Научная статья на тему '2020. 01. 013. Хоссейн Ф. Эффективность использования кадров в учреждениях здравоохранения на северо-востоке Индии. Hossain F. effectiveness of Health workforce and manpower deployment in Health care institutions in North-East India // J. of North East India studies. - new Delhi, 2018. - Vol. 8, n 1. - Р. 57-73'

2020. 01. 013. Хоссейн Ф. Эффективность использования кадров в учреждениях здравоохранения на северо-востоке Индии. Hossain F. effectiveness of Health workforce and manpower deployment in Health care institutions in North-East India // J. of North East India studies. - new Delhi, 2018. - Vol. 8, n 1. - Р. 57-73 Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
50
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ ИНДИЯ / КАДРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2020. 01. 013. Хоссейн Ф. Эффективность использования кадров в учреждениях здравоохранения на северо-востоке Индии. Hossain F. effectiveness of Health workforce and manpower deployment in Health care institutions in North-East India // J. of North East India studies. - new Delhi, 2018. - Vol. 8, n 1. - Р. 57-73»

Сравнительное исследование мер по расширению политических прав и работе женщин в парламенте (на 2007 г.) свидетельствует о том, что из стран Южной Азии первое место занимает Непал, а последнее - Бангладеш. Наибольшая численность женщин-парламентариев в Непале - 33%, а в Индии - лишь 9% [с. 106]. В Индии социальный статус женщин варьируется от штата к штату. Например, в Керале уровень грамотности среди женщин составляет 92%, что делает их положение там достаточно престижным. На основе обзора индийской литературы автор делает следующие выводы:

1. Расширение прав и возможностей женщин необходимо как для них самих, так и для любой нации, если она хочет конкурировать с другими странами мира.

2. Недостаток образования повышает степень эксплуатации женщин, лишая их возможности быть информированными о своих законных правах и обязанностях.

3. В любом обществе образование является ключевым социальным инструментом расширения прав и возможностей женщин и преодоления гендерно-социального неравенства и религиозно-культурных предрассудков.

4. Чем больше женщины образованы и квалифицированы, тем выше будет их моральный престиж, социальный статус и экономическое благополучие и автономия.

В индийском обществе роль матери в процессе социализации детей порой важнее роли отца, при этом считается, что образованные матери могут лучше обучать и социализировать своих детей по сравнению с необразованными женщинами-матерями. Дж. Неру справедливо писал: «Если вы обучаете мужчину, вы воспитываете человека, однако если вы обучаете женщину, вы воспитываете целую семью» [с. 108]. Обучение женщин играет жизненно важную и позитивную роль в развитии нации и страны, поскольку оно обеспечивает прочную основу для лучшего качества жизни как внутри семьи, так и вне дома.

И.В. Михель

2020.01.013. ХОССЕЙН Ф. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАДРОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА СЕВЕРО-ВОСТОКЕ ИНДИИ.

HOSSAIN F. Effectiveness of health workforce and manpower deployment in health care institutions in North-East India // J. of North East India studies. - New Delhi, 2018. - Vol. 8, N 1. - Р. 57-73.

Ключевые слова: северо-восточная Индия; кадры здравоохранения; учреждения здравоохранения.

Фархат Хуссейн (научный сотрудник Специального центра по изучению северо-восточной Индии Университета им. Джава-харлала Неру, Нью-Дели, Индия) отмечает, что наличие квалифицированных кадров признается важнейшим звеном в сфере здравоохранения, поскольку это обеспечивает оказание качественных медицинских услуг населению и соответственно - наилучшие результаты для здоровья нации.

Индия известна своим разнообразием, которое особенно заметно на ее северо-востоке. Социокультурная и экономическая среда его восьми штатов (Ассам, Аруначал-Прадеш, Манипур, Мегхалая, Мизорам, Нагаленд, Сикким и Трипура) довольно сильно разнится с остальной Индией. Общий экономический профиль этого региона выражен крайней отсталостью и низким уровнем жизни, неразвитой инфраструктурой и слабыми внутрирегиональными связями. Северо-восток обладает огромным ресурсным потенциалом, но технические ноу-хау там все еще недостаточно развиты. Учреждения здравоохранения на северо-востоке Индии также заметно отличаются от остальной страны.

В фокусе внимания автора вопросы наличия медицинских учреждений на северо-востоке Индии, их соответствия нормам Индийских стандартов общественного здравоохранения (IPHS), обеспеченность медицинскими кадрами, доступность медицинского обслуживания для жителей одного из самых экономически депрессивных регионов Индии.

Давно уже очевидно, что устойчивое экономическое развитие страны во многом зависит от квалифицированных кадров в сферах здравоохранения и образования. Эффективность использования кадров здравоохранения влияет на состояние здоровья населения и зависит от соотношения численности медицинских работников и населения. Впервые об этом было заявлено в апреле 1986 г. в Акапулько на конференции ВОЗ The Acapulco International Health Manpower Conference, где обсуждались различные варианты дис-

пропорций в кадровом обеспечении здравоохранения: с одной стороны, качественно-количественные параметры и специализация медицинских работников, с другой - потребности страны в медицинских кадрах и способность грамотно их воспроизводить и использовать.

Согласно World Health Statistics за 2015 г., в Индии наблюдается явный дефицит кадров здравоохранения: на каждые 1 тыс. человек приходится всего 0,7 врачебного, 1,71 сестринского и акушерского, 0,1 стоматологического и 0,5 единиц фармацевтического персонала [с. 58]. В то же самое время 40 тыс. индийских врачей работают в Великобритании, обслуживая там 50% населения, и около 50 тыс. индийских врачей - в США.

В течение последних 20 лет по всей Индии быстро развивалась медицинская образовательная инфраструктура, но северо-восток страны составил исключение. Там из-за недостатка учебных центров по подготовке квалифицированных кадров для государственного здравоохранения сформировался их устойчивый дефицит. Особенно сильно это выражено в таких густонаселенных штатах, как Ассам, и в меньшей степени - в штатах с более низкой плотностью населения, таких как Аруначал-Прадеш. Доступность квалифицированных медицинских кадров, таких как врачи государственных медицинских учреждений, медицинские сестры с лицензиями и акушерки, минимальна по сравнению с другими штатами.

По мнению автора, это демонстрирует бездействие центрального правительства и местных властей в решении вопроса профессиональной подготовки медицинских кадров и обеспечения ими медицинских учреждений согласно стандарту. Главная же проблема состоит в том, что неравномерное распределение медицинских работников усиливает неравенство в показателях общественного здоровья и имеет различные негативные социально-экономические последствия для северо-востока страны.

Согласно данным правительства Индии о состоянии здоровья населения (National Health Profile) за 2012 г., в стране насчитывалось 356 медицинских колледжей, в которых обучались 39 474 студентов [с. 58]. При этом в северо-восточной Индии имелось всего 11 медицинских колледжей и 1176 студентов; из них в Ассаме -пять медицинских колледжей, в Манипуре - два и по одному в

Трипуре, Мегхалае, Сиккиме и Мизораме. В двух штатах - Нагаленде и Аруначал-Прадеш - их вообще нет. Кроме колледжей в регионе имеется 30 школ для подготовки младших медицинских сестер и акушерок.

Индийская система здравоохранения включает в себя некоммерческие подразделения трех уровней: филиалы центров (SubCentres), центры первичной медицинской помощи (Primary Health Centres) и центры общественного здравоохранения (Community Health Centres), которые обеспечивают полное медицинское обслуживание населения.

Данные учреждения функционируют в стране в соответствии с «Национальной миссией здравоохранения в сельских районах» (The National Rural Health Mission), принятой 12 апреля 2005 г. с целью обеспечения доступного и качественного медицинского обслуживания для сельского населения, в том числе в северо-восточных штатах. Главная задача этой государственной программы заключается в создании эффективной, децентрализованной системы оказания медицинской помощи на всех уровнях. Она также призвана обеспечить согласованные между всеми уровнями учреждений действия по широкому спектру детерминант здоровья - водоснабжению, санитарии, образованию, питанию, социальному и тендерному равенству.

Первый уровень оказания медицинской помощи представлен филиалами центров, которые действуют в удаленных районах и обеспечивают взаимодействие между системой первичной медико-санитарной помощи и сельским сообществом. Филиалы оказывают в основном профилактическую и консультативную помощь, а также простейшие формы лечебной помощи. Согласно нормам IPHS, на каждые 5 тыс. населения равнинных районов и на каждые 3 тыс. жителей отдаленных (горных и пустынных) районов должен быть создан один филиал центра.

Вторичный уровень представлен центрами первичной медицинской помощи, главным образом районными больницами, каждая из которых обычно координирует работу шести филиалов. Помощь одного такого центра охватывает 30 тыс. человек и распространяется более чем на 100 деревень. Каждый такой центр располагает палатой на четыре-шесть коек, оснащен джипом и всем необходимым для проведения несложных хирургических опе-

раций. Центры первичной медицинской помощи финансируются правительствами штатов в соответствии с Программой минимальных потребностей и Программой базовых минимальных услуг населению.

Третичный уровень представлен центрами общественного здравоохранения, каждый из которых курирует деятельность четырех центров первичной помощи. Такие центры располагают палатами на 30 коек и оказывают специализированную медицинскую помощь. Как правило один такой центр обслуживает около 80 тыс. человек в отдаленных районах и 1 млн человек, проживающих на равнине. Согласно нормам, в штате этих центров должны трудиться помимо санитаров и медицинских сестер врачи-специалисты. Всего в Индии действует 4833 центров общественного здравоохранения, при этом на северо-востоке Индии их 246 [с. 61].

Анализ данных Министерства здравоохранения правительства Индии за разные годы (2011, 2012, 2015) показывает, что на северо-востоке Индии существует дефицит медицинских учреждений. Фактически, средняя численность обслуживаемого населения в центрах общественного здравоохранения намного превышает нормы 1РИ8 во всех штатах северо-востока страны. Наибольшее отклонение от норматива имеет место в Сиккиме (более 300 тыс. человек вместо 80 тыс., предусмотренных нормой), а наибольшая нехватка центров всех уровней наблюдается в Ассаме. Избыток медицинских учреждений всех уровней имеет место лишь в Мизораме, а в Аруначал-Прадеш присутствует избыток учреждений вторичного и третичного уровня.

Автор полагает, что расхождение между нормативным и фактическим количеством учреждений здравоохранения в штатах отчасти объяснимо недостатками самого стандарта 1РИ8, который учитывает лишь численность населения, объекты инфраструктуры и учреждения здравоохранения, но не учитывает географические особенности региона и слабое развитие средств сообщения. Несмотря на предпринимаемые правительством инклюзивные меры по сведению к минимуму региональных различий, все еще существует неравенство в доступности медицинской помощи для населения городской и сельской местности и неравномерное распределение медицинского персонала между учреждения здравоохранения. Вследствие этого в северо-восточной Индии в большинстве уда-

ленных районов для лечения распространенных заболеваний населением практикуется нетрадиционная медицина. При этом почти отсутствует координация действий между местными врачевателями и докторами из государственных медицинских учреждений.

Практически во всех штатах региона в медицинских учреждениях имеет место непропорциональное распределение среднего и низшего персонала и врачей-специалистов. Хотя общая картина для северо-восточной Индии по доступности врачей выглядит более-менее приемлемой, но в целом ряде штатов ситуация весьма тяжелая. Аруначал-Прадеш, Мегхалая, Мизорам и Нагаленд испытывают особенно острую нехватку врачей - более 80% хирургов, педиатров и врачей общей практики и почти 70% гинекологов в центрах общественного здравоохранения [с. 70-71]. Самый острый дефицит врачей - в Нагаленде. Почти повсеместно наблюдается избыток среднего и низшего медицинского персонала. В учреждениях региона свыше 75% всех медицинских работников составляют медицинские сестры, и почти 95% всех медицинских работников - женщины [с. 71]. Причина этого чисто экономическая: мужчины не хотят работать за низкую плату. Самый большой дефицит мужчин среди работников здравоохранения отмечен в Мегхалае (66,49%). В целом девушки и женщины более активно вовлечены в здравоохранение, чем мужчины. В медицинских учреждениях наблюдается нехватка квалифицированных кадров. Медицинские трудовые ресурсы распределены неравномерно, и это создает препятствие в обеспечении доступа населения к медицинской помощи на северо-востоке Индии.

Автор приходит к выводу, что должна быть налажена четкая координация между двумя основными сторонами деятельности в сфере здравоохранения - потребностью в медицинской помощи населению, наличием кадров и эффективностью их использования. В настоящее время в большинстве случаев она отсутствует.

И.В. Михель

2020.01.014. УАЙТ Б. С ОГЛЯДКОЙ НА МАРКСА И ЧАЯНОВА: ПОНИМАНИЕ АГРАРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ НА ЯВЕ. WHITE В. Marx and Chayanov at the margins: Understanding agrarian change in Java // J. of peasant studies. - London, 2018. - Vol. 15, N 6. -Р. 1108-1126.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.