Научная статья на тему '«Практический мистицизм» в современном отечественном ретродетективе'

«Практический мистицизм» в современном отечественном ретродетективе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
63
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ПРАКТИЧЕСКИЙ МИСТИЦИЗМ" / РЕТРО / РЕТРОДЕТЕКТИВ / САКРАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ / АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ЗНАНИЕ / СУЕВЕРИЕ / ГАДАНИЕ / ПРИМЕТЫ / 'PRACTICAL MYSTICISM' / RETRO / RETRO CRIME PROSE / SACRED KNOWLEDGE / ALTERNATIVE KNOWLEDGE / SUPERSTITION / FORTUNE-TELLING / OMEN

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гусейнова И. А.

В статье «практический мистицизм» рассматривается как способ воссоздания прошлого в современном детективном дискурсе. Автор анализирует конкретные примеры, свидетельствующие о том, что сакральное, или альтернативное, знание способствует формированию феномена ретро в художественной литературе. В ретродетективе компонент ретро конструируется на таких культурно обусловленных явлениях, как суеверия, гадания, предчувствия и приметы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“PRACTICAL MYSTICISM” IN CONTEMPORARY RUSSIAN RETROCRIME STORIES

The paper regards ‘Practical Mysticism’ as a way of restoring the past in contemporary crime fiction discourse. An analysis of examples reveals the important role of sacred and alternative knowledge in the creation of the retro effect in crime fiction. In retro prose the retro component arises from superstitions, fortune-telling, omens all viewed as cultural phenomena.

Текст научной работы на тему ««Практический мистицизм» в современном отечественном ретродетективе»

УДК 81'1

И. А. Гусейнова

доцент, доктор филологических наук, профессор кафедры немецкого языка переводческого факультета МГЛУ; e-mail: [email protected]

«ПРАКТИЧЕСКИЙ МИСТИЦИЗМ» В СОВРЕМЕННОМ ОТЕЧЕСТВЕННОМ РЕТРОДЕТЕКТИВЕ

В статье «практический мистицизм» рассматривается как способ воссоздания прошлого в современном детективном дискурсе. Автор анализирует конкретные примеры, свидетельствующие о том, что сакральное, или альтернативное, знание способствует формированию феномена ретро в художественной литературе. В ретродетективе компонент ретро конструируется на таких культурно обусловленных явлениях, как суеверия, гадания, предчувствия и приметы.

Ключевые слова: «практический мистицизм»; ретро; ретродетектив; сакральное знание; альтернативное знание; суеверие; гадание; приметы.

Guseynova I. A.

Ph.D. (Philology, Higher Doctorate Degree), Professor, Department of German Language, Faculty of Translation and Interpreting, MSLU; e-mail: [email protected]

"PRACTICAL MYSTICISM" IN CONTEMPORARY RUSSIAN RETRO

CRIME STORIES

The paper regards 'Practical Mysticism' as a way of restoring the past in contemporary crime fiction discourse. An analysis of examples reveals the important role of sacred and alternative knowledge in the creation of the retro effect in crime fiction. In retro prose the retro component arises from superstitions, fortune-telling, omens - all viewed as cultural phenomena.

Key words: 'practical mysticism'; retro; retro crime prose; sacred knowledge; alternative knowledge; superstition; fortune-telling; omen.

Введение

Соотношение науки и альтернативного знания в современном интеллектуальном сообществе является предметом большого количества дискуссий. Об этом свидетельствуют многочисленные труды ученых, направленные на исследование и познание окружающего мира, а также ценностных систем, основанных на сакральном знании. Анализ предметно-специальной литературы культурфилософ-ского, языковедческого и лингвистического характера подтверждает тот факт, что «наука не вытесняет миф, магию и религию, но лишь

оттесняет их в сферу альтернативных мировоззрений, и пока теории удается обслуживать инструментально-эмпирическую практику, наука не вспоминает об альтернативах» [2, с. 10]. Известно, что человек стремится как к рациональному постижению сущности мира, так и к формированию собственного взгляда на мир, во многом опирающегося на мифы, народные предания и сказания. Подобная антиномия требует от исследователя поиска точек соприкосновения традиционного и альтернативного знания для изучения многогранных явлений, к которым относится также феномен ретро.

Возросший интерес ученых к ретро во многом обусловлен функциями современной литературы, направленной на осуществление когнитивно-прагматического воздействия. Принято считать, что художественный дискурс вбирает в себя феномены, которые являются знаковыми для национально-культурного общества. Растущая популярность жанра ретродетектива, его многослойность, выражающаяся в одновременном использовании различных языковых средств для вербализации прошлого, послужили стимулом для исследования событий, описываемых в романах с позиций «альтернативного» знания, имеющего как естественно-научные, так и культурфилософские основания.

Исследование

Востребованность ретро обусловлена, по нашему мнению, следующими обстоятельствами.

Во-первых, обращение к историческому прошлому, воссоздание атмосферы в стиле ретро способствует привлечению внимания к культурной составляющей современной жизни, а также к формированию как индивидуальных жизненных пространств, так и культурного пространства целых социумов, ожидающих многочисленные варианты обустройства среды обитания, или локуса.

Во-вторых, ретро позволяет современному человеку оценить события прошлого, понять истоки настоящего, проинтерпретировать современность и оказать влияние на гуманитарное пространство. Отметим то немаловажное обстоятельство, что предпочтение отдается источникам, которые можно найти либо в семейной библиотеке, либо в наиболее распространенных информационно-коммуникационных ресурсах. В этом свете ретродетективы являются доступными источниками культурно-исторической информации.

В-третьих, ретро позволяет обычному человеку превратиться в творца - создателя социального и виртуального пространства, пребывание в котором доставит ему удовольствие и позволит сохранить культурную преемственность, выступающую связующим звеном с будущими поколениями.

В-четвертых, ретро предполагает привлечение различных источников, имеющих отношение к прошлому и, как ни парадоксально это звучит, к будущему. Дело в том, что сюжеты нередко выстраиваются на исторических фактах, выдуманных или реальных событиях, основанных на сакральных, мифологических или сказочных сюжетах. В этом смысле ретродетективы имеют тесную связь с мифотворчеством, а также сценариями, описываемыми в сакральных письменных памятниках, нередко в сказках.

В-пятых, мы разделяем в контексте вышесказанного лозунг Оруэлла о том, что «кто управляет прошлым, тот управляет будущим; кто управляет настоящим, управляет прошлым» [9, с. 16].

Современное, или настоящее, сегодня должно отвечать двум вызовам - постмодернизму и информатизации. Напомним, что постмодернистский вызов предполагает пересмотр традиционных ценностных и философских систем. Применительно к феномену ретро данное положение, усиленное лингвистическими воззрениями, приводит к тому, что прошлое можно трактовать не как историческое событие, а как роман, в котором есть завязка, кульминация и развязка. Кроме того, исторический компонент в детективе в силу его специфики не может быть подвергнут верификации. С точки зрения любой науки этот факт свидетельствует о наличии некоторого субъективного начала, поскольку исторические события в хрониках или летописях и иных исторических документах описываются людьми, нередко со слов других людей - представителей своего этносоциума и определенной эпохи. Информатизация, в свою очередь, обеспечивает человеку доступ фактически к любым данным - как проверенным, так и нуждающимся в дополнительной проверке. Каждый читатель или пользователь виртуальной Сети имеет возможность выбрать ту информацию, которая является для него наиболее приемлемой. В результате множественной интерпретации ретро приобретает свойства, присущие художественному вымыслу, отдаляясь от реального историко-культурного контекста. Для придания достоверности ретро автор апеллирует к фонду энциклопедических и мифологических

знаний, поддерживая таким образом баланс между прошлым и настоящим, исторической правдой и вымыслом.

В-шестых, феномен ретро, находясь на стыке информационного и развлекательного подхода, превращается в результате интеллектуальных усилий автора в некий гибрид, который может быть причислен в широком смысле к индустрии инфотейнмента. Но «чтобы развлечение было качественным, кто-то все равно должен откопать в архивах интересные факты, написать научные книги, на основе которых потом будут созданы мифы, легенды, исторические реконструкции» [9, с. 16]. В результате в центре внимания читателя оказывается история повседневной жизни главного героя или эволюция сознания основного персонажа, помещенные в определенные экстремальные ситуации, типичные для описываемой исторической эпохи. Так, без претензии на строгую научную или историческую достоверность автор предоставляет любознательному читателю знакомство с прошлым, позволяя ему создавать воображаемые миры и конструировать целые ментальные пространства.

Обсуждение результатов исследования

Анализ современных отечественных ретродетективов показывает, что одной из распространенных дискурсивных практик воссоздания прошлого выступает практический мистицизм. В культурфилософ-ской литературе мистицизм нередко рассматривается в качестве одной из практик, обеспечивающих выход из навязанного внешними обстоятельствами модернизма и духовного кризиса. Человек, по мнению философов современности, имеет «выбор между земной и небесной этикой» [5, с. 12]. Иными словами, доброта, великодушие, правдивость, смирение и иные этические ценности помогают изменить себя, а в конечном итоге и окружающий мир. Предполагается, что нравственное одухотворенное состояние человека открывает ему сакральные, или альтернативные, знания, которые объективируются в виде определенных знаков - символов, принимающих различные формы. Однако утверждается, что они «похожи на естественные явления и подобны дождю, снегу, ветру, урагану, грозе или же - пению птиц или особому поведению животных; или же они прямо или косвенно напоминают методы, при помощи которых человек получает желаемое; или же это сон наяву; или же - вдохновение» [там же, с. 67].

Коммуникация, реализуемая в дискурсивном пространстве ретро-детектива, пронизана альтернативным знанием, архитектоника которого усложняется «еще целым рядом сопутствующих факторов, например, психологической установкой говорящего и слушающего, их эмоциональным состоянием, предшествующим опытом, пресуппозицией и т. п. Поэтому речеведу всякий раз приходится решать уравнение со многими неизвестными» [4, с. 15]. В свете вышесказанного выявление альтернативного, или сакрального, знания тесно связано с поиском речевых средств, способствующих их вербализации.

Напомним, что практический мистицизм предполагает от человека соблюдения определенного набора правил, или конвенций, заповедей или иных морально-этических установок, например, смирения, терпения, довольства малым и др. При этом человек должен стремиться к совершенству, духовный путь к которому занимает время и предполагает преодоление собственных негативных качеств. Практический мистицизм подразумевает формирование глубокого нравственного гуманистического отношения к окружающему миру через самопознание, которое сопровождает человека всю жизнь. Безусловно, практики могут быть различными, например отшельничество или раскаяние, самоконтроль или терпение, но все они основаны на внутреннем стремлении человека к духовному совершенству.

В контексте вышесказанного нам представляется уместным упомянуть тот факт, что альтернативное, или сакральное, знание возникло на основе научных изысканий великих ученых XV-XVII вв. Основой послужили прежде всего записи о погоде, положившие начало формированию и развитию астрологического дискурса, объединяющего в себе два направления - естественно-научное / математическое / астрономическое (Astrologia naturalis) и идеалистическое / теологическое / астрологическое (Astrologia divinatrix). Напомним, что первое включает воздействие небесных тел на человека, в то время как второе предполагает толкование гороскопов: «So berücksichtigte die Astrologia naturalis die Wirkungen der Gestirne auf den menschlichen Körper, wobei die Astrologia divinatrix die Ausdeutung eines Horoskops beschreibe» [11, с. 13]. Для иллюстрации альтернативного знания автор ретродетектива обращается к магически окрашенному контексту, включая в повествование астрологические понятия, требующие толкования гороскопов, ср.: «Найдан-ван родился в год Обезьяны. Наибольшую опасность для таких мертвецов представляют злобные

водяные духи. Для человека, родившегося в год Обезьяны, лучшее из возможных погребений - предать его тело воздушной стихии, среднее - огненной, худшее - водяной. Последнее повлекло бы за собой гибель девяти ближайших родственников» [10, с. 191-192]. О важности альтернативного знания, например во время военных действий, свидетельствует следующий пассаж, ср.: «Мне переслали найденные при нем бумаги. Куча разного рода финансовых документов, которые он зачем-то отбирал у китайцев, несколько частных писем, несколько листовок с астрологическими таблицами1, два тибетских ксилографа, две-три газеты» [там же, с. 339].

Со временем Astrologia naturalis нашла свое применение в университетах в виде всеобъемлющих концепций Аристотеля, в то время как Astrologia divinatrix получила свое дальнейшее развитие в двух аспектах - в богословских трактатах и в астрологических / магических учениях, в которых особое место отводится магическому влиянию небесных тел и созданию различных талисманов или оберегов: «Die magischen Traktate, in denen himmlische Einflüsse diskutiert oder die Herstellung von Talismanen behandelt werden» [11, с. 18].

В ретродетективах данное положение нередко вербализуется в качестве «греховных суеверий» [3, с. 184], к которым традиционно относится «хиромантия, поиски и собирания травы и корней в Иванову ночь, подвязывание березки и сплетание ветвей, стрижка первых волос ребенка, черная кошка на новоселье, втыкание в стену вербы, чтобы не умереть в течение года, мытье постели и платья до восхода солнца в Великий четверг и др.» [там же, с. 184]. Так, например, в украденной душегрее зашиты травы и коренья, призванные приворожить знатного молодца, доброго жениха, ср.: «Это оказался тоненький пласт бересты, в который были завернуты какие-то сухие веточки и корешки // Нет тут ничего, только эти гнусные коренья // Ты что нам за дрянь приволок?! Может, эти коренья наговоренные? Может ими порчу наводят? // Да угомонись ты. Дуры-бабы мужиков к себе так приманивают!» [7, с. 247-248]. Приведенный пример коррелирует со средневековым утверждением о том, что зло может материализоваться

1 Вероятнее всего речь идет в данном отрывке о эфемиридах, под которыми в астрологии понимаются таблицы расчетов координат небесных светил, прежде всего Луны, Солнца и других планет с определенной периодичностью. На основании полученных расчетов возможно прогнозирование определенных событий, например метеорологических.

в обыденных вещах, таких как травы, камни или приправы: «In den anderen Schriften bemerkt er (Ficino) zu den bösen Dämonen, dass sie sich auch in materiellen Dingen wie Kräutern, Steinen und Gewürzen befinden würden» [11, с. 236]. Вполне вероятно, что данное утверждение или ему подобное послужило также основанием для включения в сюжет ретродетектива отрывка молитвы следующего содержания, ср.: «Да укротится всякое зло, поставляющее преграды росту семян и корней, накоплению сока плодов и полевых растений / Да укротится всякое зло, поставляющее преграды доброй славе, обилию потомства, друзей, скота и домашнего скарба / Да укротится всякое зло, поставляющее преграды увеличению молока, масла и творога...» [10, с. 350]. Приведем другой пример, свидетельствующий о силе природных явлений и их влиянии на человека: «Взяла я у той старушки траву чистотел, и еще иных трав она добавила, отвела я Анисью в сторонку и говорю: "Возьми, свет, настаивай да и умывайся на утренней и вечерней зорях"» [7, с. 230].

Сакральное знание имеет естественно-научное объяснение, что позволяет фиксировать его в бытовых вещах, которым мы не всегда придаем должное значение сегодня, хотя в прошлые времена бытовое знание играло важную роль. Знание бытовых особенностей позволяло рачительно вести хозяйство, поддерживать традиционные ремесла, развивать народное творчество, ср.: «Узнал он также и то, что знает всякая женка, которой приходится заниматься печевом: что хлеб из муки тонкого помола пропекается хуже, что эта мука быстрее слеживается, лучше воду впитывает и гораздо скорее портится, чем мука обыкновенная, не такая дорогая» [6, с.140]. В одном из эпизодов главный персонаж объясняет своему товарищу, почему, например, извозчики не ездят в зиму вдоль дальнего берега, и чтобы попасть в нужное место людям приходится идти к Никольской через Кремль, ср.: «А там бани, свет! Ты ведь сам туда к Авдотьице бегал! Они горячую грязную воду в реку спускают, и лед там ненадежный» [там же, с. 348]. Нередко в сюжете представлено и лекарское, и ветеринарное знание, которым пользуются современные специалисты в области медицины. Например, ветеринары, имеющие опыт лечения лошадей, знают, что чесотка лечится горячим дегтем, а мокрец следует лечить растительным маслом и травяными настоями, ср.: «Бывали случаи, что конюхи, возвратившись, обнаруживали у бахматов чесотку и долго лечили страдальцев горячим дегтем. // Мокрец, который поражал

задние конские ноги именно при странствиях по грязным и сырым дорогам... будешь и деревянным маслом мазать, и травяными настоями обмывать» [8, с. 18]. Знание о здоровье также вводится в ретродетек-тив на фоне основного сюжета. Например, о времени, когда следует ломать березовые веники для бани. Ср.: «Вы, молодцы, велите только, чтобы свежих веников дали! - вдруг забеспокоилась Дуня. - В свежих вся сила! Вот как молодой лист на березе в полную спелость войдет -тогда и надо ломать» [там же, с. 23]. Сакральное знание, «вплетаясь» в бытовой контекст, становится доступным читателю: «Вид пирожков на столе производил поистине магнетическое действие. Надо сказать, что Домна - необыкновенная мастерица делать пирожки. По постным дням она печет их с морковью, кашей, горохом, грибами и луком, луком и яйцами, вареной рыбой; по скоромным - с творогом, печенкой, свежиной и ветчиной, куриными потрохами и дичинным фаршем и Бог еще знает с чем. Сегодня день был постный, и пирожки соответственные» [1, с. 260]. Только на основании данного пассажа читатель может получить знание о наличии постных и скоромных дней, понять, какие продукты можно отнести к разряду постных и скоромных, а также узнать о том, что для пирогов может использоваться разнообразная начинка, а не только традиционная капуста или картошка. Иными словами, данный отрывок может быть интересен и полезен различным целевым группам. Это обстоятельство во многом обусловливает популярность современных ретродетективов. Подчеркнем, что подобное знание передается из поколения в поколение и бережно хранится.

Следует отметить, что гадания также широко представлены в ре-тродетективах, но их разновидности имеют определенную «привязку» к эпохе. Например, в конце XIX в. были модны спиритические сеансы или гадания по книге. На этом основании эпизоды, описывающие сеансы или гадания, представляются уместными в общей канве повествования, ср.: «Смяв листок, Иван Дмитриевич выбросил его, достал книжку Каменского и перечел название: "На распутье". Из оглавления следовало, что это не роман, а сборник рассказов. Иван Дмитриевич положился на судьбу, которая в таких случаях всегда бывала к нему благосклонна, и раскрыл наобум, как при гадании. Открылось на рассказе "Театр теней". Он успел прочесть его по дороге на Караванную» [10, с. 17].

Не последнюю роль в ретродетективах играют предчувствия, сопровождаемые сокровенными мыслями действующих персонажей. Предчувствие можно толковать в двух аспектах: во-первых, это ожидание чего-то; во-вторых, это ожидание чего-то неизвестного, что может быть как позитивным, так и негативным. Опираясь на данные современной теории межкультурной коммуникации, мы знаем, что базовой человеческой эмоцией является страх, преодоление которого связано с рациональной обработкой эмоциональной информации, полученной извне. Таким образом, предчувствие всегда сопровождается ожиданием нуминозного. Предчувствия нередко обозначают через понятие интуиции, когда человеку непостижимым образом открывается сакральное знание, которое настолько явственно и четко, что может быть сформулировано в конкретном пожелании - однозначном и лаконичном, ср.: «Если я умру раньше тебя, а я знаю, что умру раньше, - сказал вдруг Иван Дмитриевич, - не ходи за моим гробом лохматая, с ненакрашенными глазами... / Он шептал: Чем сильнее горе, тем больше внимания туфлям, платью, прическе. Обещай мне! / И не подумаю, - рассердилась жена» [там же, с. 279]. Правда, сакральное знание не всегда может быть истолковано верно: в данном ретроде-тективе супруга Ивана Дмитриевича умирает раньше него.

Важное место в ретродетективах отводится и приметам, которые трактуются как явления или случаи - предвестники каких-либо событий. Для иллюстрации вышесказанного приведем следующий пример: «Найдан-ван был убит в первом часу пополуночи, в час мыши. Следовательно, как указали состоявшие при посольстве ламы, счастливое перерождение могло быть обеспечено ему лишь при условии, если от места его смерти погребальная процессия направится строго на восток» [там же, с. 190-191]. В приметах существенную роль играют тотемные животные, ср.: «Сверху к ящику была привязана клетка с петухом. Эта птица, криком разделяющая тьму и свет, обитала на грани двух миров, через нее ушедшие из жизни говорили с живыми. По тому, как она клекочет, пьет воду или клюет зерно, знающие люди понимали, какая молитва нужна в данный момент покойному, и читали ее или делали что-то другое, также способствующее благоприятному перерождению» [там же, с. 191].

Важную роль в приметах играют природные явления, основанные на многолетних наблюдениях за погодой, ср.: «В воскресенье была

Аксинья Полухлебница1. Как известно, если в этот день хлеб подешевеет, то и новый хлеб будет дешев, а если на Аксинью погода добрая, то и весна будет красная. Погода действительно была необыкновенно хороша - небо ясное, ни единого облачка, солнышко ласковое, морозец небольшой, ветра почти не ощущалось - чистая благодать!» [1, с. 131].

Заключение

Безусловно, не все примеры, приведенные в ретродетективах, можно отнести к разряду практического мистицизма, основанному на знаниях о природных явлениях, целебных свойствах растений или качествах тотемных животных, но все они опираются на средневековые положения астрологического дискурса, в которых транслируется идея о том, что человек и его душевные качества (лат. spiritus noster), все предметы, которые его окружают, и происходящие вокруг него явления могут, под воздействием божественных сил (лат. spiritus mundi), усилить свои свойства под влиянием космических тел: «Und die menschlichen Lebensgeister (spiritus noster) können den Weltgeist (spiritus mundi) durch die Strahlen der Gestirne in sich aufnehmen» [11, с. 236]. Подчеркнем, что в дальнейшем эти две ветви нашли свое развитие в астрономическом (космическом) дискурсе и в теологическом (религиозном, божественном), что свидетельствует о наличии культурно-исторической связи между наукой и сакральным знанием.

В подтверждение вышесказанного приведем следующий иллюстративный пример, описывающий состояние монгольского князя после его обращения в христианскую веру: этот эпизод из ретродетек-тива, действие которого разворачивается в Санкт-Петербурге в конце XIX в., пронизанного на тот момент тяготением ко всему восточному и мистическому: «Найдан-ван был буквально потрясен чудесами западной цивилизации, а крещение, вероятно, казалось ему чем-то вроде магической процедуры, в результате которой человек автоматически обретает умение читать топографическую карту, управлять паровозом или играть на рояле. Я утрирую, но что-то в этом духе» [10, с. 234].

1 Аксинья Полухлебница - день 6 февраля (24 января по старому стилю). Этот день считается переломным, т. е. поворотом зимы на весну. Полагали, что в это время половина запаса хлеба уже съедена, а половина зимы пройдена.

О связи научного и альтернативного знания свидетельствуют пассажи, в которых главные персонажи преклоняются перед природой, ее величием и многоликостью, отдавая дань сакральным воззрениям и царившим обычаям, ср.: «И хорошо было стоять, любуясь небом, и мысли в голове складывались какие-то уж больно чистые и разумные: есть же там, в вышине, Господь, и видит Он, как четверо конюхов снаряжаются, и, если попросить, благословит их брать деревянную грамоту... Молитва сама пришла на уста» // «Ну, Господи, благослови! - сказал он, крестясь на высь небесную. И это было правильно -без посредства образов соединить себя с Господом знамением креста, ощущая душой, что так Он, пожалуй, ближе, чем в храме, где стоишь заутреню» [6, с. 152].

В заключение подчеркнем, что, раскрывая идею связи сакрального и научного знания, нам представляется целесообразным рассматривать практический мистицизм в качестве этапа духовного становления индивида и человечества в целом, который выражается в пути познания и попытке анализа и обобщения явлений эколого-социальной действительности, с одной стороны, и в стремлении к личному самосовершенствованию - с другой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Данилин В. Двадцатая рапсодия Листа. - СПб. : Амфора, 2016. - 351 с. (Сер. «Ретродетектив»).

2. Касавин И. Т. О возможности нового направления исследований: «Science & Spirituality» // Наука и религия. Междисциплинарный и кросс-культурный подход. Научные труды /под ред. И. Т. Касавина. - М. : Канон+ : Реабилитация, 2006. - С. 5-10.

3. Макеева И. И. Знамение в судьбе для человека в Древней Руси // Понятие судьбы в контексте разных культур (Науч. совет по истории мировой культуры). - М. : Наука, 1994. - С. 181-186.

4. Потапова Р. К., Потапов В. В. Речевая коммуникация: От звука к высказыванию. - М. : Языки славянских культур, 2012. - 464 с.

5. Саййид Салман Сафави. Практический мистицизм / пер. с перс. М. Ген. -М. : Академический проект : Садра, 2013. - 92 с.

6. Трускиновская Д. М. Деревянная грамота. - СПб. : Амфора, 2016. - 446 с.

7. Трускиновская Д. М. Заколдованная душегрея. - СПб. : Амфора, 2016. -287 с. (Сер. «Ретродетектив»).

8. Трускиновская Д. М. Персидский джид. - СПб. : Амфора, 2016. - 447 с.

9. Филюшкин А. Мы ее теряем? Вызовы науке истории в ХХ веке // Литературная газета. - 2016. - № 17 (6551). - С. 16.

10. Юзефович Л. Князь ветра. - СПб. : Амфора, 2016. - 351 с.

11. Lerch A. Scientia astrologiae. Der Diskurs über die Wissenschaftlichkeit der Astrologie und die lateinischen Lehrgücher 1470-1610. - Leipzig : AVA Akademischer Verlagsanstalt, 2015. - 321 S.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.