе анализа деятельности авторы выделяют четыре типа гонконгских университетов с точки зрения вовлеченности в обмен знаниями: 1) общеобразовательный / традиционный, ориентированный на исследования;

2) специализированный, ориентированный на исследования;

3) общеобразовательный / традиционный, ориентированный на преподавание; 4) специализированный / традиционный, ориентированный на преподавание.

К первому типу они относят два старейших университета -Гонконгский университет (HKU) и Китайский университет Гонконга (CUHK). Будучи комплексными исследовательскими университетами, оба придерживаются баланса между трансфертом технологий, вовлечением нетехнических сообществ и другими формами обмена знаниями. Стратегический план Гонконгского университета на 2009-2014 гг. стал руководством для Комитета по университетским грантам (UGK), финансирующего университетские исследования. Большое внимание в нем уделено «обмену знаниями» посредством публичных лекций, проведения интервью, публикаций, непрерывного обучения, стажировок на рабочих местах и участия в различных профессиональных сообществах. В своем ежегодном отчете за 2009/2010 гг. университет заявил, что «обмен знаниями» предпочтительнее «трансферта знаний» вследствие более эффективной реализации «двустороннего потока» полезных знаний.

Ко второму типу относится Гонконгский университет науки и технологии (Hong Kong UST). Он входит в число специализированных наукоемких университетов. Такие университеты в системе высшего образования Гонконга и системах других стран - это, как правило, научно-технические университеты и бывшие политехни-

кумы. Основанный в 1991 г. Hong Kong UST, выполняя свою институциональную миссию в обмене знаниями, играет критически важную роль, «в партнерстве с правительством, бизнесом и промышленностью, в развитии Гонконга как общества, основанного на знаниях, и содействует «экономическому и социальному развитию нации в качестве ведущего университета в Китае». Университет также участвует в промышленных партнерствах в материковом Китае, который располагает огромным рынком инновационной деятельности. Он открыл филиалы в ключевых городах Южного Китая, включая Шэньчжэнь, Наньша, Фошань и Чжэцзян, с целью дальнейшего развития ИР, подготовки профессиональных кадров и трансферта технологий.

Баптистский университет Гонконга (HKBU) является единственным университетом, относящимся к типу общеобразовательных и ориентированных на обучение учреждений (третий тип). В своем первом отчете, посвященном обмену знаниями, университет заявил, что он имеет «давнюю историю передачи технологий», но должен пропагандировать новую концепцию нетехнологического обмена знаниями среди своих преподавателей. В 2009 г. был назначен новый заместитель вице-президента для наблюдения за всеми новыми инициативами, касающимися обмена знаниями. Был также создан отдел по передаче знаний с целью определения сферы применения деятельности по обмену знаниями, ее активизирования и стимулирования персонала к исследовательской работе на благо местного сообщества. HKBU, известный своей сильной стороной - изучением китайской медицины, - активно участвует в разработке новых медицинских технологий и выдаче патентов, связанных с лечением и выявлением заболеваний. Он обладает инновациями во многих областях - например, выяснение причин усталости и борьба с депрессией. Университет активно участвует и в нетехническом обмене знаниями. В 2010 г. было создано «Партнерство по передаче знаний», деятельность которого была направлена на стимулирование преподавателей и исследователей к сотрудничеству с некоммерческими организациями и компаниями и передачу результатов исследований и знаний на благо общества. Потенциально HKBU охватывает многие виды деятельности по обмену знаниями. Учреждения третьего типа, как правило, менее

амбициозны, чем учреждения первого типа, которые обычно достигают более значительных результатов.

Два университета - гуманитарный университет (LU) и педагогический университет (EdU) - относятся к четвертому типу. Их миссия по распространению знаний заключается в вовлечении нетехнического сообщества в обмен знаниями через партнерства с учреждениями среднего образования, неправительственными организациями и государственными организациями. Их проекты тесно связаны с решением социальных проблем - положение этнических меньшинств, насилие в семье, отношения между поколениями. EdU расширил сферу обмена знаниями: наука, технология, инженерия и математика (STEM), раннее детство, образование, система управления образованием, защита окружающей среды и местные культуры.

Исследование, проведенное авторами, показывает, что формы участия университетов в процессе обмена знаниями могут быть разнообразными и существенно различаться с точки зрения их идеологии и направленности.

М.О. Лихачев

2020.02.025. ОРАЗБАЕВА Б., СЕЙДЕ П., ВАН ДЕР, БААКЕН Т. АВТОНОМНОСТЬ, КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ - ФАКТОРЫ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ВОВЛЕЧЕННОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ УНИВЕРСИТЕТОМ И БИЗНЕСОМ.

ORAZBAYEVA B., SIJDE P., van der, BAAKEN T. Autonomy, competence and relatedness - the facilitators of academic engagement in education-driven university-business cooperation // Studies in higher education. - 2019. - OnlineFirst. - DOI: https://doi.org/10.1080/ 03075079.2019.1679764

Ключевые слова: сотрудничество между университетом и бизнесом; теория самоопределения; студенческая мобильность; разработка и реализация учебных программ; автономия; компетентность и взаимодействие.

Авторы статьи, сотрудники Мюнстерского (Германия) и Амстердамского (Нидерланды) университетов, исследуют психологические факторы, лежащие в основе взаимодействия университета с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.