Научная статья на тему '2019. 02. 032. "Черные тетради" Мартина Хайдеггера - философско-политические дебаты. Martin Heideggers "Schwarze Hefte" - eine philosophisch-politische Debatte / Hrsg. Heinz M. , Keller S. - Berlin: Suhrkamp, 2016. - 445 S'

2019. 02. 032. "Черные тетради" Мартина Хайдеггера - философско-политические дебаты. Martin Heideggers "Schwarze Hefte" - eine philosophisch-politische Debatte / Hrsg. Heinz M. , Keller S. - Berlin: Suhrkamp, 2016. - 445 S Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
45
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРТИН ХАЙДЕГГЕР / "ЧЕРНЫЕ ТЕТРАДИ" / ФИЛОСОФИЯ ФРГ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Погорельская С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2019. 02. 032. "Черные тетради" Мартина Хайдеггера - философско-политические дебаты. Martin Heideggers "Schwarze Hefte" - eine philosophisch-politische Debatte / Hrsg. Heinz M. , Keller S. - Berlin: Suhrkamp, 2016. - 445 S»

2019.02.032. «ЧЕРНЫЕ ТЕТРАДИ» МАРТИНА ХАЙДЕГГЕРА -ФИЛОСОФСКО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДЕБАТЫ. Martin Heideggers «Schwarze Hefte» - Eine Philosophisch-Politische Debatte / Hrsg. Heinz M., Keller S. - Berlin: Suhrkamp, 2016. - 445 S.

Ключевые слова: Мартин Хайдеггер; «Черные тетради»; философия ФРГ.

Сборник статей издан профессором философии университета г. Зиген Марион Хайнц и научным сотрудником Сидони Келлер. Философский семинар данного университета известен не только своей быстрой реакцией на публикацию «Черных тетрадей», которые он обсуждал по мере выхода в свет очередных томов, но и своей безоговорочно критической позицией к тому философскому наследию, которое в них открылось. Данный сборник представляет собой продолжение этого обсуждения (по трем томам «Черных тетрадей», которые вышли в свет к моменту его подготовки) и участвуют в нем преимущественно авторы, мировоззренчески разделяющие позиции обеих дам, взявших на себя труд его издать.

Формулируя цели сборника, издатели отмечают, что с публикацией «Черных тетрадей» дебаты о вовлеченности философии Хайдеггера в национал-социализм возобновились и обострились. Формулировки, которые, по меркам нынешней политкорректно-сти, однозначно попадают под характеристики «антисемитизма», возмутили не только университетский мир, но и неакадемическую (т.е. далекую от высшей школы) общественность, указывают они. Далее издатели напоминают, что имено в силу данного, ожидаемого и неизбежного общественного резонанса, в хайдеггероведении еще до публикации «Черных тетрадей», на основании избранных отрывков, разгорелись споры о целесообразности обнародования этой части наследия философа.

Если в дебатах по данной теме, предшествовавших публикации «Черных тетрадей», начавшихся с Гвидо Шнеебергера и продолженных Виктором Фариа и Хуго Оттом, спорящие стороны задавались вопросом о мере вовлеченности Хайдеггера в национал-социализм, то в нынешних речь идет уже о самой сути его философии, полагают издатели (с. 4). По их мнению, «Черные тетради» с их почти «дневниковым» характером не только опровергают

тезисы о «кратковременном увлечении» Хайдеггера национал-социализмом, оставшемся, якобы, без последствий для его философской мысли и не только открывают «изнутри», с его собственной перспективы, новые страницы его политической биографии, но и доказывают ту «внутреннюю связь» его философии с «расизмом, антисемитизмом и национал-социализмом», которой, «как справедливо указывал Ричард Рорти», (с. 5) не хватало в прежних дебатах. Позции Эммануэля Файе, не считавшего целесообразным разделять политико-мировоззренческие позиции Хайдеггера и его философию с публикацией «Черных тетрадей» получают новое подтверждение, считают издатели.

То новое понимание бытийной истории, которое открывается нам в «Черных тетрадях» позволяет хайдеггероведам по новому подойти к его философской концепции, увязав его «бытийно-исторические» комментарии к политическим и социальным реалиям своего времени с его философией и подумать, стоит ли оставлять Хайдеггера как одного из самых значительных немцких философов ХХ в. (именно таковым считался он раньше), в курсе философии, или же вернее будет переместить в сферу истории и исследования исторических идей - т.е. изъять его из философской методологии и поместить в одну нишу с мыслителями национал-социалистического времени, изучаемыми с исторических позиций. Для себя издательницы на этот вопрос уже ответили: «Так называемая бытийная история Хайдеггера обосновывает национал-социалистическую концепцию Политического и соответствующие национал-социалистические интерпретации историко-политичес-кой современности» (с. 8). Поэтому в «общественном интересе» его следует изучать в контексте его времени.

Решающим вопросом, однако, является вопрос о том, как это новое наследие изменяет тот угол зрения, под которым обычно изучали философию Хайдеггера, а также о том, нужна ли полная переоценка его философии в свете этих новых откровений? Сами издательницы считают такую переоценку необходимой и, в силу этого, призывают не «маргинализировать» развязавшиеся после публикации «Черных тетрадей» дебаты, не превращать их в «очередное общественное возмущение Хайдеггером», а обработать их, увязать их в научную, политико-философскую дискуссию, с тем, например, чтобы воспрепятствовать так называемым «новым пра-

вым», все более усиливающимся в последние годы, легитимировать свои концепции ссылками на хайдеггеровский фундамент. «Научный спор - это также и форум, на который выносятся противоречивые мнения о политических опциях будущего», - полагают издательницы (с. 15).

Нет нужды пояснять, что авторы сборника в большей или меньшей мере поддерживают позиции издательниц и полагают масштабную переоценку философского наследия Хайдеггера необходимой.

Сборник поделен на четыре части, причем название трех последних говорят сами за себя: «Бытие, бытийная история и мета-политика» (с. 43-172), «Метаполитика в контексте национал-социализма, расизма и антисемитизма» (с. 173-290), «Самоинсценировка Хайдеггера» (с. 291-348) и «Новый подход к старым дебатам» (с. 349-440).

Российскому исследователю сборник будет интересен прежде всего тем многообразием критических подходов к исследованию философского наследия Хайдеггера в свете «Черных тетрадей», которое он представляет. Спектр статей варьируется от «Хайдеггеровская критика культуры и идеология народничества» (Т. Роркремер, с. 258-275) до «Эпохальная полемика. После Черных тетрадей, думать с Хайдеггером и против Хайдеггера» (Фрид Г., 366-383).

В сборнике, наряду с молодыми авторами, участвуют такие именитые исследователи Хайдеггера из мира западной философии, как Э. Файе, Р. Меринг, Р. Волин.

В последующих изданиях РЖ предполагается публикация рефератов по наиболее значимым статьям сборника.

С. В. Погорельская

2019.02.033. АРНОЛЬД К. КАТОЛИЧЕСКИЙ АНТИМОДЕРНИЗМ.

ARNOLD C. Katholischer Antimodernismus // Heideggers Weg in die Moderne. Eine Verortung der «Schwarze Hefte» / Hrsg. Gander H., Striet M. - Frankfurt a/M.: Vittorio Klostermann, 2017. - S. 35-47.

Ключевые слова: М. Хайдеггер; католичество; модернизм; «Черные тетради».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.