Научная статья на тему '2013. 04. 033. Ма Ваньхуа. Глобальные исследования и университеты мирового класса. Ma Wanhua. The global research and the «World class» universities // institutionalization of world-class university in global competition / ed. : Shin Jung Cheol, Kehm B. M. – Springer ScienceCBusiness, Dordrecht, 2013. – chapter 3. – p. 33–44'

2013. 04. 033. Ма Ваньхуа. Глобальные исследования и университеты мирового класса. Ma Wanhua. The global research and the «World class» universities // institutionalization of world-class university in global competition / ed. : Shin Jung Cheol, Kehm B. M. – Springer ScienceCBusiness, Dordrecht, 2013. – chapter 3. – p. 33–44 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТ МИРОВОГО КЛАССА / ТРАДИЦИОННЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ГЛОБАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЯ / ТРАНСФЕР ЗНАНИЙ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Климова С. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2013. 04. 033. Ма Ваньхуа. Глобальные исследования и университеты мирового класса. Ma Wanhua. The global research and the «World class» universities // institutionalization of world-class university in global competition / ed. : Shin Jung Cheol, Kehm B. M. – Springer ScienceCBusiness, Dordrecht, 2013. – chapter 3. – p. 33–44»

новые методики преподавания и влияют на общую культуру в академической среде.

Еще один важный аспект - преподавание на английском языке для развития международных связей и контактов. Вузы усиленно приглашают иностранных студентов, так как интернационализация - важный критерий WCU. Поэтому, например, многие вузы при найме на работу стали требовать презентацию кандидата на английском языке. Повысились языковые требования к аспирантам, даже в области социальных и гуманитарных наук.

Наконец, вузы стали выдвигать требования к своим преподавателям, чтобы они публиковали свои работы в международных журналах с высоким индексом цитируемости (SCI, SSCI, A&HCI журналы) в соответствии со стандартами глобального рейтинга1. Это привело к тому, что многие ученые отказываются от учебной и служебной нагрузки в пользу науки, которая стала лучше финансироваться. Они направили свои усилия на внутреннее и международное сотрудничество, стали активнее участвовать в конференциях, обмениваться идеями и т.д.

В заключение делается вывод о специфике WCU. «Критерий WCU - не только быть конкурентоспособным с другими университетами в области науки и образования, но и вносить достойный вклад в развитие всего человечества» (с. 30).

С.М. Климова

2013.04.033. МА ВАНЬХУА. ГЛОБАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И УНИВЕРСИТЕТЫ МИРОВОГО КЛАССА.

Ma Wanhua. The global research and the «World Class» universities // Institutionalization of World-Class university in global competition / Ed.: Shin Jung Cheol, Kehm B.M. - Springer ScienceCBusiness, Dordrecht, 2013. - Chapter 3. - P. 33-44.

Ключевые слова: университет мирового класса; традиционный исследовательский университет; глобальный исследовательский университет; коммерциализация знания; трансфер знаний.

Ваньхуа Ма, сотрудник Пекинского университета, член исследовательской группы ученых Фулбрайта (Fulbright New Century

1 Shin J.C. Teaching and research nexuses in a research university in South Korea // Studies in higher education. - 2011. - Vol. 36, N 5. - P. 485-503.

Scholars1), подробно рассматривает роль и значение глобальных научных исследований, осуществляемых с помощью университетов нового типа. В главе излагаются результаты анализа концепции «глобальный исследовательский университет» (Global Research University - GRU), проведенного исследовательской группой Фул-брайта на примере американских GRU.

Сегодня университеты играют все более значимую роль в развитии общества, поскольку «фокус на открытии нового знания, формировании нового поколения лидеров и развитии глобального партнерства и кооперации в исследованиях позволяет исследовательским университетам решать важные проблемы, стоящие перед современным миром» (с. 33).

GRU имеют общие и специфические характеристики. При этом разные университеты объединяет способность выйти за пределы собственного национального государства путем расширения границ познания, диверсификации знания, привлечения иностранных студентов и создания финансовых источников в глобальных масштабах.

Основная миссия GRU - глобальный охват в исследованиях и формирование нового поколения лидеров. Эту идею хорошо выразил бывший президент Йельского университета Р. Левин: «Наша цель - стать поистине глобальным университетом. Это значит воспитывать лидеров и расширять сферы знания не только для США, но и для всего мира» (цит. по: с. 34). В связи с этим многие американские вузы ставят задачу реорганизации своей административной системы. Кроме того, в рамках GRU меняются и методы работы, и способы производства знания - от индивидуальной деятельности к «коллегиализации» (collegialization). Это означает, что ученые от традиционных форм работы в своих сообществах внутри своих вузов переходят к работе в международных командах и формированию международных альянсов. То есть GRU становятся своего рода международными агентствами, помогающими наладить сотрудничество между учеными разных стран. Они открывают свои подразделения и лаборатории в зарубежных университетах. Например, Гарвардский университет открыл еще

1 Эта группа ввела термин для характеристики данного типа университетов -«формирующаяся глобальная модель исследовательского университета» (emerging global model. - EGM). - Прим. реф.

одну субсидируемую им лабораторию по изучению СПИДа в Дурбане в Южной Африке, а также отделения Гарвардской бизнес-школы в Гонконге и Шанхае (Китай) для продвижения и поддержки бизнес-концепций профессоров китайских вузов. По данным газеты «Boston Globe» за 2008 г., Гарвард намеревался вложить 100 млн. долл. в расширение своей международной деятельности (с. 35).

Один из центральных вопросов, стоящих на повестке дня: почему исследовательский университет хочет стать глобальным? Ответы, по мнению автора, можно дать на микро- и макроуровнях. На макроуровне действуют две динамические силы: экономика знаний и экономическая глобализация. Университеты могут стать частью новой инфраструктуры знания в развитии национальной экономики. Руководству США это стало ясно после Второй мировой войны, когда исследовательские университеты стали частью национальной системы ИР (с. 35).

Вследствие ключевой роли университетских ИР в «инфраструктуре знаний» университеты превратились в центры знаний и передачи технологий; обмен знаниями в организационном и институциональном отношениях стал более сложным и многосторонним. В докладе Всемирного банка (2003) сказано: «Экономика знаний основана на использовании идей и применении технологий, а не физических способностей... Для того чтобы люди смогли справиться с этими требованиями, необходима новая модель образования и профессиональной подготовки» (цит. по: с. 35-36). Такая модель активно используется в глобальных исследовательских университетах. Интернационализация учебных планов, обмен студентами и преподавателями, совместные международные исследовательские проекты - важнейшие стратегии глобального исследовательского университета. Это ответ исследовательских университетов на вызовы нового типа экономики.

Исторической точкой поворота к глобальным университетам автор считает 90-е годы, когда рухнула Берлинская стена и советская империя. Стали развиваться новые модели управления и новые способы организации мирового порядка, связанные с глобальными рынками, глобальной экономикой и производством. Экономиче-

ская глобализация, согласно Д. Хелд1, ведет к тому, что связь между самыми отдаленными точками на планете становится реальной: местные события формируются под влиянием событий, происходящих за тысячи километров, и в свою очередь влияют на происходящее там. Массовое движение товаров, информации, труда вследствие использования современных технологий предъявляет новые требования к высшему образованию. И главным актором во всех этих процессах становится высшее образование, в частности исследовательский университет. Как отмечает А. Руби (A. Ruby), «университеты - производители и распространители знания; они формируют глобализацию настолько, насколько глобализация формирует их» (цит. по: с. 36).

Рассматривая высшее образование на микроуровне, автор отмечает, что оно становится все дороже, все меньше поддерживается национальным правительством, а государственное финансирование неуклонно снижается. Годовой бюджет исследовательского университета в 1 млрд долл. невозможно было представить 50 лет назад, сегодня это норма и этих средств едва хватает на развитие. Появляются новые статьи расходов: виртуальные исследовательские лаборатории, электронные библиотеки, услуги через Интернет -те новые необходимые потребности, которые университеты должны обеспечивать самостоятельно. Поскольку национальное правительство не может покрыть все эти расходы, университеты вынуждены искать новые источники финансирования. С одной стороны, развиваются стратегии по поддержке вузов государством и другими службами, а с другой - бурно развивается коммерциализация вузов. В настоящее время приватизация GRU становится глобальным явлением.

Где же находятся GRU? Сегодня во всем мире наблюдается рейтинговый хаос, и ректоры многих вузов боятся оказаться в конце списка. Хотя вопрос о рейтингах активно обсуждается и здесь много неясного, тем не менее существующие рейтинги могут дать некоторое представление о наиболее передовых университетах (табл.).

1 Held D., McGrew A., Goldblatt D., Perraton J. Global transformations: Politics, economics and culture. - Stanford: Stanford university press, 1999.

Таблица (с. 37)

Распределение глобальных исследовательских университетов в регионах мира по Шанхайскому рейтингу 2011 г.

Рейтинг Америка Европа Азия / Океания Африка

Топ10 8 2 0 0

Топ 50 37 11 2 0

Топ 100 68 33 8 1

Между GRU и традиционным исследовательским университетом есть сходные черты и отличия. История традиционного исследовательского университета начинается в Германии с гумбольд-товской модели, которая принципиально отличается от современной. Понятие «universitas litterarum» традиционного университета включало объединение обучения и исследований для студентов, имеющих разностороннее образование. Университет Джонса Хопкинса в США - пример вуза гумбольдтовского типа в Северной Америке. Этот вуз до сих пор опирается на гумбольдтов-скую идеальную модель - развивать науку для подготовки талантов. Но в целом миссия исследовательских университетов в США сильно отличалась от гумбольдтовских идей: их задача - развитие местной экономики, помощь властям в управлении, решение насущных проблем. Их бурное развитие началось после Второй мировой войны, когда научные исследования были признаны важнейшей частью программы по безопасности страны и федеральное правительство стало вовлекать многие вузы в программы ИР. США традиционно опираются на философию американского прагматизма, которая принципиально отлична от идей Гумбольдта.

Основное различие между традиционным исследовательским университетом и GRU связано с их отношением к производству знания и коммерческой деятельности, в которую вовлечены университеты. С середины XX в. фокусом научных исследований стали не только разработка и овладение новым знанием, но и перевод этого знания в реальные продукты, его коммерциализация. GRU тесно связан с концепцией планирования национального развития и сопутствующего расширения сферы науки как экономического ресурса страны. Сегодня различие между традиционной системой производства знания и новыми приоритетами в производстве знаний описывается в терминах «двойная интеграция» (dual

integration) и «предпринимательская наука» (entrepreneurial science). От ученых ждут, чтобы они не только производили новое знание, но и коммерциализировали его. Хороший пример «предпринимательской науки и международного сотрудничества» - предоставление компанией «Ford Motors» 12 университетам из разных стран право на 13 научно-исследовательских программ (URP). В основном это программы по био- и нанотехнологиям. Такое международное сотрудничество служит показателем уровня развития промышленного и университетского сотрудничества. Как отметил один из сотрудников компании, «научное сотрудничество выступает движущей инновационной силой привлечения потребителей к компании "Ford Motors", которое будет иметь решающее значение для дальнейшего развития» (с. 38).

По-настоящему бурное развитие американских исследовательских университетов началось лишь в 1970-е годы, когда Фондом Карнеги была разработана классификация, определившая критерии для различных типов университетов. Определение исследовательского университета базируется на нескольких характеристиках: сумме средств, выделяемых на исследовательские гранты от федерального правительства, количестве присуждаемых докторских степеней в год и числе университетских программ на степень доктора наук. Те вузы, которые не отвечают этим критерием, являются исключительно обучающими. Сегодня многие мировые рейтинги пренебрегают функцией обучения и ориентируются исключительно на исследовательскую деятельность. Многие считают, что в исследовательском университете преподавательская деятельность не главная. Они становятся все более и более предпринимательскими. В условиях современного экономического кризиса борьба за ресурсы толкает университеты, как исследовательские, так и обучающие, в сторону глобализации. «Термин "транснациональное высшее образование" относится не только к глобальным исследовательским университетам, но и глобальным обучающим университетам. Исследования показали, что ведущие исследовательские университеты США, такие как Гарвардский, Корнелльский, Северо-Западный, Карнеги-Меллон, Джорджтаун-ский и Технологический институт Джорджии, основали научно-исследовательские центры или кампусы в разных частях мира... Например, Университет Франклина (Огайо) разработал междуна-

родные программы в Восточной Европе, Индии и Китае. Университет штата Аризона несколько лет назад открыл подразделение для международных инициативных программ и развивает совместные программы по присуждению научных степеней с университетами Китая и других стран» (с. 39). Многие американские вузы входят в категорию обучающих: общественные колледжи (community colleges), государственные университеты, гуманитарные колледжи (liberal arts colleges), технические колледжи и университеты. Статистика показывает, что США имеют около 50% филиалов университетов за границей; Австралия - 12, Великобритания - 5%. Около 60% филиалов за границей предлагают программы на степени бакалавра и магистра (с. 39). Почти все филиалы работают на коммерческой основе. Главные задачи обучающего университета -дать профессиональное образование и сформировать профессиональные навыки. GRU же ориентируется не на обучение, а на подготовку новых кадров для развития мировой экономики знаний.

Далее автор ставит вопрос: что же означает понятие «университет мирового класса» (WCU)? Впервые этот термин появился в Китае в 1990-х годах. Сегодня это понятие широко распространено, однако четкого определения так и не появилось. Если исследовательский университет относится к самоопределяющимся вузам, то понятие «мировой класс» относится к категории обучающих институтов, получивших всеобщее признание. В этом контексте WCU эквивалент GRU. Большое значение сегодня придается рейтинговой системе, основанной в США для популяризации своих вузов и колледжей среди студентов. Современные мировые рейтинги обслуживают гораздо более широкую мировую аудиторию. «Политики, ректоры университетов, студенты - все используют рейтинги как точку отсчета для своих целей» (с. 41).

Правительство каждой страны и каждого университета имеют свое представление, как построить WCU. Китайское правительство приняло решение о создании WCU в 1998 г. Сначала были учреждены гранты для двух ведущих университетов страны, затем для девяти, а затем к ним присоединились еще 39 вузов. В 1999 г. Южная Корея организовала программу «Интеллектуальная Корея 21», фокусом которой стала подготовка высококвалифицированных и творческих кадров для экономики, основанной на знаниях. В 2002 г. Япония начала «легализацию национальных университе-

тов» с целью повышения эффективности их работы и конкурентоспособности на мировой арене. В 2005 г. в Германии была запущена программа «Инициатива превосходства», призванная содействовать развитию научных исследований на самом высоком уровне и повысить качество работы университетов и государственных исследовательских институтов. Исходя из опыта этих стран, можно сделать вывод о том, что основная цель всех этих усилий - повышение глобальной экономической конкурентоспособности и производительности национальных экономик с помощью высшего образования.

В одном из своих докладов ректор Йельского университета Р. Левин (R. Levin) выделил три предпосылки, необходимые, с его точки зрения, для успешного строительства WCU: 1) адекватное финансирование; 2) разумное распределение ресурсов; 3) развитие независимого и критического мышления.

1. Адекватное финансирование позволяет вузам устанавливать зарплаты, которые могут привлечь профессоров и исследователей самого высокого класса, а также закупать дорогостоящее оборудование для исследований. В США эта проблема была решена еще в 1940-е годы, когда правительство целенаправленно стало выделять средства на развитие фундаментальных научных исследований в университетах. Кроме того, промышленность и общество начали вкладывать миллионы долларов в высшее образование США, большая часть которых шла на научные разработки. В Китае и других азиатских странах государственное финансирование университетских исследований - относительно новое явление. Университетские ИР были включены в китайскую инновационную систему только 20 лет назад. Здесь слабая поддержка высшего образования промышленностью и обществом из-за традиционного разрыва между университетом и обществом в целом.

2. Вторая предпосылка связана с эффективным развитием научно-исследовательского потенциала в условиях ограниченных ресурсов. Одно дело иметь ресурсы, другое - правильно их распределять. По мнению Р. Левина, ресурсы в университете должны распределяться строго на основе учебных и научных заслуг, а не на основе трудового стажа или политического влияния. Для китайской культуры характерны такие черты, как повиновение старшим по должности и строгий порядок. Это создает в академической среде

идеи приоритета трудового стажа и академического фаворитизма -бесполезные вещи в WCU. В китайских университетах научный фаворитизм проявляется во многих формах: в получении административных должностей, ученых званий, в научных связях и т.д.

3. Третья предпосылка - развитие независимого и критического мышления - тесно связана с самим образовательным процессом. Р. Левин считает, что китайские WCU должны расширять свои учебные программы и менять педагогические методики. В США эти проблемы были решены за счет развития всеобщего образования, избирательных учебных программ и обучения студентов принимать самостоятельные решения.

Почему развивающиеся страны должны строить WCU? Многие государства считают, что WCU - это ключ к вступлению в экономику знаний XXI в. Учитывая социальные и культурные различия между странами, может ли американская модель глобального исследовательского университета быть перенесена в другие культуры? Если модель прошла период аккультурации, ее можно внедрить в чужую культуру, но если она имплантирована грубо, без учета местного контекста, она работать не будет. Таким образом, по мнению автора, необходим строгий баланс между мировыми трендами и национальными особенностями в ходе реализации различных моделей.

С.М. Климова

2013.04.034. СТЛЕНЬИ К., РОАДС Р. А. АКАДЕМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ГРАЖДАНСТВО В ПЕРЕХОДНЫХ ОБЩЕСТВАХ: ПРИМЕРЫ ИЗ КИТАЯ И ВЕНГРИИ.

SZELENYIK., RHOADS R.A. Academic culture and citizenship in transitional societies: Case studies from China and Hungary // Higher education OnlineFirst. - 2013. - P. 1-14. - D0I:10.1007/s10734-013-9614-z.

Ключевые слова: глобальное гражданство; посткоммунистический переход; академическая культура; профессорско-преподавательский состав.

В статье двух сотрудников Массачусетского и Колумбийского университетов (США) проблема университета мирового класса (WCU) рассмотрена в контексте транзитологии - науки о переход-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.