Научная статья на тему '2019.02.010. СИНХА С. СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ ИНДИЯ: РЕГИОН НЕСКОНЧАЕМЫХ ИСПЫТАНИЙ. SINHA S. North East India: a region in an endless ordeal // Journal of North East India studies. – New Delhi, 2016. – Vol. 6 (2). – P. 80–87.'

2019.02.010. СИНХА С. СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ ИНДИЯ: РЕГИОН НЕСКОНЧАЕМЫХ ИСПЫТАНИЙ. SINHA S. North East India: a region in an endless ordeal // Journal of North East India studies. – New Delhi, 2016. – Vol. 6 (2). – P. 80–87. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
155
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Северо-Восточная Индия / интеграция / развитие / конфликты / насилие.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2019.02.010. СИНХА С. СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ ИНДИЯ: РЕГИОН НЕСКОНЧАЕМЫХ ИСПЫТАНИЙ. SINHA S. North East India: a region in an endless ordeal // Journal of North East India studies. – New Delhi, 2016. – Vol. 6 (2). – P. 80–87.»

ЮЖНАЯ, ЮГО-ВОСТОЧНАЯ И ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

2019.02.010. СИНХА С. СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ ИНДИЯ: РЕГИОН НЕСКОНЧАЕМЫХ ИСПЫТАНИЙ.

SINHA S. North East India: a region in an endless ordeal // Journal of North East India studies. - New Delhi, 2016. - Vol. 6 (2). - P. 80-87.

Ключевые слова: Северо-Восточная Индия; интеграция; развитие; конфликты; насилие.

Саруп Синха (магистр Индийского технологического института в Гувахати) пишет о проблемах современной северо-восточной Индии. Почти все они имеют исторические корни и связаны с особенностями развития индийского северо-востока в прошлом.

До 1874 г. Северо-Восточная Индия была частью Бенгалии. Первые ее контакты с Британской Ост-Индской компанией состоялись в 1792 г., во времена восстания Моамория, когда правитель Ахома (существовавшего с XIII в.) обратился за помощью к британцам. Но лишь после Первой англо-бирманской войны (1823-1826), завершившейся Яндабуским миром, северо-восточная Индия полностью перешла под контроль британской администрации. Горные районы северо-востока не представляли для британцев коммерческой ценности, поэтому они с охотой предоставили им относительную автономию. Когда британцы начали покидать Индию, а страна стала готовиться к обретению своей независимости, северо-восток занял обособленную позицию: там стали появляться племенные органы власти, ассоциации и союзы, которые повели борьбу за отделение от остальной Индии.

Современный штат Аруначал-Прадеш, ранее известный как Северо-восточная пограничная провинция, стал исключением из

общего правила. Он стал частью единой страны без какого-либо сопротивления. Сикким, который после 1947 г. обрел собственную независимость, вошел в состав Индии только в 1975 г.: несколько лет он оставался монархией под индийским протекторатом, а затем после вспыхнувших там беспорядков и отмены монархии, был присоединен к Индийской республике.

Манипур отказался от объединения еще до того, как Индия в целом обрела независимость. Противниками единства выступили раджа Манипура и лидеры некоторых политических партий, в том числе коммунисты. В 1947 г. Конгресс Манипура первым в Индии принял свою конституцию и Закон об избирательном праве, после чего, однако, интеграционные процессы активизировались. В 1949 г. губернатор Ассама Акбар Хайдари пригласил раджу Манипура к себе в Шиллонг и потребовал от него подписать «Соглашения о слиянии». Угрожая ему арестом, Хайдари добился своего, и 21 сентября 1949 г. документ был подписан. Это привело к народным волнениям в Манипуре, особенно среди племен, говоривших на языке Куки, которые увидели в соглашении угрозу для своей автономии. Кроме того, тактика, использованная для присоединения Манипура, стала темой многих дискуссий, последовавших за этим.

В ходе народных волнений в Манипуре наибольшее стремление к независимости от Индии проявили жители его южной части - Мизо (язык Куки). В апреле 1946 г. их идейными лидерами была создана партия «Союз народов Мизо», которая провозгласила курс на социальные реформы и выступила с критикой племенных вождей, которых некоторое время назад британцы превратили в подобие местной феодальной знати1. Вскоре партия была переименована в «Союз Мизо». Ее руководство в тот момент разделилось на два лагеря. Левый выступал за слияние с Индией, а правый был против. После горячих дискуссий партия приняла компромиссную резолюцию, в которой утверждалось, что регион, известный как страна гор Лушаев (Lushai Hills), станет частью Ассама после того, как тот обретет независимость. В 1947 г. «Союз Мизо» был переименован в «Объединенную организацию свободы Мизо» и неожиданно стал пропагандировать идею о необходимости при-

1 Британцы решили превратить выборных племенных вождей Мизо в помещиков по той причине, что это обеспечивало им регулярные поступления налогов с данной территории и лояльность местных политических лидеров.

соединения региона к Бирме. Но уже скоро партия потеряла поддержку у населения, причинами чего были разразившийся голод1 и споры из-за того, какой язык принять в качестве официального (в качестве такового был признан ассамский). В начале 1970-х годов в этом регионе возникла новая партия - «Национальный фронт Мизо». Ее лидер Пу Лалденги решительно потребовал от Индии предоставить независимость его стране, но в ходе переговоров между Индией и Мизо было принято компромиссное решение: сделать страну гор Лушаев частью Союзной территории Индии, независимой от Ассама. После новых переговоров в 1972 г. территория, населенная народами Мизо, была преобразована в штат Мизорам. Это решение было утверждено окончательно в 1987 г.

Еще одним княжеством на северо-востоке Индии, существующим при британцах на условиях автономии, была Трипура. После смерти короля Трипуры в 1947 г. его жена обратилась за помощью к индийскому правительству, так как появились слухи о том, что Восточный Пакистан может попытаться присоединить территорию княжества с помощью мусульманских беженцев. Индия согласилась помочь лишь при условии вхождения Трипуры в состав Индии и подписания супругой раджи «Соглашения о слиянии». В сентябре 1947 г. Трипура стали частью союзного государства, а свой автономный статус штат получил в 1972 г.

Большая часть Мегхалая при британцах также пользовалась автономным статусом. Самые крупные его племена - Кхаси, Гаро и Джайнтия - включились в борьбу за собственную независимость, когда британцы ушли. Индийским властям пришлось вести с ними долгие переговоры о вхождении в состав страны, которые увенчались успехом лишь после того, как губернатор Ассама Хай-дари в декабре 1947 г. в жесткой форме принудил из лидеров подписать договор о вхождении в союзное государство.

Штат Нагаленд является еще одной частью индийского северо-востока, где громко звучат требования независимости. С по-

1 В 1959 г. горный район Мизо (ныне штат Мизорам. - Реф.) был опустошен великим голодом, известным в истории как «Маутам». Причиной голода стало небывалое цветение бамбука, которое привело к быстрому росту популяции крыс. Истребив все семена бамбука, крысы принялись за зерновые культуры и стали проникать в крестьянские хижины, что в дальнейшем вызвало голод и вымирание населения. - Прим. реф.

явлением у племени Нага образованного среднего класса его политическое сознание достигло своих высот. В 1918 г. племенные вожди Нага создали свою партию «Клуб Нага», а затем еще несколько подобных объединений. В 1945 г. был образован «Племенной совет округа гор Нага», через год переименованный в «Национальный совет Нага». С самого начала его лидер Т. Сахри потребовал от властей Индии отделения страны Нага от провинции Ассам и создания независимого Нагаленда. В июле 1947 г. другой его лидер, доктор Ангами Запу Физо, возглавил племенную делегацию в Дели, где встретился с Ганди и Джинной1 и выразил желание одновременно с провозглашением независимости Индии и Пакистана объявить о создании страны Нагаленд. Но оба индийских лидера отвергли его требование, заявив, что не допустят дробления Индии на мелкие государства. Племенам Нага была обещана широкая культурно-хозяйственная автономия в составе Индии.

Губернатор Ассама Хайдари также вел переговоры с лидерами Нага, обещая предоставить их территории статус автономного округа. Но в 1949 г. Физо, став председателем Национального совета Нага, прервал переговорный процесс. Попытки индийских властей умиротворить племена Нагов ни к чему не привели. Наги устраивали митинги и акции гражданского неповиновения, бойкотировали проведение выборов в парламент союзного государства. В 1953 г. индийское правительство вынуждено было прибегнуть к репрессиям, в Нагаленд были введены войска и полиция, распущен Национальный совет Нага. Тем не менее в 1963 г. Нагаленд сумел добиться статуса штата - первым из ассамских территорий. При этом история с бесконечным стремлением Нагаленда обрести собственную государственность не закончилась. Политики Нагаленда продолжают инициировать вопрос о независимости для своего региона, там процветает сепаратизм, действуют партизанские организации. Некоторые из боевых групп Нагов действуют с территории соседней Мьянмы.

Процессы политической интеграции Индии на Северо-Востоке страны с самого начала обретения независимости шли крайне трудно. Индийские власти приветствовали независимость северо-

1 Мухаммад Али Джинна - лидер индийской политической партии «Мусульманская лига», идеолог создания отдельного государства для мусульман Индии, основатель современного Пакистана. - Прим. реф.

восточных племен, но при этом проводили жесткую политику по их объединению в союзное государство, решительно пресекая какие-либо сепаратистские инициативы региональных лидеров. На фоне продолжающегося сопротивления племен и растущих беспорядков власти Индии нашли решение проблемы в том, чтобы предоставлять регионам большую автономию и преобразовывать бывшие округа в штаты.

Хотя Северо-Восток всегда имел политические разногласия с центральной властью, но из-за его этнической и культурной неоднородности его собственная история всегда была омрачена внутренними конфликтами между населяющими его народами. Эти конфликты были вызваны различиями в культуре, языке, проводимой политике, борьбой из-за территории, необходимостью противостоять миграции из соседних стран, прежде всего Бангладеш.

В начале 1960-х годов из-за проводимой мажоритарной политики Ассам столкнулся с волнами недовольства со стороны проживающего в долине Барак бенгальского большинства, которое выступило против признания ассамского языка в качестве официального во всем штате. Недовольство переросло в уличное насилие, в дело вмешалась полиция, пролилась кровь, но протесты утихли только после того, как бенгали получил статус официального языка в Качаре (округ на юге штата Ассам. - Реф.). В 1979 г. был создан Объединенный фронт освобождения Ассама, провозгласивший целью борьбу за независимый социалистический Ассам. В последующие годы на территории штата неоднократно вспыхивали межэтнические и межконфессиональные конфликты, наиболее трагическим из которых стала резня в Нелли (центральный Ассам. - Реф.) в 1983 г., которая унесла жизни около 3 тыс. человек, главным образом мусульман; поводом для нее стал конфликт местного населения с властями в связи с тем, что накануне очередных выборов обнаружилось, что в списки избирателей включено много нелегальных мигрантов. Еще один пример конфликта в Ассаме - затянувшееся противостояние властей с народом Бодо, вызванное стремлением Бодо иметь собственное государство, Бодоланд; кроме того, Бодо оказались вовлечены в конфликт с бенгальскими мусульманами, который достиг своего апогея в 2012 г.

Проводимая властями политика поддержки этнического большинства обычно ведет к урезанию прав других этнических групп в регионе. Между различными группами то и дело возникают конфликты, каждая из групп пытается создать собственное государство и добиться независимости. Так, в Манипуре тянется старый конфликт между Куки и Нага. Нага хотят еще большей автономии чем имеют в настоящее время, Куки хотят создать независимый Кукиленд. Внутри Нага тоже существуют раздоры. Одна часть борется за независимый от Индии Нагаленд, другая - за объединения всех народов Нага в Нагалиме - Большом Нагаленде. На фоне такой нестабильности в регионе индийские власти принимают жесткие меры, чтобы взять ситуацию под контроль. Для того чтобы беспрепятственно использовать войска, в 1958 г. был принят «Закон об особых полномочиях вооруженных сил».

Население Северо-Востока, особенно Манипура и Нагаленда, «заплатило большую цену» [с. 84], ведя борьбу за свою независимость. Использование властями вооруженных сил уже многие годы сопровождается зверствами, пытками, массовыми жестоко-стями со стороны военных. В печально известной книге «Досье Нагаленда», в третьей ее части, приведены факты многочисленных случаев насилия: изнасилования малолетних девочек, пытки сельских жителей и использование заключенных в качестве мишеней. В случае всякого нападения на солдат закон позволяет им прибегать к самым жестким ответным мерам - врываться в дома к местным жителям, запугивать их, применять насильственные действия. Принятые индийским парламентом законы об использовании вооруженных сил для подавления беспорядков в конкретных регионах -Armed Forces Special Powers Acts (в 1958 г. для Ассама и Манипура, 1983 г. для Пенджаба и Чандигарха, 1990 г. для Джамму и Кашмира. - Реф.) встречают резкую критику со стороны широкой общественности, но по-прежнему продолжают действовать. Самая известная фигура из числа тех, кто борется против этих законов, -Иром Шармила (поэтесса, правозащитница, известная как «железная леди из Манипура». - Реф.), которая в 2000 г. объявила голодовку из-за случившейся по вине военных «бойни в Маломе», унесшей жизни десяти гражданских лиц (ее голодовка была закончена в августе 2016 г., все это время власти прибегали к ее насильственному кормлению через трубочку; это самая продолжительная

в мире голодовка. - Реф.). Индийским властям, которые продолжают прибегать к этим законам, необходимо, наконец, измерить всю цену страданий, которые выпали населению этого региона, считает автор. Должны быть приняты меры для прекращения насилия со стороны военных, вооруженные силы должны нести ответственность за совершенные преступления.

Северо-Восточная Индия - регион богатый ресурсами. У него есть все необходимое для успешного развития: нефть, полезные ископаемые, гидроэнергетические ресурсы (по некоторым оценкам до 60 000 МВт). Однако его развитие остановилось. Часто это объясняется его географическим положением, отсутствием хороших средств сообщения между штатами, закрытостью границ, деятельностью повстанческих организаций. В последнее время индийское правительство стало активно проводить восточную политику, но у него по-прежнему нет желания использовать потенциал Северо-Востока. По мнению автора, правительству следует рассмотреть вопрос о разрешении приграничной торговли, что сможет положительно повлиять на экономику региона. Северо-Восток необходимо рассматривать в качестве ворот в Южную и Восточную Азию; это позволит принести долгосрочные выгоды и самому региону, и всей экономике страны. Настало время превратить этот нестабильный, но прекрасный регион Индии, в Остров Мира.

И.В. Михель

2019.02.011. РИЧАРД-ФЕРРУДЖИ О. ДВОЙСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ГРУНТОВЫМ ВОДАМ В ГАЗЕТЕ «ХИНДУ»: СОДЕЙСТВИЕ ИХ СОХРАНЕНИЮ ПРИ ОПРАВДАНИИ ИХ ЭКСПЛУАТАЦИИ.

RICHARD-FERROUDJI A. Ambivalence des eaux souterraines dans le journal The Hindu: promouvoir leur préservation tout en accueillant des justifications de leur exploitation // Developpement durable et territoires. - Lille, 2017. - Vol. 8 (1). - (Modalites de qualification et de gestion des ressources naturelles). - Mode of access: https://journals. openedition.org/developpementdurable/

Ключевые слова: Индия; экология; природопользование; гражданские свободы; социальная справедливость; водоснабжение; грунтовые воды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.