Научная статья на тему '2013. 04. 032. Шин Ю. Ч. Университет мирового класса: понимание и политические инициативы. Shin J. Ch. The world-class university: concept and policy initiatives // Institutionalization of world-class university in global competition / ed. : Shin Jung Cheol, Kehm B. M. – Springer ScienceCBusiness, Dordrecht, 2013. – Chapter 2. – p. 17–32'

2013. 04. 032. Шин Ю. Ч. Университет мирового класса: понимание и политические инициативы. Shin J. Ch. The world-class university: concept and policy initiatives // Institutionalization of world-class university in global competition / ed. : Shin Jung Cheol, Kehm B. M. – Springer ScienceCBusiness, Dordrecht, 2013. – Chapter 2. – p. 17–32 Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
57
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УНИВЕРСИТЕТ МИРОВОГО КЛАССА / УНИВЕРСИТЕТ НАЦИОНАЛЬНОГО КЛАССА / УНИВЕРСИТЕТ МЕСТНОГО КЛАССА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Климова С. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2013. 04. 032. Шин Ю. Ч. Университет мирового класса: понимание и политические инициативы. Shin J. Ch. The world-class university: concept and policy initiatives // Institutionalization of world-class university in global competition / ed. : Shin Jung Cheol, Kehm B. M. – Springer ScienceCBusiness, Dordrecht, 2013. – Chapter 2. – p. 17–32»

тельских направлений, с наличием высококлассных ученых и преподавателей, с мощной инфраструктурой. Научные исследования -это наиболее важный показатель топ-вуза, непосредственно свидетельствующий о его реальном потенциале. Анализ показал, что в топ-вузы чаще идут те студенты, которые сами платят за учебу и не зависят ни от каких спонсоров; те же, кто учится за счет грантов или при поддержке правительства, более зависимы от спонсоров и их интересов. Например, многие учатся не там, где хотели бы, а там, куда их направляет государство. Поэтому есть два способа описать рейтинг топ-вузов: есть вузы, которых «делают» топ-моделями (через госфинансирование и всестороннюю поддержку со стороны государства и коммерческих структур страны), и есть вузы, свободно избираемые студентами, которые самостоятельно решают, какой вуз лучше (благодаря самофинансированию).

Предметом эмпирических исследований стали 50 топ-университетов, являющихся, по мнению аналитиков, субъектами процессов интернационализации. Было опрошено 3388 респондентов из 131 страны (опрос проводился в течение двух месяцев 2010 г.) через интернет-ресурсы. Исследование осуществлялось только в университетах США и Европы, исключая страны Третьего мира (в том числе и Россию). Выяснилось, что подавляющее большинство лучших вузов сосредоточено в США (первое место по всем показателям занял Гарвардский университет). Тем не менее в Европе уровень интернационализации был выше, в том числе благодаря успешно внедренной образовательной программе Эразмус, обеспечивающей широкое развитие бакалавриата в странах Евросоюза, невысокой плате за обучение и доступности финансирования. Однако по таким показателям, как уровень программ, качество обучения, научные разработки, хорошее трудоустройство, приоритет по-прежнему остается за США.

С.М. Климова

2013.04.032. ШИН Ю.Ч. УНИВЕРСИТЕТ МИРОВОГО КЛАССА: ПОНИМАНИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ. SHIN J. Ch. The World-class university: Concept and policy initiatives // Institutionalization of World-class university in global competition / Ed.: Shin Jung Cheol, Kehm B.M. - Springer ScienceCBusiness, Dordrecht, 2013. - Chapter 2. - P. 17-32.

Ключевые слова: высшее образование; университет мирового класса; университет национального класса; университет местного класса.

Вторая глава «Университет мирового класса: Понимание и политические инициативы» из книги «Институционализация университета мирового класса в глобальной конкуренции» написана одним из редакторов книги, сотрудником департамента образования Сеульского национального университета Южно-Корейской Республики Ю.Ч. Шином (Jung Cheol Shin) и посвящена анализу базовых концептов понятия «университет мирового класса» (WCU) с точки зрения новейших подходов и данных различных рейтинговых систем. В частности, в главе уделяется внимание каждому составляющему понятия WCU, дискутируется вопрос о связи и отличии понятий «глобальный» и «мировой», рассматриваются критерии WCU, сочетание таких его компонентов, как научные исследования, обучение и служебные обязанности.

Один из центральных вопросов - что же понимать под WCU? Либо это один из типов ведущего университета, либо принципиально новый тип университета, деятельность которого способствует процветанию человечества в глобальном масштабе. В определении WCU можно выделить несколько классификаций. Например, Ф.Г. Альтбах1 выделяет такие признаки, как глобальные цели в науке, научная свобода, гибкое управление и адекватное финансирование. Дж. Салми2 считает важнейшими следующие три элемента: максимальная концентрация талантливых профессоров и студентов; достаточное финансирование образования и науки; разнообразные и гибкие управленческие структуры. К. Морман с соавторами3 предложили термин «формирующаяся глобальная модель» исследовательского университета (Emerging Global Model -EGM), которая включает восемь характеристик: преодоление национальных границ; наукоемкость проводимых исследований; высокий научный и профессиональный уровень профессорско-препо-

1 Altbach Ph.G. Peripheries and centers: Research universities in developing countries // Asia Pacific education review. - 2009. - Vol. 10, N 1. - P. 15-27.

2

Salmi J. The challenge of establishing world-class universities. - Washington, DC: The World Bank, 2009.

Mohrman K., Ma W., Baker D. The research university in transition: The emerging global model // Higher education policy. - 2008. - Vol. 21, N 1. - P. 29-48.

давательского состава; многообразие источников финансирования научных исследований; мобильность ученых; кооперация с аналогичными вузами мира; расширение и диверсификация деятельности и новые отношения с правительством и промышленностью.

Не менее важно разобраться с понятиями «глобальный» и «мировой» в сочетании с понятием «университет». Например, термин «глобальный» широко используется в бизнесе для описания взаимоотношений и связей между компаниями разных стран. Автор показывает необходимость использования термина «глобальный» для понимания сути термина «мировой класс», утверждая, что он поможет в разъяснении смыслов. «Во-первых, концептуализация в терминах глобальной конкуренции привлечет талантливые людские ресурсы и финансовую помощь и обеспечит высшее качество в образовании и науке... Во-вторых, ценностной ориентацией WCU выступает человек вообще, что выходит за рамки задач национального университета; при этом ценностные ориентации WCU редко обсуждаются в научных кругах. К сожалению, большинство топ-университетов больше сосредоточено на национальном развитии, а не на всем человечестве. Безусловно, национальная ориентация также имеет ценность для человечества. Суть в том, что ни один университет не вносит вклад в человечество вне национальных приоритетов. Однако университет без всечеловеческой ориентации не может называться WCU, как не может существовать вне глобальной конкуренции. Конкурентоспособность на мировом рынке - главная цель данного типа университета» (с. 18). Таким образом, основные критерии WCU: повышение конкурентоспособности с точки зрения научной продуктивности; мощное финансирование со стороны частных и общественных организаций; создание максимально благоприятных условий для своих сотрудников (несмотря на то что пользу от этого никто еще не подсчитал).

Автор отмечает, что есть много вузов высокого уровня и конкурентоспособных в мире, но не все они называются WCU. Каковы же общие признаки WCU? Автор рассматривает их на примере 200 ведущих университетов мира (по списку THE1). Прежде всего, университет должен находиться в одном из мировых рейтингов:

1 The Times Higher Education (THE) — Times Higher Education Supplement (THES) - The Times Higher Education World University Ranking - ежегодный рейтинг ведущих университетов мира по версии Британского еженедельника «The Times Higher Education» (партнер «Thomson Reuters»).

ARWU1 или THE. По сути, рейтинги стали единственным критерием, хотя есть множество различных способов ранжирования и оценивания WCU. В них главным признаком научной продуктивности являются количество публикаций и цитируемость. Кроме того, эти университеты должны привлекать всемирно известных профессоров и талантливых студентов. Неявно в рейтинг показателей включен язык и экономический уровень развития страны. Как показали статистические данные, около 50% из рассмотренных 200 университетов, находящихся в указанных рейтингах, относятся к англоязычным странам, что является серьезным затруднением для немецко-и франкоязычных стран. Дело в том, что главный рейтинговый показатель - публикации в высокорейтинговых журналах, а практически все они выходят на английском языке. Поэтому неудивительно, что большинство топ-университетов - из США и Великобритании. Исключением стала только Япония: восемь японских университетов находятся в списке 200 топ-университетов мира. При этом 90% университетов - вузы экономически развитых стран, правительства которых направляют максимум усилий на развитие WCU.

Таким образом, говоря о WCU, необходимо учитывать не только три таких значимых аспекта, как производительность научных исследований, финансирование и международные обмены преподавателями и студентами, но и три других, не менее важных для рейтинга фактора - английский язык, географическое положение и экономическое развитие региона. С этой точки зрения на сегодняшний день нет однозначных критериев WCU и не ясно, как стать лучшим и избежать субъективизма в оценках2.

Современные университеты можно разделить по целевым установкам на «университеты мирового класса» (World-Class Universities - WCU), «университеты национального класса» (National-Class Universities - NCU) и «университеты местного класса» (Local-Class Universities - LCU). Эти три типа университетов, безусловно, связаны системно и должны рассматриваться в целостности. Например, WCU производит фундаментальные знания, которые затем используются в NCU для практических нужд, а LCU, в свою оче-

1 Academic Ranking World University - Шанхайский рейтинг.

2

Longden B. Ranking indicators and weights // University ranking: Theoretical basis, methodology and impacts on global higher education / Eds: Shin J.C., Toutkou-shian R.K., Teichler U. - Dordrecht: Springer, 2011. - P. 73-104.

редь, применяет уже готовые знания для решения местных проблем. WCU обучает своих студентов для «всего мира». НСИ готовит национальные кадры и служит интересам страны, а ЬСи обслуживает конкретный регион.

Далее автор проводит сравнительный анализ трех указанных типов университетов с точки зрения науки, обучения и сервисной деятельности.

Наука. «1. WCU тратит больше усилий на развитие долгосрочных фундаментальных исследований, чем на развитие краткосрочных и прикладных исследований. Кроме того, научные темы помогают раздвигать границы для глобальных исследований (глобальное потепление, окружающая среда, здоровье человека, борьба с ВИЧ, раком, получение экологически чистой энергии). Финансирование таких исследований должно быть долгосрочным и поддерживаться государством. На этом пути WCU производит фундаментальное и междисциплинарное знание, которое служит основой для прикладных исследований. 2. НСи фокусируется на прикладных и специальных исследованиях, долгосрочных и краткосрочных, и привлекает финансирование как от частных инвесторов, так и из общественных источников. НСи ориентируется на предметно-специфическое дисциплинарное знание, формирует, развивает конкретные сферы. 3. ЬСи занимается местными проблемами, для решения которых нужны краткосрочные и прикладные исследования. Их финансирование поддерживается главным образом местным правительством и местными частными компаниями. ЬСи вносят свой вклад в развитие местного сообщества» (с. 21).

Обучение. 1. Цели обучения в WCU направлены на подготовку мировых лидеров в области науки, бизнеса, политики, неправительственных организаций, общественных организаций, руководителей государств. Основной уклон - на развитие творческих способностей, а не на способность просто передавать знания. 2. NCU готовит будущих национальных лидеров. Здесь основное внимание уделяется развитию творческих способностей, специальным предметам, гуманитарным дисциплинам. 3. LCU соответственно готовит местных лидеров, предлагает образование по специальным техническим и гуманитарным дисциплинам и развивает способность передавать знания.

Сервисная деятельность. 1. WCU решает глобальные проблемы и вносит свой вклад в развитие всего мирового сообщества. 2. НСи решает национальные проблемы и концентрируется исключительно на решении национальных задач. 3. ЬСи занимается местными проблемами. В идеале все три типа университетов должны сосуществовать и реализовывать разные цели и типы институцио-нализации.

Согласно этой типологии, немногие университеты отвечают требованиям WCU. Большинство получили сегодня высокие рейтинговые позиции за счет прорыва в краткосрочных темах.

Далее речь идет об институционализации, которая может быть рассмотрена в различных аспектах: политика управления, уровень института, базовое научное объединение и личностный образовательный уровень.

Политика управления. Задача построения WCU стоит сегодня на повестке дня не только в развивающихся, но и в развитых странах. Даже в таких странах, как Германия, Франция, Великобритания и Нидерланды, правительства предпринимают активные действия и разрабатывают различные политические инициативы, чтобы решить эту задачу. В тех странах, где нет WCU, правительства отбирают университеты-лидеры, имеющие потенциал в скором времени им стать. Отбор идет по таким аспектам, как фокус деятельности и миссия. Известная классификация университетов по их миссии - Классификация Карнеги в США (с 1971 г.). Классификации приняты и во многих других странах, например в Великобритании и Австралии.

Политики используют разные методы отбора ведущих вузов: в Китае, к примеру, правительство выбрало 100 университетов по «Проекту-211» и 38 вузов по «Проекту-985» (с. 24). Этот выбор оказался весьма успешным и позволил университетам в кратчайшие сроки осуществить глобальный прорыв в области развития технологий, международного сотрудничества, научных публикаций и т.д. Здесь существенным оказалось сочетание централизации управления и изначальной слабости вузов. Однако использование такого подхода было не совсем удачным в Германии, где действует уже давно сложившаяся и хорошо развитая университетская система с упором на научную и педагогическую свободу (гумбольдтов-ская модель). Здесь было выбрано ограниченное число исследова-

тельских университетов, но встретив их сопротивление, правительству пришлось расширить это число.

В некоторых странах применяется подход, основанный на программах. Весьма успешными стали такие программы, как «Интеллектуальная Корея 21» (Brain Korea 21) в Корее, «Центр превосходства» (Centre of Excellence) в Японии, «Инициативы превосходства» (Excellence Initiatives) в Германии. Таким образом, в разных странах используются разные подходы при выборе вузов для WCU.

Управление WCU должно быть гибким и автономным, поэтому правительства во многих странах ориентируются на вузы, которые самостоятельны в управлении, разработке своих стратегий и не зависят от государственного давления (указаний). Государство старается ослабить свое давление на выбранные университеты, но при этом вводит непрямые механизмы контроля: например, гарантия качества или распределение финансирования, основанного на оценке деятельности. Эти изменения отношений между государством и университетом являются весьма важными для WCU, поскольку, чтобы конкурировать с другими вузами, ему необходимо независимое управление.

Важным шагом стало изменение юридического статуса многих вузов: раньше все они были «национальными объектами» (national entity), а сегодня во многих странах они переходят в класс «корпоративных объектов» (corporate entity). Эти изменения дали университетам больше автономии в управлении, распределении средств, найме сотрудников и т.д.

Поддержка научных исследований - второй важный фактор построения WCU. Основное отличие WCU - высокая производительность научных исследований. «В обществе знания знание - это ключевой элемент экономики страны, такой же, как земля, труд и капитал. Университет - собрание высококвалифицированных продуктивных профессоров и талантливых студентов» (с. 26). Главная проблема для руководства страны - как привлечь квалифицированные кадры и как поддержать их научную продуктивность. Основная его цель - создать эффективную систему поддержки научных исследований. При этом можно сформировать специальное агентство по финансированию научных исследований или реформировать существующие ведомства, решающие эти задачи. Например, в 2009 г. корейское правительство объединило две системы финан-

сирования в один Национальный научный фонд Кореи (National Research Foundation of Korea). Главная цель была в интеграции финансовой поддержки между финансовыми агентствами для «мягких» и «жестких» дисциплин. Во многих странах разработаны системы различных источников финансирования. Особая финансовая политика в поддержке университетов была разработана в Китае, Корее, Японии, Тайване, Малайзии, Сингапуре и даже в Германии и других европейских странах (например, Испании, Италии).

Другой аспект - интеграция науки и экономики в обществе знаний. Оказаться в мировом рейтинге - не единственная задача, необходимо развивать свою национальную конкурентоспособность в мире и стимулировать конкуренцию между университетами в стране. Например, во многих странах созданы системы внутренней индексации журналов для развития конкуренции и предварительных оценок эффективности вуза.

Важнейшим фактором является также система стимулирования профессорско-преподавательского состава вуза. По мнению многих экспертов, основополагающим принципом стимулирования должна быть меритократия - власть лучших (управление обществом элитой одаренных). Такой подход принят во многих азиатских и европейских странах. Важнейшим становится принцип личных заслуг профессора. Эти идеи трудно приживаются в странах Восточной и Западной Европы с их жесткой иерархией и традициями. К сожалению, многие вузы не выбирают лучших, не опираются на научную элиту, а следуют принципу родственных связей (inbreeding), т.е. оставляют работать в вузах в основном своих же выпускников, что создает препятствия на пути к WCU. Другая проблема заключается в том, что в Европе и Азии профессора имеют небольшие зарплаты, и правительство уделяет недостаточно внимания финансовому стимулированию их научной продуктивности, несмотря на то что на этом пути уже многое делается, например, через индивидуальные поощрения и контракты. Страны, развивающие WCU, стараются привлекать иностранных профессоров -известных ученых. Для этого они вынуждены давать им большие зарплаты, что в принципе должно изменить систему стимулирования в стране и вузе. Очень активно привлекает иностранных профессоров корейское правительство. Считается, что они способствуют повышению научной активности, конкуренции, привносят

новые методики преподавания и влияют на общую культуру в академической среде.

Еще один важный аспект - преподавание на английском языке для развития международных связей и контактов. Вузы усиленно приглашают иностранных студентов, так как интернационализация - важный критерий WCU. Поэтому, например, многие вузы при найме на работу стали требовать презентацию кандидата на английском языке. Повысились языковые требования к аспирантам, даже в области социальных и гуманитарных наук.

Наконец, вузы стали выдвигать требования к своим преподавателям, чтобы они публиковали свои работы в международных журналах с высоким индексом цитируемости (SCI, SSCI, A&HCI журналы) в соответствии со стандартами глобального рейтинга1. Это привело к тому, что многие ученые отказываются от учебной и служебной нагрузки в пользу науки, которая стала лучше финансироваться. Они направили свои усилия на внутреннее и международное сотрудничество, стали активнее участвовать в конференциях, обмениваться идеями и т.д.

В заключение делается вывод о специфике WCU. «Критерий WCU - не только быть конкурентоспособным с другими университетами в области науки и образования, но и вносить достойный вклад в развитие всего человечества» (с. 30).

С.М. Климова

2013.04.033. МА ВАНЬХУА. ГЛОБАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И УНИВЕРСИТЕТЫ МИРОВОГО КЛАССА.

Ma Wanhua. The global research and the «World Class» universities // Institutionalization of World-Class university in global competition / Ed.: Shin Jung Cheol, Kehm B.M. - Springer ScienceCBusiness, Dordrecht, 2013. - Chapter 3. - P. 33-44.

Ключевые слова: университет мирового класса; традиционный исследовательский университет; глобальный исследовательский университет; коммерциализация знания; трансфер знаний.

Ваньхуа Ма, сотрудник Пекинского университета, член исследовательской группы ученых Фулбрайта (Fulbright New Century

1 Shin J.C. Teaching and research nexuses in a research university in South Korea // Studies in higher education. - 2011. - Vol. 36, N 5. - P. 485-503.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.