Научная статья на тему '2013. 03. 025. Янг Р. Академическое предпринимательство в контексте изменения государственного управления: некоторые размышления о высшем образовании в Гонконге. Yang R. Academic entrepreneurialism in a context of altered governance: some reflections of higher education in Hong Kong // globalisation, societies and education. – 2012. – Vol. 10, n 3. – p. 387–402. – doi:10. 1080/14767724. 2012. 710475'

2013. 03. 025. Янг Р. Академическое предпринимательство в контексте изменения государственного управления: некоторые размышления о высшем образовании в Гонконге. Yang R. Academic entrepreneurialism in a context of altered governance: some reflections of higher education in Hong Kong // globalisation, societies and education. – 2012. – Vol. 10, n 3. – p. 387–402. – doi:10. 1080/14767724. 2012. 710475 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
24
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОНКОНГ / АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УНИВЕРСИТЕТ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2013. 03. 025. Янг Р. Академическое предпринимательство в контексте изменения государственного управления: некоторые размышления о высшем образовании в Гонконге. Yang R. Academic entrepreneurialism in a context of altered governance: some reflections of higher education in Hong Kong // globalisation, societies and education. – 2012. – Vol. 10, n 3. – p. 387–402. – doi:10. 1080/14767724. 2012. 710475»

тельно низким уровнем экономического развития величина и значимость этих коэффициентов существенно варьируется. Такой результат свидетельствует о том, что научная специализация является существенным фактором продуктивности научной деятельности для обеих групп регионов. Однако влияние этого фактора в очень сильной степени обусловлено «научной емкостью» региона, т.е. наличием необходимых ресурсов и инфраструктуры для проведения научных исследований, а также другими региональными особенностями, которые не могут быть специфицированы в рамках данной модели.

Общий вывод авторов сводится к тому, что увеличение объема финансирования и развитие специализации - важные факторы повышения продуктивности научно-исследовательской деятельности. Однако простое воздействие этих факторов не может разрешить проблему, возникающую в связи с тем, что некоторые области научной специализации регионов имеют низкий уровень влияния, т.е. цитируемости публикуемых работ, что приводит к неэффективному использованию средств, выделяемых на научные исследования. Для решения этой проблемы необходима разработка гибкой и многофакторной модели финансирования научно-исследовательской деятельности, позволяющей не только наращивать объемы публикационной активности, но и совершенствовать ее структуру и повышать эффективность.

М.О. Лихачев

2013.03.025. ЯНГ Р. АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В КОНТЕКСТЕ ИЗМЕНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ: НЕКОТОРЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ В ГОНКОНГЕ.

YANG R. Academic entrepreneurialism in a context of altered governance: Some reflections of higher education in Hong Kong // Globalisation, societies and education. - 2012. - Vol. 10, N 3. - P. 387-402. -D0I:10.1080/14767724.2012.710475

Ключевые слова: Гонконг; академическое предпринимательство; высшее образование; университет; государственное управление.

Автор, профессор педагогического факультета Гонконгского университета, рассматривает феномен академического предприни-

мательства и его влияние на науку и высшее образование в условиях трансформации государственного управления, происшедшей в Гонконге после вхождения в состав Китайской Народной Республики.

В течение последних полутора десятилетий в сфере высшего образования превалируют предпринимательство и рыночно ориентированные инновации. Предпринимательский подход играет огромную роль в формировании современной системы высшего образования во многих странах. Университетское научное сообщество все чаще использует предпринимательскую терминологию в изучении широкого круга рыночно ориентированных явлений - академического капитализма, трансфера технологий и вклада университетов в экономическое развитие. Академическое предпринимательство неразрывно связано с созданием условий для коммерческого использования знаний и всемерного поощрения предпринимательского поведения среди всех представителей и институтов академического сообщества. Такие аспекты предпринимательства, как постоянные структурные преобразования, инновации и создание стоимости, в значительной мере уже включены в структуру высшего образования на индивидуальном, институциональном и социальном уровнях. Предоставление образовательных и научных услуг - это такая же конкурентоспособная деятельность, как и любая другая предпринимательская деятельность, и она также способна создавать ценность.

Развитие предпринимательской деятельности в университетах сегодня привлекает большое внимание правительства и общественности, поскольку сектор высшего образования играет важную роль в общем процессе экономического развития страны. Университеты активно стимулируются к взаимодействию с агентствами регионального и местного развития, промышленностью, местным бизнесом, а также к участию в различных коммерческих предприятиях. Сторонники этого процесса настаивают на том, что в ближайшем будущем университеты должны будут сделать свой выбор и отказаться от традиционных академических форм в пользу предпринимательского поведения. Наиболее яркими примерами предпринимательских университетов обычно выступают Массачусет-ский технологический институт и Стэнфордский университет в США. Этот процесс называют «второй академической революци-

ей», предполагая, что первая революция произошла в конце XIX в., когда университеты стали активно совмещать процесс обучения с научными исследованиями. Университет превратился из института распространения знания в институт производства нового знания. Вторая революция должна добавить к этим традиционным задачам академической деятельности задачу содействия экономическому и социальному развитию страны. Новые знания, полученные в результате исследований и разработок, должны трансформироваться в новые продукты и предприятия.

Американский и европейский опыт демонстрирует необходимость диверсификации источников финансирования вузов за счет расширения доли негосударственного финансирования. Предпринимательские университеты стараются избегать сильной зависимости от одного источника финансирования и стремятся обеспечить себе свободу финансового маневра с помощью формирования вокруг себя спонсорских сетей. Кроме того, они включают предпринимательскую практику непосредственно в структуру самой академической деятельности - как научной, так и образовательной. Это, в частности, отражается в распределении приоритетов между различными науками и учебными дисциплинами. Естественные и технические науки получают приоритет перед общественными и гуманитарными дисциплинами, которые, как правило, проходят более длительный и противоречивый путь адаптации к условиям предпринимательского университета.

Гонконг становится ареной активной предпринимательской деятельности и бурного экономического развития с середины 1950-х годов. За три десятилетия интенсивного экономического роста он из заштатной британской колонии превратился в одну из крупнейших и богатейших экономик Азии. Причины этого феноменального экономического успеха - выгодное географическое положение, дешевая и трудолюбивая рабочая сила, приток капитала и либеральная экономическая политика колониальных властей. Особое значение в этом процессе сыграл и культурный фактор, поскольку население Гонконга представляет собой наиболее открытую западным влияниям часть китайского народа. Здесь влияние конфуцианских традиций не было таким сильным, поэтому предпринимательское поведение, ориентированное на максимизацию прибыли, не вызывало у людей столь резкого неприятия, как у на-

селения континентального Китая, которое имеет глубокие национальные традиции.

Высшее образование не играло существенной роли в экономике и обществе Гонконга в колониальную эпоху, а колониальная администрация не проявляла большой заинтересованности в развитии образования и научных исследований. Исследовательская традиция начала формироваться в Гонконгском университете только в 1990-х годах, когда местная администрация стала уделять больше внимания сектору высшего образования. В настоящее время правительство Гонконга играет основную роль в развитии высшего образования: через созданный по британскому образцу Комитет университетских грантов оно осуществляет финансирование восьми имеющихся здесь высших учебных заведений.

Несмотря на то что вузы Гонконга достаточно автономны и управляются самостоятельно, а академическое сообщество защищено Базовым законом о специальном административном регионе Гонконга, их развитие подчиняется направлениям единой политики в области образования Китая. С начала 1990-х годов гонконгское правительство взяло курс на коммерциализацию и внедрение рыночных методов управления в сферу общественной политики и услуг. В секторе высшего образования это прежде всего выразилось в сокращении государственного финансирования, которое стимулировало университеты к поискам альтернативных финансовых источников. Кроме того, в 2002 г. была выдвинута программа объединения сектора высшего образования Гонконга в единую систему с целью повышения конкурентоспособности на международном рынке образовательных услуг и активного привлечения иностранных студентов. Одновременно правительство всемерно стимулирует укрепление связей между университетами, бизнес-структурами и индустрией, чтобы расширить участие университетов в экономическом развитии и обеспечить возможность получить внешние источники финансирования.

Движение в направлении повышения экономической эффективности высшего образования и обильные заимствования идей и практик из сферы бизнеса сделало академическое предпринимательство главным средством, решающим проблемы, возникшие в связи со снижением государственного финансирования. Однако, несмотря на активное стимулирование со стороны государства, ус-

пехи в развитии академического предпринимательства в высшем образовании современного Гонконга невелики.

Азия - один из наиболее перспективных секторов международного рынка образовательных услуг. А Гонконг имеет уникальную геополитическую и культурную позиции, которые открывают перед ним огромные перспективы расширения своего присутствия на региональном рынке образовательных услуг за счет привлечения студентов из континентального Китая. Однако эти ожидания не оправдываются. В реальности на образовательном рынке континентального Китая ведущие позиции занимают австралийские университеты. Их доля на этом рынке составляет 29,3%. Второе место занимают американские университеты - 26,8%. Доля Гонконга составляет всего лишь 13,4% (с. 397). Учитывая преимущества, которые имеет Гонконг, его доля на этом рынке должна быть более значительной. Этот результат объясняется гораздо более низким уровнем предпринимательской активности гонконгских университетов сравнительно с университетами Австралии и США.

Ситуация в Гонконге кажется парадоксальной: хотя Гонконг имеет сильную и развитую предпринимательскую культуру, предпринимательские достижения в академической сфере сравнительно скромны. Главная причина этого заключается в том, что представители академического сообщества достаточно высоко оплачиваются безотносительно к результатам своей предпринимательской активности, их заработная плата формируется независимо от этого, а вся система высшего образования в целом по-прежнему продолжает получать значительное государственное финансирование. Кроме того, необходимо учитывать, что академическое предпринимательство имеет свои существенные отличия от общепринятой практики делового мира. В образовательных и научных институтах агрессивный индивидуализм, свойственный обычной предпринимательской деятельности, должен быть ограничен, насколько это возможно. Связь между университетами и промышленностью не всегда бывает тесной и непосредственной. Необходимо поддерживать баланс между стремлением к трансформации научного знания в общественные рыночные блага и сохранением неприкосновенности основных ценностей академического этоса. И если необходимо развивать академическое предпринимательство в вузах Гонконга,

то столь же необходимо стремиться избегать вредного влияния эгоизма, естественного для рыночного предпринимательства.

М.О. Лихачев

2013.03.026. МОСИ С., НОУК Х., БИНКС М. ВЛИЯНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ ПЛАНЫ ЧЛЕНОВ АКАДЕМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА. MOSEY S., NOKE H., BINKS M. The influence of human and social capital upon the entrepreneurial intentions and destinations of academics // Technology analysis & strategic management. - 2012. - Vol. 24, N 9. -P. 893-910. - Mode of access: http://dx.doi.org/10.1080/09537325. 2012. 718664

Ключевые слова: изучение технологий и инноваций; качество; биотехнология; предпринимательство; образование.

Авторы, сотрудники Института предпринимательства и инноваций и Бизнес-школы при Ноттингемском университете (Великобритания), рассматривают проблему влияния социального капитала на предпринимательские планы и результаты предпринимательской деятельности представителей академического сообщества в сфере академической деятельности и за ее пределами. Социальный капитал в экономической литературе традиционно рассматривается как накопленный опыт и связи, позволяющие индивиду или фирме получить доступ к различного рода ресурсам и дающие им определенные конкурентные преимущества. Связи, устанавливаемые представителями академического сообщества с представителями индустрии и бизнеса, позволяют им усовершенствовать свои предпринимательские навыки и увеличить свой социальный капитал, создавая сеть прочных взаимоотношений с различными субъектами за пределами академического сообщества.

Авторы статьи задались целью получить ответ на два вопроса: 1) каковы предпринимательские планы высшего круга академического сообщества и как они соотносятся с их личными устремлениями и достигнутыми спустя некоторое время результатами; 2) каким образом ограничения использования человеческого и социального капитала в предпринимательской деятельности внутри университетского сообщества влияют на изменение предпринимательских планов и карьерных устремлений и достижений?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.