3. Чураков Д.О. Становление советской экономической модели в 1920-1930-х гг. // Образовательный портал «Слово». - Режим доступа: https://www.portal-slovo.ru/history/41772.php
2019.04.002. МАНГЕЛОЖА Е., ОВАСКА Т. «УТОПИЯ» СЭРА ТОМАСА МОРА: ЗАБЫТАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА. MANGELOJA E., OVASKA T. Sir Thomas More's Utopia: An overlooked economic classic // Econ. affairs. - 2019. - Vol. 39, N 1. -P. 65-80. - Mode of access: https://jyx.jyu.fi/handle/123456789/63218
Ключевые слова: общественная собственность; экономическая система; Томас Мор; утопия.
Исследователи из Университета Йювяскюля (Финляндия) и Государственного университета Янгстаун (США) обращаются к анализу экономических аспектов знаменитой «Утопии» Томаса Мора, написанной в 1516 г. Они утверждают, что Мору удалось описать экономическую систему, основанную на общественной собственности и христианских ценностях, которая может оставаться эффективной и жизнеспособной в долгосрочной перспективе. По мнению авторов, «Утопия» представляет значительный исследовательский и практический интерес для истории, философии, политологии, теологии, социологии и, конечно, для современной экономики.
Несмотря на то, что манера изложения Мора скорее сатирическая, авторы опровергают мнение о том, что «Утопия» всего лишь пародия на идеальное общество. Они утверждают, что некоторые выводы этой работы оставались популярными на протяжении веков, хотя принцип общественной собственности и был дискредитирован в социалистических экономиках. Авторы подчеркивают, что экономическая система Мора опирается на теократический порядок и божественную автаркию, которые обеспечивают продуктивное функционирование института общественной собственности.
Проведенный анализ позволил авторам сформулировать основания и базисные принципы «Утопии»:
- богословие, способное объединить общину на основе христианского мировоззрения, религиозной системы ценностей и убеждений;
- трансцендентный моральный порядок, основанный на традициях, совести, религиозной терпимости, теологических ограничениях;
- общественная собственность как инструмент экономического развития, основанный на библейском фундаменте;
- идея мессианского царства как политическая теократическая утопия «Царства Небесного на земле»;
- социальное и политическое равенство на базе совместного владения собственностью, ликвидации прибыли, осуждения роскоши и праздности, обязанности и права каждого на труд;
- добродетельное управление, основанное на принципах религии, строгого соблюдения закона, борьбы со злоупотреблением властью и неформального социального контроля;
- образование как общественное благо с положительными внешними эффектами (рост производительности, интеллектуальное развитие и т.п.);
- истинное счастье как результат следования естественному разуму, религии и истинному альтруизму, который способствует благосостоянию всего человечества.
С точки зрения авторов, фундаментальная цель экономической утопической системы Мора заключается в поиске ответа на три вопроса: 1) что производить - товары для удовлетворения основных потребностей общества (еда, одежда, жилье, а также образование, здравоохранение и оборона); 2) как производить - совершенствование технологий производства с помощью вложений в науку и образование и путем проведения политики поддержки талантов; 3) как распределять - следование принципам равенства и помощи беднейшим.
Авторы приходят к выводу, что причиной жизнеспособности экономической системы Мора является ее религиозное обоснование, а ключевые преимущества «Утопии» по сравнению с социалистическими системами заключаются в добродетельных принципах взаимности, доброты и альтруизма, которые обеспечивают укрепление социальных связей и общее счастье, а также удовлетворение наиболее важных социальных потребностей в уважении к другим и самореализации (по А. Маслоу). Они утверждают, что, несмотря на строгие ограничения (религиозные убеждения, аскетизм, повсеместный контроль и т.п.), экономическая модель Т. Мора с опреде-
ленными оговорками может рассматриваться как жизнеспособная и функциональная альтернатива современному капиталистическому строю.
Н.А. Коровникова
2019.04.003. ОСТРОУМОВ ВВ. ИСТОКИ ТЕОРИЙ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ СКВОЗЬ ПРИЗМУ «ЗАКОНА РЫНКОВ СЭЯ». - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019. - 187 с.
Ключевые слова: Ж.Б. Сэй; закон рынков; классическая политическая экономия; история экономических учений.
Доцент Департамента «Экономическая теория», ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» В.В. Остроумов посвятил свою монографию анализу концепции французского экономиста Ж.Б. Сэя. Автор приводит биографию Сэя, указывает основные этапы его научной карьеры и, конечно, ключевые положения сэевского учения, которое по сей день остается в центре дискуссий, поскольку даже сторонники называют «закон Сэя» «удачной», но «неточной» формулой (с. 77).
Автор называет Сэя одним из великих смитианцев (наряду с Рикардо и Мальтусом), сторонником принципа «происхождения стоимости из издержек производства, автором концепции экономического равновесия - «закона рынков» (с. 27). Основное внимание в монографии уделено наиболее известному труду Сэя «Трактат политической экономии, или Простое изложение способа, которым образуются, распределяются и потребляются богатства» (1803, далее «Трактат»). В этой работе были опровергнуты стереотипы физиократических представлений (с. 38) и сформулированы идеи экономического либерализма, в том числе: а) невозможность либо случайный характер экономических кризисов в условиях свободной конкуренции; б) саморегулируемость национальной экономики, функционирующей в соответствии с принципами экономического либерализма (с. 33).
Автор сводит учение Сэя к четырем основополагающим положениям, которые представлены в пятой главе «Трактата», озаглавленной «Теория сбыта», а именно: