Научная статья на тему '2019. 04. 011. Способность к учению как главная добродетель в научном исследовании / безуиденхоут Л. , Ратти Э. , уэрн Н. , билер Д. Docility as a primary virtue in scientific research / Bezuidenhout L. , Ratti E. , Warne N. , Beeler D. // Minerva. - 2019. - vol. 57, n 1. - p. 67-84. - doi: https://doi. Org/10. 1007/s11024-018-9356-2'

2019. 04. 011. Способность к учению как главная добродетель в научном исследовании / безуиденхоут Л. , Ратти Э. , уэрн Н. , билер Д. Docility as a primary virtue in scientific research / Bezuidenhout L. , Ratti E. , Warne N. , Beeler D. // Minerva. - 2019. - vol. 57, n 1. - p. 67-84. - doi: https://doi. Org/10. 1007/s11024-018-9356-2 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
44
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ / НАУКА / ЭТИКА / СПОСОБНОСТЬ К УЧЕНИЮ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Виноградова Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2019. 04. 011. Способность к учению как главная добродетель в научном исследовании / безуиденхоут Л. , Ратти Э. , уэрн Н. , билер Д. Docility as a primary virtue in scientific research / Bezuidenhout L. , Ratti E. , Warne N. , Beeler D. // Minerva. - 2019. - vol. 57, n 1. - p. 67-84. - doi: https://doi. Org/10. 1007/s11024-018-9356-2»

Прайвиси в общественных местах (вы должны быть настороже!). Угроза прайвиси в данном случае связана с опасениями того, что Google сотрудничает с разными организациями в «полицейских» целях. Общее допущение состоит в том, что нет места анонимности ни для кого там, где мониторят, инспектируют и посылают сигналы Google Glass. Запись может вестись и с помощью смартфона, но это гораздо заметнее (с. 307).

Изучая онлайн-дискуссии, касающиеся версии «пользователей» Google Glass, авторы разработали способ выйти из этического варианта дилеммы Коллингриджа. «Изучая то, как технология, находясь на пороге широкого вхождения в социум, влияет на нормативные рамки, с помощью которых оцениваются сами эти технологии, мы, - пишут авторы, - обеспечили альтернативу выбору: либо знание об этическом вкладе технологии, но невозможность радикально повлиять на нее, либо возможность изменить технологию, но быть не в состоянии предвидеть ее влияние» (с. 312).

Т. В. Виноградова

2019.04.011. СПОСОБНОСТЬ К УЧЕНИЮ КАК ГЛАВНАЯ ДОБРОДЕТЕЛЬ В НАУЧНОМ ИССЛЕДОВАНИИ / БЕЗУИДЕНХОУТ Л., РАТТИ Э., УЭРН Н., БИЛЕР Д.

Docility as a primary virtue in scientific research / Bezuidenhout L., Ratti E., Warne N., Beeler D. // Minerva. - 2019. - Vol. 57, N 1. -P. 67-84. - DOI: https://doi.org/10.1007/s11024-018-9356-2.

Ключевые слова: эпистемология добродетелей; наука; этика; способность к учению.

Статья группы авторов из разных стран (Великобритании, Южной Африки и США), занимающихся исследованиями науки и технологий (STS), посвящена обоснованию их гипотезы, согласно которой способность к учению - это базовое качество, необходимое для ответственного проведения научных исследований. Их работа выполнена в рамках относительно нового направления в философии - эпистемологии добродетелей1.

1 Спецификой эпистемологии добродетелей является перенос этических категорий в область эпистемологии. Она провозглашает себя аналогией этики добродетелей, но уже в сфере познания. Именно это обстоятельство определяет ее проблемное поле. На первый план выдвигаются следующие вопросы: что явля-

Эпистемология науки как изучение процессов производства научного знания - тема, которая обсуждается в философии веками. Внутри этих дискуссий не так давно возникла новая область - эпистемология добродетелей как вызов аналитической эпистемологии. Эпистемология добродетелей предлагает интерпретацию продуцирования знаний, которая внутренне связывает знание со специфическими чертами характера ученого. Ряд сторонников этого направления опираются на давние традиции этики добродетелей, используя понятие «добродетели» для обозначения интегральных личностных качеств, которые вносят вклад в познавательную деятельность. Хотя определения добродетелей - и их классификация -сильно варьируются, сторонники этого подхода соглашаются с тем, что добродетели либо необходимы, либо имеют центральное значение для формирования знаний.

В научном сообществе на протяжении XX в. неоднократно предпринимались попытки выделить добродетели, необходимые для научной практики. Ряд исследователей использовали техники социальных наук, составляя «перечень добродетелей», которые не совпадают с кодексами поведения ученого. Кроме того, как неоднократно подчеркивалось, быть продуктивным ученым вовсе не означает быть хорошим человеком. Так, Дж. Баер1 определяет интеллектуальную добродетель как «черту характера, которая помогает ее носителю добиться личного интеллектуального успеха за счет включенной в нее положительной психологической ориентации на создание эпистемных продуктов» (цит. по: с. 71).

Несмотря на развитие эпистемологии добродетелей в сфере науки, важно отметить, что описания научных добродетелей продолжают оставаться крайне индивидуалистскими. Описываемые добродетели, как правило, связаны с интеллектуальным открытием, а не с коллективным характером научного исследования (с. 70). Мало говорится о других жизненно важных компонентах познавательных практик современной науки: как ученые работают в группе, сотрудничают и обмениваются данными. В социально насыщенном мире лаборатории ученые редко - если в принципе когда-либо - работают в одиночестве. Подобные описания научно-

ется когнитивным благом; что мы, как ответственные познающие, должны делать, чтобы достичь этого когнитивного блага? - Прим. реф.

1 Baehr J. The inquiring mind. - Oxford: Oxford univ. press, 2011. - 235 p.

го исследования ставят под вопрос существующие перечни добродетелей в науке по следующим причинам.

1. Большинство этих описаний сосредоточены исключительно на производстве данных и оставляют за кадром социальные и педагогические элементы успешной науки.

2. Эти описания редко включают добродетели, имеющие отношение к неявной стороне научных исследований, проводимых в лаборатории.

3. Описания фокусируются в основном на индивидуальных интеракциях, а не на науке как групповой деятельности, где коллектив должен рассматриваться в качестве фундаментальной единицы успешной науки (с. 72).

Неоднократно подчеркивалось, что подготовка ученого представляет собой процесс его социализации. Какие добродетели отвечают за обучение работе ученого? Какие добродетели позволяют студентам учиться осмысленно - у коллег или менторов? Эти вопросы, по словам авторов, заставили их обратиться к добродетели, которая обычно ускользает из философского дискурса, а именно к «способности к учению» (docility)1. Для тех, кто не знаком с традициями описания добродетелей, термин docility может иметь уничижительный смысл, предполагая вялого и покорного человека, который слепо принимает все, что ему говорят, или того, кто подчиняется власти. Однако в западной теологической и философской традиции docility означает открытость к обучению; важно, что docility также предполагает критический рефлексивный анализ того, чему учат человека.

В схоластической традиции трудно понять «способность к обучению» без упоминания такой значимой добродетели, как благоразумие (prudence), которая является одной из четырех основных античных и средневековых добродетелей. Сущностным атрибутом этой добродетели является способность производить разумный выбор. Добродетель благоразумия связана с трансформацией познания реальности в определенный стиль действия или с адекватным восприятием действительности, позволяющим выбирать действия в соответствии с реальным положением вещей.

1 Это слово имеет несколько значений в английском языке: а) послушание, повиновение, покорность; реже б) восприимчивость, понятливость, способность к учению. - Прим. реф.

«Способность к учению представляет собой составную часть благоразумия, потому что тот, кто научаем, способен научиться и тому, как ему решать вопросы, касающиеся его действий» (с. 73).

Введение понятия «способность к обучению» сдвигает образовательный фокус с преподавателя, который знает нечто, к обучаемому, который хочет знать. Эта добродетель представляет собой позицию острого желания и открытости к получению истинных знаний. Через подражание ментору стремящийся к знаниям студент учится действовать в разных ситуациях, которые обычно выходят за рамки того, что регулируется правилами. «Правила - это не конечная цель этики и образования, но скорее средство. Поэтому способность к обучению представляет собой не отдельно стоящую добродетель, она играет ключевую роль в развитии благоразумия и выборе верных, релевантных ситуации действий. Другая сторона "способности к обучению" - это наличие критической позиции по отношению к тому, чему учат» (с. 74).

Если присмотреться к понятию «способность к обучению», то станет очевидной, полагают авторы, ее посредническая роль в науке как коллективной деятельности. Она не только лежит за «обучением от других» в рамках лаборатории, но и за фундаментальной природой обмена научными данными и интеракциями.

Далее авторы рассматривают, как «способность к обучению» действует в качестве ключевой добродетели, помогающей ученому исполнять разные роли - члена научного сообщества, создателя научных данных и соучастника производства глобального научного знания. Кроме того, это качество также помогает усваивать нормы и правила, принятые в научном сообществе. «Обладание благоразумием и способностью к учению помогают не только усваивать правила, но и решать, когда им следовать, а когда лучше отойти от них» (с. 78).

«Способность к обучению» чрезвычайно значима в преподавании. Важно, чтобы студенты учились быть открытыми к обучению и сохранять критичность, когда они учатся обращаться с данными, проводить эксперименты в лаборатории, взаимодействовать с научным сообществом. Лишь с помощью активного включения в разные виды научной деятельности - и верного инструктажа -студенты могут стать эффективными учеными, способными внести вклад в науку.

Какие следствия могут быть выведены из вышесказанного с точки зрения эпистемологии науки и производства надежного научного знания? Текущая структура научной подготовки и самого исследовательского процесса не способствует полноценному усвоению такой добродетели, как «способность к учению». Традиция обучения практическим аспектам научного исследования часто провоцирует возникновение противоположных «способности к обучению» качеств - некритичного принятия и склонности к подчинению (с. 82).

Т. В. Виноградова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.