Научная статья на тему 'Интернационализация высшего образования в условиях глобализации'

Интернационализация высшего образования в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
360
62
Поделиться
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ГЛОБАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ / EDUCATION / GLOBALIZATION / INTERNATIONALIZATION OF EDUCATION / GLOBAL RESEARCH UNIVERSITIES

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Мухамед Т.В.

В статье рассматривается проблема глобализации образования. Интернационализация высшего образования проявляется в том, что происходит универсализация структуры и функций образования, его унификация в различных странах мира. К основным показателям интернационализации образования относятся: студенческая мобильность, международная кооперация и экспорт знаний, коррекция учебных программ по международным стандартам. В статье показывается, как с помощью глобальных исследовательских университетов, лаборатории и подразделения которых могут располагаться в различных точках планеты, устанавливается международное сотрудничество учёных из самых различных стран.

INTERNATIONALIZATION OF HIGHER EDUCATION IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION

The article deals with the problem of globalization of education. Internationalization of higher education is manifested in the fact that there is a universality of the structure and functions of education, its unification in different countries of the world. The main indicators of the internationalization of education are: student mobility, international cooperation and the export of knowledge and correction of training programs according to international standards. The article shows how to use global research universities, laboratories and units which can be placed in different parts of the world, established the international cooperation of scientists from various countries.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Интернационализация высшего образования в условиях глобализации»

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2016 ♦ 2 (70) март-апрель ^

И

.ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

УДК 37

Т. В. Мухамед

Московский государственный институт культуры

В статье рассматривается проблема глобализации образования. Интернационализация высшего образования проявляется в том, что происходит универсализация структуры и функций образования, его унификация в различных странах мира. К основным показателям интернационализации образования относятся: студенческая мобильность, международная кооперация и экспорт знаний, коррекция учебных программ по международным стандартам. В статье показывается, как с помощью глобальных исследовательских университетов, лаборатории и подразделения которых могут располагаться в различных точках планеты, устанавливается международное сотрудничество учёных из самых различных стран.

Ключевые слова: образование, глобализация, интернационализация образования, глобальные исследовательские университеты.

T. V. Mukhamed

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

INTERNATIONALIZATION OF HIGHER EDUCATION IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION

The article deals with the problem of globalization of education. Internationalization of higher education is manifested in the fact that there is a universality of the structure and functions of education, its unification in different countries of the world. The main indicators of the internationalization of education are: student mobility, international cooperation and the export of knowledge and correction of training programs according to international standards. The article shows how to use global research universities, laboratories and units which can be placed in different parts of the world, established the international cooperation of scientists from various countries.

Keywords: education, globalization, internationalization of education, global research universities

Исследуя современные процессы в образовании, невозможно не коснуться процесса интернационализации, под которой подразумевают широкое использование межкультурного измерения в образовательных процессах, корректировку целей и задач образования в различных странах мира. Совершенно новые возможности раскрывают в сфере образования современные информационно-коммуникативные технологии, например, сеть Интернет, электронная

почта и т.п. Развитие новых информационных коммуникаций служит росту международных контактов в образовательной сфере, быстрейшему распространению опыта развитых стран. Глобализация образования приводит к тому, что расширяются контакты между различными странами в образовательной сфере, унифицируются программы обучения студентов, возрастает обмен знаниями и научными идеями, с каждым годом возрастает количество студентов, обучаю-

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

МУХАМЕД ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА — аспирантка кафедры теории культуры, этики и эстетики 1QQ социально-гуманитарного факультета Московского государственного института культуры

MUKHAMED TATYANA VIKTOROVNA - doctoral student of Department of the theory of culture, ethics and aesthetics, Faculty of Social Studies and Humanities, Moscow State Institute of Culture

e-mail: KTKEIE@mail.ru © Мухаммед Т. В., 2016

щихся за рубежом. В институциональном аспекте интернационализация включает в себя следование международным академическим стандартам, благодаря которым достигается согласие между различными странами относительно набора навыков и компетенций, необходимых студентам и преподавателям. На основе общих международных академических стандартов изменяются учебные планы, корректируются образовательные технологии, создаются международные стратегические альянсы и альтернативные источники доходов, и, таким образом, международное сотрудничество в сфере образования поднимается на новый уровень. Возможность активизации межкультурной коммуникации выражается и в приглашениях зарубежных учёных для преподавания. Знакомство с другой культурой позволяет с помощью интернационализации образования действительно способствовать сближению различных народов и культур, развивает глобальное сообщество.

Не стоит также забывать, что глобализация несёт с собой и усиление конкуренции на мировом образовательном рынке, поскольку в развитых странах сложилась неолиберальная модель академического рынка труда, где конкурентные отношения стоят на первом месте. Образованные мигранты, высококвалифицированные специалисты, учёные из других стран в развитых странах рассматриваются с точки зрения государственных интересов и потенциально воспринимаются как полезные с точки зрения усиления конкурентоспособности принимающей страны, её экономического роста, поэтому для образованных и талантливых мигрантов-учёных создаются благоприятные условия проживания и работы в принимающей стране.

В развитых странах к сфере науки подходят прагматично, понимая,что «университеты вместе с корпорациями и другими общественными институтами интегрированы в инновационный процесс как кластеры человеческого капитала, как элемент, обеспечивающий не только трансфер знаний и

технологий, но и обучение, и занятость учёных, производящих общественное и экономическое богатство» [1, с. 141-144].

Растёт понимание того, что именно производство знаний, наличие развитой сети исследовательских учреждений позволяют осуществить инновационный рост производства. Конкуренция на мировом рынке образовательных услуг, талантов, знаний приводит к пониманию того, что традиции развития образования приобретают амбивалентный характер, признанные научные школы с течением времени не только поставляют научные кадры, но и являются причиной инбридинга - внутривидового размножения, которое приводит к деградации и патернализму.

К радикальным изменениям в высшем образовании относятся также доступность и массовизация образования, а также введение общих мировых стандартов в академической среде развитых государств, общие тенденции его реформирования.

Интернационализация образования как проявление глобализационных тенденций в сфере высшего образования в условиях затяжного кризиса ожесточает конкурентную борьбу за образовательные рынки, приводит к тому, что появляется транснациональное высшее образование. Это и глобальные исследовательские университеты, и глобальные обучающие университеты.

Характерной чертой современного высшего образования является и то, что учёные начинают работать не только в сообществах внутри собственного вуза, но и в международных альянсах - университетах нового типа - «глобальных исследовательских университетах» (Global Research University -GRU). Такой тип университета был введён исследовательской группой Фулбрайт. В частности, глобальные исследовательские университеты создаются в США. Основной миссией глобальных исследовательских университетов является глобальный охват научных исследований, экспансия в сфере образования, воспитание лидеров.

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2016 ♦ 2 (70) март-апрель ^

Так, например, «ведущие исследовательские университеты США, такие, как Гарвардский, Корнельский, Северо-Западный, Карнеги-Меллон, Джорджтаунский и Технологический институт Джорджии, основали научно-исследовательские центры или кампусы в разных частях мира... Например, Университет Франклина (Огайо) разработал международные программы в Восточной Европе, Индии и Китае. Университет штата Аризона несколько лет назад открыл подразделение для международных инициативных программ и развивает совместные программы по присуждению научных степеней с университетами Китая и других стран» [2, с. 235].

С помощью глобальных исследовательских университетов, лаборатории и подразделения которых могут располагаться в различных точках планеты, устанавливается международное сотрудничество учёных из самых различных стран. Так, например, для проведения исследований по СПИДу Гарвардский университет открыл лаборатории в Дурбане, в Южной Африке, а в Гонконге и Китае открыты отделения Гарвардской бизнес-школы в целях развития бизнес-концепций китайских учёных.

Следует отметить, что в действительности в процесс глобализации образования по всему миру непосредственно втянуто не так уж много людей. Как и прежде, несмотря на процессы глобализации и интенсификации международных связей, наряду с общемировыми процессами, наблюдается тенденция к укреплению национальных государств и культур, самобытности и уникальности, которые были сформированы столетиями. Каждая страна заботится о сохранении этнокультурной идентичности, религиозной веры, исторической памяти, культурных традиций и ценностей. Образование в этом ряду также играет важнейшую государственную роль, практически занимаясь интеллектуальной и духовно-нравственной подготовкой граждан и вырабатывая стратегию государственной образовательной политики нации.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Общей тенденцией для учреждений высшего образования с 80-х годов ХХ века является рост стоимости обучения, поскольку происходит сокращение государственного финансирования. Чтобы выжить, университеты начинают работать как сегменты рынка, занимаются коммерческой деятельностью, привлекают частные пожертвования, проводят исследования для фирм и т.п. В связи с этими процессами страдают академические свободы.

Американцы относятся к образованию как к способу решения многих проблем в обществе и в частной жизни. Они считают, что именно образование способно снять противоречия между трудом и капиталом, белыми и неграми, решить проблему войны и мира, обеспечить личный успех, помочь подняться по социальной лестнице в высшие круги. Американцы понимают ценность образования, поэтому повышение стоимости обучения в университетах, конечно, встречается ими с беспокойством.

Тем не менее, в США формирование высшего образования происходило и как государственная, и как частная система - коммерческие высшие учебные заведения, среди которых известные частные университеты США: Гарвард (1636), университет Уильяма и Мэри (1693), Принстон (1746), университет Колумбии (1755), которые, наряду с модными специальностями в сфере естествознания и здравоохранения, готовят профессионалов и по целому кругу программ обучения.

Рынок образовательных услуг США отличается тем, что частные коммерческие университеты на равных конкурируют с государственными вузами за государственное финансирование, помощь студентам, контракты на проведение научных исследований для федерального правительства.

Правительство США, стремясь сохранить лидерские позиции в глобальном мире, привело высшее образование к «академическому капитализму». Недофинансирование государственных учебных заведений привело и к снижению качества образования, поэ-

тому лишь Калифорнийский университет в Беркли и Мичиганский университет остались в рейтинге двадцати лучших американских университетов.

Необходимо отметить, что чем дальше идут процессы глобализации, тем в большей степени наблюдается смешение различных национальных моделей образования, поскольку всё большее количество людей втягивается в процессы глобализации. Тем не менее, поскольку далеко не все страны имеют равные возможности с США, то американское влияние сказывается как в геополитике, так и в области культуры и образования. США навязывают всему миру либеральные идеи и рыночную экономику. Американская система высшего образования после Второй мировой войны оказывает значительное влияние на организацию системы образования Канады, Австралии, стран, которые получили название «азиатские тигры», европейское и российское высшее образование.

Примером интеграционных процессов в высшем образовании является Европа, которая выступает за создание единого образовательного европейского пространства, в котором национальные системы высшего образования унифицируются под единый стандарт. И, тем не менее, мы наблюдаем по всему миру и обратный процесс: национальные государства стремятся сохранить культурную самобытность и политическую самостоятельность, сохранить вековые национальные традиции в области образования.

Глобализация и другие социальные и культурные изменения привели к образованию мирового рынка образования, а каждая страна стремится продвинуть свои образо-

вательные услуги, вступает в конкуренцию за иностранных студентов. С появлением новых информационных технологий развивается дистанционное высшее образование, появляются виртуальные высшие учебные заведения.

Примерно до 90% выпускников в развитых странах и в России в настоящее время стремятся получить высшее образование, отличие заключается в том, как проходит отбор абитуриентов, поскольку в США, Швеции, Японии - свободное поступление, но после первых курсов многих отчисляют за неуспеваемость и до окончания университета доходит половина студентов, а в России проводится жёсткий отбор при поступлении.

Э. Гидденс подчёркивал наднациональную роль университетов. Именно с их помощью формируется новая космополитическая генерация, поскольку студенты имеют возможность обучаться в различных странах, непосредственно изучать иностранные языки и культуры других народов. Само знание носит наднациональный характер, но при всём при том университеты встроены в данную социальную и культурную среду, в данные социальные структуры, а следовательно, национальны.

Таким образом, интернационализация высшего образования проявляется в том, что происходит универсализация структуры и функций образования, его унификация в различных странах мира. Конечно, каждая национальная система образования сохраняет, транслирует и воспроизводит собственные культурные нормы и ценности, но, тем не менее, всё отчётливей проявляется глобализация культуры, унификация и глобальная стандартизация.

Примечания

1. Воеводина Л. Н. Философия культуры в эпоху постсовременности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 3 (59). С. 29-35.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

2. Ма Ваньхуа Глобальные исследования и университеты мирового класса // Реформирование высшего образования : зарубежный опыт : реферативный сборник / Российская акад. наук, Ин-т науч. информ. по общественным наукам ; [ред.-сост. Булавинова М. П.]. Москва : ИНИОН РАН, 2014. С. 235.