Научная статья на тему '2019. 03. 028. Работа за пределами академии? Отношение молодых исследователей, имеющих срочный контракт, к изменению своей карьерной траектории / аарникойву М. , ноккала Т. , сиеккинен Т. , куоппала К. , пеккола Э. Working outside Academia? Perceptions of early-career, fixed-term researchers on changing careers / Aarnikoivu M. , Nokkala T. , siekkinen T. , Kuoppala K. , Pekkola E. // European Journal of higher education. - 2019. - Vol. 9, n 2. - p. 172-189. - doi: https://doi. Org/10. 1080/ 21568235. 2018. 1548941'

2019. 03. 028. Работа за пределами академии? Отношение молодых исследователей, имеющих срочный контракт, к изменению своей карьерной траектории / аарникойву М. , ноккала Т. , сиеккинен Т. , куоппала К. , пеккола Э. Working outside Academia? Perceptions of early-career, fixed-term researchers on changing careers / Aarnikoivu M. , Nokkala T. , siekkinen T. , Kuoppala K. , Pekkola E. // European Journal of higher education. - 2019. - Vol. 9, n 2. - p. 172-189. - doi: https://doi. Org/10. 1080/ 21568235. 2018. 1548941 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
52
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЛ / ИЗМЕНЕНИЯ В КАРЬЕРЕ / НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП КАРЬЕРЫ / СРОЧНЫЙ КОНТРАКТ / БЕССРОЧНЫЙ КОНТРАКТ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Лихачев М.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2019. 03. 028. Работа за пределами академии? Отношение молодых исследователей, имеющих срочный контракт, к изменению своей карьерной траектории / аарникойву М. , ноккала Т. , сиеккинен Т. , куоппала К. , пеккола Э. Working outside Academia? Perceptions of early-career, fixed-term researchers on changing careers / Aarnikoivu M. , Nokkala T. , siekkinen T. , Kuoppala K. , Pekkola E. // European Journal of higher education. - 2019. - Vol. 9, n 2. - p. 172-189. - doi: https://doi. Org/10. 1080/ 21568235. 2018. 1548941»

НАУЧНЫЕ И ИНЖЕНЕРНЫЕ КАДРЫ. ПРОБЛЕМЫ ИХ ВОСПРОИЗВОДСТВА

2019.03.028. РАБОТА ЗА ПРЕДЕЛАМИ АКАДЕМИИ? ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ, ИМЕЮЩИХ СРОЧНЫЙ КОНТРАКТ, К ИЗМЕНЕНИЮ СВОЕЙ КАРЬЕРНОЙ ТРАЕКТОРИИ / ААРНИКОЙВУ М., НОККАЛА Т., СИЕККИНЕН Т., КУОППАЛА К., ПЕККОЛА Э.

Working outside academia? Perceptions of early-career, fixed-term researchers on changing careers / Aarnikoivu M., Nokkala T., Siekki-nen T., Kuoppala K., Pekkola E.// European journal of higher education. -2019. - Vol. 9, N 2.- P. 172-189. - DOI: https://doi.org/10.1080/ 21568235.2018.1548941.

Ключевые слова: академический персонал; изменения в карьере; начальный этап карьеры; срочный контракт; бессрочный контракт.

Авторов статьи, сотрудников университетов г. Ювяскюля и г. Тампере (Финляндия), интересует, каким образом положение ученых-исследователей в финских университетах на ранних этапах их карьеры и условия срочных контрактов влияют на развитие их дальнейших карьерных траекторий.

Сегодня в связи со стремительным развитием экономики знаний резко возросла потребность в специалистах, имеющих высшую научную квалификацию. Одним из направлений государственной политики в области высшего образования стало стимулирование специалистов, имеющих ученую степень, к поиску работы в частном секторе, на предприятиях с наукоемким производством или к занятию непосредственно разработкой новых технологий. Этому также способствует соответствующая политика в области занятости, которая проводится в финских университетах в последние годы и которая тесно связана с общей экономической рецесси-

ей и снижением рыночных доходов и государственного финансирования. Эта политика выражается в широком распространении краткосрочных контрактов, ухудшении условий труда и уменьшении карьерных перспектив для молодых ученых-исследователей. Все это сделало для многих представителей академического сообщества более привлекательной занятость вне академического сектора, в частности в исследовательских подразделениях различных частных компаний. Авторы статьи ставят своей целью исследовать специфику этого процесса в финской системе высшего образования.

Доля трудовых срочных контрактов довольно широко варьируется в современной системе европейского высшего образования (от 70% и выше до 20% и ниже), и она неуклонно увеличивается. Кроме того, срочные трудовые контракты, как правило, являются преобладающей формой занятости для молодых ученых, находящихся на ранних этапах своей академической карьеры. Это делает их положение крайне неустойчивым и подталкивает многих из них к поиску альтернативных вариантов развития карьеры за пределами академических структур.

Авторы вводят терминологическое различие между понятием «изменение карьеры» (career change), которое, по их мнению, означает переход в иную сферу деятельности и иную институциональную и организационную среду, и понятием «изменение работы» (job change), которое предполагает выход на новый уровень карьерной траектории в рамках прежней институциональной и организационной среды. Своей целью авторы ставят исследование факторов, способствующих как карьерным изменениям, так и смене места работы.

Существует обширная литература, посвященная данной теме, в которой выявлены факторы, влияющие на принятие учеными на ранних этапах своей карьеры решение покинуть сферу академической деятельности. Их можно разделить на несколько групп.

1. Стресс: факторы личного плана (ответственность за благосостояние своей семьи и будущее своих детей) и факторы чисто профессионального порядка (стрессы, связанные с растущими требованиями к публикационной активности, с растущим количеством нагрузки на рабочем месте или необходимостью выполнения все более сложных бюрократических процедур и формальностей).

2. Низкий уровень удовлетворенности: может быть обусловлен неудовлетворенностью оплатой труда, уровнем контингента студентов, плохими условиями для преподавательской и исследовательской деятельности, конфликтами с администрацией университета и коллегами и т.д.

3. Низкий уровень личной или коллективной продуктивности как в научном, так и в преподавательском плане.

4. Низкий уровень вовлеченности в дела университета, в принятие решений, определяющих его деятельность.

Задача авторов - выявить факторы, влияющие на поведение молодых сотрудников финских университетов, которые пытаются так или иначе изменить свои карьерные траектории.

Для исследования были использованы данные опроса, проводившегося в 2013 г. для оценки условий работы сотрудников со срочным трудовым контрактом и их роли в развивающейся экономике знаний. Опрос проводился среди сотрудников восьми крупнейших финских университетов, находящихся на различных этапах развития своей карьеры и имеющих срочный трудовой договор. Опрос, в частности, показал, что 76% респондентов рассматривали возможность своего перехода в неакадемические сферы деятельности и почти половина из этого числа предпринимала конкретные действия с этой целью. Из всей выборки были выделены респонденты, находящиеся на ранних этапах своей карьеры, - 500 человек (от 25 до 40 лет). Полученная база данных была подвергнута количественному контент-анализу.

Проведенное авторами исследование показало, что наиболее важным фактором, влияющим на принятие решения об уходе из академической сферы, является фактор неудовлетворенности, связанный с условиями работы. Его отметили 154 респондента (66%). Из них 82 участника в качестве значимого фактора выделили плохие карьерные перспективы в университете, 55 - низкий уровень оплаты труда, 15 - неудовлетворенность характером выполняемой работы.

Второе место занимают факторы стресса (о них сообщили 132 респондента, или 52%): 1) связанные с карьерными перспективами - 121 респондент (115 респондентов отметили в качестве важного стрессового фактора необеспеченность сохранения рабочего места, а 6 - высокие требования к публикационной активно-

сти); 2) связанные с условиями труда - 24 респондента (главным образом не соответствующий характер выполняемой работы, бюрократизм и негибкость системы организации учебного и научного процесса, перегруженность работой, конкуренция); 3) связанные с личной и семейной ситуацией - 8 респондентов (необходимость материальной поддержки собственной семьи).

На третьем месте стоят факторы персонального соответствия характеру академической деятельности. Его отметил 41 респондент (16%). К их числу относится отсутствие интереса к занятию исследовательской деятельностью (14 респондентов), стремление к занятию более практической и полезной деятельностью (5 респондентов), ориентированность на самозанятость и занятие бизнесом (4 респондента).

Факторы недостаточной поддержки занимают последнее место. Их отметили 14 респондентов (5%). Это - недостаток признания со стороны коллег и руководства, тяжелая психологическая атмосфера в коллективе, организационные и институциональные проблемы и т.д. (с. 9).

В заключение авторы отмечают, что большинство интервьюируемых акцентировали свое внимание на возможностях, открывающихся для них в случае занятости за пределами академической сферы и отсутствующих в академических институтах. Главным негативным фактором для них оказалось отсутствие гарантий занятости, обусловленное краткосрочным характером трудовых контрактов. Наличие гарантий более долгосрочной занятости могло бы компенсировать многие недостатки и проблемы, связанные с работой в научной сфере, поскольку они давали бы ощутимое преимущество по сравнению с работой в чисто рыночных структурах, где гарантии занятости традиционно слабы. Таким образом, именно отсутствие уверенности в сохранении своих рабочих мест - главный фактор, обесценивающий в глазах молодых ученых-исследователей работу в академических структурах, поскольку стабильность традиционно была главным преимуществом академических институтов по сравнению с рыночной средой. Постепенное исчезновение этого преимущества в значительной мере обесценивает преимущества академической карьеры, особенно для тех, кто находится на ранних этапах ее развития.

Авторы исследования полагают, что полученные ими результаты вскрывают серьезную проблему формирования и сохранения кадрового потенциала системы образования и науки. Университеты, которые ежегодно тратят значительные средства на подготовку и отбор кадров, могут столкнуться с тем, что около половины этих кадров, причем, как правило, обладающих наиболее высокой квалификацией, будут покидать сферу научной и преподавательской деятельности и искать работу в других экономических сферах. Поэтому вопрос об улучшении условий труда, повышения оплаты и усиления гарантий занятости академических работников актуален не только для финской системы высшего образования и науки, но и для всей европейской системы высшего образования и науки в целом.

М.О. Лихачев

2019.03.029. МОРЛИ Л., ЛЕЙТОН Д., ХАДА Ю. АФФЕКТИВНАЯ ЭКОНОМИКА ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ: АКАДЕМИЧЕСКАЯ ИММИГРАЦИЯ И ЭМИГРАЦИЯ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ ЯПОНИИ.

MORLEY L., LEYTON D., HADA Y. The affective economy of internationalization: Migrant academics in and out of Japanese higher education // Policy reviews in higher education. - 2019. - Vol. 3, N 1. -P. 51-74. - DOI: https://doi.org/10.1080/23322969.2018.1564353.

Ключевые слова: Япония; высшее образование; академическая миграция; аффективная экономика; интернационализация; мобильность.

Авторы статьи, сотрудники Университета Сассекса (Брайтон, Великобритания), Университета Альберто Уртадо (Сантьяго, Чили) и Научно-исследовательского института Японии, Великобритании и Европы (RIJUE), рассматривают проблемы международной академической мобильности, в частности миграции научных кадров, на примере ситуации, сложившейся в системе высшего образования Японии. Эти процессы являются составляющей общего процесса интернационализации системы высшего образования.

Интернационализация рассматривается авторами статьи как прогрессирующее устранение языковых, культурных, институциональных и иных барьеров, разделяющих образовательные системы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.