Научная статья на тему '2019. 04. 008. Гусейнова И. А. , Косиченко Е. Ф. Жанры, меняющие мир и нас: тривиальный дискурс: ретродетектив. - М. : ФГБОУ во МГЛУ, 2018. - 162 с'

2019. 04. 008. Гусейнова И. А. , Косиченко Е. Ф. Жанры, меняющие мир и нас: тривиальный дискурс: ретродетектив. - М. : ФГБОУ во МГЛУ, 2018. - 162 с Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
90
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕТРОДЕТЕКТИВ / ЖАНР / ГИБРИДИЗАЦИЯ ЖАНРОВ / ДИСКУРС / ИНФОТЕЙНМЕНТ / СЕМИОТИЧЕСКИЙ КОД / ОНОМАСТИКОН / МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА / РЕТРОКОМПОНЕНТ / ИНТЕРДИСКУРСИВНОСТЬ / ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ / КОГНИТИВНО-СЕМИОТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2019. 04. 008. Гусейнова И. А. , Косиченко Е. Ф. Жанры, меняющие мир и нас: тривиальный дискурс: ретродетектив. - М. : ФГБОУ во МГЛУ, 2018. - 162 с»

Другая специфическая черта русской профетической традиции - невербальные предсказания старцев. Они базируются на символике предметов и на знаковом характере действий. В то же время предметные предсказания характеризуются авторами как реализация принципа метафоры в области мышления: предмет, который задействован в предсказании, репрезентирует другой предмет. Обнаружение смысла требует от адресата когнитивного действия, типичного для понимания метафоры - установления основания для уподобления двух сущностей.

В интерпретации предсказаний-действий значим принцип метаязыкового описания ситуации. Так, выметание в деревне крылечек со стороны старицы интерпретируется (и осуществилось) как изгнание людей из этой деревни в годы войны [с. 201].

В заключение авторы напоминают, что К.Г. Юнг отмечал в развиваемой им теории бессознательного явление субъективного, интуитивного постижения человеком пространственно или темпо-рально отдаленных событий. В этом русле возможно изучение профетических актов в наше время и в будущем [с. 209]. Перечисляются выявленные в ходе исследования важнейшие характеристики языка профетических актов: опора на образы и их приоритет по сравнению с понятийными категориями естественного языка; близость языка пророчеств к языку детей младшего возраста: диффуз-ность семантики, условность грамматики и синтаксиса; неразличение имен собственных и нарицательных, придающее пророчествам более широкий смысл.

Е.О. Опарина

2019.04.008. ГУСЕЙНОВА И.А., КОСИЧЕНКО Е.Ф. ЖАНРЫ, МЕНЯЮЩИЕ МИР И НАС: Тривиальный дискурс: Ретродетектив. -М.: ФГБОУ ВО МГЛУ, 2018. - 162 с.

Ключевые слова: ретродетектив; жанр; гибридизация жанров; дискурс; инфотейнмент; семиотический код; ономастикон; массовая литература; ретрокомпонент; интердискурсивность; интертекстуальность; когнитивно-семиотический подход.

Гибридизация жанров, подчас, на первый взгляд, абсолютно несовместимых, имеющих взаимоисключающие цели и задачи, -примета нашего времени. Об одном таком жанре - ретродетективе,

зародившемся и успешно развивающемся на границе других, уже признанных, зарекомендовавших себя на протяжении долгой литературной истории, и идет речь в коллективной монографии д.ф.н. И.А. Гусейновой (МГЛУ) и д.ф.н. Е.Ф. Косиченко (МГЛУ), специалистов в области дискурсологии и теории коммуникации. Исследование, состоящее из введения, четырех разделов («Мифотворчество в современной тривиальной литературе как связующее звено между прошлым и будущим», «Жанрообразующие элементы отечественного ретродетектива», «Особенности композиционного построения события в ретродетективе», «Ономастикон романов разных жанров»), заключения, списка литературы на русском и английском языках, проводится на стыке литературоведения и лингвистики с привлечением современных методов текстологического анализа.

По мере развития общества, в связи с изменением его потребностей, смены культурно-исторических парадигм и пр., происходит обновление семиотических кодов: на смену одним, ставшим в определенный момент привычными, традиционными, приходят новые, что в свою очередь приводит к качественному изменению семиотического пространства культуры.

Массовая литература, являясь частным случаем массовой культуры, с одной стороны, и гибридной по своей природе - с другой, использует стилистический ресурс различных дискурсов, поскольку внутритекстовое взаимодействие различных семиотических средств имеет место в любом сложном тексте. Такое взаимопроникновение жанров имеет разные цели, но одна из них заключается в том, чтобы процесс восприятия текста доставлял удовольствие, был приятным времяпрепровождением, носил развлекательный характер, и в то же время был «полезным», что привело в итоге к появлению стиля «инфотейнмент» (infotainment - от англ. information «информация» и entertainment «развлечение»), задача которого заключается в том, чтобы информировать и обучать, развлекая.

Тривиальный дискурс, нашедший воплощение в произведениях массовой литературы, представлен сегодня самыми разнообразными жанрами, что свидетельствует о его необычайной востребованности и популярности в читательской среде. В детективном ряде, представленном ироническим, авантюрным, шпионским де-

тективами и т.п., ретродетектив занимает особое место. Так, в частности, авторы монографического исследования отмечают, что «можно предположить, что возрастающий интерес к ретро продиктован отсутствием в современном мире подлинных ценностей, с одной стороны, и естественным стремление человека к идеалам - с другой» [с. 12]. Ретродетектив, или исторический детектив, - явление относительно новое, но активно развивающееся в настоящее время, и не только в русскоязычном пространстве. Занимательный сюжет или даже остросюжетное действие, с одной стороны, и фактические безграничные возможности для интеллектуальной игры автора с потенциальными читателями - с другой, привлекают самую разную аудиторию. Однако не отрицая принадлежности рет-родетектива к массовой литературе и, как следствие, установку, лежащую в основе детектива, на развлечение и получение удовольствия в процессе чтения, авторы подчеркивают, что «...интерес современного читателя к ретродетективу имеет более глубокие корни, нежели стремление получить удовольствие или разгадать загадку некоторого преступления, поскольку основывается на базовой потребности человека в стабильной системе ценностей, которую многие культуры стремительно утрачивают в настоящее время и с которой возможно соприкоснуться, попав в необычную семиотическую реальность ретроромана» [с. 13].

По мнению авторов монографического исследования, особое положение ретродетектива в семиотическом пространстве культуры объясняется разными обстоятельствами. Благодаря компоненту ретро эта разновидность детективного романа занимает свое место среди исторической, архивной и аутентичной публицистической литературы, обладая при этом той мерой фикциональности, которая не позволяет ему полностью раствориться в массовой литературе. Компонент ретро обладает кинематографичностью, сценарностью, цикличностью и иными свойствами, которые обеспечивают его адаптацию к различным каналам распространения и передачи информации - печатным, электронным, радио и телевизионным: «Во-первых, они в любой момент при соответствующем подходе и наличии инновационных технологий могут быть трансформированы в тот формат, который наиболее полно отвечает предпочтениям и вкусам целевой аудитории. Во-вторых, жанровые характеристики обеспечивают требуемые изменения оптимальным образом, по-

скольку жанр обладает творческим потенциалом, который может быть раскрыт в различных типах сред. В-третьих, мифотворческое начало, присутствующее в ретродетективах, визуализируется при помощи определенного, довольно ограниченного репертуара языковых средств» [с. 5]. Более того, как элемент «мягкой силы» компонент ретро служит сохранению и продвижению культурно-исторического наследия в различных видах пространства, формируя тем самым устойчивый интерес к российской культурной жизни.

Обращение к жанру ретродетектива представляется актуальным и обусловлено значимостью самого объекта изучения - ретро-компонента в литературе, как и в других видах массовой культуры. Среди причин, побудивших их рассмотреть ретродетектив как особый жанр, авторы указывают следующие: 1) обращение к историческому прошлому, воссоздание атмосферы в стиле ретро способствует привлечению внимания к культурной составляющей современной жизни, а также к формированию как индивидуальных жизненных пространств, так и культурного пространства целых социумов; 2) ретро позволяет современному человеку оценить события прошлого, понять истоки настоящего, проинтерпретировать современность и оказать влияние на формирование гуманитарного пространства; 3) ретро позволяет каждому человеку превратиться в творца - создателя социального и виртуального пространств, пребывание в которых доставит ему удовольствие и позволит сохранить культурную преемственность, выступающую связующим звеном с будущими поколениями; 4) компонент ретро, находясь на стыке информационного и развлекательного подхода, превращается в результате интеллектуальных усилий автора в некий гибрид, который может быть причислен в широком смысле к индустрии инфотейнмента, интенсивно развивающейся в настоящее время.

Авторы монографии отмечают такие уникальные характеристики компонента ретро, как его кинематографичность, сценар-ность и цикличность, которые обеспечивают адаптацию ретроде-тектива к различным каналам распространения и передачи информации - печатным, электронным, радио и телевизионным: «Во-первых, они (кинематографичность, сценарность и цикличность. - М. Р.) в любой момент при соответствующем подходе и наличии инновационных технологий могут быть трансформированы в тот формат, который наиболее полно отвечает предпочтениям

и вкусам целевой аудитории. Во-вторых, жанровые характеристики обеспечивают требуемые изменения оптимальным образом, поскольку жанр обладает творческим потенциалом, который может быть раскрыт в различных типах сред. В-третьих, мифотворческое начало, присутствующее в ретродетективах, визуализируется при помощи определенного, довольно ограниченного репертуара языковых средств» [с. 5].

Говоря о жанрообразующих элементах ретродетектива как разновидности детектива, авторы указывают на особое представление в нем хронотопа: линейность времени, больше характерная для европейского сознания, и цикличность, присущая восточному пониманию времени, оказываются совмещенными в ретродетектив-ном повествовании, что «неизбежно приводит к смешению пространств и к гибридизации глобального контекста; в структурном отношении это ведет к порождению интердискурсивности, интержанровости и интертекстуальности» [с. 14].

Неотъемлемой характеристикой ретродетектива является подробный комментарий малоизвестных для читателя тривиальной литературы исторических событий, бытовых ситуаций, реалий и пр., вплетенный в художественное повествование и служащий как разъяснительным целям, так и обучающим, за счет чего создается эффект многослойности повествования. При этом следует отметить, что комментарий не кажется чем-то инородным, не «утяжеляет» сюжет, поскольку может принимать разнообразные формы - от простого комментирования в форме нарратива до включенного в повествование диалога между персонажами, обсуждающими некое событие (явление, артефакт, персонаж и пр.) и раскрывающими его суть, при этом «разъяснение, объективирующее когнитивную процедуру инферентного (выводного) характера, играет в ретродетек-тивах ключевую роль, поскольку формирует базу для логических умозаключений и аналитических ходов и одновременно выводит знание, неизвестное рядовому современному читателю» [с. 56-57]. В ретродетективах В. Данилина, например, в качестве комментаторов выступают попеременно «сыщики» - уже упомянутый выше Николай Афанасьевич Ильин и его молодой друг, весьма продвинутый в сыскном деле бывший студент Казанского университета Владимир Ульянов.

Анализируя особенности композиционного построения события в ретродетективе, авторы обращаются к методу деконструкции по Ж. Дерриде, поскольку этот метод применительно к ретро-детективу «позволяет выделить в сюжете исторический и культурный контекст, которые обеспечивают насыщение ретроде-тектива фактологическим материалом, придающим достоверность всему повествованию» [с. 95]. Для ретродетектива характерно сконцетрированность повествования вокруг главного лица - сыщика, или детектива, который путем логических размышлений раскрывает преступление, а само происшествие рассматривается как атрибут, т.е. элемент, который служит сыщику поводом для его действий. Большое значение при этом придается описанию времени и пространству, в котором работает сыщик. Авторы отмечают, что важной особенностью современного отечественного ретроде-тектива является «перемещение действующих лиц во временном, пространственном и социальном измерении» [с. 116]. Помимо придания повествованию большей динамичности (что в случае с рет-родетективом является задачей вторичной), такие сюжетные повороты дают автору возможность, во-первых, показать при необходимости различные этапы духовного развития главного героя (например, когда сыщик оказывается помещен в ситуацию морально-этического выбора), а во-вторых, погрузить читателя в различные культурно-исторические и социальные среды, показать быт и нравы различных слоев общества и пр.

Предложенный в работе когнитивно-семиотический подход для анализа природы ретродетектива представляется продуктивным, поскольку позволяет «увязать в единое целое проблему концептуализации и хранения социокультурных знаний с проблемой функционирования номинативных единиц в культуре» [с. 8]. Как убедительно показано в работе, применение когнитивно-семиотического подхода дает возможность рассмотреть ретрокомпонент как жанрообразующий элемент художественного текста и глубже исследовать природу ретро. В свете когнитивно-семиотического подхода, компонент ретро существует в двух измерениях: с одной стороны, это факт культуры, содержащий накопленные в этой культуре знания, с другой - это средство создания новой реальности - мира литературного произведения, где проявляются особенности творческого мышления автора и реализуются законы жанра.

Ретродетектив, несмотря на свою разную историческую направленность, обладает определенными чертами, основу которых формируют глобальные текстовые структуры и определенный репертуар языковых средств, являющихся одновременно языковым кодом, способствующим привлечению внимания читателя и поддержанию его интереса к ретро, нередко тесно связанного с национально-культурным наследием культуры.

Более того, как отмечается в монографии, благодаря компоненту ретро исторический детектив может рассматриваться не только как средство развлечения и получения новых знаний о прошлом, но и как инструмент «мягкой силы» для сохранения и популяризации национального культурно-исторического наследия в различных видах пространства, формируя тем самым устойчивый интерес к российской культурной жизни.

М.Б. Раренко

2019.04.009. Л.Р. КОМАЛОВА. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ДИСКУРС, СОПРОВОЖДАЮЩИЙ МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ.

(Обзор)1:

Ключевые слова: эмигрант; идентичность; пресса; Аргентина; испанский язык; СМИ; корпус текстов; концептуальная метафора; правовой дискурс; медиадискурс; когнитивная лингвистика; социолингвистика; критический анализ дискурса; миграция; мигрант; английский язык; ментальное пространство; Испания; восприятие; идеология; воздействие; стереотип.

По мнению авторов статьи [Chakour, Portillo Fernández, 2018], большая часть информации, которую общество знает об иммиграции, поступает из средств массовой информации. Целью реферируемой работы является анализ механизмов формирования и понимания дискурса СМИ об иммиграции в Испанию. Исследуются часто используемые СМИ стереотипные образы, характеризуемые скрытой агрессивностью и насилием, следуя идеологии ксенофобии, расизма и нетерпимости к чужим убеждениям, с целью причинения вреда, дискриминации и даже криминализации иммигрантов.

1 Обзор подготовлен в рамках государственного задания по теме «Лингво-культурные аспекты цивилизационных противоречий».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.