Яковлев П.Ю.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСОКИХ СУДОВ ШТАТОВ В РЕСПУБЛИКЕ ИНДИЯ
Цель: Рассмотреть правовые основы деятельности высоких судов штатов в Республике Индия. Методология: Использовались частно-научные методы познания: формально-юридический, сравнительно-правовой, исторический, системного анализа и другие.
Результаты: В статье раскрыты правовые основы функционирования важной составной части судебной системы Республики Индия в лице высоких судов штатов (союзных территорий). Приводится анализ нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность.
Новизна/оригинальность/ценность: Статья содержит ряд авторских выводов и обобщений, имеющих значение для юридической науки и практики.
Ключевые слова: судебная власть, судебная система Индии, высокие суды штатов в Индии.
Yakovlev P.Y.
LEGAL BASIS OF THE HIGH COURTS ACTIVITIES OF STATES IN THE REPUBLIC OF INDIA
Purpose: To cover legal basics of activity of the High Courts of states in Republic of India. Methodology: Private and scientific methods of knowledge were used: formal-legal, comparative-legal, historical, system analysis and others.
Results: In article legal bases of functioning of an important component of judicial system of Republic of India represented by the High Courts of states (allied territories) are opened and the analysis of the regulations regulating their activity is provided.
Novelty/originality/value: Article contains a number of the author's conclusions and generalizations important for jurisprudence and practice.
Keywords: Judicial authority, the judicial system of India, the High Courts of states in India.
Современный мир с каждым годом становится все более глобализированным, что вынуждает жителей из различных стран все чаще выходить за их границы. Одним из государств, с которым Российская Федерация (ранее СССР) налаживала разносторонние взаимоотношения, выступает Республика Индия.
Любая деятельность, в том числе внешнеполитическая и внешнеэкономическая, сопряжена с конфликтами и спорами, которые периодически перетекают в судебные разбирательства. В этой связи возникает необходимость в изучении особенностей индийской правовой системы, в частности, системы органов судебной власти [4], которая является одним из базовых столпов государственности [2, 3, 4].
Ввиду того, что работа представителей российских органов государственной власти и коммерческих организаций ведется на всей индийской территории, и у Российской Федерации в Республике Индия имеются представительства в разных частях страны, наша статья будет посвящена высоким судам штатов, с которыми периодически им приходится сталкиваться.
Высокие суды штатов являются высшей ступенью судебной системы республики на уровне провинций. Институт высоких судов в Индии зародился достаточно давно. Первый законодательный акт о высоких судах, регламентирующий их
структуру и порядок деятельности, был принят в
1861 г. Первые высокие суды были образованы в
1862 г. и находились в Калькутте, Бомбее и Мадрасе, где функционируют до сих пор.
Согласно основному закону страны, в каждом штате Индии должен быть высокий суд (Article 214 of the Constitution of India. Adopted by the Constituent Assembly 26.11.1949.). Но данная норма не подразумевает создание суда для каждого штата отдельно. В настоящий момент в стране 29 штатов, а также 6 союзных территорий и национальная столичная территория Дели, при этом высоких судов только 24. Некоторые из них осуществляют правосудие на территории нескольких штатов или союзных территорий.
Конституция Республики Индия закрепляет за каждым высоким судом права по осуществлению судопроизводства и необходимые полномочия, включая право наказания за неуважение к суду (Article 215 of the Constitution of India).
Что касается подсудности дел высоких судов, то они рассматривают уголовные и гражданские дела. Решения высоких судов обязательны для исполнения.
Давайте более подробно рассмотрим имеющиеся в настоящее время суды и нормативные правовые акты, своим появлением которым они обязаны (см. табл. 1).
EURASIAN
> 2 (33) 2018 <
ADVOCACY
Таблица 1
Высокие суды в Республике Индия
Название Дата учреждения Учредительный акт Юрисдикция Место расположения Кол-во судей
Высокий суд Аллахабада 11 июня 1866 г. Закон о высоких судах 1861 г. Уттар-Прадеш Аллахабад 95
Высокий суд Бомбея 14 августа 1862 г. Закон о высоких судах 1861 г. Махараштра, Гоа, Дадра и Нагар-Хавели, Даман и Диу Мумбаи 60
Высокий суд Гувахати 1 марта 1948 г. Закон о правительстве Индии 1935 г. Аруначал-Прадеш, Ассам, Нагаленд, Мизорам Гувахати 27
Высокий суд Гуджарат 1 мая 1960 г. Закон о реорганизации Бомбея 1960 г. Гуджарат Ахмадабад 42
Высокий суд Дели 31 октября 1966 г. Закон о Высоком суде Дели 1966 г. Национальная столичная территория Дели Нью-Дели 43
Высокий суд Джамму и Кашмира 28 августа 1943 г. Жалованная грамота махараджи Кашмира 1943 г. Джамму и Кашмир Сринагар (летом) и Джамму (зимой) 14
Высокий суд Джаркханда 15 ноября 2000 г. Закон о реорганизации Бихара 2000 г. Джаркханд Ранчи 12
Высокий суд Калькутты 2 июля 1862 г. Закон о высоких судах 1861 г. Западная Бенгалия, Андаманские и Никобарские острова Калькутта 63
Высокий суд Карнатаки 1884 г. Закон о Высоком суде Майсура 1884 г. Карнатака Бангалор 40
Высокий суд Кералы 1956 г. Закон о реорганизации штатов 1956 г. Керала, Лакшадвип Коччи 40
Высокий суд Мадраса 15 августа 1862 г. Закон о Высоких судах 1861 г. Тамилнад, Пондичерри Ченнай 42
Высокий суд Мадхья-Прадеша 2 января 1936 г. Закон о правительстве Индии 1935 г. Мадхья-Прадеш Джабалпур 42
Высокий суд Манипура 25 марта 2013 г. Закон о реорганизации северо-восточных территорий и внесение изменений в связанные с ними нормативно-правовые акты 2012 г. Манипур Импхал 3
Высокий суд Мегхалая 25 марта 2013 г. Закон о реорганизации северо-восточных территорий и внесение изменений в связанные с ними нормативно-правовые акты 2012 г. Мегхалая Шиллонг 3
Высокий суд Ориссы 3 апреля 1948 г. Приказ о Высоком суде Ориссы 1948 г. Орисса Каттак 27
Высокий суд Пенджаба и Харьяны 21 марта 1919 г. Приказ о Высоком суде Пенджаба 1947 г. Пенджаб, Харьяна, Чандигарх Чандигарх 53
Высокий суд правосудия в Патне 2 сентября 1916 г. Закон о правительстве Индии 1935 г. Бихар Патна 43
Высокий суд правосудия в Хайдарабаде 5 июля 1954 г. Закон о штате Андхра 1953 г. Андхра-Прадеш, Телин-гана Хайдарабад 49
Высокий суд Раджастхана 21 июня 1949 г. Постановление о Высоком суде Раджастхана 1949 г. Раджастхан Джодхпур 40
Высокий суд Сиккима 16 мая 1975 г. 36-я поправка в Конституцию Индии Сикким Гангток 3
Высокий суд Трипуры 26 марта 2013 г. Закон о реорганизации северо-восточных территорий и внесение изменений в связанные с ними нормативно-правовые акты 2012 г. Трипура Агартала 4
Высокий суд Уттарак-ханда 9 ноября 2000 г. Закон о реорганизации Уттар-Прадеша 2000 г. Уттаракханд Найнитал 9
Высокий суд Химачал-Прадеша 25 января 1971 г. Закон о штате Химачал-Прадеш 1970 г. Химачал-Прадеш Шимла 9
Высокий суд Чхаттисгарха 1 ноября 2000 г. Закон о реорганизации Мадхья-Прадеша 2000 г. Чхаттисгарх Биласпур 12
Проанализировав данные таблицы, составленной автором на основе сведений, полученных из открытых источников, можно прийти к следующим заключениям.
Во-первых, имеет место сильная корреляция между судами по дате учреждения. В стране 5 судов (Высокий суд Аллахабада, Высокий суд Бомбея, Высокий суд Калькутты, Высокий суд Карнатаки, Высокий суд Мадраса), начавших функционировать еще в XIX в. Одновременно присутствуют и совсем недавно начавшие работать судебные органы (Высокий суд Манипура, Высокий суд Мегхалаи, Высокий суд Трипуры) - с 2013 г.
Во-вторых, учредительные акты, своим появлением которым обязаны суды, неоднородны. Это как собственно законы о соответствующих высоких судах, так и законы о реорганизации провинций, правительстве и др., в некоторых случаях
поправки в Конституцию Республики Индия, жалованная грамота.
В-третьих, отличаются суды по юрисдикции. В некоторых случаях, как с Высоким судом Губа-хати, который осуществляет правосудие на территории штатов Аруначал-Прадеш, Ассам, Нагаленд и Мизорам, действует лишь один суд на несколько штатов, при этом имеются отдельные суды в Манипуре и Мегхалаи, которые уступают по численности населения вышеперечисленным штатам.
В-четвертых, численные составы судебных органов сильно разнятся - от трех судей в высоких судах Манипура и Мегхалаи до 95 в Аллахабаде или 63 в Калькутте.
Как можно заключить из приведенных выше нормативных правовых актов, регулирующих деятельность высоких судов, первым из них был Закон о высоких судах 1861 г.
ЕВРАЗИЙСКАЯ
> 2 (33) 2015 <
АДВОКАТУРА
Наиболее фундаментально проработанным документом, не только по изучаемой теме, но и в целом до сих пор регулирующим во многом систему государственного управления, является Закон о правительстве Индии 1935 г. Он закрепил за высокими судами осуществление полномочий апелляционных судов в отношении всех судов, расположенных на территории, входящей в их юрисдикцию, в том числе:
1) возвращать дела на пересмотр;
2) разрабатывать и утверждать правила судопроизводства и формы обобщения судебной практики;
3) определять перечень документов (журналов, записей, отчетов), хранящихся у сотрудников судов;
4) устанавливать перечень сборов, взимаемых шерифом, адвокатами, служащими и должностными лицами судов (Clause 1 of Article 224 of the Government of India Act, 1935.)
Позднее указанные полномочия нашли отражение в несколько измененном виде в Конституции Индии.
Иные приведенные в таблице акты касательно исследуемого нами вопроса в основном лишь изменяли территорию подсудности различных высоких судов. В частности, по причине образования новых штатов согласно Закону о Северо-Восточных территориях (реорганизации) и иным, связанным с ним, законам (изменениям) были образованы новые суды (Высокий суд Мегхалаи, Высокий суд Манипура, Высоких суд Трипуры), также за ними закреплены территории соответствующих штатов (Article 4 of the North-Eastern Areas (Reorganisation) and other Related Laws (Amendment) Act, 2012).
Что касается требований к кандидатам на должности судей высоких судов, то они должны иметь гражданство Республики Индия и не менее 10 лет проработать в судебных органах или быть адвокатом (Clause 2 of Article 217 of the Constitution of India. Adopted by the Constituent Assembly 26.11.1949.). Назначаются судьи высоких судов президентом страны по рекомендации Национальной судебной комиссии. Кандидатура также должна быть согласована с главой штата, если кандидат рассматривается на должность председателя высокого суда, в иных случаях - с председателем высокого суда.
Освобожден судья высокого суда может быть по собственному желанию (заявление пишется на
имя Президента Индии); при достижении предельного возраста занятия должности (62 года); назначении судьей Верховного Суда Республики Индия; переводе на должность судьи иного высокого суда. Также основаниями являются подозрение судьи в некомпетентности и возбуждение в отношении него уголовного дела. Невозможность исполнения судьей своих полномочий в связи с вышеописанными обстоятельствами является основанием для направления одной из палат парламента в адрес главы государства запроса об отстранении судьи, который должен быть одобрен квалифицированным большинством (не менее 2/3 от голосовавших) членов направившей его палаты. Затем Президент Индии принимает решение о направлении судьи в отставку.
Важно отметить, что парламент страны не может обсуждать деятельность судей высоких судов, что свидетельствует о реализации в данном вопросе принципа разделения властей и невмешательства иных ветвей в работу судебных органов.
Резюмируя вышесказанное, можно заключить, что законодательство Республики Индия имеет свою специфику, ярким подтверждением которой выступает судебная сфера.
Пристатейный библиографический список
1. Гребенников В.В., Гребнев Р.Д., Сангаджиев Б.В. Судоустройство в Российской Федерации. М., 2016.
2. Гребенников В.В., Грудцына Л.Ю. Судебное право - комплексная отрасль российского права // Образование и право. 2017.№ 4. С. 90-100.
3. Сангаджиев Б.В. Доступность правосудия и перспективы развития гражданского процессуального права на современном этапе // Евразийская адвокатура. 2016.№ 4. С. 73-75.
4. Яковлев П.Ю. Проблемы реализации судебной власти в Республике Индия // Проблемы права. 2017.№ 4. С. 57-60.
References (transliterated)
1. Grebennikov V.V., Grebnev R.D., Sangadzhiev B.V. Sudoustrojstvo v Rossijskoj Federacii. M., 2016.
2. Grebennikov V.V., Grudcyna L.YU. Sudebnoe pravo - kompleksnaya otrasl' rossijskogo prava // Obra-zovanie i pravo. 2017.№ 4. S. 90-100.
3. Sangadzhiev B.V. Dostupnost' pravosudiya i perspektivy razvitiya grazhdanskogo processual'nogo prava na sovremennom ehtape // Evrazijskaya advokatura. 2016.№ 4. S. 73-75.
4. Yakovlev P.YU. Problemy realizacii sudebnoj vlasti v Respublike Indiya // Problemy prava. 2017.№ 4. S. 57-60.